Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детско-родительские отношения




 

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

1) характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

2) мотивы воспитания и родителъства;

3) степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

4) удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;

5) стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства; (авторитарный -делает все в интересах ребенка но с ним не считается, автократический – опирается на интересы ребенка, демократический – ответ -ть на родители, ребенок учитывается, либерный – минимум запретов и требований, максимум инициативы ребенка, меньшая степень партнерства в отношениях, разрешающий – разрешает много, но имеет право на получение информацию, попустительский – родитель снимает с себя ответственность, эгалитарный – с позиции равенства родителя и ребенка, хаотический - непоследовательный, игнорирующий – намеренное дистанцирование) Самый норм – демократический

6) способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;

7) социальный контроль: требования и запреты (через них трансляция целей воспитания), их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;

Требований и запретов не должно быть много, главное требования к требований: должны соответ-ть возрасту, компетентности ребенка, д.б. ясная понятная форма выражений требований. Желательно избегать высказываний ТЫ: нельзя говорить: ты должен учить уроки, правильно говорить: уроки должны быть сделаны или школьники должны делать уроки.

Санкции – форма обратной связи.

Наказания: как форма восставления справедливости и обратная связь. Самая лучшая форма наказания – это наказание естественными последствиями (например: ребенок разбил вазу, родитель говорит спокойно: мне ваза эта нравилась, очень жаль, а теперь убери за собой). Самое ужасное наказание это лишение родительской любви (например: разбил вазу, а родитель говорит: я тебя больше не люблю)

Виды поощрений: похвала: надо хвалить за поступок, за усилие, безоценочно хвалить и именно за результат. Ласка, расширение активности с расширением прав ребенка. Плохое поощерение – материальное (ты мне- я тебе)

 

8) степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

 

Интегративные показатели детско-родительских отношений:

1) родительская позиция

2) тип семейного воспитания

3) образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка.

 

 

27. ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Д. Баумрид взяла за основу характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Получилось следующие стили семейного воспитания: 1. Авторитетный – теплое эмоциональное принятие ребенка в сочетании с высоким уровнем контроля, признанием и поощрением развития автономии. Демократический стиль общения, готовность к изменению системы требований 2. Авторитарный – отвержение или низкий уровень эмоционального принятия ребенка, высокий уровень контроля. Стиль общения – командно-директивный по типу диктата, ригидная системы требований и запретов 3. Либеральный - теплое эмоциональное принятие ребенка в сочетании с низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. 4. Индифферентный – низкая вовлеченность родителей в процесс воспитания, эмоциональная холодность и дистантность, низкий уровень контроля в форме игнорирования потребностей ребенка, недостаток протекции. Тип родительского (семейного) воспитания является интегративной характеристикой воспитательной системы. Есть два типа: 1) Гармоничный (у него просто характеристики) 2) Дисгармоничный (есть виды, их много) Гармоничный тип семейного воспитания характеризуется: · Взаимное эмоциональное принятие, эмпания, эмоц.поддержка · Признание самоценности личности ребенка, отказ от манипулирования им · Высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи · Признание права ребенка на самостоятельный выбор пути развития, · Взаимное уважение, равноправие в принятии решений · Система требований разумна и адекватна, построена с учетом возрастных · Система санкций (наказаний и поощрений) разумна и адекватна, поощрение автономии ребенка · Систематический контроль с постепенной передаче функций контроля · Воспитание устойчиво и непротиворечиво, его система меняется и индивидуально-личностных особенностей ребенка построена с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка ребенку, переход к самоконтролю сообразно возрасту ребенка. При этом каждый родитель сохраняет право на собственную концепцию воспитания. Гармоничный тип воспитания характерен для личностно зрелых родителей Дисгармоничный тип семейного воспитания характеризуется (в целом): · Низкий уровень эмоционального принятия, эмпании, эмоц.поддержки, может быть эм.отвержение или амбивалентное отношение · Недостаточный или чрезмерно высокий уровень удовлетворения потребностей ребенка · Ограничительство в различных сферах деятельности · Завышение требований или недостаточная требовательность, вседозволенность, нет учета возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка · Чрезмерность санкций (наказаний и поощрений) или их полное отсутствие, нет учета возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка · Неконструктивный контроль, низкий уровень родительского мониторинга · Высокий уровень противоречивости и непоследовательности воспитания · Низкий уровень сплоченности семьи в вопросах воспитания · Повышенная конфликтность в общении с ребенком Виды дигармотичного воспитания: 1) Гипопротекция – недостаточность заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку, удовлетворения его потребностей 2) Гиперпротекция – чрезмерная род.забота, завышенный уровень протекции 3) Противоречивое воспитание – использование одновременно различных типов воспитания разными членами семьи 4) Воспитание по типу повышенной моральной ответственности – чрезмерность требований, не соответствующих возрасту и инд.особенностям 5) Гиперсоциализирующее воспитание – ориентация на успехах и достижениях, соц.статусе без учета реальных психофизических возможностей ребенка 6) Жестокое обращение с ребенком – может быть как физическим, так и эмоциональным Э.Г. Эйдемиллер считает, что типология патологизирующих семейных систем складывается из сочетания средств воздействия воспитания и протекции (уровень протекции – это время, внимание и силы, которые родитель тратит на ребенка). Из сочетания средств воспитания и протекции он вывел эмпирически 6 видов дисгармоничного воспитания: (П – протекция; У – удовлетворение потребностей; Т- требования; З – запреты; С- санкции) 1) Потворствующая гиперпротекция (П+; У+; Т-; З -; С+/-) 2) Доминирующая гиперпротекция (П+; У+/-;Т +/-; З+; С+/-) – мотив воспитания достойного человека, достаточно жесткая система воспитания, огромное внимание ребенку, которое он воспринимает как травмирующее 3) Гипопротекция (П-; У-;Т-; З-; С-/+) 4) Эмоциональное отвержение (П-; У+/-;Т +/-; З +/-; С+) 5) Воспитание по типу повышенной моральной ответственности (П+; У-;Т+; З+; С+/-) 6) Жестокое обращение с ребенком (П -; У-; Т +/-; З +/-; С+) Виды гипопротекции: · Явное эмоциональное отвержение (воспитание по типу Золушки) (приписывание негативных качеств, стремление «улучшить», нет интереса, заботы) · Чистая гипопротекция (нет контроля, потребности не удовлетворяются) · Скрытая гипопротекция (есть только формальная забота, есть требования, нет контроля, нет совместн.деятельности, в основе – неосознанное эм.отвержение) · Перфекционизм (эм.отвержение, ребенок недостоин любви, потому что что-то делает не так, рационализация недостатка заботы) · Потворствующая гипопротекция (вседозволенность, родители откупаются мат.благами взамен любви) · Компенсаторная гиперпротекция (повышенная опека при эмоц. отвержении) Виды гиперпротекции: · Потворствующая гиперпротекция (кумир семьи, безусловное принятие, симбиотич.связь, культ ребенка, поощрения ни за что) · Доминирующая гиперпротекция (может быть и эм.принятие, и отвержение и амбивалентное отношение, авторитаризм родителей, диктат, недоверие к ребенку · Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) · Смешанная гиперпротекция – переход от гипер к гипо в скрытой форме · Компенсаторная гиперпротекция – на самом деле гипо с точки зрения удовлетворения потребности в любви Стиль воспитания (авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный) Стиль родительского руководства (автократический, авторитарный, демократический, эгалитарный, разрешающий, попустительский) Стиль общения, взаимодействия (авторитарный, демократический, вседозволенность)   Патологизирующее воспитание способствует формированию специфических черт личности подростка. Эйдемилер выделяет следующие:  
Тип воспитания Черты личности
1) Потворствующая гиперпротекция   Формирование истероидной акцентуации вплоть до истероидной психопатии. Риск развития психического инфантилизма
2) Доминирующая гиперпротекция   У гипертимных подростков усиливает реакцию эмансипации (высокая вероятность включения в асоциальные группы). У сензитивных и психастеников усиливает астенические проявления
3) Гипопротекция Усиливает черты гипертимного, несутойчивого и конформного типов
4) Эмоциональное отвержение Усиливает черты лабильной, сензитивной, астеноневротической, эпилептоидной акцентуаций. При сензитивной акцентуации возможно появление психопатии
5) Воспитание по типу повышенной моральной ответственности   Стимулирует развитие психастенической акцентуации, иногла до психопатического уровня
6) Жестокое обращение с ребенком   Усиливает черты эпилептоидной акцентуации. Развитие эпилептоидных черт может быть и при конформной акцентуации

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.