Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентные преимущества внедрения OHSAS 18001




Вопрос 5. Международный стандарт охраны здоровья и безопасности труда OHSAS 18001:2007. Планирование на основе идентификации опасностей и оценки рисков. Цели и программы менеджмента в области охраны здоровья и безопасности труда. Подготовка и компетентность персонала. Внешние и внутренние коммуникации. Управление операциями. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них. Аудиты и анализ со стороны руководства.

Вопрос 4. Международные стандарты систем экологического менеджмента серии ИСО 14000. Экологические аспекты и экологическое воздействие. Планирование на основе значимых экологических аспектов. Законодательные основы по охране окружающей среды. Требования по ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Совместимость с системой менеджмента качества.

 

Международные стандарты систем экологического менеджмента серии ИСО 14000 - это серия международных стандартов по управлению окружающей средой.

ИСО 14000 – разработаны техническим комитетом ИСО /ТК 207, международной организацией по стандартизации (ИСО), для оказания помощи предприятиям, в построение эффективных экологических систем менеджмента (СЭМ).

Международные стандарты ИСО 14000 предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, с целью достижения экологических и экономических целей.

Состав серии стандартов ИСО 14000

- МС ИСО 14001:2004 «Системы экологического менеджмента.

- Требования и руководство по применению»

- МС ИСО 14004:2004 «Системы экологического менеджмента.

- Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования».

Внедрение и сертификация систем экологического менеджмента в РФ проводится только по стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-2007

В МС ИСО 14001 рассматриваются понятия окружающей среды, экологического аспекта, экологического воздействия и др.

Окружающая среда – это окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимодействие.

Экологический аспект – это элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. Значимый экологический аспект оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду.

Экологическое воздействие – это любое изменение в окружающей среде, положительное или отрицательное, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.

Планирование на основе значимых экологических аспектов.

Организация должна разработать, выполнять и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы)

а) идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции и услуг в рамках установленных границ системы экологического менеджмента, которые она может контролировать и на которые она предположительно может оказывать влияние, с учетом планируемых или новых разработок, новых или измененных видов деятельности, продукции и услуг;

б) определения тех аспектов, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на окружающую среду (т.е. значимых экологических аспектов).

Организация должна документально оформлять эту информацию и поддерживать ее в актуальном состоянии.

Организация должна гарантировать, что значимые экологические аспекты принимаются во внимание при внедрении и функционировании ее системы экологического менеджмента.

Организация может контролировать напрямую, те экологические

аспекты, которые входят в сферу управления организации.

Прямые экологические аспекты включают:

а) выбросы в воздух; б) сбросы в водув) сбросы на грунт;г) использование сырья и природных ресурсов;д) использование энергии;е) тепловое загрязнение, излучение, вибрации и т.д.;

ж) отходы и побочные продукты;з) физические характеристики, такие как размер, форма, цвет, внешний вид.

В дополнение к экологическим аспектам, которые организация может контролировать напрямую, организация должна также рассматривать косвенные экологические аспекты.

Косвенные экологические аспекты – это аспекты, которые не входят

в сферу управления организации.

Косвенные экологические аспекты включают:

а) проектирование и разработка; б) процесс производства;

в) упаковка и транспортировка; г) результаты экологической деятельности и деятельность подрядчиков и поставщиков; д) управление отходами;

е) выделение и распределение сырья и природных ресурсов;ж) распределение, использование и окончание жизненного цикла продукции;з) дикий мир и биоразнообразие.

Контроль экологических аспектов продукции, которая поставляется организации и влияние на эти аспекты существенно меняются в зависимости от положения организации на рынке и ее поставщиков.

Организации, которые сами занимаются проектированием продукции, могут в значительной степени влиять на такие аспекты с помощью изменения, например, одного входного материала, в то время как организации, которым поставляют продукцию с характеристиками, заданными внешней стороной, имеет мало возможностей для управления аспектом.

Признавая, что в отношении поставляемой продукции, организации могут иметь ограниченную возможность контроля над ее использованием и утилизацией потребителями, организациям, тем не менее, следует предусмотреть, если это практически осуществимо, надлежащие механизмы обращения с продукцией и ее утилизации потребителями, для того, чтобы оказывать определенное влияние.

Изменение окружающей среды, неблагоприятное или положительное, которое частично или полностью вытекает из экологических аспектов, называется воздействием на окружающую среду. Взаимосвязь между экологическим аспектом и воздействием заключается в том, что аспект является причиной воздействия.

В некоторых местах культурное наследие может быть важным элементом окружения, в котором функционирует организация, поэтому оно должно учитываться при анализе воздействия организации на окружающую среду.

Поскольку организация может иметь множество экологических аспектов и связанного с ними воздействия на окружающую среду, она должна установить критерии и методы для определения значимых аспектов. Определение значимости экологических аспектов не обязательно должно ограничиваться одним методом.

Тем не менее, используемый метод должен обеспечивать согласующиеся результаты и включать установление и использование критериев оценки, связанных с экологической тематикой, нормативно­правовыми требованиями, озабоченностью внутренних и внешних заинтересованных сторон.

При сборе информации по значимым экологическим аспектам, организация должна учитывать необходимость сохранять информацию для исторических целей, а также ее использование для разработки и внедрения ее системы экологического менеджмента.

Процесс определения и оценки экологических аспектов должен учитывать местоположение, стоимость и время проведения анализа, а также наличие надежных данных. Определение экологических аспектов не требует проведения детальной оценки жизненного цикла.

Организациям не надо оценивать входные данные о каждом изделии, компоненте или сырье. Они могут выбрать категории видов деятельности, продукции или услуг, с тем, чтобы идентифицировать те аспекты, которые с наибольшей вероятностью окажут существенное воздействие. Для этого процесса может быть использована информация, уже разработанная для государственных органов или других целей.

Процесс определения и оценки экологических аспектов не направлен на изменение или увеличение обязательств организации перед законодательством.

Законодательные основы по охране окружающей среды.

Организация должна разработать, выполнять и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы)

а) идентификации и получения доступа к законодательным и другим требованиям, которые она самостоятельно обязалась выполнять и которые относятся к экологическим аспектам организации,

б) определения, как эти требования применяются к ее экологическим аспектам.

Организация должна гарантировать, что эти применимые законодательные и прочие требования принимаются во внимание при внедрении и функционировании ее системы экологического менеджмента.

Организации необходимо определить законодательные требования, которые относятся к ее экологическим аспектам. Это может включать:

а) требования национального и международного законодательства,

б) требования регионального/областного/районного законодательства,

в) требования муниципального законодательства.

Примерами других требований (если это применимо), с которыми организация может согласиться, являются:

­ соглашения с общественными организациями, ­ соглашения с потребителями,

­ руководящие указания негосударственных образований, ­ добровольные принципы или своды правил, ­ добровольные экологические лейблы или обязательства по контролю над продукцией,

­ требования торговых ассоциаций, ­ соглашения с группами сообществ или неправительственными организациями, ­ публичные обязательства организации или ее материнской организации,

­ корпоративные требования. Определение применимости законодательных и других требований к экологическим аспектам деятельности обычно выполняется в процессе идентификации этих требований. Поэтому для идентификации этих требований необязательно иметь отдельную или дополнительную процедуру.

Требования по ГОСТ Р ИСО 14001-2007.

Требования данного стандарта включают общие требования и экологическая политика.

Общие требования

Организация должна разработать, документально оформить, внедрить, поддерживать и последовательно улучшать систему экологического менеджмента в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта и определить, как будут выполняться эти требования.

Организация должна определить и документально оформить границы своей системы экологического менеджмента.

Внедрение системы экологического менеджмента, описанной в настоящем международном стандарте, должно привести к улучшению результатов экологической деятельности.

Международный стандарт ИСО 14001 основан на условии, что организация будет периодически анализировать и оценивать свою систему экологического менеджмента для того, чтобы определить возможности для улучшения и осуществления этих улучшений.

Темп, масштаб и временные рамки процесса последовательного улучшения определяются самой организацией с учетом экономических и других обстоятельств.

Улучшение в системе экологического менеджмента должно привести к дальнейшему улучшению результатов экологической деятельности.

Международный стандарт требует от организации:

а) определить подходящую для организации экологическую политику,

б) определить экологические аспекты, связанные с ее прошлой, настоящей или планируемой деятельностью, продукцией и услугами, с тем, чтобы определить существенные воздействия на окружающую среду,

в) идентифицировать применимые к организации законодательные и другие требования, с которыми она согласилась,

г) идентифицировать приоритеты и установить соответствующие экологические цели и задачи;

д) разработать организационную схему и программу(ы) для реализации экологической политики, достижения экологических целей и задач;

е) способствовать планированию, контролю, мониторингу, предупреждающим и корректирующим действиям, аудиту и анализу, с тем, чтобы обеспечить как соответствие системы экологического менеджмента установленной политике, так и способность адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

Организация, с несуществующей системой экологического менеджмента должна, в добровольном порядке, определить свою позицию в отношении своего воздействия на окружающую среду с помощью анализа. Целью такого анализа является рассмотрение всех экологических аспектов организации в качестве основы для внедрения системы экологического менеджмента.

Анализ должен охватывать четыре ключевых вопроса:

­ идентификация экологических аспектов, включая аспекты, связанные с работой в штатной, нештатной ситуации, включая пуск и останов оборудования, аварии и аварийные ситуации;

­ идентификация применимых к деятельности организации законодательных и других требований, с которыми она согласилась;

­ проверку существующих процедур и методов системы экологического менеджмента, включая те из них, которые связаны с закупками и деятельностью в рамках договоров;

­ анализ предыдущих аварий и аварийных ситуаций.

Экологическая политика

Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы в

установленных границах системы экологического менеджмента эта политика:

а) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду ее деятельности, продукции или услуг;

б) включила обязательство в отношении последовательного улучшения и предотвращения загрязнения;

в) включала обязательство в отношении соответствия применимым к организации требованиям законодательства и другим требованиям, с которыми она согласилась и которые относятся к экологическим аспектам ее деятельности;

г) предусматривала основу для установления и пересмотра экологических целей и задач;

д) была документально оформлена, внедрена и поддерживалась в актуальном состоянии;

е) доводилась до сведения всех лиц, которые работают для организации, или от ее имени;

ж) была доступна для общественности.

Методы и механизмы, используемые для такого анализа, в зависимости от характера деятельности, могут включать контрольные листы, проведение интервью, проверки и измерения, результаты предыдущих аудитов и других анализов.

Организация имеет свободу и гибкость в определении своих границ и может внедрять настоящий международный стандарт в рамках всей организации или в рамках одного или нескольких подразделений.

Организация должна определить и документировать область действия своей системы экологического менеджмента. Определение области действия необходимо для выяснения границ организации, в которых будет функционировать система экологического менеджмента, особенно для случаев, когда эта организация является частью более крупной организации и располагается на одной с ней территории.

После того, как определена область действия, все виды деятельности, продукции и услуг организации, относящиеся к этой области действия, должны быть включены в систему экологического менеджмента.

При установлении области действия, следует обратить внимание на то, что возможности системы экологического менеджмента будут зависеть от определения границ организации.

Если часть организации исключена из области действия системы экологического менеджмента, организация должна обосновать это исключение. Если данный международный стандарт внедряется для специализированного подразделения, политика и процедуры, разработанные другими подразделениями организации, могут быть использованы для обеспечения соответствия требованиям настоящего стандарта, если они применимы к этому подразделению.

Совместимость с системой менеджмента качества.

Работа в области совместимости стандартов серий ИСО 9000 и ИСО 14000

ведется по следующим основным направлениям:

- единство терминологии стандартов;

- совместимость систем управления качеством и охраной окружающей среды в рамках одной организации;

- проведение совместных проверок и аудита систем качества и окружающей среды.

Системы управления на основе стандартов серии ИСО 14000 требуют пересмотра функционирования всех объектов предприятия, так или иначе связанных с воздействием на окружающую среду. Поэтому разработка и внедрение таких систем во многом перекликается с элементами построения системы управления качеством.

Следует выделить следующие основные группы элементов:

- политику организации в области управления качеством (охраны окружающей среды);

- цели, задачи, планирование деятельности организации;

измерение, анализ и улучшение;

- корректирующие и предупреждающие воздействия;

анализ со стороны руководства;

- структуру и ответственность;

- мониторинг и измерение;

- постоянное улучшение.

Все перечисленные аспекты необходимы при внедрении как системы управления качеством, так и системы управления окружающей средой.

Обе системы призваны улучшать имидж организации, ориентировать ее деятельность на потребителя, снижать полную себестоимость ее товаров и услуг, обеспечивать устойчивые конкурентные преимущества на рыночном пространстве.

Получение сертификата в области управления охраной окружающей среды, как и сертификация предприятия на стандарты серии ИСО-9000, не является гарантией успеха и пропуском в мир высоких прибылей и доверия потребителя. Только каждодневная работа всей организации в соответствии с принципами, заложенными в стандарты, обучение персонала и постоянное совершенствование деятельности смогут стать залогом будущего успеха.

 

Область применения стандарта OHSAS 18001:2007

Требования стандарта OHSAS 18001:2007 применимы к любой организации, которая хочет разработать систему менеджмента OHSAS для устранения или минимизации рисков для персонала или других заинтересованных сторон, которые могут подвергаться опасностям в области OHSAS, связанными с осуществляемыми организацией видами деятельности.

Внедрение требований стандарта и сертификация СМПБиОТ на соответствие данным требованиям являются добровольными, однако наличие сертификата соответствия может быть обязательным требованием заказчика при проведении тендера.

Сертификат соответствия требованиям стандарта выдается на 3 года, при этом ежегодно проводится инспекционный контроль (надзорный аудит) для подтверждения соответствия системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда требованиям стандарта.

- Повышение эффективности бизнеса, снижение непроизводственных потерь;

- Снижение непредвиденных расходов на ликвидацию последствий аварий и инцидентов;

- Снижение расходов на уплату штрафов и реализацию предписаний;

- Снижение рисков аварий, аварийных ситуаций, несчастных случаев;

- Повышение лояльности надзорных органов;

- Повышение лояльности общественных организаций;

- Повышение лояльности сотрудников организации;

- Возможность привлечения ценных специалистов;

- Преимущества в тендерах, конкурсах;

- Выполнение условий получения заказа;

- Повышение инвестиционной привлекательности;

- Повышение имиджа компании как социально ориентированной;

- Высвобождение высшего руководства для принятия стратегических решений;

- Повышение вероятности успешной реализации бизнес-планов, достижения целей.

Основные разделы стандарта OHSAS 18001:2007

Предисловие

1) Область применения

2) Ссылочные публикации

3) Термины и определения

4) Составные элементы системы управления БТиОЗ

- Общие требования

- Политика в области OHSAS

- Планирование

- Внедрение и функционирование

- Проверочные и корректирующие действия

- Анализ со стороны руководства

Планирование на основе идентификации опасностей и оценки рисков.

Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры для идентификации существующих опасностей, оценки рисков и внедрения необходимых мер управления. Это должно охватывать:

- рутинные и нерутинные виды деятельности;

- деятельность всего персонала, имеющего доступ к рабочему месту (включая контракторов и посетителей);

- оборудование на рабочем месте, представленное организацией или другими лицами.

Организация должна обеспечить использование результатов проведенной оценки и результатов мероприятий по управлению рисками при постановке целей в области безопасности труда и охраны здоровья. Данная информация должна быть документироваться и подвергаться актуализации.

Методология организации по идентификации опасности и оценке риска должна:

- быть определена с учетом масштабов последствий, характера и длительности воздействия, чтобы обеспечить ее проактивный (предупреждающий) характер, а не реактивный (после произошедшего события);

- обеспечить классификацию рисков и идентификацию тех, которые должны быть устранены или управляемы мерами;

- быть согласована с оперативными наработками и сопоставлена с возможностями используемых мер по управлению риском;

- представлять исходные данные для определения требований к производственному оборудованию, идентификации потребности в обучении персонала и/или разработке мер оперативного контроля;

- предусмотреть отслеживание исполнения требуемых действий для обеспечения эффективности и своевременности их внедрения.

Цели менеджмента в области БТ и ОЗ

- Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии документированные цели в области безопасности труда и охраны здоровья для каждой имеющей отношение к делу функциональной единицы и на каждом уровне в пределах организации.

- Цели следует определить количественно, там, где это осуществимо.

- Устанавливая и пересматривая свои цели, организация должна учитывать законодательные и прочие требования, опасности и промышленные риски, технологические возможности, финансовые, операционные требования, обязательства в деловой сфере и мнения заинтересованных сторон.

- Цели должны соответствовать заявлениям политики в области безопасности труда и охраны здоровья, включая обязательство постоянного совершенствования.

Программы менеджмента в области БТ и ОЗ

Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии программы системы управления безопасностью труда и охраны здоровья для достижения поставленных целей. Следующие пункты должны быть документированы:

а) обозначенные обязательства и полномочия для достижения целей на каждом соответствующем уровне организации;

б) средства и шкалу времени посредством которых намечается достижение целей.

Программы БТиОЗ должна регулярно подвергаться анализу через запланированные интервалы времени. Там, где необходимо, в программу(ы) управления а области безопасности труда и охраны здоровья следует вносить поправки, в соответствии с изменениями в сферах деятельности организации, продукции, услугах или производственных условий предприятия.

Подготовка и компетентность персонала.

Персонал должен быть компетентным для выполнения задач, которые могут влиять на безопасность и здоровье на рабочем месте.

Компетентность следует определять, на основании соответствующего образования, подготовки и производственного опыта.

Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, которые обеспечивают осведомленность работников каждого соответствующего уровня и должности, о:

- важности следованию политике в области безопасности труда и охраны здоровья;

- последствиях их трудовой деятельности, на безопасность и здоровье работника;

- потенциальных последствиях в случае отступления от установленных операционных процедур.

Процедуры обучения персонала должны принимать в расчет различные уровни:

- обязанности, способности и грамотности;

- риск.

Внешние и внутренние коммуникации.

Организация должна иметь процедуры, обеспечивающие доведение до сведения персонала информации, относящейся к безопасности труда и охраны здоровья и процедуры получения информации от персонала и заинтересованных сторон.

Участие служащих и организация консультаций следует документировать и сообщать об этом заинтересованным службам.

Управление операциями.

Организация должна идентифицировать те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными рисками, где нужно применить меры по управлению. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая поддержание в рабочем состоянии, чтобы они проводились в установленных условиях путем:

а) разработки и поддержания в рабочем состоянии документированных процедур;

б) определения в процедурах операционных критериев;

в) разработки и поддержания в рабочем состоянии процедур, относящихся к идентифицированным рискам;

г) разработки и поддержания в рабочем состоянии процедур для проектирования рабочего места, технологического процесса, установок, механизмов.

Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них.

Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии планы и процедуры для идентификации возможности и ответного реагирования на инциденты, несчастные случаи, аварийные ситуации, а также для предотвращения и сокращения возможных заболеваний и травм, которые могут быть с этим связаны.

Организация должна проверять свою аварийную готовность и планы ответного реагирования и действий, особенно после происшествия несчастных случаев или непредвиденных ситуаций.

Организация также должна периодически проверять такие процедуры там, где это осуществимо.

Аудиты и анализ со стороны руководства.

Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии программу аудита и процедуры периодических проверок системы управления, которые следует проводить для того, чтобы

а) установить, что система управления безопасностью труда и охраной здоровья: соответствует запланированной схеме управления, должным образом внедрена, действенна для выполнения принятой политики и достижения установленных целей;

б) анализировать результаты предыдущих аудитов;

в) предоставлять информацию по результатам аудитов руководству организации.

Программа аудитов, включая любой график, должна базироваться на результатах оценки риска в процессе работы организации и результатах предыдущих аудитов.

Там, где это возможно, аудит должен проводиться персоналом, независимым от тех, кто несет непосредственную ответственность за проверяемую работу.

Высшее руководство организации должно через запланированные интервалы проводить анализ системы управления в безопасности труда и охраны здоровья, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность.

Следует убедиться в том, что собрана вся необходимая информация, позволяющая провести анализ должным образом. Этот анализ должен быть документально оформлен.

Анализ со стороны руководства должен содержать сведения изменениях в политике, целях и других элементах системы управления безопасности труда и охраны здоровья с учетом результатов проведенных аудитов системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.