Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категорический императив Канта




Понятие и основание моральной автономии

Понятие автономии было перенесено из социального самоопределения на уровень основополагающего человеческого достоинства и притязания. Автономия означает возможность и задачу человека, как разумного существа, самоопределяться и поступать в соответствии с законом, данным самому себе. Основная черта в стремлении человека к автономии заключается в его признании собственного разума единственным законодателем в области нравственности. Кант и вслед за ним идеалистическая философия своим «коперниковским переворотом» обратили этическую мысль к человеческой субъективности. Сущее стало пониматься теперь не как универсальное целое, но как противоположность конечной человеческой субъективности. Автономии «природы» была противопоставлена автономия субъективного разума. В полемике со взглядами французских материалистов, пытавшихся вывести мораль из природы, Кант основывал нравственность на разумной способности человека. Признав несостоятельность обоснования нравственного закона из природы, Кант пришел к необходимости его априорного, то есть доопытного, объяснения из разума. Согласно Канту, нравственный закон есть продукт априорной деятельности чистого разума. Нравственный закон, говорит Кант, дан как бы в качестве факта чистого разума, который мы сознаем априорно (спонтанно, без доказательств) и который никаким опытом подтвержден и доказан быть не может. Разум дает самому себе закон, но каким образом разум выводит из себя этот всеобщий закон — это, согласно Канту, недоступно для человеческого познания, это — непроницаемая тайна.

Ту безусловную и абсолютную форму, в которой разум изрекает нравственный закон, Кант назвал «категорическим императивом». Категорический императив Канта — основной закон его этики. Он имеет две формулировки. «...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». «...Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Согласно Канту, категорический императив является всеобщим обязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди, независимо от их происхождения и положения. Кант понимает этот императив, в котором выражено безусловное долженствование, как априорную практическую формулировку. Свобода и автономия при этом становятся постулатами, которые выдвигает нравственный закон.

По мнению Канта, автономия — надежная опора чистоты нравственности: человек должен делать добро не из чувства сострадания и любви, а из уважения к нравственному закону и его требованиям. Однако в действительности этическая концепция Канта остается справедливой лишь в сфере отвлеченного разума. Этот разум действует по эту сторону бытия и не способен выйти за пределы этого мира. Он не способен углубиться в тайну смысла человеческого существования и только скользит по поверхности мира явлений. Этот разум заключен в пределах своих собственных возможностей и подчинен закону, который является продуктом этого же разума. Постулируя автономию нравственного закона как «факт чистого разума», Кант не смог дать для объяснения этого закона метафизическое обоснование. Категорический императив Канта означает отказ человеческого разума от собственного идеального принципа, с тем, чтобы этот принцип поставить вне себя и выше себя как нечто трансцендентное и требующее безусловного повиновения со стороны воли и разума. Прислушиваясь к голосу практического разума, человек должен следовать требованиям нравственного закона.

В конечном счете, человек имеет возможность самому отвечать за свои намерения, мотивы и поступки, которые он совершает, осознавать, принимать или отвергать мысли, которые приходят ему на ум. Эта возможность коренится в нравственном чувстве и разуме человека, в его возможности совершать нравственный выбор на основе осознавания различия добра и зла, поступать в соответствии с чувством собственного достоинства, о котором пойдет речь в следующей лекции.

 

Вопросы для актуализации и самостоятельного осмысления содержания лекции/ семинарского занятия

1. От какого греческого слова произошло слово «этика» и что оно означает?

2. С какими известными вам словами русского языка ассоциируется слово «пафос»?

3. Что является предметом этического знания?

4. Что означает слово «мудрость»?

5. С какими словами русского языка связано по смыслу слово «нрав»?

6. Раскройте понятие нравственности.

7. Раскройте содержание нравственного чувства и нравственного сознания человека.

8. Что является главным органом нравственного сознания человека?

9. Сформулируйте естественный нравственный закон.

10. Назовите главный критерий поступка по совести.

11. Раскройте содержание понятия морали.

12. Сравните нравственный и моральный закон.

13. Что является мотивами и средствами регуляции следования человека моральным нормам?

14. Сравните моральную и правовую формы регуляции поведения.

15. Назовите основные функции морали.

16. Назовите главные категории морального сознания.

17. В чем состоят моральное самоопределение и ответственность человека?

18. Раскройте содержание понятия и основание моральной автономии.

19. Сформулируйте категорический императив И. Канта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.