Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Собственно трансакционный анализ




Трансакционный анализ.

Трансакты и их формы.

Трансактный анализ – система групповой психотерапии, в которой взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения 3-х основных состояний Я.

Основателем этого направления является американский психолог и психиатр Эрик Перн (50 г. XX в.) Э. Берн выделил предмет исследования и наблюдения – человеческое поведение.

Метод Э. Берна делится на несколько этапов:

1.структурный анализ, или теория эго-состояний;

2.собственно трансакционный анализ;

3.анализ психологических игр;

4.скриптоанализ (анализ жизненного сценария)

Э. Берн считал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Люди вырастают, но в соответствии со своим жизненным сценарием продолжают играть в различные игры. Различают три Я-состояния: Я-взрослый, Я-родитель, Я-ребёнок.

Групповая психотерапия по Бёрну, должна складываться на уровне Взрослый – Взрослый.

Эффективной коммуникация будет тогда, когда она будет вестись на одном и том же языке, т. е. Взрослый будет разговаривать со Взрослым, Ребёнок – с Ребёнком, Родитель – с Родителем.

1.Структурный анализ – теория эго-состояний. Я – концепция – Эго.

Цель структурного анализа заключается в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего Я действует или должна действовать в данной ситуации, чтобы принасти пользу, а не поражение? Структурный анализ изучает, какую долю в личности и действиях человека занимает то или иное эго-состояние.

Характеристика состояний человека:

Эго-состояние Родитель (Р) – это собрание догм и постулатов, которые человек воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни.

Эго-состояние Взрослый (В) включает в себя вероятную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость.

Эго-состояние Ребёнок (Р) содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями.

важным положением теории эго-состояний является тэзис о «переключении» одного эго-состояния на другое: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как Р, то как В, то как Ре.

 

 

Трансакция – единица общения, т. е. взаимодействие 2-х или более людей. Единичным актом человеческих отношений является обмен ходами. Трансакция начинается с трансакционного стимула, или побуждающего хода.

Трансакция – обмен действиями. Ответ называется трансакционной реакцией или ответным ходом. Обмен ходами осуществляется по принципу «ты - мне», «я – тебе».

В трансакционном анализе рассматривается 4 возможные жизненные позиции, определяющие отношения к себе и к другим:

я плохой, ты хороший;

я плохой, ты плохой;

я хороший, ты плохой;

я хороший, ты хороший.

Формы трансакта:

Дополнительные;

Перекрёстные;

Скрытые.

Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнительные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию. Например два человека (руководитель и подчинённый) взаимодействуют как Р-Р.

Особенность – векторы взаимодействия параллельны, а следовательно, никогда не пересекаются.

Перекрёстные трансакции возникают, когда на определённый стимул следует неадекватная реакция. В жизни такие трансакции возникают очень часто (они являются постоянным источником семейных, служебных бытовых конфликтов).

Скрытые трансакции требуют одновременного участия более 2-х состояний Я.

 

Тема11: «Руководство, власть, партнёрство».

1.Понятие руководства и власти.

2.Характеристика стилей руководства.

 

1.Руководство – это процесс управления деятельностью членов группы.

 

Управлять деятельностью людей – значит оказывать на них влияние, побуждая работать на достижение целей организации.

Влияние – поведение одного лица можно через просьбу, пожелания, угрозу, шантаж, приказ и т. д. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится в определённой зависимость от другого. Эти отношения зависимости определяются как властные отношения.

Власть – возможность влиять на поведение других людей.

Руководитель имеет возможность влиять на других, т. к. он наделён властью.

Власть, которой пользуются руководители внутри организации, имеет разные формы:

1.Власть, основанная на принуждении – при этой форме подчинённый убеждён в том, что, руководитель может помешать удовлетворению какой – либо его потребности – это влияние через страх.

2.Власть, основанная на вознаграждении – подчинённый верит, что руководитель имеет возможность удовлетворять его потребности.

3.Традиционная (законная) власть – в данном случае человек реагирует на должность, т. е. выполняет задания руководителя, потому что так принято.

4.Экспертная власть – подчинённый убеждён, что специальные знания руководителя позволят удовлетворить его потребности.

5.Эталонная власть (или власть, основанная на харизме).

Харизма – это власть, построенная на силе личных качеств и способностей лидера.

Подчинённый выполняет распоряжения руководителя, потому, что хочет ему подражать. Предполагается, что лидер должен обладать привлекательной внешностью, иметь хорошие риторические способности, уметь хорошо держаться и т. д.

Руководители в своей деятельности используют все формы власти в различных сочетаниях.

Формы влияния:

А) Убеждение – передать сотруднику собственную точку зрения).

Б) Участие – участие сотрудников в принятии решения, самоконтроль сотрудников за выполнением работ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.