Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сведения. Качественное описание задачи распознавания




Качественное описание задачи распознавания.

Распознавание - процесс преобразования входной информации, в качестве которой рассматриваются некоторые параметры (признаки распознаваемых образов), в выходную, представляющую собой заключение о том, к какому классу относится распознаваемый образ. Задачу распознавания можно представить в следующей трактовке.

Пусть имеется некоторая совокупность объектов или явлений. В соответствии с выбранными принципами классификации она подразделена на ряд классов. Например, при распознавании диспетчерской службой аэропорта прибывающих самолетов различаются классы: пассажирские, транспортные, спортивные и т.д. Разработан словарь признаков и с его помощью описываются классы объектов, т.е. на основе априорных данных (предыдущего опыта) устанавливается связь между классами и признаками (априорная информация). Например, признаки для самолетов: максимальная скорость, предельная высота полета, число и тип двигателей, размах крыльев и т.п.

Появляется объект, подлежащий распознаванию, вместе со сведениями о присущих ему признаках (апостериорная информация).

Необходимо определить к какому классу может быть отнесен данный объект.

Распознавание сложных объектов и явлений требует создания специальных систем распознавания. Система распознавания - сложная динамическая система, включающая в свой состав коллектив специалистов и совокупность технических средств получения и переработки информации и предназначенная для решения на основе специально сконструированных алгоритмов задач распознавания соответствующих объектов или явлений.

Логические задачи распознавания. В проблеме распознавания объектов методы алгебры логики (исчисления высказываний) выступают на первый план в случаях, когда отсутствуют сведения о количественном распределении объектов по пространственным, временным, энергетическим и другим интервалам в соответствующем пространстве признаков, а в распоряжении исследователя имеются лишь детерминированные логические связи между рассматриваемыми объектами и их признаками. Задачи распознавания, удовлетворяющие этим условиям, называются логическими задачами распознавания.

Пример [3]. В результате продолжительных наблюдений за воздушным противником установлено‚ что на выполнение боевого задания направляется следующий состав авиационных средств:

- либо появляются истребители-перехватчики и штурмовики и при этом нет ни тяжелых бомбардировщиков, ни истребителей сопровождения;

- либо появляются тяжелые бомбардировщики и истребители сопровождения и нет истребителей-перехватчиков, причем легкие бомбардировщики и штурмовики появляются одновременно.

На основании этих данных‚ образующих априорную информацию‚ требуется определить, например:

а) какие выводы можно сделать относительно появления бомбардировщиков‚ если известно‚ что ожидается налет, в котором будут участвовать истребители сопровождения и не будет штурмовиков;

б) что можно сказать о возможности появления истребителей и штурмовиков‚ если известно‚ что в налете вообще не будут участвовать бомбардировщики‚ либо будут только легкие бомбардировщики и не будет тяжелых.

На материале этой задачи далее будет рассмотрен общий подход к формализации логических задач распознавания и методы их решения.

Основу для постановки логической задачи распознавания составляют два конечных множества Х и L ‚ элементами которых являются двоичные (булевы) логические переменные хj , lj:

Х = {х1‚ х2‚...‚ хn }, L = {l1‚ l2‚...‚ lm}.

Одно из них, например Х, является множеством классов‚ другое – L - множеством признаков. Их значения будут:

Для нашего примера Х = { х1‚ х2‚ х3 }L = {l1‚ l2} ‚ где булевы переменные означают (равны 1):

х1 - наличие истребителей сопровождения;

х2 - наличие истребителей перехватчиков;

х3 – наличие штурмовиков;

l1 - наличие тяжелых бомбардировщиков;

l2 - наличие легких бомбардировщиков.

Как видно‚ в данном случае разница между классами и признаками определяется структурой исходных данных и является весьма условной.

Для конкретной предметной области между логическими переменными хi (i = 1‚2‚...‚ n) и lj =(j = 1‚ 2‚...‚ m) устанавливаются зависимости‚ выражающиеся в форме логических условий вида:

хi = Fi (l1‚ l2‚...‚ lm);

lj = Фj1‚ х2‚...‚ хn),

или

хi ® Fi (l1‚ l2‚...‚ lm) = 1;

Фj1‚ х2‚...‚ хn) ® lj = 1,

или

F (х1‚ х2‚...‚ хn) ® Ф (l1‚ l2‚...‚ lm) = 1,

или

F(х1‚ х2‚...‚ хn ‚ l1‚ l2‚...‚ lm) = Ф (х1‚ х2‚...‚ хn, l1‚ l2‚...‚ lm).

 

Подобные зависимости выражают формально априорную информацию для задач распознавания‚ которая в общем случае в результате преобразований может быть представлена единым соотношением вида

Y (х1‚ х2‚...‚ хn‚ l1‚ l2‚...‚ lm) = 1 (3.1)

Приведение к форме (3.1) возможно на основе известных преобразований, например:

зависимость F(х1‚ х2‚...‚ хn‚ l1‚ l2‚...‚ lm) = Ф (х1‚ х2‚...‚ хn‚ l1‚ l2‚...‚ lm)

эквивалентна выражению F() ~ Ф() = 1 = [ F() & Ф() ]Ú [ F() &Ф()],

а зависимость F(х1‚ х2‚...‚ хn‚ l1‚ l2‚...‚ lm) ® Ф(х1‚ х2‚...‚ хn‚ l1‚ l2‚...‚ lm) = 1

эквивалентна F() Ú Ф() = 1.

В нашем конкретном примере априорная информация может быть представлена в форме

 

Y (х1‚ х2‚ х3‚ l1‚ l2) = х1· х2 · х3 · l1 Ú х1·х 2·l13·l2 Ú х3·l2) = 1, (3.2)

 

устанавливающей “истинность” перечисленных выше условий‚ регламентирующих состав боевых средств при налете противника.

Задача распознавания возникает‚ когда в дополнение к априорной информации (3.1) появляется полученная на основе дополнительных наблюдений (экспериментов) апостериорная информация ‚ устанавливающая “истинность” некоторой заданной булевой функции G(l1‚ l2‚...‚ lm) логических переменных l1‚ l2‚...‚ lm и требуется определить‚ какие выводы можно сделать относительно логических переменных х1‚ х2‚...‚ хn и выражающей их состояние и взаимосвязь функции F(х1‚ х2‚...‚ хn).

Формально это сводится к нахождению булевой функции F(х1‚ х2‚...‚ хn)‚ такой, чтобы выполнялось условие

G (l1‚ l2‚...‚ lm) ® F (х1‚ х2‚...‚ хn) = 1 (3.3)

 

при ограничениях (3.1). Эта задача называется прямой задачей распознавания.

Если же апостериорная информация задана в виде булевой функции R (х1‚ х2‚...‚ хn) переменных х1‚ х2‚...‚ хn и нужно определить‚ какие следствия это породит в отношении переменных l1‚ l2‚...‚ lm ‚ т.е. найти функцию Q (l1‚ l2‚...‚ lm) ‚ удовлетворяющую уравнению

 

R (х1‚ х2‚...‚ хn) ® Q (l1‚ l2‚...‚ lm) =1 (3.4)

 

при ограничениях (3.1)‚ то такая задача называется сопряженной задачей распознавания.

Принципиальная разница между прямой и сопряженной задачами распознавания состоит в том‚ что в первом случае апостериорная информация, образующая “посылку”, задается на множестве признаков L‚ а искомое “следствие” определяется на множестве классов Х‚ тогда‚ как во втором случае наоборот. Однако в обоих случаях требуется на основании заданной “посылки” определить “следствие”‚ удовлетворяющее априорной информации (3.1).

Применительно к рассматриваемому примеру апостериорная информация в п. а) формально задается в виде

R(х1‚ х2‚ х3) = x1 · х3

и ставится сопряженная задача распознавания:

(x1 · х 3) ® Q (l1‚ l2) = 1, Q (l1‚ l2) =?.

В п. б) апостериорная информация задается в виде

       
   


G (l1‚ l2) = (l1 Ú l2) Ú l1 · l2 = l1 · l2 Ú l1 · l2 = l1

и ставится прямая задача распознавания:

 

l1 ® F (х1‚ х2‚ х3) = 1, F (х1‚ х2‚ х3) =?

Наряду с прямой и сопряженной задачами распознавания могут существовать и обратные, когда апостериорная информация задает «следствие», а необходимо определить «посылку», которая это следствие порождает и удовлетворяет априорной информации (3.1).

Так если задана Q (x1, х2‚ …, хn) и требуется найти R (l1‚ l2, …, lm) такую, что

R (l1‚ l2, …, lm) ® Q (x1, х2‚ … хn) = 1, R (l1‚ l2, …, lm) =?, (3.5)

то это обратная прямой задача распознавания.

Если же задана H (l1‚ l2, …, lm) и требуется найти L(х1‚ х2‚ …, хn), такую, что

L (х1‚ х2‚ …, хn) ® H (l1‚ l2, …, lm) = 1, L (х1‚ х2‚ …, хn) =?, (3.6)

то это обратная сопряженной задача распознавания.

Например:

в) Какая ситуация с участием в налете тяжелых и легких бомбардировщиков влечет за собой наличие истребителей сопровождения и отсутствие штурмовиков (обратная прямой задача распознавания)?

R (l1‚ l2) ® x1 х 3 = 1, R (l1‚ l2) =?

 

г) Какая ситуация с участием в налете истребителей и штурмовиков влечет за собой наличие легких бомбардировщиков и отсутствие тяжелых (обратная сопряженной задача распознавания)?

L (х1‚ х2‚ х3) ® l1 · l2 = 1, L (х1‚ х2‚ х3) =?

 

Метод решения логических задач распознавания

Принципиальная возможность решения поставленных логических задач распознавания связана с существованием логической зависимости между классами и признаками‚ которая содержится в априорной информации (3.1).

Представление этой зависимости в более явной форме в виде соотношения между наборами 1‚ х2‚...‚ хn) и (l1‚ l2‚...‚ lm) ‚ удовлетворяющего (3.1)‚ лежит в основе метода и связана с построением так называемого сокращенного базиса.

Пусть определена функция Y(х1‚ х2‚...‚ хn‚ l1‚ l2‚...‚ lm), выражающая априорную информацию в соотношении (3.1).

Сокращенный базис есть множество (n+m) разрядных наборов ‚ при которых удовлетворяется условие (3.1), то есть множество наборов (х1‚ х2‚...‚ хn‚ l1‚ l2‚...‚ lm) на которых функция y () равна единице (множество T1 y функции y). Сокращенный базис для заданной функции y может быть представлен в виде‚ например‚ специальной таблицы (см. таблицу 3.1).

Таблица 3.1

х1     · · ·    
х2          
· · ·        
хn          
l1          
l2          
· · ·          
lm     · · ·    

 

Каждый элемент сокращенного базиса - (n+m) - разрядный двоичный набор (столбец в таблице 3.1)‚ может быть разбит на две части: n - разрядный‚ соответствующий аргументам х1‚ х2‚...‚ хn (верхняя часть таблицы) и m -разрядный‚ соответствующий аргументам l1‚ l2‚...‚ lm (нижняя часть таблицы). Таким образом устанавливается соответствие между наборами (х1‚ х2‚...‚ хn) и наборами (l1‚ l2‚...‚ lm) ‚ при которых априорная информация является “истинной”, (выполняется (3.1)).

Такое соответствие между наборами можно формализовать с помощью булевой матрицы Е размера 2 n ×2 m ‚ элементы которой eij = 1‚ если i -ый набор (х1‚ х2‚...‚ хn) совместно с j -м набором (l1‚ l2‚...‚ lm) образуют элемент множества T 1y , и eij = 0 в противном случае. Назовем такую матрицу перестановочной.

Продемонстрируем построение сокращенного базиса для априорной информации‚ представленной в соответствии с выражением (3.2). Составим для его правой части

Y (х1‚ х2‚ х3‚ l1‚ l2) = х1· х2 · х3 · l1 Ú х1·х 2·l13·l2 Ú х3·l2)

таблицу истинности (табл. 3.2) и по ней найдем сокращенный базис (табл. 3.3).

 

Таблица 3.2

 

T                                                                
x1                                                                
x2                                                                
x3                                                                
λ1                                                                
λ2                                                                
__ __ x1·x2·x3 · λ 1                                                                
__ x1·x2·x3 · λ 1· λ 2                                                                
__ __ __ x1·x2·x3 ·λ1·λ2                                                                
ψ(x1,x2,x3, λ 1, λ 2)                                                                

 

 

Таблица 3.3

T        
х1        
х2        
х3        
l1        
l2        
j        

 

Как видно‚ сокращенный базис состоит из четырех 5-ти разрядных наборов (12‚ 13‚ 18 и 23) и регламентирует следующую связь между наборами (х1‚ х2‚ х3) с номерами i и наборами (l1‚ l2) с номерами j:

i = 3 ® j = 0, i = 3 ® j = 1, i = 4 ® j = 2, i = 5 ® j = 3.

Соответствующая перестановочная матрица имеет вид (рис. 3.1).

 

=

Рис. 3.1

 

После того‚ как определены искомые связи между наборами (х1‚х2‚...‚ хn) и (l1‚ l2‚...‚ lm) прямая и сопряженная задачи распознавания решаются путем удовлетворения соотношениям (3.3) или (3.4) наборами с номерами i и j ‚ находящимися в такой связи. Практически это осуществляется путем “вычисления” изображающего числа искомой ФАЛ на основе логического умножения справа изображающего числа ФАЛ‚ задающей апостериорную информацию, на перестановочную матрицу‚ отображающую априорную информацию.

Для прямой задачи распознавания (3.3) это имеет вид:

 

#F (х1‚ х2‚...‚ хn) = #G (l1‚ l2‚...‚ lk) ÄEТ (3.7)

(1× 2 m) (1× 2 m) (2 m ×2 n)

 

Для сопряженной задачи распознавания (3.4):

 

#Q (l1‚ l2‚...‚ lm) = #R (х1‚ х2‚...‚ хn) Ä E (3.8)

(1× 2 m) (1× 2 n) (2 n ×2 m)

 

Обоснованием данного способа “вычисления” искомых ФАЛ может служить известное свойство‚ проявляющееся при умножении справа изображающего числа ФАЛ‚ отличной от константы «ноль»‚ например‚ R(х1‚ х2‚...‚ хn) ‚ на прямоугольную булеву матрицу‚ например Е‚ и заключающееся в том‚ что единица в i-ой строке и j-м столбце матрицы Е (то есть еij = 1) обеспечивает перемещение единицы‚ находящейся на i -ом месте в #R (х1‚ х2‚...‚ хn) на j -ое место результата - изображающего числа #Q (l1‚ l2‚...‚ lm).

Это значит‚что при еij = 1 единица на i -ом месте #R (х1‚ х2‚...‚ хn) обеспечивает единицу на j -ом месте # Q (l1‚ l2‚...‚ lm) (см. рис 3.2)‚ что соответствует истинности импликации. Если учесть все единицы в #R (х1‚ х2‚...‚ хn) ‚ то #R (х1‚ х2‚...‚ хn) ® #Q (l1‚ l2‚...‚ lk) = 1‚ что соответствует решению задачи (3.4).

Аналогично при умножении #G (l1‚ l2‚...‚ lm) на ЕТ получаем #F (х1‚ х2‚...‚ хn)‚ причем #G (l1‚ l2‚...‚ lm) ® #F (х1‚ х2‚...‚ хn) = 1.

 

 
 

Рис. 3.2

 

Применяя описанный метод к решению конкретных задач распознавания а) и б) для рассматриваемого примера, находим:

 

а) #R (х1‚ х2‚ х3) = # (х1 · х3) = (00001010),

 

#Q (l1‚ l2) = (00001010) Ä = (0010),

 
 


следовательно Q(l1‚ l2) = l1·l2, что обозначает: в налете будут участвовать тяжелые бомбардировщики и не будет легких;

б) #G (l1‚ l2) = # ( 1) = (1100),

 

#F (х1‚ х2‚ х3) = (1101) Ä = (00010000),

 

следовательно F (х1‚ х2‚ х3) = x1 · х2 · х3, что означает: в налете будут участвовать истребители-перехватчики и штурмовики и не будет истребителей сопровождения.

Решение обратных задач распознавания может быть осуществлено путем сведения их к прямым путем элементарных преобразований.

Пусть для заданной функции Q (х1‚ х2‚...‚ хn) требуется найти такую функцию R(l1‚ l2‚...‚ lm) =?‚ что R (l1‚ l2, …, lm ® Q (x1, х2‚ … хn) = 1.

Так как R ® Q = R Ú Q = Q Ú R = Q ® R = 1‚ то рассматриваемая обратная задача может быть заменена прямой

           
 
     


Q (x1, х2‚ … хn) ® R (l1‚ l2‚... lk) = 1, R (l1‚ l2, …, lk) =?,

содержащей инверсии заданной и искомой функции.

На этом построение методики решения задач распознавания (3.3)‚ (3.4)‚ (3.5)‚ (3.6) завершено.

 

В заключение‚ рассмотрим важный частный случай.

Пусть сокращенный базис состоит из 2 m (n + m) - разрядных наборов‚ причем в нем представлены все m - разрядные наборы l1‚ l2‚...‚ lm (такая ситуация имела место в нашем примере и отражена в таблице 3.3). Соответствующая перестановочная матрица Е имеет по одной единице в каждом столбце. Можно заметить‚ что в этом случае логические переменные х1‚ х2‚...‚ хn могут быть представлены‚ как некоторые функции логических переменных l1‚ l2‚...‚ lm ‚, образующие решение булевского уравнения (3.1) в виде

 

хi = fi (l1‚ l2‚...‚ lm) ‚ i = 1‚2,..., n. (3.9)

 

Например‚ таблица 3.3 задает три ФАЛ:

х 1 = l1, х 2 = l1, х3 = l1 Ú l2.

В данной ситуации решение сопряженной задачи распознавания (3.4) может быть получено аналитически путем подстановки в заданную функцию R(х1‚ х2‚...‚ хn) функций хi = fi (l1‚ l2‚...‚ lm). В результате получится искомая функция Q (l1‚ l2‚...‚ lm).

 

Для рассматриваемого примера R (х1‚ х2‚ х3) = х1 · х 3

               
 
 
       


Q (l1‚ l2) = R (f1 (l1‚ l2)‚ f2 (l1‚ l2)‚ f3 (l1‚ l2)) = l1· (l1 Ú l2) = l1· l1· l2 = = l1 · l2,

что совпадает с полученными ранее.

При наличии нескольких единиц в каждом столбце сокращенного базиса решение исходного уравнения вида (3.9) будет не единственное. При отсутствии единицы хотя бы в одном столбце решения уравнения (3.1) в виде хi = fi (l1‚ l2‚...‚ lm)i = 1‚2,..., n не существует.

Следует заметить, что рассмотренный выше вариант представления сокращенного базиса в виде перестановочной матрицы соответствует заданию конечного автомата без памяти с двоичными входами l1‚ l2‚...‚ lm и выходами х1‚ х2‚...‚ хn, обеспечивающего решение исходного уравнения (3.1).

Наличие сокращенного базиса позволяет искать решения исходного уравнения (3.1) также в виде

lj = φj1‚ х2‚...‚ хn)j = 1‚2,..., m. (3.10)

 

Однако вопрос о существовании решений и их количестве в этом случае будет определяться наличием и расположением единиц уже в строках перестановочной матрицы.

В данной лабораторной работе необходимо осуществить анализ полученного сокращенного базиса на существование и единственность решения (3.9). При наличие нескольких привести все решения.

В конкретных приложениях логические задачи распознавания приходится решать при наличии больших массивов данных о классах и признаках объектов‚ поэтому весьма актуальными являются алгоритмизация решений и реализация их на ЭВМ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.