Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Национальный интерес




В наши дни, в условиях возрастания глобальной взаимозависимости человечества, категории «интерес» принадлежит важная роль в понимании сути международных событий, явлений и процессов. Вместе с тем, эта роль «интереса» не абсолютна. Внешнеполитическая деятельность государства выражается в действиях его лидеров, которые располагают определенными степенями свободы в выборе целей. При этом большое значение играют идеология, амбиции, темперамент и т.п. качества лидеров. С другой стороны, само их положение обусловливает то, что они стремятся создать впечатление, будто в основе всех их действий лежит национальный интерес.

Традиционно понимаемый коренной национально-государственный интерес включает три основных элемента: военная безопасность; экономическое процветание и развитие; государственный суверенитет как основа контроля над определенной территорией и населением. Однако в наши дни как эти элементы, так и содержание национального интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых фактов и обстоятельств. Бурное развитие производительных сил, средств массовой коммуникации, высоких технологий, усиливающаяся интернационализация всех сторон общественной жизни, возникновение и обострение глобальных проблем, растущая тяга людей к демократии, личному достоинству и материальному благополучию – все это преобразует интересы участников международных отношений, ведет к переформулированию целей их взаимодействия.

Крах тоталитарных режимов и сопровождающееся трудностями, противоречиями, кризисами и конфликтами продвижение европейских постсоциалистических стран к рыночным отношениям и плюралистической демократии, распад СССР и его многочисленные последствия, окончание «холодной войны» – все эти и многие другие процессы, происходящие в современном мире, ставят перед международным сообществом новые задачи, коренным образом меняют условия реализации интересов международных акторов. На глазах одного поколения людей мир как бы сужается, государства и регионы все более проницаемы для возрастающих потоков идей, капиталов, товаров, технологий и людей.

Национальный интерес может быть обеспечен только при внутренней стабильности, экономическом благополучии, высоком моральном тонусе общества, в условиях безопасности (причем не только в ее военно-стратегическом аспекте, но и в более широком плане, включая экологическую обстановку), при благоприятном внешнеполитическом окружении, располагая престижем и авторитетом на мировой арене.

Разные специалисты называют многообразные типы средств, используемых участниками международных отношений в их взаимодействии. Однако в конечном итоге это многообразие сводится к ограниченному количеству типов: в одном случае – это сила, убеждение и обмен, в другом – сила и переговоры, в третьем – убеждение, торг, угроза и насилие и т.д. Нетрудно заметить, что, по сути, речь идет о наборе средств, полюсами которого выступают насилие и переговоры. При этом насилие и угрозу можно рассматривать как элементы силы, а убеждение и торг – элементы переговоров.

Следует отметить возрастающую роль убеждения и переговоров, иначе говоря, политических средств во взаимодействии современных международных акторов. Эти средства предполагают налаживание систематических, постоянных связей и контактов между ними, ведут к росту взаимного доверия.

В наши дни категория «стратегия» приобрела довольно широкий характер, возникли понятия экономической стратегии, политической стратегии, стратегии развития предпринимательства, стратегии банковского дела… вплоть до «стратегии продажи арбузов в больших городах». Однако во всех случаях она понимается именно как наука и искусство соотнесения целей с имеющимися средствами. Согласно классической военной науке, например, решающее условие высшей победы – это численный перевес над противником. В прямом кратковременном столкновении главным фактором является количество средств (живой силы и вооружений), имеющихся в распоряжении у каждого из противников. Так, в ходе итальянской кампании Наполеон сумел так распределить свои небольшие силы, что при каждом прямом столкновении имел над противником локальное и временное превосходство. Таким образом, успешное достижение цели зависит не только от наличных средств, но и от того, как они используются, т.е. от стратегии.

Решающим средством международных акторов вплоть до последнего времени оставалась военная сила. Взаимозависимость мира, его хрупкость перед разрушительными последствиями применения современных средств массового уничтожения, перед опасностью других глобальных проблем требует от участников международных отношений решительного разрыва с прежними стратегиями в отношениях друг с другом. Изменяется и содержание понятия «сила».

В самом общем виде под силой понимают способность международного актора навязать свою волю и тем самым повлиять на характер международных отношений в собственных интересах. Но что лежит в основе такой способности? Чем она обусловлена? В чем выражается?

С точки зрения Г. Моргентау, международная политика, как и любая другая, есть политика силы. Он не различает между собой силу, мощь, власть и влияние, объединяя все это термином “power”, который выступает для него как обобщенная характеристика, обозначающая цель и средство политики государства на мировой арене. Представляя собой способность государства контролировать действия других государств, международная политика имеет три основных источника и, соответственно, преследует три основных цели: стремление к выгоде; опасение понести ущерб или оказаться в невыгодном положении; уважение к людям и институтам. Именно для этого государству и нужна сила (власть, мощь), содержание которой не ограничивается только его военными ресурсами, а включает в себя, помимо них, еще целый ряд составных элементов: промышленный потенциал; природные ресурсы; геостратегические преимущества; численность населения; культурные характеристики (национальный характер); национальную мораль; качества дипломатии и государственного руководства.

Сила – это способность актора изменить поведение других международных акторов путем принуждения. Влияние же – это его способность изменить указанное поведение посредством убеждения. Подобно тому, как в рыночной экономике стремление предпринимателя к максимальному удовлетворению своих интересов определяется в терминах денег и прибыли, так и для государства реализация его национальных интересов резюмируется в стремлении увеличить свою мощь и/или силу.

Власть тесно связана с мощью и силой государства. Однако их нельзя смешивать. Власть – понятие внутриполитическое, тогда как мощь относится к внешнеполитической характеристике государства. Ориентация власти на внешнеполитические цели – свидетельство завоевательной политики. Но власть суверенна – будь то наследный монарх или партийный лидер – и этим отличается от власти завоевателя: первый стремится выглядеть легитимным выразителем общества, соответствовать его традициям и законам, второй же опирается (по крайней мере, вначале) на откровенную силу. Таким образом, проявление властных отношений на международной арене связано с имперскими амбициями и тенденциями. Отличие силы от мощи состоит в том, что мощь – это способность актора навязать свою волю другим. Иначе говоря, мощь – это социальное отношение. Сила же – это лишь один из элементов мощи.

Но государство, слабое с точки зрения наличных сил, может успешно противостоять гораздо более сильному противнику: так, вьетнамцы, не имея развитой промышленности, необходимого количества различных видов вооружений и т.п., нашли такие методы ведения войны, которые не позволили американцам победить их.

Государство, сильное в какой-либо одной или даже нескольких из этих сфер (например, военной, демографической, геополитической), может оказаться слабым в других (экономика, энергетика, торговля). Поэтому оценка действительной силы предполагает учет не только его преимуществ, но и сфер его уязвимости.

Ключевые слова и понятия: цели международных акторов, национальный интерес, потенциал государства, мобилизация сил, наступательная и оборонительная мощь.

Контрольные вопросы

1. Обоснуйте понятие «целей» международных акторов.

2. Дайте характеристику национально-государственным интересам.

3. Объясните, почему в основе средств международных акторов лежат понятия «насилие» и «переговоры». Раскройте понятие «стратегии международных акторов».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.