Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Конфликты в международных отношениях




 

Конфликт – крайняя форма обострения противоречия. Проявившееся противоречие требует от сторон – носителей противоположных интересов – действий по его разрешению (конечно, не обязательно немедленных). Если одна или обе стороны при этом прибегают к стратегии конфронтации, то налицо конфликт.

Окончание «холодной войны», развал Советского Союза и крушение биполярной структуры глобальной международной системы знаменуют поворот к новой фазе взаимоотношений. В этой связи все большее применение находят направления «исследования конфликтов».

Одной из приоритетных проблем стратегических исследований является проблема войны, ее причин и последствий для того или иного государства, региона и международной (межгосударственной) системы в целом. При этом, если раньше война рассматривалась как, хотя и крайнее, но все же «нормальное» средство достижения политических целей, то огромная разрушительная мощь ядерного оружия породила парадоксальную, с точки зрения традиционных подходов, ситуацию. Но избыток мощи, который дает ядерное оружие, делает абсурдными всякие мысли о его применении, о перспективе прямого столкновения между его обладателями. Отсюда главный акцент делается не на военных, а на политических аспектах ядерных вооружений, не на стратегии вооруженного конфликта, а на стратегии устрашения противника. Порожденное стратегией устрашения «равновесие ядерного террора» позволяло удерживать глобальную международную систему в состоянии относительной стабильности.

Стратегические исследования становятся на Западе одним из ведущих направлений в науке о международных отношениях. Достаточно сказать, что в США существует более тысячи соответствующих исследовательских институтов и организаций. В СССР такие изыскания велись в рамках ведомственных научных подразделений и прежде всего – НИИ «силовых министерств». В настоящее время в России появились и независимые аналитические центры.

Завершение эпохи «холодной войны» и глобальной конфронтации приводит к новым тенденциям – развитию переговоров. Сегодня переговоры становятся постоянным, продолжительным и универсальным инструментом международных отношений.

Несмотря на многочисленные попытки создания общей теории конфликтов, ни одна из них не увенчалась успехом. Не существует и общей теории международных конфликтов. На эту роль не могут претендовать ни полемология, ни конфликтология, ни социология конфликтов. Во-первых, многочисленные исследования не выявили какой-либо устойчивой зависимости между теми или иными атрибутами международных акторов и их конфликтным поведением. Во-вторых, те или иные факторы, которые могли бы рассматриваться как определяющие конфликтный процесс, как правило, варьируются на различных фазах этого процесса и поэтому не могут быть операциональными в анализе конфликта на всем его протяжении. В-третьих, характер мотивов и природа конфликтов редко совпадают между собой, что также затрудняет возможности создания единой теории конфликтов, годной на все случаи.

В конфликтах в Северной Ирландии, на Ближнем Востоке, в Камбодже, в Афганистане, в бывших Югославии и СССР, конечно, можно найти сходные черты. Однако это сходство в большей степени касается отсутствия сколько-нибудь полной ясности относительно природы и путей урегулирования указанных конфликтов, их «неправильности», с точки зрения соотношения целей и средств их участников, опасности, которую они представляют для мирового сообщества.

Каждый из этих конфликтов многомерен, содержит в себе не один, а несколько кризисов и противоречий, каждый уникален по своему характеру. Переговоры, консультации, посредничество, соглашения и т.п. средства урегулирования обнаруживают здесь свою весьма низкую эффективность. Их действенность определяется возможностями формализации конфликта, придания ему официального статуса, четкого определения его причин и идентификации бесспорных легитимных представителей сторон, т.е. как раз тем, что, как правило, оспаривается участниками рассматриваемых конфликтов. Отсюда нарушение уже заключенных соглашений, неуважение к посредникам (и даже их физическое устранение). Отсутствует ясность и относительно протагонистов конфликтов, их главных действующих лиц. «Боевики», «мафиозные группировки», «сепаратисты», «бандформирования» и т.п. термины отражают не столько понимание проблемы, сколько ее эмоциональное восприятие.

Ключевые слова и понятия: конфликт, конфронтация, вооруженное столкновение, урегулирование конфликтов, проблема переговоров.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «исследование конфликтов».

2. Расскажите о «проблеме переговоров».

 

Тема: Содержание и формы международного сотрудничества

 

Данное понятие отражает такой процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и преобладают совместные поиски удовлетворения общих интересов (т.е. консенсуса). Традиционно отношения сотрудничества включают в себя двустороннюю и многостороннюю дипломатию, заключение различного рода союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в усилении многостороннего сотрудничества.

Сегодня это уже не только вопросы торговли, таможенных правил, пограничных урегулирований или военно-политических союзов, но и задачи, связанные с экологией Земли, освоением космоса, совместным использованием природных ресурсов, развитием коммуникационных сетей, контролем над вооружениями и т.д. В то же время особое значение приобретают вопросы политической интеграции.

В политическом отношении международная интеграция представляет собой более высокую – по сравнению с вышеназванными – форму сотрудничества. Это создание единого политического сообщества на основе союза двух или более политических единиц. Различают, с точки зрения географических масштабов, глобальный, региональный, субрегиональный уровни интеграции. Существуют также различные этапы, или фазы интеграции – от связей взаимозависимости в рамках плюралистической международной системы, или стремления «встроиться в систему цивилизованных государств», до формирования единой политической общности. Впрочем, следует сразу же сказать, что последняя является скорее идеальным типом и как феномен реальной практики международных отношений не существует.

Научное исследование проблемы интеграции связано с осмыслением реальных интеграционных процессов – начиная с попытки создания в довоенный период Лиги Наций вплоть до нынешних усилий США, Канады и Мексики по формированию североамериканского экономического союза (НАФТА) – и направлено на то, чтобы выявить в них общие тенденции, связанные с причинами, определяющими факторами, основными чертами данного феномена, наиболее продвинутой формой которого является сегодня Европейский Союз (ЕС). Наиболее известными являются три научных школы: школа функционализма, школа федерализма и школа транснационализма (или «плюралистическая школа»).

Объединить усилия государств – а их сегодня более 200, выработать общую программу действий по решению общемировых проблем и, что особенно важно, создать условия для ее реализации – задача исключительно сложная. Ведь речь идет о странах разной политической ориентации, с неодинаковым уровнем экономического и социального развития, обладающих национальными, культурными, религиозными, этническими особенностями. При всей общности вставших перед государствами задач каждое из них преследует собственные цели, располагает разными ресурсами и возможностями. Разумеется, все это не способствует решению общемировых проблем.

Растущая взаимосвязанность различных звеньев международной экономики ускорила процессы транснационализации локальных экологических систем, «перелив» негативных последствий нарушения природной среды из одних стран в другие. Экологические, демографические, ресурсные проблемы оказались теснейшим образом переплетены друг с другом, связаны с общим состоянием мировой экономики и социального развития в различных странах и регионах мира, что приводит к заметному сужению возможностей национальных правительств решать экологические и другие проблемы в локальных рамках своих государств, без тесной координации совместных действий.

Серьезно влияет и такой фактор, как «отрыв» от национальной почвы все большего числа компаний и фирм, создающих свои филиалы, дочерние предприятия на территории других государств, а также рост числа неправительственных организаций и частных лиц, работающих за границей. Эти субъекты оказываются за пределами национальной юрисдикции, в том числе в области экологического права и других норм, регулирующих природоохранную деятельность. А между тем только на зарубежных предприятиях транснациональных компаний производится более трети мирового ВВП, заняты миллионы рабочих и служащих. В условиях, когда правовая защита окружающей среды и природных ресурсов в разных странах остается во многом различной, ТНК и их подразделения зачастую уходят от ответственности за экологические нарушения.

Что же касается непосредственно проблем окружающей среды, природных ресурсов, демографии, то вплоть до начала 1970-х годов в мире практически не было международной организации, которая непосредственно занималась этими проблемами. И только в 1972 г. в Стокгольме была созвана первая в истории международная конференция ООН по окружающей среде, на которой была принята Декларация, содержащая 26 принципов и 120 рекомендаций правительствам по актуальным вопросам экологической политики. Одновременно решением Генеральной Ассамблеи ООН была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) – специализированная международная организация.

Крупнейшей акцией последнего десятилетия XX века явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро с участием глав государств и правительств более 170 стран мира. Конференция приняла совместно выработанный документ «Повестка дня на XXI век» - программу действий, направленных на реализацию правительствами концепции глобального устойчивого развития. Состоящая из 40 разделов программа предусматривает широкий комплекс мер, начиная с восстановления заброшенных земель и кончая улучшением технологии производства энергии и аграрной продукции. Была создана Комиссия ООН по устойчивому развитию (КУР) в качестве стратегического форума для обсуждения экономических аспектов устойчивого развития. Комиссия призвана обеспечить руководство деятельностью, охватывающей четыре приоритетные области: пресная вода, Мировой океан, земные ресурсы, включая леса, устойчивое энергопользование.

В 90-е годы также состоялись крупные глобальные и региональные конференции ООН по народонаселению. В отличие от прошлого на этих форумах возобладал интегральный подход к демографической, экологической и экономической политике, при котором стабилизация населения рассматривалась как одно из важных условий устойчивого развития стран Африки, Азии и Латинской Америки, устранения в них бедности и нищеты.

Глобальные проблемы и выработка конкретных мер по их решению заняли одно из центральных мест на ежегодных встречах на высшем уровне «семерки», а с принятием в этот клуб России - и «восьмерки» ведущих стран мира. В своих обращениях к мировому сообществу участники «G-8» делают акцент на наиболее острых проблемах, требующих безотлагательных действий национальных правительств, международных организаций, мировой общественности. На июньской 1997 г. встрече в верхах главы государств и правительств в качестве приоритетных целей определили: содействие устойчивому развитию и охране окружающей среды, снижение и стабилизация к 2010 г. содержания парниковых газов в атмосфере, разработка и принятие жестких стандартов по обеспечению устойчивого лесопользования, доступа к чистой воде, охраны Мирового океана, борьбы с опустыниванием, создание Глобальной системы наблюдения и контроля за инфекционными заболеваниями, включая борьбу с ВИЧ-инфекцией. Особое внимание было уделено блоку проблем, связанных с такими опасностями, как транснациональная преступность, наркобизнес, международный терроризм, клонирование людей.

Эффективность международного сотрудничества в решении проблем XXI века во многом будет зависеть от общего состояния международной обстановки и международных отношений в целом. Прекращение «холодной войны» открыло перед мировым сообществом принципиально новые возможности для устранения и предупреждения возникающих угроз. Однако на этом пути остается немало трудностей. В разных частях планеты продолжают вспыхивать очаги локальных и региональных конфликтов. Сохраняются территориальные споры, перерастающие в вооруженные столкновения. Остается опасность гражданских войн и насилия. Политическая нестабильность в мире мешает выработке консенсуса между правительствами относительно выбора путей решения глобальных проблем. В то же время такие явления, как быстрый рост населения, возникновение экологически опасных зон и зараженных районов, сокращение ресурсов, увеличение безработицы, нищеты, распространение болезней, международного терроризма, могут вызывать рост социальной напряженности, способный подорвать политическую стабильность в обществе, в отношениях между государствами.

В XXI в. общемировые проблемы и проблемы международной стабильности оказались тесно взаимосвязанными. Мировое сообщество стоит перед необходимостью надежного обеспечения международной безопасности, и не только политической и военной, но и экологической, экономической, социальной. Именно в реализации этой исторической миссии заключается главный ответ на глобальные вызовы человечеству.

Ключевые слова и понятия: международное сотрудничество, консенсус, двусторонняя и многосторонняя дипломатия, координация политических линий, взаимозависимость мира, политическое сотрудничество, политическая интеграция.

Контрольные вопросы

1. Объясните термины «политическое сотрудничество» и «политическая интеграция».

3. Проанализируйте специфику международного сотрудничества в сфере экологии, народонаселения, энергопотребления, «транснационализации» локальных проблем и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.