Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Интеграция в АТР




Одним из важных событий середины ХХ в. вообще и Дальнего Востока в частности явилась победа коммунистической революции в Китае.

Выполнив свою освободительную миссию, Красная армия в 1946 г. ушла из Маньчжурии, оставив НОАК значительное количество вооружения бывших войск Маньчжоу-Го и Квантунской армии. Большое значение для победы революции имело также занятие советскими войсками Порт-Артура (Люйшуня) и Дальнего (Даляня), в результате чего эти важные в стратегическом отношении пункты были закрыты для американских и чанкайшистских войск.

В 1945 г. чанкайшистское правительство контролировало ¾ территории Китая, имело многомиллионную армию, значительная часть которой была обучена и вооружена США. В то же время в обширных освобожденных районах Китая с населением в 150 млн. чел. была установлена коммунистическая власть. В середине октября 1945 г. чанкайшисты предприняли наступление на освобожденные районы в 11 провинциях центрального и южного Китая. Нередко в боях принимали участие и американцы.

В июле 1946 г. гражданская война охватила всю страну. Первое время гоминьдановские войска успешно продвигались. С июля 1947 г. начался новый этап гражданской войны. После кратковременной стабилизации положения на фронтах НОАК перешла в общее контрнаступление. К середине ноября 1948 г. ее части изгнали гоминьдановцев из всего Северо-Восточного Китая, а к апрелю 1949 г. ими была освобождена огромная территория с 200 млн. населения. К осени того же года гоминьдановский режим были ликвидирован практически по всей стране, за исключением Тайваня. 1 октября 1949 г. была провозглашена КНР.

14 февраля 1950 г. СССР и КНР подписали договор о дружбе, союзе и взаимопомощи. Они договорились совместно принимать все необходимые меры, чтобы не допустить повторения агрессии со стороны Японии или любого другого государства, которое прямо или косвенно объединилось бы с Японией в агрессивных актах. В случае нападения Японии или ее союзников на одну из сторон другая немедленно поможет ей всеми имеющимися у нее средствами, в том числе военными. Договор предусматривал также всемерное расширение экономических и культурных связей между Советским Союзом и Китаем.

Одновременно были подписаны соглашения о Китайской Чаньчуньской железной дороге (бывш. КВЖД), о Порт-Артуре и Дальнем. Москва безвозмездно передала Пекину свои права по совместному управлению КЧЖД. Передачу решено было осуществить непосредственно после заключения мирного договора с Японией, но не позднее конца 1952 г. Имущество порта Дальний было передано Китаю в 1950 г. Советские войска были полностью выведены из Порт-Артура в мае 1955 г.

После капитуляции Японии Москва не раз предлагала приступить к подготовке мирного договора с нею, возложив его разработку, как это предусматривалось Потсдамскими соглашениями, на совет министров иностранных дел СССР, США, Англии и Китая. Желая быстрее достигнуть мирного урегулирования с Японией, Москва согласилась на передачу Совбезом ООН под опеку США бывших японских владений на Тихом океане – Маршалловых, Каролинских и Марианских островов. Однако Вашингтон не торопился заключать мир с Токио, поскольку он ограничил бы возможности хозяйничания американского капитала на Японских островах.

Все-таки в 1950 г. США, опасаясь возрастающего противодействия со стороны СССР и КНР, приступили к разработке сепаратного мирного договора. В октябре Вашингтон направил странам-участницам Дальневосточной комиссии меморандум, в котором излагались семь «неокончательных», «пробных» принципов мирного договора с Японией, по которым острова Рюкю, Бонин и др. передавались бы под опеку США, пересматривалась бы принадлежность Китаю Тайваня и Пескадорских островов (Пэнхуледао), а СССР – Южного Сахалина и Курил. Кроме того, США заявляли о намерении сохранить свои войска на Японских островах и восстановить японскую военную машину.

В мае 1951 г. Москва передала Вашингтону свои замечания по проекту мирного договора и предложила подготовить новый проект. Однако США игнорировали мнение Советского Союза и ряда стран Азии. Они самочинно определили состав, время и место конференции, созванной для подписания мирного договора с Японией. Она проходила в Сан-Франциско 4-8 сентября 1951 г. В ее работе приняли участие 52 государства, включая СССР, Польшу и Чехословакию. От участия в конференции отказались Индия и Бирма.

Большинство участников конференции проголосовало за предложенный американцами проект мирного договора: сказалась их зависимость от США. Отказались подписать договор СССР, Польша, Чехословакия, Индия и Бирма. Одновременно в Сан-Франциско было подписано двустороннее японо-американское соглашение, названное «договором безопасности», по которому США получили право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии.

Красная армия, разгромив и разоружив к сентябрю 1945 г. японские войска, упразднила в Северной Корее колониальную администрацию, содействуя населению в организации демократического самоуправления и восстановлении народного хозяйства. В Южной Корее американцы объявили народные комитеты незаконными. Из США был доставлен реакционный эмигрант Ли Сын Ман, который и возглавил проамериканское и антикоммунистическое правительство.

10 мая 1948 г. в Южной Корее в обстановке террора были проведены сепаратные выборы в национальное собрание, которое избрало президентом Корейской республики Ли Сын Мана. В противовес этому в сентябре в Пхеньяне Верховное народное собрание приняло конституцию КНДР и утвердило состав правительства. Во главе станы встал Ким Ир Сен, привезенный в Северную Корею в 1945 г. «в обозе Красной Армии» в чине капитана.

25 июня 1950 г. после целой серии взаимных вооруженных провокаций вспыхнула война между Югом и Севером Кореи. Сначала военный успех был на стороне северян, поскольку именно они готовились и начали широкомасштабное наступление. Они захватили Сеул и готовы были сбросить войска Ли Сын Мана в море. 27 июня американский президент Трумэн заявил о полномасштабной военной помощи Южной Корее. По настоянию американцев Совет Безопасности ООН осудил агрессию КНДР против Республики Корея и призвал страны мира помочь южнокорейцам отразить агрессию с Севера.

30 июня американцы высадились в Инчхоне и Пусане, установив морскую блокаду побережья Кореи и Китая. Командующим вооруженными силами 14 стран ООН был назначен известный американский генерал Макартур. К ноябрю 1950 г. американцы и их союзники захватили почти всю Северную Корею, выйдя к китайской границе. В ответ 25 ноября так называемые «китайские добровольцы» под командованием маршала Пэн Дэхуая развернули широкое контрнаступление на войска ООН. Макартур не только решительно выступил за перенос войны на китайскую территорию, но и настойчиво просил у Вашингтона разрешения сбросить на Китай атомные бомбы.

Тогдашний президент США Г. Трумэн впоследствии вспоминал: «Если бы мы решили распространить войну на Китай, то должны были ожидать возмездия от СССР… На Востоке мы бы стерли с лица земли великолепные китайские города, убив 25 млн. невинных женщин, детей и других гражданских лиц. А у нас на руках была бы третья мировая война и никаких союзников. А под русским контролем оказалась бы вся Центральная Европа, возможно, еще Турция, Греция, Италия, Северная Африка и богатейшие районы Ближнего Востока. Я просто не мог начать третью мировую войну». Иными словами, решающим фактором в той ситуации было наличие у Советского Союза атомного оружия.

В корейском небе воевали по преимуществу советские летчики, о чем свидетельствуют могилы на авиационном кладбище в Кневичах. Боевая задача 64-го истребительно-авиационного корпуса заключалась в «прикрытии от ударов авиации противника с воздуха мостов, переправ, гидроэлектростанций, аэродромов, а также объектов тыла и коммуникаций корейско-китайских войск в Северной Корее до рубежа Пхеньян – Гензан». Одновременно с этим корпус должен был «быть в готовности к отражению во взаимодействии с частями китайской авиации возможных ударов противника по основным административным и промышленным центрам Северо-Восточного Китая на мукденском направлении».

Советские летчики были одеты в китайскую форму, а на самолетах были нанесены опознавательные знаки ВВС НОАК. Район, где действовали советские летчики, американцы прозвали «Аллеей МиГов». Над нею силами 64-го корпуса было сбито 1309 самолетов противника, в том числе в воздушных боях – 1097 и силами зенитной артиллерии – 212. Наши потери составили 120 летчиков и 335 самолетов. 22 летчика получили звание Героя Советского Союза.

К весне 1951 г. фронт закрепился в районе 38-й параллели, и летом начались переговоры о перемирии в Корее в городе Кэсоне, а затем в Паньмыньчжоне. Сторонам никак не удавалось найти взаимоприемлемые решения прежде всего по вопросу об установлении демилитаризованной зоны вдоль линии фронта. Существовал также целый ряд разногласий по другим вопросам. Несмотря на кажущуюся локальность военных действий и ограниченность расположения района, эта война втянула в свою орбиту более 20 стран мира и резко обострила международную напряженность, приведя мир на грань ядерного конфликта. Тем не менее, 27 июля 1953 г. соглашение о перемирии было подписано. Кстати, до сего дня оно остается лишь договоренностью о перемирии, так и не став договором о мире.

Еще в конце 1950-х гг. власти КНР взяли курс на свертывание экономических и культурных связей со странами социализма. В Китае и за его пределами постепенно развертывалась широкая антисоветская пропаганда. Она особенно усилилась после XI пленума ЦК КПК в августе 1966 г. Решения пленума официально подтвердили намерения китайского руководства и впредь осуществлять свой особый великодержавный маоистский курс.

Кульминационным моментом политико-идеологического противостояния между КПСС и КПК стали боевые действия на пограничном острове Даманский 2 и 15 марта 1969 г. В тот период каждый китаец, служивший и даже просто живший на границе, имел при себе значок с «великим кормчим» и так называемый «цитатник» из произведений Мао. Выходя к самой границе, они разворачивали лозунги «СССР в сговоре с США против Китая не будет хорошего конца!», «Уссури – внутренняя китайская река!», «Советские ревизионисты, убирайтесь на свою территорию!» и т.д.

Первые рукопашные схватки между советскими и китайскими пограничниками начались еще в конце 1968 – начале 1969 гг. Вскоре на заставы поступило распоряжение подготовить деревянные рогатины, чтобы пограничники могли держать наиболее разбушевавшихся китайцев на расстоянии. 2 марта к острову направилась группа китайских пограничников в составе 30 чел. Советская застава Нижне-Михайловка, находящаяся напротив Даманского, была поднята в ружье. По советской версии, первыми стали стрелять китайцы, по их – наши. В живых не осталось никого. 32 советских пограничника были убиты, 14 ранены.

3 марта Китай и СССР обменялись нотами протеста и пропагандистскими проклятьями. В тот же день 10 тыс. китайцев во время демонстрации напали на советское посольство в Пекине. 7 марта 100 тыс. советских демонстрантов забросали китайское посольство в Москве бутылками с чернилами. 8 марта газета «Красная звезда» сообщила, что советские войска на Дальнем Востоке приведены в боевую готовность. Китайцы перебросили к Даманскому дополнительные армейские подразделения. 15 марта 1969 г. вооруженный советско-китайский конфликт из-за несчастного островка разгорелся с новой силой.

Полтора часа бойцы Иманского погранотряда во главе с полковником Леоновым сдерживали натиск превосходящих сил противника. Затем из Москвы пришло разрешение использовать установки «Град». Наши ракеты сожгли все живое на территории 70 кв. км. По официальным данным, китайцы потеряли до 800 чел., мы – 59. 13 сентября во время официального визита во Вьетнам советский премьер А. Косыгин сделал остановку в Пекинском аэропорту и встретился с китайским премьером Чжоу Эньлаем. В ходе встречи они договорились прекратить стрельбу и вызывающие формы пропаганды на всем протяжении китайско-советской границы (учитывая при этом августовскую провокацию китайцев возле казахского озера Жаланаш-Коль).

Итог: в 1992 г. остров Даманский был без лишнего шума передан китайцам.

В 1956 г. нам удалось урегулировать ряд важных вопросов советско-японских отношений. На первой стадии переговоров речь шла о заключении мирного договора, в частности, о прекращении состояния войны и установлении дипломатических отношений, о неприменении силы в решении спорных вопросов. В основном была достигнута договоренность по торговым и рыболовным вопросам. Советский Союз отказался от репарационных претензий к Японии и обещал вернуть остатки военнопленных.

На переговорах японцы потребовали возвратить острова Кунашир и Итуруп, поскольку они не входят в состав Курильской гряды. Н. Хрущев согласился вернуть Японии острова Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора. Однако в январе 1960 г. японцы подписали с США «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности», направленный прежде всего против СССР и КНР. В ответ Москва заявила, что Хабомаи и Шикотан будут возвращены только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора.

Американская война во Вьетнаме, начавшаяся в середине 1960-х гг., не только создала угрозу всеобщему миру, но и затронула жизненные интересы социалистических государств, поскольку ДРВ стала жертвой агрессии США. Естественно, Советский Союз заявил о своей солидарности с Вьетнамом и заверил, что «агрессоры встретятся со все возрастающей поддержкой Вьетнама – экономической и военной, материальной и моральной».

Несмотря на союзнические отношения во время второй мировой войны, после 1945 г. для СССР и США возможность подчиниться чуждой им идеологии и социальной системе была более невыносима, нежели сама смерть. Поэтому «враг» должен быть уничтожен или, по крайней мере, отброшен подальше от своей территории. Сложившаяся «двухполюсная» конфигурация послевоенного мироустройства таила в себе опасность взрыва, и задача американцев состояла в том, чтобы избежать прямого военного конфликта с Советским Союзом.

В рамках АТР у американских теоретиков возник план использовать в игре «баланса сил» вместо поверженной Японии крепнущий Китай. Именно в этом следует искать ключ к пониманию того, почему в конце войны проявилась откровенная заинтересованность Соединенных Штатов в сохранении и укреплении единства гоминьдановского Китая. Громко заявив о поддержке Чан Кайши, 30 сентября 1945 г. американцы высадились в Китае. Они передали Китаю военного снаряжения и «гуманитарной» помощи более чем на 1 млрд. долл. Кроме того, на 2 млрд. долл. было предоставлено кредитов и субсидий.

Тем не менее к 1949 г. вооруженные «великим северным соседом» коммунисты побеждают армии Чан Кайши, заставив его бежать на о. Тайвань. Это стало огромной удачей СССР: политико-идеологическое единство с Китаем многократно усиливало нашу роль на Дальнем Востоке и во всем мире, ослабляя влияние США. Разумеется, Вашингтон активно противодействовал Пекину в восстановлении законных прав КНР в ООН и т.п. Во время корейской войны в Белом доме активно обсуждалась идея атомной бомбардировки Китая, Северной Кореи и нашей Сибири.

Однако к концу 1950-х гг. от внимания американских аналитиков не могли ускользнуть антисоветские шаги Мао Цзэдуна и его окружения. В Вашингтоне заговорили о целесообразности урегулирования американо-китайских отношений. Со своей стороны, Пекин умело использовал американо-советские разногласия. Как писала тогда американская пресса, «сначала стратегический квазиальянс» с Советским Союзом, потом «конфронтационная равноудаленность» от сверхдержав, далее «стратегический квазиальянс» с США. Однако Китай хотел быть котом, который предпочитает бродить сам по себе. Для мирового сообщества проблемой является найти достаточно свободного пространства для этого гигантского «кота».

(потом что-нибудь про поражение США во вьетнамской войне).

В последние десятилетия наблюдается впечатляющий экономический рост АТР, особенно стран ЮВА, что значительно расширяет сферу региональных экономических связей. Большинство развивающихся стран Азии прошло фазу экономической либерализации, и это облегчило им сотрудничество друг с другом. Социалистические страны Азии, прежде всего Китай и Вьетнам, становятся все более открытыми для внешнего мира. Такие развитые страны АТР, как Австралия и Новая Зеландия, обратили внимание на большой потенциал рынков Восточной Азии и начали менять географию своих внешнеэкономических связей, придавая все меньшее значение отношениям с США и Европой и наращивая объемы товарообмена и инвестиций с азиатскими соседями.

Движение в сторону создания в регионе организаций экономического сотрудничества началось с учреждения Тихоокеанского экономического совета в 1967 г. Тогда же была создана Ассоциация государств ЮВА – АСЕАН, цель которой заключалась в содействии региональному сотрудничеству и ускорении экономического роста. Создание субрегиональных организаций отразило возрастающее стремление наладить экономическое сотрудничество в регионе и явилось основой создания в 1989 г. АТЭС – межправительственного форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который в настоящее время является наиболее влиятельной экономической организацией в АТР.

Значительная веха в развитии АТЭС – Сеульская встреча 1991 г., на которой членами форума стали КНР, Гонконг и Тайвань. В 1995 г. Россия, наконец, заявила о своем намерении стать членом форума. В 1997 г. в Ванкувере, на 5-й встрече лидеров стран-участниц, Россия вместе с Вьетнамом и Перу вошла в АТЭС. Доля этой организации в мировой экономике превысила 55 %, а во внешней торговле поднялась до 54 %. Объем российского экспорта и импорта с азиатскими странами увеличивается. Российские правительственные, деловые, научные круги участвуют в такой форме интеграционной деятельности, как разработка и осуществление многосторонних проектов.

Это, например, проект ПРООН по развитию района реки Туманной (корейское название – Туманган) на стыке границ России, Китая и Северной Кореи и создание в ее бассейне зоны свободной торговли. Официальными участниками проекта помимо этих стран являются Монголия и Южная Корея. Речь идет о реконструкции и строительстве промышленных и транспортных объектов, развитии туризма, осуществлении экологических программ, реконструкции порта Зарубино, конверсии военного аэродрома «Золотая долина» в международный авиатерминал (?), создании промышленных предприятий и т.д.

В связи с осуществлением проекта администрация Приморского края выступила с возражениями. Проблема заключается в том, что КНР отделена от Японского моря 17-километровой полосой территорий России и КНДР. Причем граница между Россией и КНДР проходит как раз по нижнему участку течения р. Туманной. Верхний участок ее русла проходил до 1991 г. по российской территории, а граница Китая проходила по левому берегу реки. При этом сезонные размывы левого берега привели к тому, что прежняя береговая линия границы КНР сместилась на воду. По соглашению 1991 г. КНР получила право с конца 1996 г. считать своей границей середину р. Туманной. Отныне, как отмечали местные власти, Китай теоретически получил возможность построить на своей стороне порт и добиваться выхода в Японское море по речному руслу.

Аргументы российских правительственных экспертов состоят в том, что, во-первых, река Туманная мелководна и для поднятия ее уровня для провода океанских судов потребуется строительство крупных сооружений в нижнем течении реки, т. е. на территориях России и КНДР; во-вторых, при всех обстоятельствах нижнее течение реки - зона исключительного контроля России и КНДР, и проход судов третьих стран через нее невозможен без их ведома.

Кроме того, к планам развития российского Дальнего Востока как удобной площадки для экономического вхождения России в АТР можно отнести проект развития экономической зоны Японского моря; проекты строительства магистральных газопроводов, линий передач и телекоммуникаций, проходящих через территории нескольких стран; уже начатое силами международных консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов сахалинского шельфа и др. Для дальневосточных районов России все более важным становится регулирование международной трудовой миграции.

Интеграция России в динамично развивающийся АТР может положительно сказаться на экономике страны. По оценкам экспертов, в целом от участия в АТЭС, в том числе за счет либерализации торгово-экономических связей, Россия может получить эффект в несколько млрд. долл. Присоединение к АТЭС становится стимулом для развития Сибири и Дальнего Востока. Расширение экономических связей могло бы способствовать развитию инфраструктуры, обрабатывающей промышленности, средств связи и коммуникаций. Несомненно, развитие отношений со странами АТР подтолкнет нашу дальнейшую технологическую и экономическую модернизацию, привлечение зарубежных инвестиций.

Позитивный вклад в развитие связей между Россией и Китаем в 1990-е гг. внесли личностные и эмоциональные факторы. Первые шаги в политической карьере тогдашних китайских лидеров пришлись на 1950-е гг. – время расцвета китайско-советской дружбы. Многие учились в СССР, знали русский язык и испытывали ностальгические чувства по поводу своей «советской» молодости. Нынешняя партийно-государственная элита уже не испытывает подобных чувств. Их подход к международным отношениям отличается типично китайским прагматизмом.

Меняется положение дел и в области военно-технического взаимодействия. Сегодня Китай занимает первое место среди зарубежных покупателей российского вооружения, но вскоре ситуация может стать иной. Страны ЕС готовы снять ограничения на продажу Китаю военной техники, а в перспективе такой шаг могут предпринять и США. В этом случае у российского военно-промышленного комплекса появятся серьезные конкуренты.

В свою очередь, между Китаем, Японией и другими странами ДВ региона разворачивается конкуренция за доступ к энергетическим ресурсам России. Быстро растущая и энергоемкая экономика Китая испытывает острую потребность в нефти и газе. Одним из вариантов решения проблемы может стать строительство нефте- и газопроводов из Ангарска в Дацин. Уже ведется прокладка трубопровода в Находку (бухта Козьмина), откуда нефть пойдет в Японию.

Шагом вперед в развитии российско-японских отношений стали официальное предложение министра иностранных дел Е. Примакова о совместной экономической деятельности на Южных Курилах, сделанное 15 ноября 1996 г., и согласие японской стороны изучить российские инициативы.

В 1997-99 гг. эти тенденции были закреплены официальными и неофициальными (так называемые «встречи без галстуков») взаимными визитами и переговорами лидеров России и Японии. Российская сторона выступила за принятие Договора о мире, дружбе и сотрудничестве, в котором предполагалось обозначить направленность совместной работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания, а непосредственно саму линию границы между Россией и Японией зафиксировать в отдельном документе в будущем.

3-5 сентября 2000 г. состоялся визит В. Путина в Японию. Были проведены два раунда переговоров с премьер-министром Японии И. Мори, которые завершились весомыми результатами. Впервые в истории двусторонних отношений было подписано совместное заявление о взаимодействии России и Японии в международных делах. Этот документ фиксирует общие подходы сторон, заключающиеся в признании необходимости совместных усилий для становления нового мироустройства с сохранением многообразия национальных, духовных и иных ценностей различных государств.

Не менее важным стало также подписание высшими руководителями России и Японии программы углубления сотрудничества в торгово-экономической отрасли между двумя странами. Обсуждалась и проблема мирного договора, включая аспект пограничного размежевания. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее предложения от апреля 1998 г., предусматривающего проведение российско-японской границы к северу от острова Итуруп и сохранение административного контроля России над Южными Курилами в течение определенного срока.

В свою очередь, президент РФ изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы, подтвердил желание России заключить широкий договор о дружбе и сотрудничестве.

Очевидно, что стремление к решению политических проблем было бы ярче выражено с японской стороны, если бы между Россией и Японией существовала большая экономическая зависимость. Но сегодня доля России во внешнеторговом обороте Японии составляет около 1 %, т.е. мы уступаем даже Малайзии и Таиланду, не говоря уже о США и Китае. Иными словами, роль России как источника сырья для не имеющей своей сырьевой базы Японии остается минимальной. Без активизации экономических отношений вряд ли можно ожидать продвижения в сфере политической.

Корейская война 1950-53 гг., одна из наиболее кровопролитных войн ХХ в., окончательно закрепила раскол полуострова на две части. (Следует отметить, что между двумя государствами до сих пор не подписан мирный договор, а существует лишь временное соглашение о перемирии). Вплоть до 1990-х гг. на Корейском полуострове существовал баланс отношений крупнейших держав: военным, экономическим и политическим союзником Республики Корея стали США, а впоследствии и Япония. КНДР поддерживали СССР и КНР.

С середины 1980-х гг. происходили изменения в политике СССР в отношении двух корейских государств. Наблюдалось постепенное отдаление Москвы от Пхеньяна. В отношениях же с Сеулом появились тенденции к нормализации, прежде всего в экономической и культурной сферах. Дипломатические отношения между СССР и Республикой Корея были установлены 30 сентября 1990 г.

В связи с началом экономических реформ Россия испытывала большую потребность в иностранных инвестициях. Южная Корея, в начале 1990-х гг. находившаяся на пике своего экономического развития, представляла для России значительный интерес как предполагаемый инвестор, а также как рынок сбыта военной техники и сырья. Таким образом, 1-я половина 1990-х гг. характеризуется форсированным развитием сотрудничества с Сеулом и свертыванием отношений с Пхеньяном.

В 1995 г. Москва отказалась продлевать договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, заключенный с Пхеньяном в 1961 г. Одновременно была прекращена экономическая и военная помощь КНДР. Такая политика ослабила позиции России на Корейском полуострове в целом, а это, в свою очередь, привело к вытеснению России из группы государств, активно участвующих в процессе мирного урегулирования корейской проблемы.

«Ядерный кризис» 1993-94 гг., связанный с давлением на КНДР в целях прекращения ее плутониевой ядерной программы, еще более ослабил позиции РФ. История создания северокорейской ядерной программы началась с середине 1950-х гг. при активной поддержке СССР. В период с 1956 г. до начала 1990-х гг. в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне прошли подготовку 250 северокорейских специалистов. В 1959 г. было заключено соглашение о сотрудничестве в области ядерных исследований между СССР и КНДР, а впоследствии – и между КНР и КНДР.

В 1996 г. с назначением в МИД Е.М. Примакова начинается постепенное восстановление дипломатических обменов с КНДР, что позитивно сказалось на двусторонних отношениях. Напротив, отношения с Южной Кореей вошли в полосу стагнации. Финансовый кризис 1997 г. в ЮВА и дефолт 1998 г. в России фактически заморозили экономические отношения двух стран. В отношениях с корейскими государствами появилась определенная сбалансированность.

Нельзя не отметить, что положительным фактором в нормализации отношений с КНДР стал приход к власти В. Путина. Новый президент неоднократно подчеркивал важность установления добрососедских отношений с Северной Кореей. Спустя пять лет после отказа от прежнего договора, в 2000 г. между РФ и КНДР был подписан новый договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. В том же году Путин официально посетил Северную Корею и подписал Совместную декларацию. Ответный визит Ким Чен Ира состоялся летом 2001 г. и завершился подписанием Московской декларации.

В 2000 г. состоялись две встречи президентов РФ и Республики Корея, а в феврале 2001 г. Путин посетил Сеул. В рамках состоявшихся переговоров обсуждались перспективы трехстороннего (РФ – Республика Корея – КНДР) сотрудничества в экономической области, что стало фактическим подтверждением установления баланса в отношениях РФ с Южной и Северной Кореей. В 2000-2001 гг. наблюдалась общая стабилизация положения на Корейском полуострове, были сделаны значительные шаги на пути мирного урегулирования.

В 1970-80-е гг. Вьетнам был главным союзником СССР в ЮВА. Созданный в тот период фундамент до сих пор является основой современных российско-вьетнамских отношений. Так, успешно действует совместное предприятие «Соввьетпетро», ведущее добычу нефти на вьетнамском шельфе. Это предприятие приносит российскому бюджету 500 млн. долл. ежегодно. Вьетнамская народная армия вооружена советским оружием и военной техникой, поэтому и сегодня Вьетнам заинтересован в сохранении и развитии военно-технических связей с РФ.

Однако Россия ни на государственном, ни на частном уровнях не пользуется широкими возможностями, которые открываются в связи с бурным ростом вьетнамской экономики в последние годы. Между тем во Вьетнаме почти вся промышленная и транспортная инфраструктура была построена при помощи СССР. Политические отношения между РФ и Вьетнамом развиваются успешно, осуществляются контакты на самом высоком уровне, позиции двух государств по большинству международных вопросов близки или совпадают.

Нет сегодня политических препятствий для развития взаимоотношений с другими странами ЮВА – Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Филиппинами, Таиландом и др. Эти взаимосвязи развиваются и в рамках АТЭС, и по линии сотрудничества России с АСЕАН как ведущей региональной организацией. Но торгово-экономическое, научно-техническое и военно-техническое сотрудничество пока не соответствует достигнутому уровню политического доверия. Отчасти это объясняется закономерными трудностями, которые переживали как Россия, так и страны региона, в частности последствиями азиатского финансового кризиса 1997 г. По мере преодоления этих трудностей следует ожидать и изменений в динамике отношений России и государств ЮВА.

Современное радикальное наступление в Азии стран НАТО и США затрагивает прежде всего интересы Китая, который в такой ситуации не может не наращивать свой экономический, военно-технический и внешнеполитический потенциал. При этом вполне возможно дальнейшее российско-китайское сближение и дальнейшая поляризация системы международных отношений в лице НАТО и вновь образующихся центров силы. Статус «равноудаленности» - единственный вариант для России не быть «разорванной» двумя возникающими центрами новой биполярности – США и Китаем, хотя сохранить этот «равноудаленный» статус будет с течением времени все сложнее и сложнее.

Многовекторность внешней политики России, когда западное и восточное направления представляют самостоятельную ценность с точки зрения наших национальных интересов, позволяет строить реалистические международные отношения.

Активному движению России как евразийской державы на Восток (в АТР и в Тихоокеанское содружество) и на Запад должны способствовать разведение западного и восточного азимутов внешней политики страны и осуществление стратегии «параллельной вовлеченности». В то же время Россия позиционирует себя в большей степени как европейское государство, поэтому не подрывает своей европейской идентичности и не противопоставляет себя Европе и США, но при этом старается сохранить и свой евразийский характер, обогащая и развивая восточную составляющую культурного, геоэкономического, геополитического и внешне-экономического потенциала.

Контрольные вопросы

1. Причины, ход и уроки Корейской войны 1950-53 гг.

3. Советско-китайское противостояние 1960-80-х гг.

4.. Россия и АТЭС в 1980-90-е гг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.