Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Россия и Китай. Внутренние проблемы Большого Китая




 

В 1990-х гг. произошло укрепление экономических и военно-политических позиций КНР. Благодаря реформе, начатой в 1978 г. под руководством лидера Компартии Китая Дэн Сяопина (1904 -1997), китайская экономика вышла из кризиса. В стране была решена продовольственная проблема, а к началу 1990-х КНР стала одним из крупнейших мировых экспортеров. В стране осуществляются «очаговая модернизация» и индустриализация на современной технологической основе. По оценкам специалистов, Китай вышел на третье место в мире по объемам ВНП, уступая США и Японии.

Правда, абсолютные цифры не указывают на эффективность экономики КНР. Из-за огромного населения Китай нельзя отнести к числу передовых стран по показателю дохода на душу населения. Страна страдает от неравномерности развития: передовые производства сосредоточены в прибрежной зоне, а основная часть глубинных районов остается отсталой и бедной, что порождает социальную напряженность. Бременем для страны остается демографический рост. С учетом этих и других обстоятельств часть специалистов полагает, что Китай не сможет удерживать высокие темпы роста. Тем не менее, КНР располагает достаточными ресурсами для военного строительства и активной внешней политики в географически приближенных к ней районах.

В 1989 г. на площади Тяньаньмэнь в Пекине произошли выступления китайского студенчества под демократическими лозунгами. Выступления были жестоко подавлены. Международное сообщество осудило действия китайских властей, а американский конгресс ввел санкции против КНР в связи с нарушениями прав человека. В качестве меры давления последовало решение конгресса отложить на год предоставление КНР режима наибольшего благоприятствования в торговле.

Однако ухудшения отношений КНР с индустриальными странами не произошло. Вскоре после указанных событий США в неофициальном порядке провели переговоры с КНР об урегулировании ситуации. Президент Дж. Буш принял меры по ограничению эффекта санкций, и режим наибольшего благоприятствования для КНР был восстановлен. После этого он ежегодно продлевался, хотя всякий раз американская сторона увязывала свое решение с уступками КНР по конкретным правозащитным вопросам (освобождение диссидентов, упрощение эмиграции и т.п.).

К началу 1980-х гг., после кровопролитной стычки с Вьетнамом, китайские лидеры осознали снижение как подлинной, так и мнимой угрозы из-за рубежа: американцы сами искали с ними согласия, а мы еще продолжали энергично окапываться против США. Некоторое потепление на советско-китайской границе, как не без оснований опасались тогда в Вашингтоне, привело бы к передислокации китайских и советских войск на другие направления, к выработке нового взгляда Китая на американские базы в АТР и т.д.

Значит, требовалось внести коррективы в штабные стратегические планы – рассчитывать на поддержку Пекина в случае возобновления конфронтации тогдашних сверхдержав больше не приходилось. Тем не менее в 1989 г. китайцы заинтересованно приняли в Пекине президента США Буша-старшего. Они разъяснили ему, что намерены строить отношения с Москвой не в ущерб «особым и тесным» связям с Вашингтоном, более того, надеются на расцвет сотрудничества. Китайская пресса высказывалась в том духе, что в «большом треугольнике» в будущем могут возникать подъемы и спады, однако резких, кардинальных изменений не ожидается.

Пекин, начиная с 1985 г., на 20-25 лет отказался от политики вооруженной конфронтации вблизи своих границ, не говоря уже о более дальних регионах, сосредоточившись вокруг борьбы старого и нового внутри страны, где резче проявились противоречия между растущими индивидуально-предпринимательскими интересами населения, с одной стороны, и тоталитарным политическим режимом единомыслия и коллективизма – с другой. Благоприятные условия для торговли с Западом разожгли такие аппетиты в китайском обществе, что они уже пошли вразрез с коммунистической риторикой (из-за чего, собственно, и пострадали два генсека подряд: Ху Яобан и Чжао Цзыян).

Через 10 лет после провозглашения Дэн Сяопином «четырех модернизаций» страна оказалась перед решением наиболее жгучих проблем: сокращения масштабов капстроительства, преодоления диспропорций между растущим спросом и скудным предложением и т.д. Дефицит товаров сопровождался «должностным рэкетом» - чиновники и их родственники стали баловаться бизнесом, перепродавать сырье по спекулятивным ценам. Сами китайцы отмечают, что местные интересы нередко преобладают над общими, не хватает воодушевления, многие люди потеряли идеалы, веру, силы.

К концу 1990-х гг. в стране насчитывалось более 960 тыс. частных предприятий, обеспечивающих работой 13,5 млн. чел. и дающих казне 6,5 млрд. долл. ежегодных налогов. Доля негосударственной экономики в ВВП составляла (с учетом продукции крестьянских хозяйств) 75 %. Между тем госсектор поглощает 2/3 всего объема банковских кредитов, что приводит к неправильному распределению капитальных ресурсов. Китаю по-прежнему угрожают вопиющие социальные проблемы, возникшие по ходу реформ: регионализация, сепаратизм и чудовищная коррупция, процветающая, несмотря на драконовские меры пекинских властей.

На сегодня в Китае сложилась довольно неустойчивая конструкция в виде двухсекторной экономики: сектор крупных госпредприятий и сектор средних и мелких предприятий, принадлежащих частному капиталу (в том числе – смешанному). С одной стороны, именно частный сектор дает наибольший экономический прирост, поскольку ориентирован на строительство и потребление. С другой – госпредприятия застыли в относительно неподвижном состоянии. Сами китайцы говорят об отсутствии там предпринимательского начала, об их иждивенчестве, инертности, слабой адаптированности к рыночным переменам и т.д.

В 1996 г. в китайской экономике произошло событие, имевшее большое символическое значение – впервые в истории КНР госсектор в целом стал убыточным. В городах выросло число зарегистрированных безработных – свыше 6 млн. чел. Кроме того, около 12 млн. работников, сохраняя номинальные трудовые отношения со своими предприятиями, жили на крохотные пособия. В 1998 г., согласно официальной статистике, экономический рост упал вдвое против показателей 1992-94 гг. Действующие в Китае зарубежные компании стали урезать инвестиции, а банки, обеспокоенные закрытием Гуандунской кредитно-инвестиционной корпорации, задолжавшей 2,4 млрд. долл., – сокращать объемы кредитов.

По мнению китайских экономистов, серьезным «проколом» явилось то, что высокотехнологичные отрасли промышленности КНР находятся, по сути, в зародыше. Поднебесной предстоит еще долго обменивать на мировом рынке свои трудоемкие (дешевые) товары на продукцию «хай-класса». И даже самые радужные планы могут сорваться из-за непредвиденных обстоятельств типа социальных волнений, энергетического кризиса, ухудшающейся экологии и т.п.

На XVI съезде КПК, который состоялся в конце 2002 г., был почти полностью обновлен состав Постоянного комитета ЦК КПК, венчающего партийно-государственную иерархию КНР. Пять из семи членов, достигших 70-летнего возраста, ушли на пенсию. На их место пришли люди типа Ху Цзинтао, 58 лет, который на тот момент был зам председателя КНР Цзянь Цзэминя, вице-председателем Центрального военного совета. Известно, что в Китае высовываться раньше времени опасно. Поэтому новый председатель КНР – это пока «кот в мешке». Его политика будет мимикрировать до тех пор, пока он не почувствует полную уверенность в себе.

Специфика китайской экономики во многом связана с колоссальной численностью населения. И повышение благосостояния хотя бы четверти китайцев (350 млн. чел.) рождает высокий спрос прежде всего на калорийную и вкусную пищу (мясо, рыба и пр.). Скажем, рост потребления свинины повышает спрос на кормовое зерно, с выращиванием которого собственное сельское хозяйство явно не справится. Значит, импорт! А это приведет к повышению мировых цен на зерно, а также может привести к кризису, наподобие нефтяного 1970-х гг.

В начале XXI в. появился новый слой безземельных крестьян. Дефицит продовольствия приводит к периодическому вводу карточной системы на зерно и растительное масло в городах. Более половины ежегодного прироста урожая зерновых идет на содержание годового прироста населения. Вероятно, и после 2010 г. продовольственная проблема останется нерешенной. По мнению специалистов, давление избыточного населения будет и впредь вынуждать Китай развиваться экстенсивно.

В последние годы за высокие темпы экономического развития Китай платит дальнейшим загрязнением окружающей среды (пыльные бури из пустыни Гоби поражают территории от Пекина до Владивостока, аварийные сбросы химических предприятий в р. Сунгари угрожают жителям Николаевска-на-Амуре и т.д.). Китай страдает от эрозии почвы, деградации и сокращения пашни, вырубки лесов, опустынивания пастбищ, к этому можно добавить загрязнение атмосферы и водоемов. Рост населения серьезно осложняет социальные проблемы, тормозит развитие просвещения и здравоохранения. С началом приватизации госпредприятий начала расти безработица в городах. Все это усугубляет во внутренних отдаленных регионах проблему бедности, которая становится самовоспроизводящейся.

Накануне визита в Горбачева в Пекин (май 1989 г.) советско-китайские отношения были не более, чем учтивыми. Зато после визита нашего «златоуста» стало возможным резкое и поспешное сокращение гарнизонов вдоль советско-китайской границы. Пресловутый развал наших вооруженных сил начался еще тогда, когда по вашингтонскому договору в азиатской части СССР было уничтожено 436 ракет средней и малой дальности. С 1984 г. мы односторонне ограничили ядерные силы к востоку от Урала, а с 1986 г. перестали увеличивать там и число самолетов-носителей.

Распад Советского Союза обусловил необходимость закрепить результаты советско-китайской нормализации. В 1992 г. во время визита в Пекин президента России Б. Н. Ельцина была подписана Пекинская декларация, в которой принципы развития отношений между двумя странами были подтверждены в том виде, как они были согласованы во время визита в Пекин М. С. Горбачева. Российско-китайские отношения развиваются стабильно на базе мирного сосуществования. С 1991 по 1997 г. прошло четыре российско-китайские встречи на высшем уровне поочередно в Москве и Пекине. КНР - второй по значению торговый партнер России. Для Российской Федерации Китай - один из основных покупателей промышленной продукции, в том числе сложной военной техники и технологий. В Китае работает значительное число российских специалистов в области военной техники.

Достигнуты результаты в области урегулирования пограничных вопросов. В мае 1991 г. было подписано соглашение России с КНР о восточном участке российско-китайской границы. В нем зафиксирован международный принцип раздела пограничных рек, согласно которому границей между двумя государствами считается середина главного фарватера реки. Соответственно этому принципу была проведена российско-китайская граница по пограничным участкам рек Амур, Уссури, Туманная и др. В результате к КНР отошел ряд речных островов, ранее принадлежавших России. Нерешенным остался вопрос о нескольких островах на Амуре близ Хабаровска и Благовещенска. В 1992 г. договор о восточном участке был ратифицирован Государственной Думой.

В 1994 г. были урегулированы вопросы, касающиеся западного участка границы. Соответствующий договор прошел ратификацию в июле 1995 г. К 1997 г. российско-китайская граница была согласована на 97% линии ее прохождения. В апреле 1996 г. в Шанхае было подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия в зоне границы. Оно было дополнено в 1997 г. подписанием в том же формате в Москве во время очередного российско-китайского саммита многостороннего соглашения России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, в результате которого на протяжении 7,5 тыс. км границ создана полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны линии границы. Согласованные меры не распространяются на зоны Хабаровска и Владивостока. Они не касаются ракетных войск стратегического назначения, дальней авиации, ВМФ и ПВО России, а также пограничных войск.

Общая цель российско-китайских отношений была сформулирована в Москве (апрель 1997 г.) в двусторонней Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка как установление отношений «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке».

Раньше мы были более развиты, нежели маоистский Китай. Но после 1978 г. Китай сделал мощный экономический рывок вперед, а мы, как известно, совсем в иную сторону. По данным 1998 г., объем российско-китайской торговли составлял 6 млрд. долл. (менее 2 % китайского оборота и 5 % - российского). Ср.: объем китайско-японской торговли в 1998 г. подошел к 60 млрд. долл. Ничтожно малы прямые инвестиции России в Китае – около 100 млн. долл.

Впрочем, расширение НАТО на Восток, экономические санкции и бомбежки Югославии, война в Ираке, включение в сферу американо-японского договора о безопасности Корейского полуострова и Тайваньского пролива и т.п. – все это побуждает Россию и Китай стремиться к формированию так называемого «многополярного мира», направленного прежде всего против гегемонизма США. Прежде всего обе стороны заинтересованы в стабилизации обстановки в АТР и разрядке напряженности на Корейском полуострове. Споры об идеологическом приоритете заменило прагматическое сотрудничество.

Показателем улучшения отношений между двумя странами является, например, готовность России продавать китайцам современную боевую технику, включая самолеты и дизельные подводные лодки. Расширение и углубление военного сотрудничества может явиться определенным противовесом гегемонистским претензиям США и возможным притязаниям Японии на роль военной супердержавы. «Российская карта» как со стороны Китая в его отношениях с США, Японией, странами Европы, так и со стороны последних между собой и Китаем может со временем стать еще более актуальной.

В 2001 г. в Москве был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В его тексте следует отметить зафиксированный на бумаге отказ КНР от территориальных претензий к России. Пошла на уступки и Москва – помимо спорных территорий в Приморье тихо отданы Китаю острова Тарабаров и Большой Уссурийский возле Хабаровска. Как бы там ни было, но отказ от претензий способствует поддержанию спокойствия на российско-китайской границе в ближайшие 20 лет – таков срок действия договора.

Зато на глазах вырастает другая проблема – российские страхи перед китайской экспансией. По разным оценкам, на Дальнем Востоке осело от 200 тыс. до 5 млн. китайцев в качестве нелегальных иммигрантов. Существует мнение, что это результат планомерной политики Пекина по отторжению российских территорий. Всем, однако, известно о катастрофе российского Дальнего Востока. Земли не используются, промышленность парализована, энергетика на грани коллапса, население за постсоветский период сократилось на 2 млн. и продолжает сокращаться.

Удерживать эту территорию в условиях постоянного оттока населения будет все сложнее. На развитие здешней экономики у Москвы, как всегда, нет денег. Как переломить тенденцию угасания? Один из выходов – установить нормальные иммиграционные законы, как в США и Канаде, чтобы здесь оседали не маргинальные элементы (добытчики женьшеня, трепангов и пр.), а работоспособные и обеспеченные люди (торговцы, ремесленники, крестьяне). Пора в пресловутой «желтой опасности» разглядеть и «желтое благо».

Впрочем, несколько переиначив пословицу, можно сказать: на Россию надейся, но сам не плошай. В 2001 г. китайцы объявили о почти 18-процентном увеличении расходов на оборону «в связи с резким изменением военной ситуации в мире», т.е. соответствующая бюджетная статья перевалила за 140 млрд. юаней (около 17 млрд. долл.). Однако, как некогда и в СССР, фак5титческие затраты на оборону в Китае превышают официально объявленные в 3-5 раз.

Напомню, что у Китая самая многочисленная армия в мире – 2,6 млн. солдат и офицеров. На модернизацию НОАК Пекин денег не жалеет даже тогда, когда сокращается прирост ВВП. Так, у России закуплены истребители-бомбардировщики Су-30 (не говоря о том, что производство Су-27 по российской лицензии налажено в Шэньяне) и подлодки класса «Кило». Кроме того, в Китае оказались три бывших советских авианосца («Новороссийск», «Минск» и «Варяг»), якобы предназначенных для сугубо развлекательных целей (но зачем иметь тройку одинаковых казино?). Не забывает Пекин и о наращивании ядерных сил – к 2010 г. число боеголовок для стратегических ракет должно вырасти до 600-900.

Возрождение ислама в государствах Средней Азии – источник тревоги как для России, так и для Китая. Последний озабочен тем. Какое именно влияние данное развитие событий способно оказать на его мусульманское население. Например, неблагоприятная ситуация в той или иной среднеазиатской стране при определенных условиях может стать дестабилизирующим фактором для Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР, где проживают около 1 млн. казахов, 375 тыс. киргизов и многие другие представители среднеазиатских народов.

Далее. Сегодня никого не удивишь стремлением Пекина превратить Южно-Китайское море в свой «внутренний водоем». Так, острова Сэнкаку (Цзяоюй до) стали стратегической целью КНР для размещения там базы ВМС, но самое главное – для добычи шельфовой нефти и газа. На спорные территории архипелага Спратли претендуют Китай, Вьетнам, Бруней, Малайзия, Филиппины и Тайвань. Порой аргументация переводится с языка дипломатии на демонстрацию военной силы.

Есть у Китая особая «головная боль», связанная с Гонконгом, Макао и особенно – с Тайванем. Перед материковым правительством и администрациями этих территорий стоит сложная задача примирения (интеграции) по знаменитой формуле Дэн Сяопина «одна страна – две системы». Впрочем, если внешнеполитическим вектором КНР останется коммерческая линия «открытых дверей», то, вероятно, разрыв между материком и его островными придатками постепенно сократится. По крайней мере, летом 1997 г. Гонконг (население – 5 млн. чел.) уже стал административной территорией Сянган (как в декабре 1999 г. Макао стал Аомынем), где в последующие полвека должны сохраняться капиталистические порядки и местное самоуправление.

Гонконг остается в качестве самостоятельной единицы в таких международных организациях, как МВФ, Азиатский банк развития, ВТО и т.д. Другими словами, Гонконгу суждено служить наряду с другими прибрежными СЭЗ окном во внешний мир, являясь одним из главнейших финансовых центров мира, крупнейшим пунктом реэкспортной торговли, ведущим портом АТР и т.п. Его тесные связи с КНР – объективная реальность. Он просто не может существовать без дешевого сырья, продовольствия, питьевой воды с континента. С другой стороны, валютные поступления из Гонконга давно играют важнейшую роль в китайской экономике. На начало 1990-х гг. гонконгцам принадлежали 80 % капиталовложений в Китае.

Насколько взаимосвязаны и взаимовыгодны отношения КНР и Гонконга, ведь именно от этого зависит положение КНР в АТР? Оставаясь свободной торговой зоной, Гонконг будет способствовать формированию единого экономического сообщества в составе КНР, Тайваня и, возможно, Сингапура. Еще один плюс для Китая – участие в международных организациях в качестве отдельной таможенной территории «китайского Гонконга». С точки же зрения внутриполитического устройства, есть смысл вспомнить слова крупного гонконгского биржевика: «Гонконг – это диктатура, хотя и либеральная. Мы были британской колонией, а стали – китайской, и в этом качестве будем процветать. Нам здесь не нужны свободные выборы».

Вопрос о воссоединении КНР с Тайванем или о национальном объединении остается одной из самых сложных проблем региональных отношений. Истоки проблемы уходят к последним месяцам гражданской войны в Китае осенью 1949 г., когда бывшее центральное правительство Китайской Республики во главе с лидером Национальной партии (гоминьдан) Чан Кайши под давлением коммунистической армии Мао Цзэдуна отступило на Тайвань. С тех пор каждое правительство - новое, коммунистическое, в Пекине и старое, гоминьдановское, в Тайбэе - претендовало за легитимность и считало себя единственным законным общекитайским правительством. Советский Союз признал КНР, а США и их союзники - Чан Кайши.

В 1972 г. США признали КНР и разорвали дипломатические отношения с Тайванем, сохранив неофициальные отношения с правительством Чан Кайши и продолжив оказание ему военной помощи на основании Закона 1979 г. об отношениях с Тайванем. В 1975 г. Чан Кайши умер. Его преемники продолжали исходить из формулы существования «одного Китая» и признавали значимость задачи национального объединения. Однако с течением времени ситуация осложнилась. Внутри Тайваня росло влияние местных уроженцев - сторонников отказа от единства с «большим Китаем», требовавших провозглашения независимости острова. Поэтапная демократизация на Тайване позволила сепаратистам получить представительство в парламенте и оказывать влияние на внешнюю политику.

КНР болезненно реагирует на рост влияния сторонников независимости на Тайване. Учитывая неформальные гарантии США, руководство КНР не идет на применение силы для объединения. Однако оно систематически дает понять, что применение силы против острова в чрезвычайных обстоятельствах, под которыми понимается принятие Тайванем решения об объявлении независимости, не исключается.

При этом представители КНР и Тайваня поддерживают полуофициальные контакты для обсуждения условий возможного объединения. Позиция Пекина сводится к формуле «одно государство - две системы», которая предполагает, что после объединения Тайвань станет одной из провинций КНР, сохранив рыночную модель экономики и автономную административную систему, но передав Пекину руководство своей внешней и оборонной политикой. Тайваньская сторона не считает эти условия приемлемыми. Она не исключает объединения, но видит его как длительный демократический процесс слияния двух равноценных политических субъектов. Исходной точкой объединительного процесса в Тайбэе считают признание Пекином Тайваня в качестве равного партнера. Тайвань поддерживает дипломатические отношения с 29 странами мира.

С 1990 г. Тайвань проводит «гибкую политику» в отношении КНР, исходя из того, что «содержательные отношения» сторон важнее официальных. Но тайваньская сторона стремится повысить свой престиж за рубежом и расширить сферу контактов. В 1995 г. по рекомендации конгресса государственный департамент США выдал визу избранному в 1990 г. президентом Тайваня Ли Дэнхуэю, который прибыл в США с частным визитом для посещения Корнуэльского университета, выпускником которого он является. Хотя американская сторона заранее уведомила КНР о своем намерении выдать визу Ли Дэнхуэю, власти КНР выступили с энергичным осуждением позиции госдепартамента.

Ситуация обострилась, когда в марте 1996 г., в период подготовки очередных президентских выборов на Тайване, в зоне Тайваньского пролива возник мини-кризис. Вооруженные силы КНР провели военную демонстрацию (150 тыс. войск) в непосредственной близости острова, устроив учебные пуски боевых ракет в зоне Тайваньского пролива. Целью акции было оказать давление на тайваньских избирателей и помешать сторонникам независимости Тайваня добиться успеха на выборах. Акция КНР была с тревогой воспринята на Тайване и в США. Вашингтон выступил с осуждением действий Китая. Ответной силовой демонстрацией стала отправка американских боевых кораблей в зону Тайваня. Однако до настоящего кризиса дело не дошло. Китайские власти по дипломатическим каналам передали США просьбу не вводить боевые корабли непосредственно в Тайваньский пролив. Американская администрация официально ответила, что не примет на себя обязательств, способных ограничить ее действия в поддержку Тайваня. Но американские корабли не были введены в пролив, оставаясь в непосредственной близости от него.

Президент Тайваня Ли Дэнхуэй проявляет сдержанность в вопросе провозглашения независимости. Но он подверг ревизии прежний посыл тайваньской политики относительно того, что существует «только один Китай». Тайваньское руководство акцентирует фактическое существование КНР и Тайваня в качестве равных субъектов, хотя один из них не называет себя государством. Не отвергая объединения с КНР в будущем, Тайбэй заявляет, что в настоящее время продолжается «этап двух Китаев», и формула «существует только один Китай» не соответствует содержанию этого этапа.

За полвека своего независимого существования Тайвань (территория – около 36 тыс. кв. км, население – 21,7 млн. чел.) продемонстрировал один из самых высоких в мире темпов роста – 9 % в год. Сначала он прошел трудоемкую, затем капиталоемкую, а теперь развернул наукоемкую индустриализацию. К 1990 г. по объему торговли «мятежный остров» занимал 13-е место в мире при 75 млрд. долл. валютных запасов (через 10 лет – 84 млрд., несмотря на «азиатский кризис» 1997-98 гг.). Ему удалось избежать типичных ошибок многих из развивающихся стран. Например, переоценки роли индустриализации в ущерб сельскому хозяйству, а в рамках самой индустриализации – предпочтения тяжелой промышленности легкой. Отсюда стабильный рост жизненного уровня тайваньцев (13,2 тыс. долл. дохода на душу населения в 1996 г.).

Что же касается политических перемен, то еще в марте 1986 г. был создан специальный комитет для разработки соответствующих реформ, а в июле 1987 г. отменено военное положение, на котором остров находился с 1949 г. Преемник фактического диктатора Цзян Цзинго (сына генералиссимуса Чана) президент Ли Дэнхуэй, первый коренной тайванец на этом посту, решился на преобразования. При нем Законодательный юань (парламент) принял законы об общественных организациях, выборах, добровольной отставке престарелых депутатов и пр. Тем не менее, партия Гоминьдан еще долго сохраняла контроль над политической жизнью на острове.

Руководство Тайваня никогда не прибегало к административному нажиму на экономику (чего не скажешь о внутренней политике), предпочитая экономическими рычагами подталкивать предпринимателей к таким отраслям, которые обладали потенциалом роста и пользовались спросом на мировом рынке. Таким образом, стабильность и динамика темпов экономического роста, интенсивность структурных изменений в экономике и обществе Тайваня обеспечивались не только благоприятными внешними (помощь США и Японии) и внутренними условиями его развития, но и формированием эффективного хозяйственного механизма.

Несмотря на взаимную государственную конфронтацию, потихоньку растут торговые и просто человеческие контакты с Китаем. Например, в 1988 г. их объем торговли через Гонконг превысил 1 млрд. долл. Более того, опрос, проведенный Ассоциацией экспортеров Тайваня, показал, что 80 % экспортеров выступали за прямую торговлю с Китаем. Так, не дожидаясь официальных разрешений, рыбаки с обеих сторон наладили прямой товарообмен: чаще всего лекарства традиционной китайской медицины меняли на бытовые электроприборы и электронику.

В противовес интересам Пекина Тайбэй продемонстрировал в 1995 г. свою независимую внешнюю политику, в том числе и по поставкам вооружений из США. Соответственно, Китай устроил показательную демонстрацию силы в Тайваньском проливе. Страсти улеглись только после того, как туда были переброшены две авианосные группы 7-го флота США. В 1997 г. военный бюджет Тайваня составил 10,2 млрд. Долл., численность вооруженных сил – 440 тыс. Чел., танков – 1400, боевых самолетов – 459, надводных кораблей – 33, подлодок – 4. Правда, тайваньская техника на два порядка совершеннее китайской. Тут, как говорится, победа достигается не числом, а умением.

Совершенно очевидно, что Тайвань в случае китайского вторжения сможет использовать все свои военные ресурсы по полной программе. А вот успех или неуспех НОАК напрямую зависит от того, сколько дивизий удастся переправить через Тайваньский пролив и получится ли организовать их бесперебойное снабжение боеприпасами, топливом и т.д. Таким образом, гипотетический китайско-тайваньский конфликт не будет принципиально отличаться от большинства других военных столкновений, происходивших в АТР в течение последних 100 лет, - победа доставалась тем, кто мог установить господство на море. А китайским ВМС пока «не по зубам» надежно блокировать «мятежный остров».

В очередной раз отношения между Тайбэем и Пекином резко ухудшились с июля 1999 г., когда президент Тайваня огласил новую доктрину, согласно которой отношения между КНР и Тайванем можно считать «особыми отношениями между двумя государствами». В Пекине это заявление было воспринято как покушение на принцип «одного Китая» и встретило яростную реакцию. Прекратились все контакты между материком и островом и даже выборы нового президента Чэнь Шуйбяня в марте 2000 г. не смогли растопить лед полувековых напряженных отношений.

Победа демократов-националистов сделала политику Тайваня в отношении КНР более непредсказуемой. Однако ни Пекин, ни Тайбэй не устраивает затянувшаяся пауза в диалоге. На «мятежном острове» серьезно опасаются, что образовавшийся после появления «теории двух государств» колоссальный вакуум доверия со стороны Китая может спровоцировать большого соседа на военные действия. В то же время материк больше не может позволить себе догматическую политику полной международной изоляции острова. Смягчение жесткой риторики Пекина и появление элемента «пряника» наряду с привычным давлением – черты формирующейся пока новой тайваньской политики КНР.

Итак, высокий уровень материального достатка, либерализация общественной жизни заставили тайваньцев задуматься о своей национальной идентификации. Остров слишком долго развивался в полной изоляции от материка, и пуповина, некогда соединявшая переселенцев из прибрежных провинций с их исторической родиной, была разорвана. Согласно последним опросам общественного мнения, только 18 % населения острова считают себя китайцами, 30,5 % - тайваньцами и еще 37 % - китайцами и тайваньцами одновременно. То есть для большинства Китай стал чужой страной, чего никогда не отмечалось в Гонконге и Макао.

Формула Дэн Сяопина «одно государство – две системы» вряд ли сможет стать основой для объединения Тайваня с материком. В случае с Гонконгом и Макао двусмысленности не было – бывшие чужие колонии передавались под юрисдикцию КНР. Тайбэй же требует от Пекина равноправия сторон в переговорах. Пока большинство тайваньцев предпочитает сохранять неопределенно долгое статус-кво, а часть намерена и вовсе провозгласить независимость.

России довольно сложно строить свою политику в отношении тайваньской проблемы. Сама природа РФ предопределяет болезненное отношение к сепаратизму. Китайские власти настаивают, что тайваньская проблема – частный случай сепаратизма. Российские исследователи понимают упрощенность такой постановки вопроса, но психологически у многих россиян возникают параллели между развитием неформальных российско-тайваньских отношений и, скажем, таких же китайско-чеченских отношений.

Существуют и важнейшие фундаментальные вещи, связанные с безопасностью и политикой. Китай – огромный, вооруженный, перенаселенный, мощный, процветающий и энергичный сосед России. При этом русско-китайская граница проходит там, где малолюдно, экономика в завале, оборонный потенциал под большим вопросом. То есть Россия сегодня просто не может позволить себе иметь плохие отношения с КНР, и это будет учитываться любым российским правительством, невзирая на его политические и идеологические предпочтения.

Россия признает официальную позицию КНР в тайваньском вопросе. Она установила и поддерживает неофициальные связи с Тайванем с 1992 г.

Исключительно выгодное географическое положение в узком проливе на стыке двух океанов – Индийского и Тихого – сослужило Сингапуру двойную службу: постепенно он превратился в региональный центр морской торговли и военно-стратегический опорный пункт Британской империи. Но первое оказалось куда более важным, чем второе. В 1959 г. сингапурцы получили право на самоуправление, а в 1965 г. провозгласили полный суверенитет. Бог же торговли Меркурий и сегодня продолжает покровительствовать этой малюсенькой стране, вымахавшей в большого азиатского «дракона», несмотря на территорию в 630 кв. км и население в 3,5 млн. (по состоянию на 1999 г.), более 76 % которого составляют китайцы (хуацяо), около 15 – малайцы, 6,4 – индийцы и 3 – прочие. Уровень грамотности – 95 %. Средняя продолжительность жизни – до 79 лет.

Начиная подъем экономики, сингапурцы прежде всего заботились о своем торговом престиже и, разумеется, о своей выгоде. Условия у них не ахти какие. На острове удобная гавань, но совершенно нет естественных ресурсов. Сюда даже питьевая вода импортируется по трубопроводу из соседней Малайзии. Сингапуру остается надеяться лишь на руки и головы людей. Это – главный фактор экономического развития. Кроме того, были открыты двери для неограниченного притока иностранного капитала. Сингапур активно включился в мировую коммуникационную, инвестиционную и финансовую сети. Он является всемирным скупщиком, продавцом валюты и ценных бумаг. В 1998 г ВВП на душу населения составлял более 30 тыс. долл. США (самый высокий в ЮВА).

Производственный сектор – основа сингапурской экономики. Сегодня это третий в мире центр по переработке нефти. Главные поставщики сырья – страны Ближнего Востока, а основной покупатель – Япония. Известен Сингапур и своей электроникой, в частности, компьютерным бизнесом занимаются более 100 фирм. Чтобы не отстать от конкурентов-соседей по региону, государство не жалеет средств на развитие научных исследований. Создана единая система специального образования.

Весьма существенную роль в экономике Сингапура играет морской порт. Каждые 8-9 минут сюда заходит или уходит грузовое судно. Портовыми услугами пользуются практически все страны мира. Здесь первыми стали использовать компьютерную систему, контролирующую погрузку и выгрузку контейнеров, место причалов и размещение судов по грузовым районам. Груз может быть обработан и храниться на складе без уплаты пошлины до его реэкспорта. От таможенных пошлин освобождены и транзитные грузы. Кстати, и судоремонт тут самый дешевый.

Одно из главных качеств местных бизнесменов – быстрая реакция на то или иное явление деловой жизни. В равной мере это относится к предпринимателям и правительству, которое не поощряет развитие трудоемких отраслей в пользу наукоемких – с высоким уровнем капиталовложений. Стимулируется развитие сферы услуг (банки, торговля и т.д.), где прибавочная стоимость выше. Сингапур ежегодно посещают до 7 млн. Туристов. Товарооборот с зарубежьем превысил в 1998 г. 128 млрд. долл. Импорт и экспорт увеличились на 10 %. Даже с «русским медведем» (тогда еще – СССР) торговля почти удвоилась, перешагнув за 300 млн. долл.

Контрольные вопросы

1. К какому типу государств можно отнести сегодня Китай: к сверхдержаве, державе?

2. Войдет ли Китай в Клуб vip-держав, изменив формат «восьмерки»?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.