Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Корейский разлом




 

Сразу же после освобождения от японских войск в 1945 г. Северная Корея взяла советскую систему за образец. В дальнейшем СССР вложил немало средств и в экономическое развитие КНДР, и в создание ее армии и ВПК. Московские советники помогали формировать идеологическую систему, а советские летчики гибли в небе Кореи, защищая ее в 1950-53 гг.

До самого развала СССР наша страна и КНДР были военно-стратегическими союзниками. Генштабисты Востока и Запада неизменно приплюсовывали северокорейские дивизии к численности советского ДВО. Более того, с начала 1990-х г. мировая печать во весь голос заговорила о том, что Пхеньян ведет работы в ядерной области и, возможно, способен к производству атомного оружия, не говоря уже об «оружии бедных» - химическом и бактериологическом. Как полагает японская разведка, Северная Корея уже накопила запас плутония на пару «грязных» бомб.

Уже сейчас северокорейские ракеты средней и малой дальности «Нодон-1» и «Нодон-2» способны достичь целей в радиусе до 1 тыс. км (т.е. обстреливать не только Южную Корею, но и Японию). В августе 1998 г. Пхеньян испытал новую баллистическую ракету «Тэпходон-1», способную достичь Гавайских островов и даже Аляски. По данным госдепа США, к испытаниям готовится межконтинентальная ракета «Тэпходон-2», боевая дальность которой будет превышать 6 тыс. км. Запуская ракеты, Пхеньян преследует двойную цель: совершенствует свой арсенал и «давит» на Вашингтон в ожидании неких милостей в обмен на замораживание своей программы вооружений (особенно – ее ядерной части).

В 1994 г. президент Б. Н. Ельцин полуофициально заявил об отсутствии у российской стороны намерения продлевать договор с КНДР на очередной пятилетний срок[1]. В 1995 г. северокорейской стороне был вручен проект нового договора, который с тех пор находится в стадии обсуждения. Фактически ни КНДР, ни Российская Федерация не считают себя связанными Договором 1961 г., о чем каждая из сторон заявляла в одностороннем порядке. Вместе с тем Договор не денонсирован и не заменен новым, формально сохраняя юридическую силу.

Параллельно российская сторона свернула оказание военной и экономической помощи КНДР. Однако, отказав в помощи Пхеньяну, Москва лишилась средства воздействия на КНДР. Единственным сильным союзником Северной Кореи остался Китай. С падением роли России в корейском урегулировании и связано появление американо-южнокорейского предложения 1996 г. о проведении четырехсторонней конференции по Корее без участия России. Единственным энергичным шагом российской стороны на северокорейском направлении в середине 90-х годов было заключение осенью 1996г. нового российско-северокорейского соглашения о научном и культурном обмене.

Военная машина Северной Кореи, обильно снабженная истребителями МИГ-29 и другой нашей военной техникой в обмен на право прямого пролета наших самолетов в район Южно-Китайского моря, продолжает вожделенно взирать на Юг – с его промышленным прогрессом и потребительским изобилием, но весьма хрупкой политической системой. Определенный прогресс политики Сеула в установлении отношений с Пекином и Москвой до недавнего времени подталкивал Пхеньян на всякого рода провокации и диверсионные акты типа взрывов самолетов, визитов разведывательных подлодок к южнокорейским берегам и т.п.

Военно-политические отношения США с Японией и Южной Кореей не выросли в трехсторонний комплекс («малый треугольник»). Двустороннее начало осталось в отношениях между этими странами преобладающим, т.е. Япония и Южная Корея строят свои военно-политические отношения с США независимо друг от друга, и уровень японо-южнокорейского политического взаимодействия не идет в сравнение с отношениями по линиям Токио - Вашингтон и Вашингтон - Сеул.

США сохраняют военные гарантии безопасности Южной Кореи на случай возможного конфликта с Севером. Хотя Южная Корея имеет мощную армию, ее вооруженные силы менее многочисленны, чем армия северян. На территории Южной Кореи размещается контингент американских войск численностью около 37 тыс. человек и продолжает (со времен войны 1950—1953 гг.) формально функционировать командование вооруженных сил ООН в Корее, главой которого является американский генерал.

Хотя экономические отношения между Японией и Южной Кореей развиваются успешно, и Япония была важнейшим источником помощи и технологий для южнокорейской модернизации, в военно-политической области уровень взаимного доверия остается невысоким. Между странами существует территориальный спор относительно прав на остров Такэсима (Тэкто) в Японском море. Южная Корея занимает настороженную позицию в отношении возрождения военной мощи Японии. Обозреватели полагают, что нараставший в обеих частях Кореи национализм может представлять стратегический вызов для Японии в случае, если обе части Кореи объединятся и единая Корея станет экономически мощным и сильным в военном отношении государством.

Южная Корея добилась существенного укрепления своих международно-политических позиций, установив дипломатические отношения с Советским Союзом (в январе 1990 г.) и рядом других бывших социалистических стран. Стали улучшаться неофициальные отношения Южной Кореи с КНР. Эти обстоятельства могли способствовать созданию более благоприятных внешних условий для сближения Южной и Северной Кореи и осуществления на практике дипломатической формулы «перекрестного признания», в соответствии с которой Советский Союз и Китай как бывшие союзники КНДР по войне 1950 - 1953 гг. признали бы Сеул, а США и Япония установили бы дипломатические отношения с Пхеньяном. Шагом в этом направлении был одновременный прием 17 сентября 1991 г. обоих корейских государств в ООН. В 1992 г. Китай установил с Южной Кореей дипломатические отношения.

Вскоре вслед за тем, в декабре 1991 г., КНДР и Республика Корея подписали соглашение о примирении, ненападении и сотрудничестве, а в феврале 1992 г. - Совместную декларацию о безъядерной зоне на Корейском полуострове, согласно условиям которой обе стороны провозгласили отказ от производства, хранения, размещения, приобретения или испытания ядерного оружия.

В декабре 1992 г. в Южной Корее впервые за много лет прошли свободные прямые выборы и тридцатилетию правления военных был положен конец. Подписанные Сеулом и Пхеньяном документы могли составить базу для дальнейших переговоров о нормализации, т.к., во-первых, они содержали обязательства сторон разрешить конфликт мирно, а во-вторых, Юг по сути дела согласился учесть мнение Севера о необходимости исключить присутствие американского ядерного оружия на южнокорейской территории. Это означало повышение уровня военного доверия между Сеулом и Пхеньяном, т.к. американское оружие на юге полуострова традиционно рассматривалось как средство, позволяющее уравновесить численное превосходство по обычным вооружениям, которое КНДР имеет над Республикой Корея. Но решение вопроса о нормализации тормозится из-за неспособности корейских государств прийти к общему пониманию международно-политических реалий на полуострове.

Основным препятствием для урегулирования положения были и остаются опасения коммунистического руководства на севере страны в своей способности удержать власть в случае открытия КНДР внешнему миру, ослабления контроля над политической и частной жизнью граждан, притока в КНДР знаний, практики и опыта рыночной экономики и политического плюрализма. Стремясь удержаться у власти, северокорейское руководство ищет такую формулу отношений с Южной Кореей, США и Японией, которая позволила бы преодолеть экономическую и политическую изоляцию КНДР в мире, с одной стороны, и сохранить ее в качестве анклава социализма на базе идей «чучхе» («самопомощи», «опоры на собственные силы») - с другой. Внешняя политика КНДР отличается сложностью и изощренностью тактики. В ряде случаев приходится констатировать, что, провоцируя напряженность на субрегиональном уровне, КНДР сумела добиться повышения своей роли в международных делах и фактически особого отношения к себе со стороны более сильных партнеров.

Как отмечалось, «перекрестное признание», которое имелось в виду при нормализации отношений СССР и КНР с Сеулом и принятии корейских государств в ООН, не получило завершения, т.к. Токио и Вашингтон на признание Пхеньяна не пошли. Проводившиеся в 1992 г. переговоры КНДР с Японией уперлись в жесткие, по мнению Японии, требования о компенсации северокорейской стороне за злодеяния японских властей в Корее в годы колониального господства.

Диалог с США зашел в тупик из-за разногласий сторон в вопросах американского военного присутствия на юге полуострова и оценки международного статуса Республики Корея: Север требовал вывода войск США и отказывался признавать Южную Корею полноправным субъектом международных отношений. Южнокорейские руководители рассматривались в Пхеньяне только в качестве лидеров тех или иных политических партий, а правительство в Сеуле считалось марионеточным. На этом основании северокорейское руководство отказывалось допустить Южную Корею к участию в переговорах об урегулировании и о замене действующего с 1953 г. соглашения о прекращении огня в Корее межгосударственным мирным договором. Пхеньян был готов вести переговоры только с США и только по вопросу о заключении мира. Вопросы отношений между Севером и Югом руководители КНДР считают внутрикорейским делом и не соглашаются с мнением США о том, что мирный договор и нормализация отношений КНДР и РК являются элементами комплексного урегулирования.

Для давления на Пхеньян США и Южная Корея решили в начале 1993 г. провести замороженные до того ежегодные совместные военные учения «Тим спирит». В ответ 12 марта 1993г. КНДР заявила о приостановке своего участия в Договоре о нераспространении ядерного оружия, членом которого она являлась с 1985 г., и об отказе выполнять подписанное ранее (и в целом выполнявшееся) соглашение с МАГАТЭ о проведении инспекций на северокорейских ядерных объектах.

С начала 90-х годов зарубежные эксперты стали высказывать мнение о том, что КНДР приблизилась к порогу самостоятельного производства ядерных взрывных устройств. Северокорейский реактор на АЭС в г. Йонбень считался главным объектом военного профиля, где, как предполагалось, вырабатывались соответствующие материалы. На этот объект иностранные инспектора не допускались. Между тем ЦРУ полагало, что КНДР накопила достаточно плутония для изготовления нескольких бомб.

США предложили КНДР провести переговоры в Нью-Йорке и Женеве, однако они не дали результатов. КНДР требовала навсегда прекратить маневры «Тим спирит», осуществить инспекции военных объектов США в Южной Корее на предмет наличия на них ядерного оружия и отменить ядерные гарантии для Южной Кореи со стороны Соединенных Штатов. США и Южная Корея попытались оказать давление на Пхеньян посредством угрозы санкций ООН. Но Китай уведомил США о намерении выступить против санкций. Одновременно КНР пыталась убедить КНДР согласиться с требованием МАГАТЭ о проведении инспекции. Пхеньян отказывался. Обстановка стала настолько напряженной, что весной - в начале лета 1994 г. в США всерьез обсуждался вопрос о нанесении ударов по ядерным объектам КНДР с целью помешать осуществлению северокорейской ядерной программы. Лишь благодаря возражениям ряда стран и либерального крыла американского истэблишмента реализация этого решения была отложена.

8 июля 1994 г. умер Ким Ир Сен. Это событие разрядило обстановку. В августе 1994г. в Женеве представители США и КНДР подписали соглашение об оказании Северной Корее технической помощи в мирном использовании ядерной энергии сроком на пять лет. КНДР согласилась заморозить осуществление своей ядерной программы и возобновить членство в Договоре о нераспространении ядерного оружия. США обязались не применять и не угрожать применением ядерного оружия против КНДР, а Северная Корея - принять меры для осуществления условий Декларации о создании безъядерной зоны на Юге и возобновить для этих целей диалог с Югом.

Соединенные Штаты взяли на себя обеспечение поставки в Северную Корею двух современных ядерных реакторов, эксплуатация которых не позволяет извлекать материалы, пригодные для производства взрывных устройств. Одновременно США согласились снабжать КНДР нефтью для компенсации нехватки электроэнергии, которая возникла в связи с замораживанием работы северокорейского атомного реактора. Стороны договорились об открытии миссий связи и о поэтапной отмене американских запретительных мер на торговлю с КНДР и инвестиции в северокорейскую экономику.

Для регулирования практических вопросов сотрудничества в оказании помощи КНДР в мирном использовании ядерной энергии была сформирована международная компания КЕДО (Korea Energy Development Organization). В ее функции входит решение вопросов технического обеспечения проекта, его финансирования и оперативного управления. Фактически, но неофициально КЕДО работает как единственный в регионе переговорный институт по вопросам контроля над ядерными вооружениями.

В апреле 1996 г. президенты Южной Кореи и США выступили с идеей проведения четырехсторонней конференция по урегулированию ситуации в Корее с участием двух корейских государств, США и КНР. Российская Федерация настаивает на необходимости проведения многостороннего диалога по Корее в более широком составе и при ее участии. С 1997 г. КНДР согласилась на участие в переговорах о проведении конференции по американо-южнокорейской формуле.

Все же собственная экономическая мощь, военная поддержка США (напомню, что в Южной Корее дислоцируется 37-тысячный корпус «джи-ай», оснащенный тактическим ядерным оружием) и торговая поддержка Японии, заигрывание с Китаем, Россией и другими странами Восточной Европы пока ограждают Южную Корею от военной угрозы с Севера. Свою роль начинают играть и неофициальные межгосударственные контакты и «народная дипломатия».

Например, в сентябре 1990 г. северокорейский премьер впервые пересек демаркационную линию в Пханмунчжоме и устремился в Сеул на «объединительные» переговоры со своим южнокорейским коллегой. Известно, что незадолго до своей смерти в июле 1994 г. президент КНДР Ким Ир Сен собирался встретиться с президентом Республики Корея Ким Ен Самом. После объединения Германии и Йемена Корея – предпоследняя страна в мире, разделенная надвое госграницей. История же свидетельствует, что рано или поздно такого рода границы обязательно рушатся.

Возвращаясь к корейскому экономическому потенциалу, надо сказать, что крупнейшие южнокорейские корпорации («Хендэ», «Эль-Джи» и др.) буквально «наступают на пятки» в ряде отраслей старым монополиям американского, японского и европейского происхождения. Вывоз главным образом готовых промышленных изделий остается основным стимулом роста производства. Объем экспорта в 1998 г. превысил 60 млрд. долл. Южнокорейцы продают суда, автомобили, микроэлектронику, видеоаппаратуру и т.п. Их ВВП составлял 200 млрд. долл. – примерно по 5 тыс. на душу населения.

Впрочем, еще по данным социологических опросов 1989 г., 88 % южнокорейских бизнесменов считали экономическое положение своей страны критическим: ежегодный рост ВНП снизился вполовину, полезла вверх инфляция, стал складываться дефицит баланса внешней торговли. Кризис разразился к осени 1997 г., когда многие компании не смогли выполнить своих долговых обязательств, произошел обвал котировок на фондовой бирже и т.д. Валютные резервы сократились с 30 млрд. до 5 млрд. долл. Была заморожена зарплата, выросла безработица 9до 8 % в 1999 г.), приостановлено строительство общественных объектов.

Мобилизация общества на борьбу с кризисом стала самой популярной идеей среди южнокорейцев. В стране широко развернулось движение за сокращение потребления и ликвидацию чрезмерных расходов, экономии электроэнергии и воды, ограничение зарубежные поездок (в том числе и на учебу), импорта иностранных авто, табака и алкоголя. К марту 1998 г. южнокорейские женщины добровольно сдали государству 220 тонн драгоценных украшений на более чем 2 млрд. долл. Новый президент Ким Тэ Чжун призвал нацию к пересмотру политики в отношении Северной Кореи (так называемая «политика солнечного тепла») и проведению экономических реформ. Усилия принесли плоды – страна практически оправилась от финансово-экономического шока, хотя, разумеется, до прежнего процветания ей еще далеко.

По данным на 2000 г., темпы экономического роста Республики Корея (население 45,2 млн. чел.) внушительны: 7 % в год. Положительное сальдо внешнеторгового баланса – 40 млрд. долл. Валютные резервы превысили отметку 60 млрд. долл. В КНДР (население 23, 9 млн. чел,), наоборот, темпы падения производства – 5 % в год. Внешний долг – 12 млрд. долл. Валютные резервы приближаются к нулю. Наиболее прагматично настроенная верхушка в Пхеньяне понимает, что без помощи богатого Юга, без иностранных инвестиций (значит, без экономической «открытости») Север из всеобъемлющего кризиса не вытянуть.

Поэтому с осени 1999 г. в Шанхае велись секретные переговоры между Севером и Югом, которые привели к встрече лидеров двух стран летом 2000 г. в Пхеньяне. В результате были подписаны важные соглашения о комплексе мер по укреплению взаимного доверия, об устранении двойного налогообложения, гарантиях южнокорейских инвестиций в экономику Севера. Были также сделаны первые шаги по воссоединению семей: после войны по разные стороны демаркационной линии оказались 10 млн. родственников.

По оценкам южнокорейских специалистов, детально изучивших опыт объединения ФРГ и ГДР в 1989 г., интеграция Юга с Севером может растянуться на долгие десятилетия или привести к неконтролируемым процессам, опасным для всего региона. Поэтому наиболее жизненным они считают так называемый «нулевой вариант» интеграции:

1. Американцы уходят с полуострова (как русские ушли из ГДР);

2. США, КНР и Россия совместно гарантируют безъядерный статус конфедеративной Кореи и, возможно, создают международный консорциум для экономической поддержки воссоединения Севера и Юга;

3. Воссоединенная Корея отказывается от своих амбициозных планов создания ракетно-ядерного оружия, передав все разработки под международный (а не американский!) контроль.

Для России корейское урегулирование, отношения с корейскими государствами имеют, пожалуй, особое значение. Исторически сложилось так, что в Корее российские интересы не раз приходили в острое столкновение с интересами других держав. Достаточно вспомнить позицию России в период японо-китайской войны 1894-95 гг. и особенно русско-японскую войну 1904-05 гг. Немаловажно, что из всех своих соседей русские на протяжении тысячелетней истории никогда не воевали только с норвежцами и корейцами. Как северные, так и южные корейцы сохранили симпатии к России, интерес к поддержанию культурных, гуманитарных связей, как, впрочем, и мы к корейцам.

Между Россией и Республикой Корея сразу же после установления дипломатических отношений в 1990 г. были оперативно установлены почтовая и телефонная связь, налажено воздушное сообщение между Москвой и Сеулом, затем – с Хабаровском, Владивостоком и Южно-Сахалинском. С 1991 г. установлены морские перевозки между Пусаном и портом Восточный. В Пусане открыто генеральное консульство РФ, а во Владивостоке – генеральное консульство РК.

Отнюдь не случаен и довольно велик интерес южнокорейских фирм к российскому рынку. Можно даже сказать, что Южная Корея – это наш последний шанс приобщиться к оживленным торговым операциям в АТР, ибо ни Америке, ни Японии с их наукоемкими и ресурсосберегающими «высокими» технологиями наши сырьевые кладовые, похоже, уже не сильно нужны. Мы же продолжаем остро нуждаться в потребительских товарах, что и составляет сердцевину международной специализации Южной Кореи. Объем двусторонней торговли в 1999 г. достиг 2,2 млрд. долл., объем южнокорейских инвестиций – 260 млн. долл., заметно выросли культурные и образовательные обмены.

Контрольные вопросы

1.Причины, определившие возникновение на Корейском полуострове двух корейских государств?

2.Проблема объединения. По какому сценарию пойду развиваться события в будущем?

3. Объединение Кореи и позиция России по этому вопросу.

 

Тема: Россия и азиатские «драконы»

Еще в конце 1970-х гг. весь мир взахлеб заговорил о так называемых «молодых драконах»: Южной Корее, Тайване, Гонконге, Сингапуре, которые вслед за Японией стали «наступать на пятки» своим недавним западным «жалельщикам». Например, в 1987 г. только дефицит США в торговле с драконами составил 37 млрд. долл. Как известно, их промышленное производство начиналось с копирования лучших зарубежных изделий, в том числе таких сложных, как видеомагнитофоны, компьютеры и пр. Особенно привлекательно для международных корпораций повышенное внимание местных властей к развитию общеобразовательной и профессиональной подготовки туземной (а потому и дешевой) рабочей силы. Отсюда и высокая конкурентоспособность их изделий. Видимо, эта тенденция сохранится и далее, особенно если учесть, что их политические (в недавнем прошлом – тоталитарные или автократические) режимы начинают приходить в соответствие с передовым уровнем экономики.

В начале 1990-х гг. к этой четверке собирался присоединиться Таиланд (население – 60 млн. чел.). Судя по данным за 1988 г., при благоприятной ситуации он бы лет за 5-7 догнал Южную Корею, ибо тогда на одного тайца приходилось промышленной продукции вдвое больше, чем на индонезийца, и вчетверо – чем на бирманца. Эта цифра уже была сопоставима с тайваньским показателем. По темпам экономического роста (9-10 % в год) Таиланд выглядел ничуть не хуже Китая.

Это был все тот же испытанный путь, по которому следовали «молодые драконы», – рыночная экономика, экспортная ориентация, широкое использование иностранных лицензий, упор на производство наукоемкой продукции, увязывание национальных традиций с западным прогрессом. Капитаны тайской экономики «поймали ветер в паруса» и включились в конкурентную гонку. При относительной социальной стабильности были отменены практически все валютные ограничения на ввоз и вывоз капитала. Правительство руководствовалось при этом емким прагматическим соображением: «Если выгодно, то деньги вернутся».

Таиланду повезло в том смысле, что идеология играет там незначительную роль. В стране меняются правительства, но система государственного устройства (конституционная монархия) остается неизменной. К удачам можно отнести и то, что в 1988 г. правительство возглавил демократически избранный премьер Чунхаван, который повел политику острожного балансирования между королем, военными, бизнесменами и общественными организациями. Правда, процент образованных людей составлял в то время меньше трети от уровня Южной Кореи и Тайваня и половину от уровня Малайзии. Тем не менее тайцы вплоть до кризиса 1997 г. успешно осваивали зарубежные кредиты на пользу себе и всему АТР.

Таиландские аналитики уверены в том, что кризис 1997 г., первой жертвой которого и стал Таиланд, был искусственно раздут международными корпорациями (малайзийский лидер Мохаммад прямо обвинил в этом биржевого «гения» Сороса). Вашингтон, по их мнению, избавился от бывших союзников в «холодной войне», которые портили репутацию Америки: индонезийского диктатора Сухарто, таиландского «ястреба» Чавалита Йонгчаюта и др. Кроме того, азиатский кризис оказался выгоден США, став причиной ослабления взращенных той же «холодной войной» азиатских «драконов», начинавших экономически угрожать американским интересам.

Самый главный и опасный результат кризиса – гигантский долг, накопленный в частном секторе за годы экономического бума, большей частью перенесен на плечи государства. Он превратился во внешний долг страны и, следовательно, стал бременем для всего населения. Несколько крупных предприятий, составлявших национальную гордость тайцев, уже обанкротились – крупнейший в ЮВА нефтеперерабатывающий комплекс «Ти-Пи-Ай», строительная компания «Би-Ти-Эс», построившая первую линию метро в Бангкоке, и др.

Свою стратегическую цель Малайзия прежде всего видит в укреплении национального единства, в ликвидации расово-экономических различий, т.е. того традиционного положения, когда быть малайцем и правоверным мусульманином означало принадлежать либо к аристократии, либо к крестьянству, китайцем – к рабочим или капиталистам,, а индийцем – к батракам или интеллигенции. 11 штатов страны расположены на материковой части (полуострове Малакка) и 2 штата – в северной части острова Калимантан, большинством территории которого владеет Индонезия. Численность населения – около 20,4 млн. чел. Столица – Куала-Лумпур.

Власти пришли к выводу о необходимости сократить прямое вмешательство государства в экономику. Если в начале 1990-х гг. на госсектор приходилось до 35 % национального продукта, то к 2000 г. эта доля снизилась до 22 %. Надо отметить, что в стране уже нет голодающих, и только 17 % населения живет за «чертой бедности», тогда как в 1960-х гг. за нею находились почти 49 % малайзийцев.

Исключительную роль в малайзийском успехе сыграл зарубежный, в частности, японский капитал. Особенно в этом плане выделяется штат Пинанг как «зона производства на экспорт» (СЭЗ – по-нашему). Транснациональные корпорации получили право беспошлинно ввозить сюда почти все необходимое, поощряется производство электроники, микросхем и т.п. В штате действуют около 400 современных предприятий. Но в большинстве случаев вся произведенная здесь продукция идет на экспорт.

Что же остается стране? Во-первых, решается проблема безработицы, во-вторых, фантастически быстро растет квалификация рабочей силы. К началу 1990-х гг. здесь было подготовлено около 40 тыс. высококвалифицированных рабочих и инженеров. И вот уже инженеры и предприниматели, в разное время покинувшие Малайзию в поисках лучшей доли, стали возвращаться – им теперь есть где применить свои таланты на родине.

В первые месяцы экономического кризиса 1997 г. малайзийское правительство еще прислушивалось к рекомендациям и советам МВФ, но вскоре решило, что они не отвечают интересам страны. В итоге главным направлением внутренней политики стало установление контроля над деятельностью иностранного капитала, в первую очередь ограничения на отзыв краткосрочных инвестиций и сведение до минимума их нового притока, чтобы добиться устойчивости национальной валюты – рингитта. Не потеряв при этом доверия инвесторов.

Эти меры были достаточно жесткими, но носили временный и выборочный характер – Малайзия отнюдь не намеревалась изолировать себя от внешних финансовых рынков, однако хотела рационализировать структуру иностранных инвестиций, оградить национальный рынок капиталов от непредвиденных акций международных валютных спекулянтов типа Сороса. Уже в начале 1999 г. в стране начали наблюдаться первые признаки выхода из кризиса: ослабло спекулятивное давление на рингитт, стал выходить из тени «черный рынок» и т.д.

В течение десятилетий структура и объемы двусторонней российско (советско) – малайзийской торговли определялись уровнем закупок таких товаров, как пальмовое масло, стеарин, натуральный каучук, латекс, олово. Сейчас их заменили товары народного потребления, резииотехнические изделия, продовольствие, нефть и др. Россия поставляет в Малайзию листовую сталь (32 %) и удобрения (12 %). К нам идут бытовая электроника (65 %) и компьютеры (16 %). По мнению экспертов, наше торгово-экономическое сотрудничество наиболее перспективно в области промышленных и научно-технических контактов, инвестиций и т.д.

С 1997 г. ведутся переговоры о запусках российскими ракетами малайзийских научно-исследовательских спутников, проявляется интерес к сотрудничеству в области глобальных навигационных систем и создания ракетной техники. Хорошей основой для расширения нашего сотрудничества в области hi-tech является компенсационное соглашение и другие документы, подписанные в рамках сделки на поставку самолетов МИГ-29 и их дальнейшую модернизацию (всего она 634 млн. долл.).

После воссоединения в 1976 г. Вьетнаму пришлось преодолевать тяжелейшие последствия длительной и кровопролитной войны сначала с японцами, потом французами и американцами. На страну было сброшено 7 млн. тонн авиабомб (в 3 раза больше, чем за всю мировую войну). 9 из 15 тыс. южновьетнамских деревень превратились в руины. Тем не менее, к моменту объединения на капиталистическом Юге уже существовала развитая легкая промышленность, чья продукция предназначалась на экспорт, а в сельском хозяйстве преобладали довольно крупные частные фермы. Проведение индустриализации по советскому образцу на коммунистическом Севере позволило создать потенциал тяжелой промышленности и в то же время загнало крестьян в малопроизводительные кооперативы.

Через 10 лет после объединения ханойские власти были вынуждены заняться поиском путей «обновления», трансформации экономики Вьетнама, сочетая рыночные свободы с государственным регулированием. В период 1988-91 гг. был избран курс поощрения развития всех экономических укладов, допущена либерализация ценообразования, разрешена свободная продажа драгоценных металлов, обмен донга на твердые мировые валюты, открытие коммерческих банков, включая филиалы иностранных, и т.д.

В 1990-е гг. Вьетнам (население – свыше 76 млн. чел.) вступил в обстановке острого социально-экономического кризиса. Среднегодовой прирост производства составлял 3,9 %, инфляция достигала 67 %, росла задолженность по выплатам внешних займов. Экономические реформы требовали срочной разработки и принятия соответствующих законодательных актов. Были приняты законы, позволяющие иностранным фирмам свободно размещать свои капиталы, а крестьянам – в течение 15 лет без всяких ограничений распоряжаться предоставленными им земельными участками. Был ослаблен приоритет тяжелой промышленности в пользу производства товаров массового потребления и кустарных ремесел. Пользуясь благоприятной ситуацией в мире и регионе, Вьетнам в 1992 г. присоединился к Балийскому договору о дружбе и сотрудничестве в ЮВА, в 1995 г. стал членом АСЕАН, а в 1998 г. был принят в АТЭС.

Сегодня Вьетнам занимает 2-е место в мире по экспорту риса (45 % всего экспорта страны). Вьетнамский рис идет в 34 страны, в том числе африканские, которые таким путем решают свои продовольственные проблемы. Частный сектор рассматривается Ханоем как основной источник первоначального накопления капиталов, но поощряются практически все субъекты хозяйственной деятельности: разрешено проведение сделок с иностранными партнерами, сняты ограничения на владение валютой, по найму рабочей силы и т.п. Согласно новым законам, значительно сокращена система лицензирования экспорта и импорта.

Созданный в стране инвестиционный климат, включая и неплохие перспективы получения прибылей, способствовал нарастанию притока сюда иностранного капитала. В 1998 г. объем таких инвестиций составил 36,2 млрд. долл. Среди западноевропейских инвесторов традиционно выделяется Франция (как бывшая метрополия), затем идут Швейцария, Голландия, Англия и Германия. Но крупнейшим из иностранных вкладчиков является Сингапур (в основном – недвижимость), на 2-м месте Тайвань (легкая промышленность, сельское и лесное хозяйство), 3-е место делят Япония (автосборка, аудио- и видеотехника, пищевая промышленность) и Южная Корея (тяжелая промышленность).

Впрочем, несмотря на очевидные достижения, во Вьетнаме налицо общее экономическое и научно-техническое отставание. По оценкам самих вьетнамцев, производственное оборудование по техническому уровню отстает от мировых показателей от 20 до 100 лет. Отсюда удручающе низкая производительность труда (примерно 30 % от мировой) и запредельные затраты энергии, сырья и пр. (на 70-80, а то и на все 100 % превышающие мировой уровень).

Проведение реформы сопровождается также ростом социальной напряженности, вызванной имущественной дифференциацией (богатые богатеют, зато около 10 % крестьянских семей живут за «чертой бедности»). В стране по-прежнему сохраняется высокий уровень безработицы. К факторам, вызывающим недовольство населения, можно также отнести слабость системы социальной защиты, недоступность многих услуг здравоохранения и образования. Тем не менее, поступательный экономический рост, повышающий благосостояние вьетнамцев, служит стабилизирующим фактором социальной жизни. При преобладании сферы услуг все же увеличился удельный вес промышленности (до 36,9 % в 2000 г.) и снизилась доля сельского хозяйства (до 25,5 %).

Несмотря на значительное снижение в первые годы после распада СССР масштабов сотрудничества с Россией, которую в сфере экономики существенно потеснили конкуренты из Японии, стран АСЕАН, Австралии, ЕС и т.д., развитие отношений с нашей страной по-прежнему рассматривается в Ханое в качестве одного из внешнеполитических приоритетов. Россия поставляет во Вьетнам нефтепродукты, транспортные средства, промышленное оборудование, минеральные удобрения и импортирует тропические фрукты, каучук, морепродукты, изделия легкой промышленности. По довольно широкому спектру направлений развивается научно-техническое сотрудничество, что объясняется значительной степенью привязки вьетнамских ученых и инженеров к нашей системе вузовской и научно-исследовательской подготовки.

Продолжают развиваться военно-технические связи России и Вьетнама, которые ежегодно приносят нам до 100 млн. долл. Ныне они строятся на новой основе и не носят характера союза, ориентированного против третьих стран. До 2004 г. существовала российская база ВВС в Дананге. Базу ВМС Камрань наши корабли покинули в 2000 г. Вступление Вьетнама в АСЕАН при наличии российско-вьетнамского договора о дружбе и взаимопомощи означает косвенное подключение России к совместному с АСЕАН регулированию вопросов региональной безопасности.

В 2001 г. в Ханой прилетал президент РФ Путин – впервые за полвека теплой советско-вьетнамской дружбы. Во время визита Москва и Ханой подписали декларацию «О стратегическом партнерстве», соглашения по нефтегазодобыче, строительстве электростанций, обучению вьетнамских студентов и др. Флагманом нашего экономического сотрудничества служит пока российско-вьетнамская нефтяная компания «Вьетсовпетро». Она добывает до 100 млн. тонн нефти в год и приносит Вьетнаму до 20 % всех валютных поступлений. Путин заявил, что российские интересы в ЮВА будут реализовываться именно через такие формы сотрудничества.

Выводы и заключение

 

О чем же говорят «глобалистские» прогнозы политологов? Не исключено, что к 20-м годам XXI века тихоокеанский бассейн станет центром мировой экономической жизни, страны АТР во главе с Японией и Китаем, а также США и Австралия станут главными действующими лицами в мировой экономике (а затем – и в политике). Это похоже на глобальный поворот из ряда вон выходящих исторических масштабов. Будет ли он сопровождаться политическими сдвигами? И если да, то захочет ли (сможет ли) какая-то страна стать гегемоном? Видимо, нет – времена изменились.

Что, допустим, можно ожидать от Японии и Китая как военных держав? Дело в том, что основная линия «экономической силы» проходит от Японии к Австралии. У Японии мало природных ресурсов, и она производит мало собственного продовольствия. Австралия располагает большими запасами угля и урана, и она – важная житница. Здесь мы, возможно, станем свидетелями возрождения в иных (немилитаристских) формах давней японской идеи о «Великой восточно-азиатской сфере сопроцветания».

В то же время американцы отмечают: «Возникновение «Большого Китая» (КНР, Тайвань, Сингапур) является в экономическом плане одной из важнейших долгосрочных тенденций, формирующихся в современном мире». Они полагают, что эта экономическая ассоциация сможет составить конкуренцию Японии и помешать полному подчинению азиатского рынка японским интересам. «XXI век обязательно станет веком китайцев», – уверены они. Уже сейчас мы видим, что Тайвань все глубже втягивается в воронку экономического взаимодействия с материком и допускает возможность воссоединения на определенных условиях. Если же сложить золотовалютные резервы КНР, Гонконга, Тайваня и Сингапура (а это 420 млрд. долл.), получится, что по данному показателю «Большой Китай» оставляет далеко позади как ЕС, так и Японию.

Старое разделение труда, формировавшее мировую экономику в течение последних 200 лет (1780-1980 гг.) породило ряд основных промышленных обществ (Англия и Германия, затем США, потом Россия и Япония) наряду с периферийными странами, главным образом – «третьего» мира, которые поставляли сырье и сельскохозяйственную продукцию основным промышленным странам. Эта картина сейчас рушится, но и новая схема пока не проглядывается достаточно четко. Однако массовое производство промышленных товаров переводится из западного полушария и сосредоточивается именно в АТР (частично – в Бразилии и мексикано-карибском бассейне).

В регионе уже сложилось определенное разделение труда, при котором одни страны (Вьетнам и большинство других стран ЮВА, внутренние провинции КНР, Россия, островные государства Тихого океана) являются поставщиками сырья и полуфабрикатов, а другие (Япония, Южная Корея, Канада, Тайвань и др.) – разработчиками и экспортерами производственных технологий, товаров глубокой переработки, долговременных инвестиций.

К продукции сибирского, уральского и дальневосточного ВПК и других промышленных отраслей, включая станко- и энергомашиностроение, проявляют интерес Китай и страны ЮВА. Не забыт и наш сырьевой потенциал. Члены АТЭС высказались за инвестиционную и технологическую поддержку проекта поставки российского природного газа в Китай и соседние страны. По оценкам экспертов, совокупный объем производственных капиталовложений в экономику Дальневосточного региона России с учетом китайских и канадских проектов оценивается в 10 млрд. долл.

В 1998 г. внешнеторговый оборот России со странами АТЭС составил 20,4 млрд. долл., в том числе экспорт из России – 12,15 млрд. и импорт – 8,26 млрд. Общий объем инвестиций стран АТЭС в России на 1 января 2000 г. составил почти 7,2 млрд. долл. или 24,5 % от общего объема инвестиций в российскую экономику.

Взаимопроникновению товаров, капиталов, консультативных и иных услуг в рамках АТЭС будет способствовать общерегиональная отмена внешнеторговых тарифных барьеров, и прежде всего – в сфере обмена промышленными технологиями: к 2010 г. – для развитых государств (Япония, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, «индустриальные драконы»), а к 2020 г. – для остальных. Эти льготы распространились и на Россию после ее вступления в АТЭС. По оценкам аналитиков, объемы торговли и экспорта-импорта инвестиций между всеми странами АТЭС могут увеличиться к 2015-20 гг., как минимум, втрое в сравнении с уровнем середины 1990-х гг.

Новым многосторонним региональным институтом является действующий с 1995 г. Восточно-Азиатский форум по вопросам безопасности. Его участники – страны АСЕАН (Бирма, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и их партнеры по региону – США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Южная Корея, Россия, Китай, а также представители (наблюдатели) от ЕС и Северной Кореи. Его задачи – поддержание диалога и мониторинг стратегической ситуации. Участники форума не принимают формальных обязательств, они только ставят вопросы, связанные с поддержанием стабильности и предотвращением конфликтов. Малым и средним странам форум дает возможность привлечь внимание сильных держав к своим тревогам и, если нужно, сформировать коалицию для устранения последних. Это «мягкий» тип многостороннего сотрудничества в сфере безопасности, который пока не апробирован в других частях света.

Выходит, что главная переменная величина – это установление соответствия, равновесности компонентов какой-либо структуры. Общество функционирует нормально, когда его институты соответствуют друг другу – особенно политические и экономические. Однако несоответствие в этом отношении неуклонно увеличивается. На международной арене необходимо создание новых политических институтов, отвечающих новым требованиям и масштабам экономической деятельности.

Будущее АТР зависит от способностей расположенных здесь государств искать и находить оптимальный баланс своих интересов, а когда нужно – подчинять их интересам общечеловеческим.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Модуль I

Введение: Из истории становления науки о международных отношениях.. 1

Тема: Современные теоретические концепции международной жизни…….. 5

Тема: Понятия международных отношений и мировой политики…..……. 9

Тема: Методы изучения международных отношений……………… ……. 11

Тема: Прогнозирование развития международных отношений………….. 14

Тема: Цивилизация. Геополитика…………………………………………….. 16

Тема: Участники (акторы) международных отношений…………………… 20

Тема: Национальный интерес…………………………………………………. 23

Тема: Международное право как регулятор силы. Международная мораль 25

Тема: Конфликты в международных отношениях…………………………….29

Тема: Содержание и формы международного сотрудничества………………30

Тема: Международный порядок……………………………………………….. 32

Модуль II

Тема: Вызовы глобального мира………………………..………………………35

Тема: Россия и стратегическая стабильность…………………………………. 42

Тема: Освоение восточных земель. Нерчинский договор…………………… 48

Тема: Россия ХIХ в. Выход к Тихому океану………………………………….55

Тема: Присоединение К России Приамурья. Продажа Аляски……………….62

Тема: Акторы ХIХ –ХХ вв. на Дальнем Востоке…………………………….. 68

Модуль III

Тема: Русско-японские войны: полвека конфликтов………………………. 75

Тема: Интеграция в АТР……………………………………………………….. 82

Тема: Тихоокеанская геополитическая ситуация………………………………91

Тема: Российско-американские отношения на Дальнем Востоке……………101

Тема: Интересы Японии в АТР…………………………………………………104

Модуль IV

Тема: Россия и Китай. Внутренние проблемы Большого Китая…………… 108

Тема: Корейский разлом…………………………………………………………117

Тема: Россия и азиатские «драконы»………………………………………… 122

Выводы и заключение ………………………………………………………… 126

Содержание……………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………………………

 

Литература

 

Ачкасов В.А. Этнополитология. Учебник. – СПб., 2005

Бажанов Е.П. Приоритеты России в меняющемся мире / Ин-т актуальных международных проблем. – М., 2000

Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М., 2004

Бек У. Что такое глобализация? – М., 2001

Бжезинский З. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы. – М., 1998

Введение в теорию международных отношений. Учеб. пособие /отв. ред. А.С. Маныкин. – М., 2001

Глобализация: человеческое измерение / Отв. ред. А.В. Торкунов. – М., 2002

Давыдов Ю.П. Норма против силы. Проблемы мирорегулирования. – М., 2002

Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. – М., 2003

Иванов И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002

Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Образ государства и принятие решений в международных отношениях. – СПб., 2004

Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? К дипломатии для XXI века. – М., 2002

Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. Учебник. – М., 2001

Конституционно-правовой механизм внешней политики. – М., 2004

Лебедева М.М. Мировая политика. Учебник. – М., 2007

Макаренко В.В. Кто союзники России? Ментальность и геополитика: парадоксы политики безопасности России. – М., 2000

Мировая политика и международные отношения. Учеб. пособие /Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2007

Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. Пер. с англ. – М., 2004

Мутагиров Д.З. Международные политические институты: актуальные проблемы истории и теории. – М., 2004

Нартов Н.А. Геополитика. – М., 1999

Никитин А.И. Миротворческие операции: концепции и практика. – М., 2000

Примаков Е.М. Россия в мировой политике. – М., 1998

Романов А.А. Геостратегия: Россия и мир в XXI веке. – М., 2000

Российско-американские отношения после холодной войны. – М., 2000

Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. – М., 2001

Цыганков П.А. Теория международных отношений. Учеб. пособие. – М., 2003

 

Дополнительная литература

 

Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны 1945-1995. – М., 1997

Болятко А. Угрозы и вызовы России в АТР // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 3.

Воронцов А. Россия и Корейский полуостров: современные реалии и перспективы // Проблемы дальнего Востока. 2000. № 3.

Галенович Ю.М. Китай и сентябрьская трагедия Америки. – М., 2002

Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь. 2000. № 3.

Данилов В. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами АСЕАН // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 2.

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 5.

Ларин А. Китайская политика России при президенте В.В. Путине // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 3.

Международное сотрудничество России и Кореи. – М., 2000

Михеев В. Треугольник Россия – США – Китай после 11 сентября // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 1.

Титаренко М., Михеев В. Стратегия соразвития России и АТР // Международная жизнь. 2001. № 4.

Ткаченко В.П. Корейский полуостров и интересы России. – М., 2000

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.156 сек.