Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптимальной стадии развития СОО




Диагностика факторов, определяющих выбор

Этапы формирования и развития СОО

Этапы Особенности приращения знаний Характеристика
1. Заимствующая организация (соответствует стадии формирования СОО) Использование практических знаний других организаций Копирование, имитация стратегии эффективных компаний, следование примеру успешных предприятий, изучение перспективных идей развития бизнеса, как в России, так и за рубежом.
2. Когнитивно-трансформирующаяся организация (соответствует стадии роста СОО) Преобразование сторонних знаний в организационные Разработаны и широко используются способы документирования и обмена знаниями между работниками. Сотрудники имеют доступ к сведениям о деловой сфере компании, о планах по реализации продукции и сбыту, о финансовых отчетах фирмы. В числе прочих используются совещания, анализ работы над проектами, диалоговые сессии.
3. Изучающая организация (соответствует стадии интенсивного роста СОО) Глубинный анализ организационных знаний Классификация и изучение имеющихся знаний. Совместное обдумывание уроков, которые можно извлечь из опыта проделанной работы. Допущенные в работе ошибки рассматриваются как еще один повод к обучению. Высокая готовность персонала продуктивно и качественно использовать в работе продукты новых технологий.
4. Научающаяся организация (соответствует стадии стабилизации СОО) Производство новых организационных знаний Обучение является неотъемлемой частью любой деятельности персонала. Общение направлено на создание сплоченности между людьми. Работа организована таким образом, чтобы обязанности работников пересекались, и они могли учиться друг у друга.

 

Оценка необходимости формирования СОО проводится путем последовательного анализа факторов внешней и внутренней среды организации (табл. 2).

Таблица 2

№ п\п Наименование факторов Классификация факторов Способ диагностики
       
1. Характер выпускаемой продукции 1. Наукоемкий 2. Трудоемкий 3. Материалоемкий 4. Фондоемкий 5. Энергоемкий Аналитический (анализ структуры фактической себестоимости продукции)
2. Тип производства 1. Массовый 2. Серийный 3. Единичный Аналитический (анализ разнообразия номенклатуры выпускаемой продукции; анализ разнообразия трудовых операций на рабочих местах в основном производстве)
3. Степень стабильности внешней среды организации 1. Высокая 2. Средняя 3. Низкая Экспертный
4. Стратегия предприятия 1. Концентрированного роста, в т.ч. усиления позиции на рынке; развития рынка; развития продукта 2. Интегрированного роста, в т.ч. обратной или вперед идущей вертикальной интеграции 3. Диверсифицированного роста, в т.ч. центрированная, горизонтальная или конгломеративная диверсификация 4. Сокращения, в т.ч. ликвидации, «сбора урожая», сокращения объемов или сокращения расходов Фактические данные

 

Продолжение табл. 2

5. Когнитивный потенциал сотрудников предприятия 1. Высокий – творческое использование различных знаний, умений и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов, выбора способов достижения цели 2. Средний – ряд высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности 3. Низкий – осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные знания, умения и навыки Аналитический (анализ структуры управленческого персонала по уровню образования)
6. Уровень производственной инновационности 1. Инновационно-пассивные предприятия 2. Инновационно-непоследовательные предприятия 3. Инновационно-активные предприятия 4. Инновационно-динамичные предприятия Аналитический (анализ использования новых технологий и выпуска новой продукции за последние 3 года)
7. Уровень управленческой инновационности 1. Инновационно-пассивные предприятия 2. Инновационно-непоследовательные предприятия 3. Инновационно-активные предприятия 4. Инновационно-динамичные предприятия Аналитический (анализ количества и перечня инноваций в организации производства и управления за последние 3 года)

 

Более правомерным для российских предприятий является способ не простого признания необходимости создания СОО, а выбора оптимальной стадии ее формирования и развития с учетом этапов, представленных в табл. 1. Такие преобразования будут связаны с меньшим риском и приемлемы для большего числа организаций.

Рассмотрим факторы, определяющих выбор оптимальной стадии развития СОО и способы их диагностики.

Для проведения диагностики факторов, представленных в табл. 2, рекомендуется использование специальной формы, в которой отражена сущность диагностики и способы ее проведения (табл. 4).

1. Характер выпускаемой продукции. Оценивается на основе анализа структуры фактической себестоимости продукции. Благодаря проведению данного анализа можно сделать вывод о преобладающем элементе затрат. Это могут быть затраты на проектирование изделий и технологии их изготовления (наукоемкая продукция); затраты на оплату труда и другие, имеющие социальный характер (трудоемкая продукция); затраты на сырье и материалы (материалоемкая продукция); затраты на амортизацию и содержание оборудования (фондоемкая продукция), либо же затраты на тепловую и электрическую энергию (энергоемкая продукция).

2. Тип производства. Диагностируется на основе анализа разнообразия номенклатуры выпускаемой продукции, анализа разнообразия трудовых операций на рабочих местах в основном производстве. Результаты этого анализа характеризуют широту номенклатуры выпускаемой продукции и характер специализации рабочих мест, то есть в итоге выявляется, какой тип производства преобладает на исследуемых предприятиях: массовый, серийный либо единичный.

3. Степень стабильности внешней среды организации. Диагностируется на основе экспертных оценок руководителей высшего звена, которые должны сравнить свое предприятие с учетом его отраслевой принадлежности с предприятиями других отраслей, имеющими высокую, среднюю и низкую стабильность внешней среды. Этот фактор характеризует подвижность внешней среды, т.е. скорость, с которой происходят изменения в окружении организации (прежде всего, в технологии и параметрах конкурентной борьбы). Определять стабильность среды необходимо по следующим видам: высокая, когда среда мало изменяется; средняя, когда среда меняется со средними темпами или низкая, когда среда меняется быстро.

4. Стратегия предприятия. Это фактически принятая на фирме стратегия из числа известных или их комбинация. Руководителю необходимо оценить вид и подвид из четырех известных в теории управления стратегий: 1) стратегия концентрированного роста, в том числе стратегия изменения продукта и (или) рынка; 2) стратегия интегрированного роста, которая связана с расширением фирмы путем добавления новых структур; 3) стратегия диверсифицированного роста, которая реализуется, если фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли; 4) стратегия сокращения, которая реализуется, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, например, структурная перестройка.

5. Когнитивный потенциал работников предприятия. Понятие «когнитивный потенциал» чаще всего используется в психологии и отражает психические процессы личности. В настоящее время данный термин также применяется в более широком смысле, обозначая способность к умственному восприятию, познавательной деятельности, способность искать, систематизировать и обрабатывать информацию.Соответственно, совокупные способности работников предприятия, связанные с процессом приобретения, использования и передачи знаний, умений и навыков, которые необходимы для того, чтобы выбирать, выполнять и координировать действия, обеспечивающие предприятию стратегические преимущества на рынке товаров, услуг и знаний, представляют собой когнитивный потенциал сотрудников предприятия. Существуют следующие уровни когнитивного потенциала работников: 1) высокий – творческое использование различных знаний, умений и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов, выбора способов достижения цели; 2) средний – ряд высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности; 3) низкий – осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные знания, умения и навыки. Указанный показатель может быть установлен на основе данных периодически проводимой аттестации персонала. В условиях между аттестациями когнитивный потенциал работников может быть определен укрупнено – отношением численности сотрудников, имеющих более одного высшего образования, либо обучавшихся в аспирантуре, либо имеющих степень кандидата наук, или с высшим образованием, или прошедших переподготовку к общей численности управленческого персонала. Рассчитывается в процентах.

6. Уровень производственной инновационности. Является, как правило, результатом внедрения достижений научно-технического прогресса. Представляет собой оснащенность предприятия новыми технологиями, оборудованием или выпуск новой продукции. Определяется отношением объема новой продукции к объему всей производимой на предприятии продукции или отношением новых технологий к общему количеству используемых на предприятии. Рассчитывается в процентах.

7. Уровень управленческой инновационности. В сфере организации производства может выражаться в укрупнении или разукрупнении цехов, в наличии внедренных за последние 3 года новых форм организации труда рабочих, прогрессивных норм выработки, времени и т.д. В сфере организации управления может выражаться в наличии внедрения за последние 3 года новой организационной структуры, программных продуктов, управленческих технологий и др. Определяется отношением инноваций в организации производства (управления) к общему количеству инноваций, осуществляемых на предприятии. Рассчитывается в процентах. По уровню инновационности предприятия подразделяются на следующие категории:

1) инновационно-пассивные – не осуществляли инноваций в данном году и не планируют их в ближайшие 3 года;

2) инновационно-непоследовательные – осуществляли инновации в данном году, но не планируют их в ближайшие 3 года, либо не осуществляли инноваций, но планируют их;

3) инновационно-активные – увеличили инновационную активность в текущем году по сравнению с предыдущим не менее чем на 10% и в ближайшие 3 года ожидают рост инноваций такими же темпами;

4) инновационно-динамичные – увеличили инновационную активность в текущем году по сравнению с предыдущим более чем на 10% и в ближайшие 3 года ожидают рост инноваций более чем 10%-ми темпами.

После завершения диагностики факторов, характеризующих предприятие и его внешнюю среду, осуществляется выбор оптимального типа организации с использованием модели, представленной на рис. 2.

Факторы, определяющие выбор оптимального типа организации
№п\п Наименование ОО СОО
Стадии развития СОО
ЗО КТО ИО НО
1. Характер выпускаемой продукции: -наукоемкий           +
-трудоемкий   +      
-материалоемкий +        
-фондоемкий +        
-энергоемкий +        
2. Тип производства: -массовый   +        
-серийный   +      
-единичный       +  
3. Степень стабильности внешней среды организации: -высокая   +        
-средняя     +    
-низкая         +
4. Стратегия предприятия: -концентрированного роста     +    
-интегрированного роста       +  
-диверсифицированного роста         +
-сокращения +        
5. Когнитивный потенциал работников предприятия: - высокий       + +
- средний   + +    
- низкий +        
6. Уровень производственной инновационности: 1) инновационно-пассивные предприятия   +        
2) инновационно-непоследовательные   + +    
3) инновационно -активные       +  
4) инновационно-динамичные         +
7. Уровень управленческой инновационности : 1) инновационно-пассивные предприятия   +        
2) инновационно-непоследовательные   + +    
3) инновационно -активные       +  
4) инновационно-динамичные     +
       
+
Выбор оптимальной стадии развития самообучающейся организации по совокупности факторов (на основе наиболее радикального варианта, например)

+   +     +  
+

    +

 

Примечание: ОО – обучающаяся организация; ЗО – заимствующая организация; КТО – когнитивно-трансформирующаяся организация; ИО – изучающая организация; НО – научающаяся организация.

 

Рис. 2. Модель выбора оптимальной стадии развития СОО




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.