Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительные характеристики типовой программы в спортивном горном туризме




В предыдущих разделах рассмотрены основные проблемы современной отечественной системы подготовки в спортивном горном туризме, как основание проектирования новой методики начальной подготовки, раскрыто состояние и перспективы развития горного туризма как вида спорта, затронуты вопросы анализа и конструирования обучающих программ.

Известно что «…учебные мероприятия проводятся по учебным планам и программам, которые разрабатываются на основе примерных планов и программ ТССР курса «Спортивно-оздоровительный туризм», представляющих собой обязательный перечень тем и вопросов …» (Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков, 2008). Мы сочли целесообразным дать сравнительные характеристики основополагающим документам ТССР в этом виде спортивной деятельности. «По согласованию с маршрутно-квалификационной комиссией туристской спортивной организации (МКК ТСО), утвердившей учебное мероприятие, могут допускаться отдельные изменения, связанные с увеличения количества учебных часов или изучением дополнительных вопросов, но не превышающие 25% от общего объема учебного плана» («Положение о подготовке кадров спортивного туризма в Российской Федерации», 2007).

При организации учебных мероприятий предъявляются следующие требования (Прил. 6, таблица 3). Могут включаться дополнительные требования, выдвигаемые проводящей или утвердившей данное мероприятие туристской спортивной организацией (ТСО). При достаточном опыте слушателей по решению МКК ТСО, допускается сокращение общего количества лекционных часов по отдельным темам за счет их самостоятельного изучения или путем переноса занятий на период проведения учебно-тренировочных походов. В то же время «Положение о подготовке кадров спортивного туризма в Российской Федерации», утверждённое Туристско-спортивным союзом России в 2007 г., по расчетам противоречит «Правилам проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров» (2006). Мы приводим здесь как предмет нашего исследования только часть «Схемы подготовки кадров спортивного туризма по направлению «А» и таблиц 1-3 «Положения», касающиеся непосредственно начальной и (для сравнения) базовой подготовки. Как видим из таблицы 2, цели подготовки достаточно серьёзны. Рассмотрим содержание подготовки (Приложение 5, таблица 2)

Рассмотрим таблицу «Положения о подготовке кадров спортивного туризма» (2007), в которой расписано количество часов по каждому из пунктов подготовки (Приложение 7, таблица 4).

Отводимое время на формирование двигательных умений и навыков по горному спортивному туризму необходимо научно обосновать, учитывая специфику двигательной деятельности, сопряженную с развитием физических качеств. Рассматривая рекомендуемую «Положением» типовую методику обучения, мы установили, что за 8 часов общетуристской подготовки на начальном этапе обучаемые должны: ознакомиться с азами бивачных работ, техникой вязания основных узлов; пройти инструктаж по технике безопасности; получить понятие об общегрупповом и личном снаряжении; усвоить основные правила укладки рюкзака, подбора экипировки и снаряжения; рассчитать раскладку продуктов и режим передвижения по маршруту в соответствии с правилами проведения спортивных туристских мероприятий. Инструктаж по безопасности по результатам хронометрирования занимает от 2 до 5 часов Антонович И.И. (2001). Экспериментально доказано, что раздача списков необходимого в предстоящем походе снаряжения и экипировки без разъяснения значимости каждого пункта, как метод обучения, малоэффективна Павлов Е.А. (2003); Кашевник, Б.Л. (2008).

Специальной подготовке туриста отводится 42 часа (в прежних программах – 92 часа). Это организационная (оформление документации), топографическая, техническая, тактическая, психологическая подготовка, а также подготовка по обеспечению безопасности. Мы предположили, что времени на теоретическое и практическое освоение необходимого объёма начальных знаний недостаточно для того, чтобы обеспечить рост спортивных достижений и безаварийность на маршруте. Общую и специальную физическую подготовку разработчики оставили на самоподготовку, что, по мнению многих специалистов по физической культуре и спорту Ашмарина Б.А. (1978), Бабанского Ю.К. (1989), Каргаполова В.П., 2001, Бакшиной А.И. (2003), Бянкиной Л.В. (2004), Зулаевой И.И. (2006), Гантимуровой Л.М. (2009), Ключниковой А.Н. (2007), на начальном этапе недопустимо. Арадахов Ш.Г. (2010) пишет, что отсутствует психологическая подготовка на этапах начального обучения. В них не учитываются современные научные данные, возрастные и половые особенности занимающихся.

Учитывая это, мы провели дополнительный анализ последних научных разработок в этой области спортивной деятельности. Всего нами было изучено 10 авторефератов кандидатских диссертаций и 1 автореферат докторской диссертации, в той или иной степени касающихся спортивного туризма и смежных видов спортивной деятельности (альпинизм, скалолазание), защищённых в 2007-2011 гг.

Следует отметить, что семь из десяти работ посвящено физическому воспитанию детей и молодёжи средствами спортивного туризма (Приложение 8, рисунок 4)

Программы и методики, предлагаемые в этих работах, совершенствуют процесс обучения разных возрастных групп школьников и студентов на уроках физической культуры, решая такие задачи, как повышение двигательной активности и физической подготовленности, создание положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортивным туризмом.

Вопросам психологии и педагогики посвящены 2 работы. Здесь особо следует отметить диссертационное исследование Байковского Ю.В. (2011), по весомости и глубине проработки рассматриваемых вопросов, в том числе – психологии и педагогике, и – системе обеспечения безопасности в горных видах спорта.

Совершенствованию процесса спортивной тренировки посвящены три работы (Махов И.И., 2007; Арадахов Ш.Г., 2010; Ломовцев Д.Ю., 2011). Уровень их разработанности рассматриваемых вопросов различен.

Подводя итоги анализа современных разработок и научной литературы прошлых лет в области горного туризма, а также смежных областей знаний, можно выдвинуть предположение что:

- минимально допустимое время обучения на этапе начальной подготовки не должно быть меньше 420 часов в год (не считая самоподготовки);

- практическим занятиям на естественном рельефе и тренажёрных комплексах уделять не менее 384 часов.

Практические занятия являются основой подготовки горных туристов как спортсменов именно на начальном этапе. Без соответствующей предварительной подготовки и практического обучения существует вполне реальная угроза возникновения аварийной ситуации, не говоря о том, что рост спортивного мастерства без практики невозможен, резюмируют Зданович И.А. (2005), Хилл П. 2006.

В заключении можно резюмировать, что современное состояние системы подготовки в горном туризме свидетельствует, что такие факторы, как процедура внедрения передовых технологий и теоретическая исследовательская база действуют без должной связи между собой. Поэтому важно, чтобы в учебный процесс входили не просто программы, содержащие элементы инноваций, а методики, направленные на решение задач, которые были бы глубоко осмыслены с позиций педагогической науки, психологии и общей теории физического воспитания и спорта. Основные недоработки можно устранить путём выработки единых требований для начального уровня подготовки горных туристов. Чтобы привести всю систему начальной подготовки в спортивном горном туризме в соответствие с новыми требованиями необходимо внести следующие изменения, используя уже существующий опыт обучающих систем и методик проведения тренировок, включать также новые современные научные разработки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.