Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие толкование норм права




«Толкование в самом общем смысле означает объяснение чего-нибудь, изложение точки зрения, способ познания или понимания различного рода письменных источников»[4].

Толкование в интересующем нас плане (юридическое толкование) – один из видов познания, т.е. сложного процесса мыслительной деятельности. В результате такой деятельности происходит переход от незнания к знанию, раскрывается содержание закона, юридических норм.

«Толкование – обязательный этап в процессе действия юридических норм. Толкование как определенный познавательный процесс имеет место на всех стадиях правового регулирования: в ходе правотворчества, систематизации права, в процессе его реализации. Наибольшее значение толкование имеет в правоприменительном процессе. Прежде чем применить ту или иную норму права, надо уяснить ее подлинный смысл. Без этого норму права можно применить ошибочно – наказать невиновного и т.д.»[5].

В современном правопонимании «под толкованием обычно понимается деятельность по установлению содержания нормативных правовых предписаний в целях их практической реализации»[6]. Правовой характер этой деятельности проявляется в вызываемых им последствиях, в обязательности результатов толкования для заинтересованных субъектов. Между тем при анализе современной правовой литературы, посвященной процессу толкования, определению его сущности, результатов и правил осуществления, мы сталкивается с рядом проблем и противоречий, имеющихся в представленных концепциях, затрудняющих использование теоретических наработок в отраслевых сферах регулирования.

Так, при определении характера и значения толкования, практически все исследователи, подчеркивают правовые свойства этого вида деятельности и показывают его связь с процессом правоприменения. Однако, определяя виды, способы, средства толкования, авторами предлагаются классификационные группы исследуемого явления, не имеющие ничего общего с правоприменением. Например, неофициальное толкование, осуществляемое юристами-практиками; обыденное толкование, осуществляемое гражданами; научное толкование и др. Такое широкое понимание толкования, позволяет рассматривать в этом качестве любой вид познавательной деятельности, направленный на изучение, исследование, моделирование правовых норм.

Указанное противоречие мешает сформулировать общие признаки этой деятельности и фактически нивелирует значение официального толкования. Как справедливо отметил Г.Ф. Шершеневич, в начале ХХ вв.: «Совершенно неправильно рассматривать процесс толкования норм права, как научную деятельность». На наш взгляд, толкование нормы как правовой вид деятельности в обязательном порядке должен вызывать правовые последствия для всех, чьи интересы затрагивает правовая норма. От содержания и качества толкования зависят реальные права и возможности участников правоотношений. А это заставляет нас существенно ограничить круг лиц, обладающих полномочиями по толкованию, а само толкование правовых норм рассматривать как официальный вид деятельности специально уполномоченных органов и должностных лиц государства, имеющий утилитарный, прикладной, правоприменительный характер. В системе правового толкования нет, и не может быть места видам разъяснительной, познавательной деятельности научного, профессионального, обывательского характера, не вызывающей обязательных правовых последствий. Правовое толкование это толкование, имеющее практический характер в сфере правовых отношений. В этой связи можно констатировать, что каждое толкование правовых норм находится в непосредственной связи с процессом реализации этих же норм. Только в этом случае мы можем говорить о толковании, как о правовом виде деятельности.

В отечественной научной литературе по поводу содержания понятия толкования права традиционно существуют три основных точки зрения. Согласно первой из них, толкование есть интеллектуально-волевая деятельность по уяснению, познанию смысла правовых норм. Представителями такого подхода являются советские правоведыМ. Д. Шаргородский, В. В. Лазарев, П. С. Элькинд и др. В соответствии со второй, противоположной точкой зрения, толкование есть разъяснение смысла норм права. Приверженцами подобной точки зрения являютсяМ.С. Строгович, П. С. Элькинд, А. А. Денисов и др. И, наконец, в соответствии с третьим научным подходом,который в настоящее время наиболее распространен и признаваем,представителями которого является Н. Н. Вопленко, А. С. Пиголкин и ряд других современных исследователей, толкование представляет собой «как уяснение, так и разъяснение в виде двух диалектически взаимосвязанных сторон общего понятия правотолкования»[7]

Такое понимание толкования права на наш взгляд является наиболее полным и обстоятельным. Таким образом, толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению и разъяснению подлинного содержание правовых актов в целях их правильной реализации и совершенствования.

Толкование норм права представляет собой сложное, комплексное явление. Он включает в себя два самостоятельных компонента – уяснение и разъяснение. «Толкование-уяснение представляет собой внутренний мыслительный процесс познания, не выходящий за сознание самого интерпретатора. Оно характеризует гносеологическую, т.е. познавательную природу толкования. Уяснение правовых норм предполагает творческую, интеллектуально-волевую активность интерпретатора, и тем оно успешнее, чем выше культура субъектов, осуществляющих толкование». Исторически традиционным в науке права является вопрос о том, все ли нормы права нуждаются в толковании. В современной юридической литературе по этому поводу господствует взгляд, согласно которому толкованию-уяснению подлежат все нормы права.

«Толкование – разъяснение и есть деятельность по изложению и доведению до сведения других лиц познанного смысла права. Эта деятельность возможна только уяснения смысла права «для себя». Разъяснение выступает, во-первых, как интеллектуально-волевой процесс интерпретации и, во-вторых, как результат в виде акта толкования (постановление, разъяснение, инструкция и т.д.)». Разъяснение может быть письменным или устным, но независимо от формы, оно включает в себя понятия, суждения и оценки по поводу содержания правовых норм, которые и составляют основное средство привнесения дополнительной ясности в смысл толкуемых норм.

Цель толкования – правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку. Оно призвано противодействовать любым попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоставить букву и дух закона, выяснять смысл того, что законодатель сформулировал. Как считает А. С. Пиголкин, «толкование не вносит и не может вносить поправок и дополнений в действующие нормы. Оно призвано лишь объяснять и уточнять то, что сформулировано в законе»[8].

Под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли социальных сил, стоящих у власти. Разработка новых юридических предписаний невозможна без толкования, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм, так или иначе, связано с уже существующими законодательными положениями[9].

Немаловажное значение имеет толкование и для создания сводов законов, собраний и справочников по законодательству, для учета нормативных актов. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда, прокуратуры, арбитража, другими государственными органами, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д[10].

В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта, выясняются общественно-историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование, и т.д. Для правильного выявления воли, выраженной в нормативном акте, необходимо проанализировать сам текст нормативного акта, преамбулу, официальные и неофициальные его разъяснения, другие близкие по содержанию нормы, материалы периодической печати, научные работы и т.д. Тем не менее, главным объектом толкования при строгом режиме законности должен быть текст нормативного акта, поскольку в нем, в первую очередь, находит свое выражение воля законодателя.

Толкование особенно важно для работников правоприменительных органов, так как применение права для них является одной из основных обязанностей, той формой, в которой воплощается их деятельность. Однако это не умаляет значения толкования и гражданами. Известно правило, что незнание закона, если он обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по поводу содержания законов[11].

Естественно, толкование невозможно в отрыве от общественно-политической обстановки в стране, но это вовсе не означает, что в процессе толкования под предлогом учета изменившихся условий, потребностей социально-политического и хозяйственного развития можно отходить от точного смысла правовых норм, изменять содержание нормы, вложенное в нее законодателем.

Законы изменяются и приспосабливаются к новым условиям не в процессе их толкования и применения, а в установленном порядке самим законодателем. В результате толкования не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в законе государственная воля. Оно не должно подменять правотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании и где необходимо издание новых нормативных актов.

Законность обеспечивает верховенство закона над всеми другими нормативными актами, его высшую юридическую силу. В отношении толкования это верховенство проявляется в том, что смысл подзаконных актов понимается и объясняется в точном соответствии с законом[12].

Толкование норм права представляет собой сложное, комплексное явление, его можно рассматривать в двух аспектах:

1. уяснение смысла нормы и его объяснение, т.е. процесс мышления лица, изучающего правовую норму. Это необходимый подготовительный этап, предпосылка для правильного решения конкретного дела, проведения кодификационной работы, составления собраний и картотек законодательства, учета нормативных актов, издания акта - разъяснения нормы права и т.д.;

2. толкование предполагает разъяснение содержания нормы. Это деятельность определенных органов и лиц, имеющая самостоятельное и специальное значение. Ее цель - обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. Толкование-разъяснение обязательно должно быть зафиксировано либо в форме официального акта государственного органа или иного органа, наделенного властными полномочиями, либо в форме даваемых общественными организациями или отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного характера.

Таким образом, в первом случае речь идет о различных приемах уяснения норм права - текстовом, систематическом, историко-политическом. Здесь же нужно говорить о тех результатах, к которым приходит интерпретатор, использовав все приемы уяснения (буквальное, распространительное и ограничительное толкование). Во втором случае рассматриваются такие виды толкования, как официальное, которое может быть нормативным и казуальным, и неофициальное[13].

Указанные аспекты наиболее четко просматриваются при применении права: лицо или орган, применяющие юридические нормы, должны уяснить их смысл и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами, наукой права. Уяснение нормы преследует цель установить ее смысл в полном объеме, в то же время разъяснение имеет, как правило, более конкретное назначение - раскрыть смысл того или иного термина, объяснить, на кого распространяет свое действие толкуемая норма, каково ее соотношение с другими, близкими по смыслу, нормами и т.д. Уяснению подлежат в принципе, все нормативные акты, разъяснению - лишь те, по поводу которых возникают сомнения или разногласия на практике. За уяснением вовсе не обязательно должно следовать разъяснение, и в большинстве случаев достаточно лишь уяснить смысл закона, чтобы вынести решение по делу.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.