Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество как междисциплинарная категория




Понятие «качество образования» является сложной многогранной категорией, находящейся под значительным влиянием социально-экономического развития общества, доминирующих в нем ценностей, и поэтому постоянно изменяется.

Отметим, что поиски сущности качества образования прослеживаются еще со времен древних Греции и Рима, а именно с IV века до н.э., когда впервые сделана попытка трактовки категории качества. Аристотель в работе «Метафизика» рассматривает качество как «видовое отличие, принадлежащее сущности предмета» и пытается установить качество предметов благодаря определению отличия между ними на основе признаков «хороший – плохой». Г. Гегель считал, что качество предмета (процесса) определяется благодаря его внутренним и внешним свойствам. Взаимодействие внутренних свойств порождает новые свойства, что приводит к появлению у предмета (процесса) новых качеств. Взаимодействие внешних свойств служит источником динамичности качества. Также Г. Гегель установил зависимость качества от количества и меры, а именно: определенному качеству соответствует определенное количество.

В философском словаре качество – это то, что делает предметы или явления устойчивыми, разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. Кроме того, качество рассматривается как «позитивная или негативная характеристика, свойство, черта кого-нибудь или чего-нибудь»; «свойство или принадлежность, все, что составляет сущность вещей»; «наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других». Безусловно, что в основе этих определений лежит философское понимание качества, поскольку каждая из трактовок указывает на наличие совокупности отличительных свойств.

Попытку определить качество предметов, процессов и явлений делают и представители экономики, социологии, психологии и других наук. Так, психологи считают, что сложность качества как категории состоит в разнообразии индивидуального восприятия его свойств людьми, группами или обществом. Социологи связывают качество с результатом или процессом, организация которого требует определенных условий, что и делает качество категорией относительной.

Многогранным является взгляд на качество экономистов, которые понимают сущность этого феномена как совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворить личные или производственные потребности исходя из предназначения этой продукции. Потребителя, при определении качества товара интересует, насколько он сможет удовлетворить его потребности. Таким образом, в основе определения качества продукции лежит ее потребительная стоимость.

Таким образом, в разных отраслях знаний определение качества предмета, процесса, явления связывается с максимальным исследованием всей совокупности его качеств. Кроме того, сам феномен качества дает возможность определить целостность исследуемого объекта, а также целенаправленно его изменять посредством изменения количественных параметров его свойств. Качество обуславливает для человека ценность объекта, а также соединяет процесс и его результат.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.