Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетентностная модель выпускника




 

Разработка компетентностной модели выпускника по направлениям подготовки стала проводиться на официальном уровне только в последние годы, что нашло свое отражение в ГОС третьего поколения. До этого времени существовали только теоретические наработки ученых и практиков, а сами модели представляли собой требования к специалисту в виде профессиограмм, психограмм и квалификационных характеристик [5; 9; 16; 32; 49; 162; 191; 206; 221; 242; 245; 248; 265; 269; 285; 297; 363; 380; 381; 395; 402; 411 и др.]. Необходимо отметить, что еще в начале 70-х годов ХХ века были заложены основы разработки модели специалиста, которая понималась как образец, эталон, идеал специалиста, соответствующего требованиям современности. Сама потребность в разработки таких моделей была вызвана необходимостью обеспечить опережающую подготовку специалиста, который бы мог легко адаптироваться в профессиональной среде и вести самостоятельную производительную деятельность в выбранной сфере.

Почему мы рассматриваем не модель специалиста, а модель выпускника. Это связано с наличием значительных отличия между ними. Специалист - это представитель определенной сферы профессиональной деятельности, который уже имеет опыт работы в реальном секторе экономики. Выпускник – человек, который на протяжении определенного времени приобретал профессиональные знания. Модель выпускника должна быть ориентиром организации учебного процесса в профессиональной школе и его содержательного наполнения. Поскольку современная жизнь требует от выпускника не только профессиональных знаний и умений, но и возможности эффективно взаимодействовать с окружающими, гибко реагировать на изменения профессиональной и социальной среды, непрерывно развивать себя как личность и профессионал, то модель выпускника должна строиться на комплексном, междисциплинарном подходе, что обеспечивает целостность и системность подготовки молодого специалиста.

Под моделью выпускника мы понимаем научно обоснованный, детально описанный эталон личности будущего специалиста, полученный в результате подготовки в учебном заведении системы профессионального образования и объединяющий в себе его личностные и профессиональные качества.

Как уже отмечалось, в современной профессиональной школе только недавно стали использовать модель на комепетентностной основе. Сформированность компетентностей специалиста, а не просто наличие квалификации, становится требованием работодателей. Поэтому цель профессионального образования сегодня состоит в необходимости научить молодежь успешно решать разнообразные профессиональные и жизненные ситуации, инициативно работать в коллективе, брать на себя ответственность.

Компетентностная модель выпускника – научная основа результата и процесса подготовки специалистов в учебном заведении системы профессионального образования, обобщенная в его компетентности, которая обеспечивает готовность и способность выпускника к решению разнообразных проблем в социальной и профессиональной сферах, а также его возможность к дальнейшему саморазвитию.

В соответствии с этим, проектирование компетентностной модели выпускника по конкретному направлению как результативной основы становится одним из условий не только реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, но и модернизации учебного процесса, повышения его качества и качества профессионального образования в целом.

В основе компетентностной модели выпускника лежат две составляющие – общие и профессиональные компетентности.

Общие компетентности являются основой компетентности выпускника любого вуза по любому из направлений профессиональной подготовки, поскольку позволяют будущему специалисту действовать в социуме, быту, воспринимать мир, оценивать происходящие в нем события, определять и реализовывать собственную позицию. Общие компетентности, с одной стороны, не являются профессионально обусловленными, потому что дают возможность личности успешно реализовать себя в разных сферах деятельности. Но, с другой стороны, они являются профессионально значимыми, поскольку становятся основой формирования самой профессиональной компетентности и ее полноценному проявлению при реализации специалиста в профессиональной сфере.

Профессиональные компетентности опираются на специфические атрибуты в отрасли и свидетельствуют о готовности и способности к целесообразной деятельности специалиста в конкретной профессиональной ситуации, находить методы, формы и способы решения разнообразных профессиональных проблем, а также оценивать результаты своей деятельности. Профессиональная компетентность содержит знания, умения и навыки, а также способности к гибкому решению профессиональных задач самостоятельно или во взаимодействии с коллегами в соответствии с имеющимися или потенциальными производственными возможностями и ресурсами. Безусловно, что речь идет и о теоретическом, и о практическом составляющих компетентности, поскольку компетентность развивается только в деятельности и фактически является ее продуктом. При этом, профессиональная компетентность специалиста определяется также и его ценностными ориентациями, мотивами деятельности, его общей культурой, пониманием мира вокруг себя и своего места в нем, стилем взаимоотношений с окружающими, способностью к развитию собственного творческого потенциала. Последнее указывает на двойственный характер профессиональной компетентности, ее взаимосвязь и взаимообусловленность с общей компетентностью.

Считаем возможным в составе общих компетентностей выделить социальные, коммуникативные, общекультурные и универсально-личностные.

Многогранность и сложность социальных отношений требует от человека владения широким спектром социальных знаний и навыков взаимодействия с окружающим миром и обществом. Поскольку человек –существо общественное, то его развитие и приобретение новых качеств вызывает появление новых отношений, расширение среды, в которой он действует и демонстрирует имеющиеся социальные компетентности. Ученые определяют социальные компетентности как те, что характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми,

Особенной социальной компетентностью является коммуникативная компетентность – сложное образование, обеспечивающее успешное общение, благодаря которому личность может решать разнообразные профессиональные и жизненные ситуации, успешно самореализовываться. Коммуникативная компетентность требует от специалиста лингвистических умений, знания и соблюдения специфических социально-культурных норм поведения психологических законов взаимодействия между людьми, умения поддерживать благоприятную атмосферу. Развитие этой компетентности «связано с выбором личности той социокультурной среды, в которой будут востребованы и реализованы ее субъективные качества».

Наличие общекультурной компетентности позволяет специалисту войти в мир культуры, в мир ценностей, понять свое место в нем, ценность и значение собственной профессиональной деятельности для развития общества. В поликультурном мире выпускник должен владеть образцами разнообразных культур, ценностями и традициями национальной культуры, проявлять гражданские качества, гуманизм по отношению к другим членам общества.

Универсально-личностная компетентность, обеспечивает выпускнику успешную адаптацию в новой социальной и профессиональной среде, мобильность, гибкость, ответственность, возможность проанализировать любую ситуацию, выбрать наилучшие пути ее решения, оценить последствия такого решения для дальнейшей профессиональной деятельности и среды, в которой эта ситуация возникла. Проявлением универсально-личностной компетентности является возможность будущего специалиста к самосовершенствованию, выстраиванию программы саморазвития на основе требований рынка и тенденций социально-экономического и научно-технического развития; самообразование, самоконтроль, экспертиза собственной профессиональной готовности; непрерывное расширение спектра свой жизнедеятельности. Важное значение приобретает возможность осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самопознание, способность к осмыслению собственной деятельности и преодоления стереотипов мышления, что понимается как рефлексия личности.

В составе профессиональных компетентностей ученые выделяют общепрофессиональные и специализированные (профессиональные). Общепрофессиональные компетентности являются инвариантными по отношению к направлению профессиональной подготовки и обеспечивают готовность специалиста решать общие, типичные для выбранной сферы деятельности задания. Специализированные компетентности – это профессионально-функциональные знания и умения, обеспечивающие подготовку специалиста в отношении к конкретным, для этого направления, объектам и предметам труда; овладение алгоритмами моделирования, проектирования, научного исследования в конкретной отрасли. Общепрофессиональные компетентности становятся фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере последипломного образования. Специализированные компетентности решают задачи объектной и предметной подготовки. Поэтому для каждого направления и профиля подготовки важно раскрыть состав и обосновать содержание этих компетентностей.

В модели выпускника оба вида компетентностей должны быть взаимосвязанными и развиваться одновременно, создавая образ специалиста и обеспечивая становление его социальных, личностных и профессиональных компетентностей как интегративного личностного образования. Поскольку модель выпускника является упрощенным вариантом модели специалиста, то формирование компетентности личности студента в учебном процессе будет происходить до уровня его готовности к социально-профессиональной деятельности. Это предполагает также формирование у будущего специалиста желания действовать, иметь определенные мотивы, внутренние установки к осуществлению

Несмотря на то, что образовательные стандарты определили перечень компетентностей в модели выпускника по большинству направлений подготовки, но их состав, по мнению многих ученых и практиков, не идеален. Кроме того, его необходимо дополнять теми компетенциями, которые важны для жизни и работы в определенном регионе государства. Также важно понимать, что формирование этих компетентностей у выпускника обеспечивается благодаря определенным образом организованному и реализованному учебному процессу. В этом контексте важным фактором является содержание подготовки, которое должно быть достаточно сходным при подготовке специалистов одного направления и профиля. Не может инженер-литейщик, которого готовят в Ростове изучать сопромат в объеме 108 часов, а в Липецке – 180 часов. Не должен будущий товаровед в Питере владеть знанием товаров из кожи и меха, а в Севастополе только из кожи. Не должен общий объем производственных практик различаться на одну, максимум две недели, поскольку большие различия приведут к формированию существенно различного опыта профессиональной деятельности. Для формирования компетентности, т.е. умений, навыков, первичного опыта профессиональной деятельности, не должно теоретический компонент обучения доминировать над практическим.

В целом необходимо в новых стандартах выделить обязательный содержательный компонент единый и по перечню дисциплин и по их объему для подготовки конкретных направлений и профилей. Только тогда и станет возможным не просто говорить об организации обучения на компетентностной основе, а действительно о формировании и компетентности в процессе профессиональной подготовки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.