Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество образования




 

Если рассматривать для установления сущности понятия «качество образования» накопленный педагогической наукой и практикой опыт, то важно вспомнить великих педагогов-дидактов Я. Коменского и И. Песталоцци, которые качество образования видели как совокупность обобщенного опыта обучения и воспитания, всесторонней подготовки учителя, его возможности перенимать опыт других и осуществлять педагогическое экспериментирование.

Выдающиеся просветители Н. Пирогов, В. Стоюнин, Л. Толстой, К. Ушинский считали, что качество образования нельзя отождествлять с успехами учеников в изучении отдельных предметов, а нужно связывать с педагогической деятельностью учителя, его возможностью к личному творческому саморазвитию, целенаправленному всестороннему развитию личности ученика, сознательному выбору форм, методов и средств обучения и воспитания, необходимых для этого.

Не смотря на то, что проблема качества образования возникла вместе с самим феноменом, однако, целостное понимание качества образования сформировалось только в ХХ веке. Современные ученые связываю качество образования с достижением качества усвоенных знаний, качеством обучения и воспитания, повышением уровня развития способностей личности, готовностью выпускника к жизни в обществе. Такое разнообразие взглядов на качество образования объясняется зависимостью категории качества от бытия предмета. Именно поэтому доминантой феномена «качество образования» является само «образование» как процесс обучения и воспитания, конкретный результат накопленных личностью знаний, умений, навыков, опыта разнообразной деятельности, ведущих, значимых для нее ценностей.

Необходимо отметить, что значительная часть ученых отождествляет качество образования с качеством обучения и качеством полученных знаний. Сторонники такого подхода, считают, что качество полученных знаний определяет возможности человека на достаточно длительный период его жизнедеятельности. Ученые качество приобретенных знаний рассматривают как результат влияния всех составляющих образовательной системы. При этом важным признаком качественного образования становится именно возможность личности реализовать эти знания в творческой деятельности и открытом, чувственном восприятии окружающего мира.

Другие ученые главным критерием качественного образования считают соответствие его потребностям общего и профессионального развития личности. Качество знаний рассматривается как динамическая система, обеспечивающая эффективную профессиональную деятельность человека, его постоянное развитие с учетом социально-экономических и научно-технических изменений. В контексте этого, группа российских ученых под руководством М. Поташника определяет качество образования как взаимосвязь достигнутого результата и потраченных на его достижение усилий и ресурсов: педагогических, информационных, технических, экономических, материальных и других. То есть качество образования оценивается как с позиций максимального достижения установленных целей, так и с позиции цены достигнутых результатов.

Часть ученых изучение феномена качества образования строят на определении его ценности. Благодаря содержанию образования становится возможным приобщить личность к культурным ценностям человечества, что и позволит сформировать в процессе обучения высокоморальную и свободную личность как наивысшую ценность.

Другие исследователи идут далее в понимании качества образования, связывая его с достижением установленных целей образовательного процесса: определением уровня знаний и умений, физическим и культурным развитием личности. В связи с этим установление целей и результатов образования ставится во главу угла. И тут в противоречия вступают образовательные стандарты, где описано теоретическое видение того, что должен знать и уметь обучаемый, и реальный процесс обучения. В реальной практике основной целью образования становится формирование суммы предметных знаний и умений, что существенно тормозит решение проблемы качества образования. Поэтому особую важность приобретает четкая государственная образовательная политика.

Часто качество образования отождествляют с качеством образовательных услуг - «результатом осуществления учебным заведением своей уставной деятельности, что выражается в передаче знаний, умений и навыков преподавателями субъектам, которые обучаются, с целью удовлетворения их потребностей в образовании». На наш взгляд, отождествление качества образования с качеством образовательных услуг и соответствующее определение его сущности отображает экономический и в определенном смысле формально-государственный подход к этой сложной категории, что сводит старания учебного заведения, всех его работников, собственно самих учеников или студентов к формированию потребительной стоимости образования как услуги. Такое узкое понимание качества образования не способствует всестороннему развитию личности в системе образования, не может обеспечить подготовку социально активного члена общества, специалиста-гражданина.

Нужно сказать, что большинство ученых отмечают многогранную сущность качества образования, указывая на закономерную социальную взаимосвязь между развитием личности, качеством всех уровней образовательной системы и качеством общественного интеллекта. Очевидно, что качество образования необходимо рассматривать и с позиций субъектов образовательного процесса, и самого учебного заведения, и общества, что дает возможность отобразить разные уровни решения этой проблемы государством, регионами, учебными заведениями и личностью.

К ачество образованиеэто многогранная категория, которая органично соединяет реализацию всех составляющих учебно-воспитательного процесса и качество установленных результатов образования, отображающих интересы всех заинтересованных субъектов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.