Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие компетентности




Проблема целей профессионального образования.

Качество профессионального образования и его составляющие

 

Говоря о качестве профессионального образования, необходимо отметить, что понимание сущности этого феномена существенно изменилось за последние два десятилетия. Если раньше приоритет отдавался объему усвоенных выпускником профессионального учебного заведения знаний, возможности их воспроизводства по алгоритму, то в последние годы акцент сместился в строну всестороннего развития личности молодого специалиста: его общей культуры, возможностей к самообразованию и дальнейшему профессиональному росту, способности адаптироваться в профессиональной и социальной среде, творчески использовать полученные знания и личные способности при решении жизненных и профессиональных задач, наличию ответственной гражданской позиции, правовой сознательности, моральных принципов.

Качественное профессиональное образование непосредственно связывается с новыми целями развития человечества, которое должно обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем окружающей среды для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. В связи с этим направляются усилия на устранение противоречий между реальным содержанием образования и требованиями заказчика образовательных услуг, общества и государства к уровню профессиональной компетентности современного специалиста; формирования материально-технической базы и информационного обеспечения профессиональной подготовки; осуществления системных исследований для создания реального государственного заказа и поиск других мер по обеспечению качественной подготовки специалистов.

Современные исследователи также рассматривают качество профессионального образования как сложную категорию, которая объединяет в себе качество личности, качество содержания образования и качество образовательных технологий, каждое из которых имеет собственную структуру. При этом качественное профессиональное образование требует уточнения его целей и их реализации, современных технологий обучения и других условий, необходимых для подготовки специалиста отвечающего требованиям современного общества.

Многие ученые указывают на системный характер, многогранность качества профессионального образования, наличие сложной иерархической структуры. Видный российский ученый А. Егоршин, рассматривает качество высшего образования как результат образовательного процесса, составляющими которого является сформированные общетеоретические знания, практические умения и навыки выпускников; уровень интеллектуального развития, моральных качеств личности; особенности ценностных ориентаций, определяющих мировоззрение; активность и ответственное творческое отношение специалиста к действительности, выявляемые в его деятельности. Основываясь на этом, многие ученые конкретизируют качество результатов обучения через модель выпускника. Сегодня основу этих моделей составляют государственные образовательные стандарты и профессиональные стандарты. При этом важно, чтобы оба этих стандарта были едины в отношении целей и результатов подгтовки специалистов.

Необходимо отметить, что определить цели и результаты образования, перевести их на уровень законодательно принятой нормы является сложной практической проблемой. Реальность такова, что несмотря на попытки обновить и даже кардинально переработать образовательные стандарты, они продолжают входить в противоречие с требованиями профессиональных стандартов. Кроме того, по целому спектру видов профессиональной деятельности современных стандартов просто нет. Отсюда и несоответствие требований реальной экономики и результатов подготовки специалистов в учебных заведениях.

Все подходы ученых относительно понимания качества профессионального образования сводятся, по нашему мнению, к пяти основным подходам. Первый подход отождествляет качество профессионального образования с качеством обучения. Второй подход под качеством профессионального образования понимает уровень образованности, воспитанности и развития студентов. Третий подход качество профессионального образование определяется как степень соответствия уровня подготовки выпускников требованиям профессиональной и социальной среды. Четвертый подход связывает качество профессионального образования с качеством работы учебного заведения, его возможности соблюдать государственный стандарт. Пятый подход отождествляет качество профессионального образования с уровнем организации и результатами учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

Обобщая рассмотренные нами подходы ученых, считаем возможным под качеством профессионального образования понимать достижение социально значимых результатов подготовки специалистов, в которых отражены требования всех заинтересованных субъектов, обеспечено формирование профессиональной и личностной компетентности специалиста в процессе наполненного соответствующим содержанием, определенным образом организованного и реализованного учебным заведением профессионального обучения.

Опираясь на экономический взгляд на качество продукции, а также учитывая понимание учеными сущности качества профессионального образования, представим качество профессионального образования в виде пирамиды. При этом мы используем подход классической педагогики, где обучения также конструктивно представлено в виде условной пирамиды. В основе этой пирамиды находится дошкольная подготовка ребенка, значительную часть пирамиды отводится среднему образованию, а для педагогического обоснования деятельности профессиональной школы отведена верхушка пирамиды.

В соответствии с этим основу нашей пирамиды качества профессионального образования составляет качество предыдущей подготовки абитуриентов, наличие у них определенного опыта самостоятельной учебно-познавательной деятельности и какой-либо деятельности в сфере производства; основательность определения желаемых для общества, работодателей и личности результатов обучения; наличие общегосударственной политики подготовки специалистов, которая учитывает мировые тенденции развития профессионального образования, опирается на широкую законодательную базу и действенные финансовые механизмы.

Второй уровень пирамиды составляет возможность учебного заведения системы профессионального образования осуществить образовательную деятельность. Эта возможность опирается на имеющийся необходимый объем и уровень развития материально-технической базы учебного заведения, качественный и количественный преподавательский состав; разнообразие направлений деятельности учебного заведения, что дает возможность предоставлять широкий спектр образовательных услуг, интегрировать образование и науку; наличие социально-бытовых условий для обучения и жизни студентов, а также деятельности преподавателей.

Третий уровень отведено качеству работы – качеству процесса подготовки специалистов, которая содержит значительное количество компонентов. Поскольку какой-либо процесс начинается с планирования, то и процесс подготовки специалистов начинается с создания планов и программ их подготовки, что в значительной мере определяет сущность и особенности деятельности студентов и преподавателей. На основе существующих планов и программ строиться учебный процесс, в котором в нужной логике выстраиваются учебные дисциплины, реализуемые в тех или иных формах обучения.

Взаимодействие и эффективная реализация составляющих всех описанных нами уровней пирамиды качества профессионального образования создают ее вершину – компетентность (качество подготовки) молодого специалиста – выпускника учебного заведения, который может целесообразно использовать приобретенные теоретические и практические знания, умения, навыки, имеет достаточный для самостоятельной профессиональной деятельности опыт работы, способен решать жизненные и профессиональные проблемы, а также эффективно взаимодействовать с окружением.

 
 

 

 


 

Рис. 1.1. Пирамида качества высшего образования в ВУЗе

Разработанная нами пирамида качества профессионального образования свидетельствует о зависимости этого качества от множества факторов. В связи с этим возникает необходимость их определения с целью минимизации негативного влияния на процесс профессиональной подготовки специалистов.

Исследования которые нами проводились позволили определить факторы, оказывающих влияние на качество профессионального образования. Проявление этих факторов на уровне учебного заведения системы профессионального образования носит как объективный, так и субъективный характер, т.е. может зависеть от усилий административно-управленческого персонала и преподавателей, так и быть вне их компетенции. Это дает возможность распределить факторы, влияющие на качество профессионального образования на три группы, а именно:

Первая группа – это факторы, определяющие содержание профессиональной подготовки, особенности организации и реализации учебного процесса, - это требования рынка труда, государства и общества к современному специалисту; достижения науки и техники, предполагаемые тенденции их развития; уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов; материально-техническое и финансовое обеспечение учебного процесса; уровень интеграции системы профессионального образования государства в мировое образовательное пространство; наличие четкой государственной политики в сфере подготовки специалистов; законодательное и нормативное обеспечение профессионального образования; взаимодействие государственных органов управления образованием с работодателями при создании государственных образовательных стандартов.

Вторая группа – факторы, непосредственно проявляющиеся в учебном процессе, – четкое формулирование целей и результатов обучения; учебные планы и программы подготовки специалистов; выбранные формы, методы и средства обучения; внедрение современных педагогических и информационных технологий; наличие комплексов учебно-методического обеспечения дисциплин; организация и педагогическое обеспечение самостоятельной деятельности студентов; создание системы контроля и оценивания всех видов деятельности студентов на разных этапах их профессионального обучения; профессиональная и практическая направленность учебного процесса; интеграция научных исследований в учебный процесс; уровень квалификации и научно-педагогической деятельности преподавателей; обеспечение их эффективного взаимодействия со студентами.

Третья группа – факторы, определяющие результаты учебного процесса – уровень профессионального и личностного развития выпускника, соответствующий модели его компетентности, государственным образовательным стандартам и личным представлениям выпускника о качестве профессионального образования; востребованность выпускника на рынке труда; успешность профессиональной реализации выпускника; взаимодействие учебного заведения с работодателями при изучении результатов подготовки специалистов.

Безусловно, что без определения целей профессионального образования в соответствии с потребностями общества, разработка государством образовательной политики и создания необходимых условий профессиональная подготовка не может быть качественной.

В педагогических периодических изданиях можно найти множество публикаций, в которых постоянно указывается на недостатки действующего законодательства, низкое финансирование профессионального образования отсутствие четкой государственной политики в подготовке специалистов, неподготовленность выпускников школ к обучению в учебных заведениях (особенно вузах) и прочие аспекты, не способствующие достижению высокого уровня качества профессионального образования. Однако, на наш взгляд, учебные заведения системы профессионального образования недостаточно используют внутренние рычаги управления качеством подготовки специалистов, не создают систему управления качеством учебного процесса. Поэтому считаем, что во многом решение проблемы качества подготовки специалистов лежит в плоскости управления качеством учебного процесса. При этом важным становится учет лучших традиций отечественной практики и изучение зарубежного опыта подготовки специалистов в системе профессионального образования.

Лекция № 3

Компетентность выпускника системы профессионального образования

 

План

1. Проблема целей профессионального образования.

2. Понятие компетентности.

3. Модель компетентность выпускника.

 

Основная цель профессионального образования - общее и профессиональное развитие личности, становление ее профессиональной культуры. Поэтому независимо от того, кого готовят профессиональные учебные заведения, какое образование (среднее, высшее) они предоставляют, главным является уровень общего и профессионального образования и профессионального развития, который эти учреждения обеспечивают. Следует также подчеркнуть необходимость тесной связи среднего, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, что является залогом реализации непрерывного образования, образования на протяжении жизни, которая должна удовлетворять потребности личности в повышении квалификации или получении новой профессии. Эти потребности возникают вследствие меняющихся условий рынка труда и требуют создания системы профессиональной подготовки в учебных заведениях разного типа, что обеспечит переход человека к более высоким уровням личностного и образовательного развития.

Итак, профессиональное образование предусматривает движение человека от элементарной (общей и функциональной) грамотности к образованности; от профессионально значимых качеств личности, которые связаны с профессиональной компетентностью и позволяют реализоваться в определенной профессиональной деятельности до широкого понимания, осознания материальных и культурных ценностей и ценностей прошлого, собственного взноса к культуре своей страны, мира в целом; общей и профессиональной культуры формирование индивидуального менталитета личности - глубинных устоявшихся основ миропонимания, которые обеспечивают направленность на непрерывное самосовершенствование, самореализацию.

Вследствие этого получение высшего образования становится обязательным для развития личности, поскольку высокая квалификация работников является залогом широкого и эффективного применения новейших наукоемких информационных технологий, повышение благосостояния населения, экономического расцвета страны.

Главная цель профессионального образования может быть конкретизирована в трех направлениях.

Первый - создание условий для овладения человеком знаниями и навыками в сфере профессиональной деятельности, получения квалификации или переквалификация, что обеспечивает участие личности в общественно полезном труде в соответствии с ее интересами и способностями. При этом профессиональное образование может рассматриваться как средство самореализации личности, поскольку именно в профессиональной деятельности наиболее полно раскрываются способности человека, а также как средство социальной самозащиты, устойчивости и адаптации к условиям рыночной экономики.

Второе направление - воспитание социально активной личности, которая в своей жизни руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие, терпимость и т.п.) ценностями и способна к преобразованию производства, производственных, экономических, общественных отношений, к участию в управлении, несет ответственность за результаты своей деятельности и т.д.

Третье направление - удовлетворения насущных и перспективных потребностей производства в квалифицированных специалистах, уровень подготовки которых соответствовал бы требованиям научно-технического, социального прогресса, которые бы были профессионально мобильными, имели разносторонние профессиональные и общеобразовательные знания, умения и навыки.

Безусловно, что цель профессионального образования – научить человека профессии. Профессия это не только возможность занятости, но и творческая, всесторонняя реализация личности. Отсюда вытекает, что цель профессионального образования – помочь человеку правильно выбрать профессию в соответствие с его склонностями и возможностями, воспитать профессионала, способного приносить пользу обществу.

Цель профессионального образования последовательно достигается на всех этапах получения профессионального образования.

Начало профессиональному образованию проходит в учебных заведениях начального профессионального образования – училищах. Цель профессионального образования на этом этапе обучения – выпустить квалифицированных рабочих и служащих. В последнее время кроме профессионально-технических училищ создаются образовательные учреждений начального профессионального образования нового типа, носящие название профессиональные лицеи. Цель профессионального образования этих лицеев – подготовка рабочих кадров высшей квалификации. В последнее время система начального профессионального образования переживает некоторые изменения в специализации. На первый план ставится новая цель профессионального образования – воспитывать людей таким востребованным обществом профессиям, как организатор малого бизнеса, эколог, дизайнер.

Следующий этап получения профессионального образования – среднее профессиональное образование. Система среднего профессионального образования – качественно новый уровень получения профессионального образования. На данном этапе цель профессионального образования - обеспечение студентам возможности последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Кроме традиционных учебных заведений – техникумов, в последнее время создаются новые типы учреждений – колледжи. Цель профессионального образования колледжа, как и цель техникума, дать, прежде всего, профессиональное образование по новым, востребованным обществом, специальностям. Дать качественное образование, в соответствие с Государственными стандартами среднего профессионального образования. Резюмируя, можно сказать, что цель профессионального образования системы СПО - подготовка специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Концепция непрерывного образования следующим этапом повышения уровня знаний, определяет высшее профессиональное образование, которое преследует вполне конкретную цель профессионального образования – воспитание высокообразованного, квалифицированного специалиста в конкретной области. Реализуется данная цель профессионального образования через программы Стандарта высшего профессионального образования. Этими же стандартами определяется не только содержание образовательных программ, но и объем учебной нагрузки на получение профессионального образования. Выпускником, прошедшим итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе, достигается цель профессионального образования данного этапа - получение документа государственного образца (диплома) об уровне образования и его квалификации.

Начальное и среднее профессиональное образование является основным на этапе выхода России из кризиса. Темпы развития экономики уже сейчас определяют дефицит квалифицированных рабочих, имеющих профессиональное образование. Сама жизнь ставит перед системой образования различные задачи профессионального образования.

Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие:

- дальнейшее усовершенствование материальной базы профессионального образования;

- создание центров практик на предприятии;

- привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования;

- формирование так называемого заказа на специалиста профессионального образования.

Цели профессионального образования напрямую связаны с его содержанием. Под содержанием образования подразумевают систему знаний, умений, навыков, отношений и творческой деятельности, которыми овладевает человек в ходе процесса обучения.

Источником формирования содержания образования служит Федеральный государственный образовательный стандарт, опираясь на который разрабатываются профессиональные образовательные программы. Они направлены на решение задач последовательного повышения образовательного и профессионального уровня специалистов.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Стандарт является основой для:

- разработки примерных основных образовательных программ;

- разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

- организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

- разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

- осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

- проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

- построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

- организации деятельности работы методических служб;

- аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

- организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Особенностью стандартов нового поколения является то, что результаты обучения определены в виде компетенций.

 

 

Концепция компетентности является определяющей в проектировании, формировании и создании образовательного пространства большинства стран мира. На сегодняшний день именно компетентностный подход отвечает требованиям производственной сферы, становится радикальным средством модернизации профессионального образования, моделирования его результатов и позволяет человеку реализовать свои возможности за пределами учебных ситуаций.

Проблема использования компетентностного похода в подготовке современного специалиста исследуется многими отечтсетвенными учеными. На сегодня определены сущность самого понятия «компетентность», составляющие компетентности современного специалиста, исследуются подходы к формированию отдельных видов компетентности специалиста и профессиональной компетентности по отдельным направлениям (специальностям).

Многие связывают использование компетентностного подхода с внедрением принципов Болонского процесса. Однако, задолго до принятия Болонской декларации американские исследователи сделали попытку отразить в результатах образования современные требования к подготовке кадров, используя компетентностный подход. Наработки ученых позволили в 1992 году разработать и принять систему требований к выпускникам вузов на компетентностной основе. Эти компетенции отображали развитие умственных способностей, личностной и эмоциональной сферы молодого специалиста, его возможность взаимодействовать с окружающими при решении профессиональных и бытовых вопросов, наличие необходимых практических навыков и умений в выбранной сфере деятельности и т.д.

В Европе сегодня используется общий подход к перечню компетентностей, которыми должен владеть выпускник учебного заведения разных уровней системы профессионального образования. К таким компетентностям отнесены знания и навыки, опыт их использования, наличие четко выраженной жизненной и профессиональной позиции, а также таких личностных качеств, как трудолюбие, ответственность, сдержанность, оптимизм, заинтересованность и т.д. [488]. Наличие этих компетентностей свидетельствует о системном характере сформированности личности специалиста.

Необходимо сказать, что не прекращаются споры среди отечественных ученых по поводу тождественности понятий «компетентность» и «компетенция». Несмотря на то, что ФНОС используют при определении результатов обучения понятие «компетенции», на наш взгляд, более правильным является понятие «компетентность». Компетентность понимается нами как динамическое личностное образование, которое интегрирует приобретенные знания, умения, навыки, личностные качества, опыт деятельности, обуславливает способность и готовность человека решать разнообразные проблемы в социальной и профессиональной сферах и обеспечивает возможность его дальнейшего саморазвития.

То есть компетентность отображает результат обучения и воспитания выпускника учебного заведения, его социальную и профессиональную зрелось, готовность к самостоятельной деятельности как гражданина и профессионала. Поскольку эта готовность проявляется в разных сферах жизнедеятельности, то естественно, что модель выпускника не ограничивается только перечнем определенных видов профессиональной компетентности и это прослеживается в уже спроектированных учеными моделях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.