Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Сократа, Платона и Аристотеля




 

Сократ (469-399 до н. э.). Сын ремесленника-каменотеса и повивальной бабки, он всю жизнь провел в Афинах. По-видимому, вначале он тоже занимался обработкой камня. По некоторым сведениям, в молодости он учился у Анаксагора. Жил он бедно, ходил всегда босой, в старом плаще. Дурной характер жены сделал ее имя нарицательным - Ксантиппой стали называть сварливых женщин. Возможно, что она была права, ведь основным занятием Сократа была беседа с людьми. В беседах его интересовала истина. Он всем задавал вопросы, чтобы узнать истину.

Метод Сократа он сам в шутку назвал маевтикой – повивальным искусством по аналогии с профессией матери. Мать поимогаларождаться детям, а я – мыслям, объяснял он. Это был поиск истины в диалоге. В вопросах и ответах.

Его беседа становилась для каждого «экзаменом души». Власти боялись популярности Сократа. Трое афинян по предложению властей (поэт Мелет, торговец Анит, оратор Ликон) подали в суд, надеясь, что после суда будет разрушен авторитет Сократа в глазах народа и особенно молодежи. Его обвинили в непочитании богов и развращении юношей путем придумывания новых богов. На суде Сократ не плакал, не привел с собой плачущих детей, а только доказывал, что афиняне должны быть ему благодарны, так как он заботился о добродетели сограждан и учил их доверять разуму и совести. Это привело к тому, что голосование было против него, он был осужден. Судьи надеялись, что Сократ признает вину и заплатит штраф, но Сократ вины не признал, сославшись на то, что для этого он должен отказаться от всех своих идей о которых он говорил людям. По приговору суда Сократ выпил чашу с ядом и стал первым философом погибшим за свои идеи. Сократ был убежден, что истина существует. Но истина - это не то, из чего состоит вещь (как думали «досократики», как их сейчас называют - предшествующие Сократу философы, искавшие первоначало существующего). Когда ему предлагали бежать из Афин, чтобы спасти жизнь, он отказался, объясняя это тем, что Сократ - это душа Сократа, а не составные части тела. Диоген Лаэртский сообщает, что афиняне вскоре раскаялись и наказали обвинителей Сократа за то, что ввели в заблуждение суд: Мелета осудили к смерти, Анита и Ликона - к изгнанию.

На первое место у Сократ выдвигает разум. Он считал разум высшим проявлением заботы богов о человеке. В земной жизни мы не видим богов, но достаточно и того, что мы видим их дела. У человека есть бессмертная душа, поэтому он приобщается к божественному знанию - подобное познается подобным. Вместе с тем душа подвержена порче и совершенствованию, в зависимости от земной жизни. Для истинного философа смерть означает конец мукам и начало блаженной жизни в Космосе вместе с богами. Там Сократ надеялся встретиться с душами Орфея, Мусея, Гесиода, Гомера, Аякса, Одиссея и другими. Но для этого было необходимо в земной жизни заботиться о душе - пренебрегать телесными удовольствиями, украшать душу подлинными добродетелями и плодами познания - истиной, справедливостью, свободой, мужеством, воздержанностью. Сократ искал абсолютную истину. Он поставил вопрос о том, что есть справедливость сама по себе, благо само по себе, что вообще есть что, независимо от мнений. Он был убежден в их объективном существовании. Он верил, что добрые поступки существуют постольку, поскольку есть абсолютное добро, и главное - познать его. Он отождествлял добродетель со знанием. Поведение человека определяется его понятием о добродетели. Нет человека, который, зная, что он может сделать лучшее, сделал бы худшее. Сократ сводил дурное действие к простому незнанию, а мудрость к совершенному знанию. Главный тезис Сократа: «Познай самого себя!» В политике он придерживался той же линии - «Править должны знающие». Отсюда его отрицательное отношение к беззаконию и произволу тирании и критика демократии. Он с иронией относился к тому, что народное собрание своими решениями незнающих людей превращало в стратегов. Однажды, когда речь шла о недостатке лошадей, он предложил путем голосования превратить ослов в лошадей.

Он заявил: «Я знаю, что ничего не знаю». Один из учеников Сократа спросил у дельфийского оракула, кто самый умный на Земле. Оракул ответил, что Сократ. Когда об этом сказали Сократу, он испугался: с богами спорить было нельзя, но в то же время он был убежден, что ничего не знает. Наконец, он догадался, почему оракул назвал его самым умным: он-то знает, что ничего не знает, а другие даже этого не знают. Верный бескорыстным поискам истины Сократ не стремился к славе и деньгам. Он не писал книг, но его ученики донесли до грядущих поколений его мысли. Главным наследником идей Сократа стал Платон (427-347 до н.э.)

Платон - потомок последнего царя Аттики. Его мать из рода Солона - одного из семи мудрецов, одного из первых законодателей Древней Греции. Настоящее имя - Аристокл. Платон (от слова «широкий» - прозвище, которое ему дали за широкую грудь (он был борцом, чемпионом олимпиад). После встречи с Сократом Платон сжег все поэтические произведения и свою философию и жизнь он посвятил идеям Сократа. Его произведения написаны в форме диалогов Сократа с учениками. Главные из них: «Федон», «Пир», «Федр» - об идеях, «Государство», «Тиэтет» - о познании, «Парменид», «Софист» - о категориях, «Тимей» - натурфилософия.

Истина – это сущность вещей. Сущность Платон назвал «эйдосами», или видами, идеями. Идеи первичны по отношению к материальному миру. Платон должен был представить иной, идеальный мир, ведь мир, в котором убили Сократа не может быть единственным. В мире идей вечных и прекрасных каждому классу предметов материального мира соответствует свой вид, идея. Мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего. Здесь все становится, но никогда не есть. Так как вещи преходящи, значит, они обладают бытием и небытием. Виды (идеи) находятся где-то над небом рядом со звездами. Они образуют пирамиду, на вершине которой находится идея Блага как синтез идей Истины, Добра и Красоты. Душа человека относится к миру идеальному. До своего вселения в тело человека его душа находилась в мире идей и созерцала их там. При вселении в тело душа забывает, что она видела, но хранит все в глубине памяти. Восприятие предметов напоминает душе забытое. Чем больше предмет похож на свою идею, тем он прекраснее. Созерцание прекрасного – высшее наслаждение. Но прекрасное – это знание об идеях, то есть истина.

Платон сравнивает людей с сидящими в пещере и наблюдающими тени на стене. Эти тени от фигурок истинных вещей. Фигурки перемещаются перед входом в пещеру. Так как тени мало похожи на сами вещи, то мы можем фантазировать об их истинных размерах, формах и т.д. Например, даже левая и правая рука дают одинаковую тень. По Платону, чтобы увидеть сами вещи, надо повернуться, а затем выйти на свет из пещеры. Но истина вначале ослепляет. Если увидевший истину расскажет о ней сидящим в пещере ему не поверят и могут убить. Это и произошло с Сократом.

История с гибелью Сократа в демократических Афинах и столкновения самого Платона с тиранией во время его жизни на Сицилии привели к тому, что он решил создать свои проект идеального государства, не найдя идеала в действительности. В идеальном государстве Платона, которое он безуспешно пытался создать на Сицилии, установлена иерархия трех сословий:

1. правители – их добродетель мудрость

2. воины – их добродетель храбрость,

3. крестьяне, ремесленники - их добродетель умеренность.

Оставалась проблема деления граждан на категории. Платон решил ее своеобразно. В его государстве общность жен, государственное воспитание детей, у правителей и воинов нет частной собственности, чтобы они думали о государстве.

Платон пользовался большим авторитетом как мудрец и открыл в Афинах свою школу. Ее назвали «академия», так как она была рядом с садом Академа - мифологического героя. Эта школа просуществовала почти тысячу лет и была закрыта императором Юстинианом в 529 г., так как не соответствовала ставшему господствующим христианству. Именно в этой школе появился ученик который по легенде заявил: «Платон мне друг, но истина дороже!». Строптивым учеником был Аристотель (384-322 до н. э.). Аристотель - уроженец города Стагир (Фракия). С 17 лет он учился в академии Платона. В 343 г. жил при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына Александра. Филипп говорил, что сыну повезло, что он родился во время Аристотеля. Александр Македонский тоже сказал, что чтит Аристотеля как своего отца: отец дал жизнь, а Аристотель то, что дает ей цену.

В 335 г. Аристотель основал в Афинах свою школу - гимнасию. Она была соединена с храмом Аполлона Ликейского («волчьего»), поэтому школу называли ликеем (или в римской транскрипции лицеем). В 325 г. после смерти Александра Македонского в Греции началось антимакедонское движение, и Аристотель был вынужден бежать на остров Эвбея, где вскоре умер. Аристотель имел энциклопедический ум. Он продвинул вперед все знания того времени. Его труды охватывают вопросы логики, психологии, физики, зоологии, политики, риторики, этики, эстетики и т.д. По мнению Аристотеля, учение об идеях несостоятельно по ряду причин. Действительно, если у простых идей (стол, стул), есть соответствующие им вещи на земле, то какие же вещи соответствуют сложным идеям (мебель)? Все те же вещи! И какова идея например мусора на дороге. Платон усложнил проблему истины добавив вопрос как идея соединяется с материей. Все в мире имеет причины:

1. материальная (то есть все состоит из материи, например бронза);

2.формальная (все имеет свою форму, и форма определяет, чем будет являться вещь, например, статуя);

3.активная (например, скульптор);

4. целевая (цель, например, цель в голове скульптора).

Если объединить три последние причины и представить мир вместо статуи, то тот, кто действует и знает цель и форму - это Бог, чистая сущность, для него нет недостижимых целей. Он есть форма всех форм. Учение Аристотеля об активности формы непреходяще. И сегодня, чтобы понять явление, мы, прежде всего, определяем его форму. Классификация явлений в научном познании - это и есть поиск различных форм этих явлений. А проблема взаимоотношения формы и содержания - важнейшая проблема философии.

Главное для Аристотеля - во всем найти формы, ибо они определяют все существующее. Всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы». Причём «форма»» — присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, является вещество меди. Вся реальность оказывалась последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».

В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по А., последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категория, силлогизмом. Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотель в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Связь трёх терминов силлогизма Аристотель понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды — категории, к которым сводятся остальные роды сущего. Таким образом, Аристотель пытается найти формы наших мыслей. Он изучает само познание и находит его формы. К ним относятся логическое строение суждений, силлогизмы, законы мышления. Так он создает логику.

Платон считал реальными идеи. Наука изучает идеи вещей, но их нет в материальном мире. Аристотель обращает внимание на то, что человек может изучать только единичные вещи. И если платон создает идеальное государство, то Аристотель изучает реальные формы жизни людей чтобы сделать выводы. Обнаружив, что человек - существо политическое, главной формой жизни считает государство. Затем он находит формы государств. Проанализировав 158 государств, он выделил три хороших и три плохих формы управления государством.

Хорошие - это те, где думают о благе всех:

монархия,

аристократия,

«полития» (власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и демократии).

Плохие формы - это те, где думают о собственном благе:

тирания,

олигархия,

крайняя демократия.

Наилучшим классом Аристотель считал земледельцев, но так как они распылены, то они не способны вмешиваться в вопросы управления государством. Делом управления должен заниматься средний класс общества. Аристотеля привлекает полития.

Философия Аристотеля не завершает ни древнегреческой философии, ни античной. Дальнейшее развитие античной философии - это не столько выдвижение новых идей, сколько уточнение того, что выдвинули предшественники. Большей частью это моральная философия, так как в то время большее значение имели вопросы выживания, чем устройство космоса. И внутренние, и внешние условия жизни того времени требовали ответа о смысле жизни. Греция уже при жизни Аристотеля прошла пору расцвета. На севере возникла новая сила — Македония. К 346 македонским царём Филиппом II были завоёваны греческие земли. В Афинах и других полисах происходила борьба промакедонской и антимакедонской. партий между которыми и оказался Аристотель. Усилиями Демосфена против Македонии была создана коалиция греческих городов, потерпевшая, однако, полное поражение в битве при Херонее (338), где, по словам Ликурга, одного из руководителей антимакедонской партии, «вместе с телами павших была зарыта и свобода греков». Конгресс в Коринфе в 338—337, созванный Филиппом II, окончательно оформил подчинение Греции Македонии, на нём было объявлено о создании союза греческих государств во главе с Македонией. Во всех полисах был установлен олигархический режим, поддерживаемый македонскими гарнизонами.

Позднее в период эллинизма и римского господства (конец 4 в. до н.э. — 4 в. н. э.) монархия Александра Македонского распалась (сразу после его смерти в 323). Борьба государств во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами. Борьба преемников Александра, а позже Македонии и двух союзов за власть в Греции приводила к массовому разрушению городов, продаже жителей в рабство, заселению центров новыми колонистами. Опустошали греческие города и пираты. Результатом борьбы были медленная агония городов, разорение средних слоев греческого населения, рост бедноты, волнения которой становились обычным явлением.

Римляне постоянно вмешивались во внутренние дела греков, поддерживая олигархические слои против демократии. Фактически Греция оказалась под властью Рима. С утверждением Римской империи (27 до н.э.) Греция была превращена в римскую провинцию (кроме Афин, номинально считавшихся свободным городом) и мало чем выделялась среди других провинций восточной провинций Римской империи.

Аристотель стал последним оптимистом античной философии. Он считал, что добро следует признать началом мира, а зло объясняется неправильными действиями человека. После него вопрос философии: как стать счастливым в мире страданий и справедливым в мире зла. Ответ предлагают различные философские школы эллинизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.