Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древней Индии. Джайнизм. Буддизм




Конфуцианство

 

Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551 — умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Его называли китайским Сократом. Он также больше чем природой интересовался проблемами этики и государственного устройства. Также не писал книг, а только беседовал со своими учениками. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями. Важным понятием этико-политического учения К. является жэнь («гуманность») — совокупность этических и социальных отношений людей, основывающихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю и так далее. Первоначально сторонников Конфуция преследовали. Позднее конфуцианство стало господствующей доктриной (после 136 до н. э.) Конфуций был провозглашен «учителем 10 тысяч поколений» и его культ официально поддерживался вплоть до 1911 (начало буржуазной Синьхайской революции).

Основным вопросом философии стал вопрос об источнике зла в обществе. Во много это объяснялось устройством древнекитайского государства как типичной восточной деспотии. Глава государства - наследственный монарх, он же первый жрец и единственный землевладелец. Между царем и бесправными общинниками располагалась наследственная земельная аристократия различных рангов, составляющая государственный аппарат, далее главы кланов больших семей, главы больших семей. Рабы были как животные вне социальной иерархии. Закона как такового не было. Никто не был защищен от произвола вышестоящего на социальной лестнице. Жречества как особого социального института не было, и религиозные действия проводились главами семейств, чиновниками, царьками, царями - ванами. Отец Конфуция был правителем одного из уездов. Сам Конфуций был и пастухом, и сторожем, но сделал политическую карьру. Свою философию основал, когда ему было 50 лет. «Лунь-юй» («Беседы и суждения») всякий образованный китаец выучивал в детстве. Сам Конфуций преклонялся перед стариной, особенно перед книгой Ши-цзин (Книга песен). Эта книга учила как вести себя дома и вне дома, содержала название трав, птиц, животных, деревьев и т.д. Небо - объект высшего почитания в Китае (отсюда название Китая - «Поднебесная»). Конфуций тоже считал небо высшей силой. Небо у него и судьба, и рок, и дао. Оно следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

По Конфуцию, главная причина зла в несоблюдении следующих заповедей: «человеколюбие», «золотая середина», «взаимность». Эти понятия составляют нравственный путь («дао»), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой, с людьми. «Человеколюбие» - это почтительность к родителям. В Китае, как нигде был развит культ предков. Духам предков приносили жертвы, вначале даже людей. Конфуций, разделяя культ предков, советовал держаться подальше от духов: «Надо научиться вперед служить людям». «Золотая середина» - это середина между несдержанностью и осторожностью. «Взаимность» - это главная нравственная заповедь Конфуция. В ответ на пожелание одного ученика одним словом выразить суть учения, Конфуций ответил: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Благородный человек служит заповедям. Он служит долгу и закону, требователен к себе. Ему можно доверить большое дело. Ради человеколюбия он пойдет на смерть. Он боится только веления неба, великих людей и слов совершенномудрых. Его противоположность - низкий человек, простолюдин. Ключ к управлению народом Конфуций видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим: «Если государь должным образом относится к родственникам - в народе процветает человеколюбие. Если он не забывает о друзьях - в народе нет подлости. Сяо-жень (низкий человек) - склонен подражать «благородному мужу» (цзюнь - цзы). Поэтому если вы будете стремиться к добру, народ будет добрым». Таким образом, идеальное государство, по мнению Конфуция похоже на семью, где правитель отец, а подданные дети. Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном не по имени, а реально, на деле.

Конфуций преклонялся перед порядками глубокой старины. Конфуций все больше укреплялся в своих взглядах: люди страдают потому, что в стране царит хаос, а для того, чтобы избавиться от него, следует возвратиться к дедовским обычаям и порядкам. Но сделать это нужно сознательно: каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны. Лишь тогда общество исцелится от своего недуга. Поэтому учение Конфуция консервативно. Например, по Конфуцию, три года сын ничего не должен был менять в доме после смерти отца.

Во многом этот консерватизм созвучен даосизму, согласно которому мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Известно, что Конфуций посетил Лао-цзы, дабы услышать его мнение о своей деятельности. Увы, встреча не принесла желаемого результата, так как Лао-цзы заявил, что Конфуций совершенно напрасно тратит силы на социальные проекты и реформы. Как видим, философские школы Древнего Китая занимались в основном проблемами житейской мудрости, нравственности, управления.

 

 

Джайнизм, одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры («великого героя») и Джины («победителя») — отсюда название учения. В ходе своего развития Джайнизм разделился на ряд сект, из которых наиболее значительные: секта дигамбаров, т. е. обнажённых (буквально — «одетых странами света»), и секта шветамбаров («одетых в белое»). Ядро религиозно-философской литературы Джайнизма — джайнский канон (в основе которого лежат так называемые Джайна-сутры). Джайнизм, как и параллельный ему буддизм, отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст).

Учение о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия — бытии несовершенном и бытии совершенном, является основой Джайнизма. В состоянии несовершенного бытия джива, сущность которого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с «материей», образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, которое и служит отличительным признаком несовершенного бытия. В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов эти дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей её ступени располагаются дживы, представляющие формы, в которые выливается существование неорганических веществ и растений. На более высокой ступени развития пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов. Капля росы, человек, бог — ступени единой системы принципиально одинаковых видов бытия, характеризующегося отягощённостью материей. Вверху иерархии джив находятся «освобождённые» дживы, для которых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собственным бытием. Освобождения могут достичь только дживы, получившие форму человеческого существа. Такие дживы называются Титханкары; они являются в мир с известной периодичностью. Вардхамана считается последним из них в данную эру (двадцать четвёртым).

Основным путём к «освобождению» Джайнизм считает аскетизм. Аскетические принципы предусматривают активное истребление телесного элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают в себя, помимо отказа от одежды, строгого поста и прочее, всевозможные мучения и истязания). Наряду с подавлением телесного начала правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения принципа ахимсы, заключающегося в отказе от причинения малейшего вреда любому живому существу. Подчёркивание преимущественного и, в частности, нравственного значения аскетизма и строжайшее соблюдение аскетического образа жизни, предусматривающего тщательную разработку правил этого поведения, отличают Джайнизм не только от буддизма, но и от всех других систем Индии, также подчёркивающих важность аскетизма.

Джайнизм имеет свою онтологию - учение о бытии. Джайнизм дуалистичен – считает материю и дух равноправными. Идеи джайнизма популярны и сегодня. Джайны (торговцы и ростовщики) представляют в современной Индии значительную финансовую и экономическую силу. Последователи джайнизма имеют несколько десятков институтов и колледжей и ряд журналов.

В VI-V в. до н.э. возник буддизм. Основано учение на легенде о Гуатаме Будде (пробужденном к истине) (563-483 до н.э.). Буддизм — религиозное учение, вначале распространялся среди «низов». Затем его поддержали господствующие классы. Буддизм — противник брахманизма и кастового строя, но требовал покорности, поэтому был не опасен для властей. Буддизм тоже указывает путь к избавлению от зла и страданий. Избавление от страданий достижимо не в загробной жизни, а в настоящей. Такое прекращение страданий называется Нирвана (санскрит, буквально — угасание, затухание). Это состояние угасания желаний и души и тела, полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, от внешнего мира, от мыслей. Это центральное понятие религиозной философии буддизма (а также джайнизма), означающее высшее состояние, конечную цель духовных стремлений человека. Психологически состояние нирваны негативно описывается как отсутствие страсти, жажды жизни вообще, а позитивно — как состояние совершенства, удовлетворённости и самодостаточности. Погруженность в себя, исключающая необходимость обращения к внешнему, в состоянии нирваны характеризуется некоей неподдающейся расчленению «деятельностью» интеллекта, чувства и воли, которую можно определить как состояние созерцательной сосредоточенности. Буддийский идеал — отсутствие мыслей о счастье и несчастье, добра и зла, видимое безразличие к основным человеческим устремлениям — можно обозначить даже как отсутствие какой-либо определённой цели вообще. Единственное ощущение в состоянии нирваны — это ощущение независимости, свободы. Однако это не свобода, «преодолевшая» мир, а свобода, «снявшая» мир, поскольку мир не противостоит в буддизме человеческой личности и, следовательно, не требует преодоления.

Хотя достижение нирваны предполагает отказ от идеи счастья вообще, буддийские тексты описывают нирвану не только как состояние покоя, но и как состояние блаженства. В джайнизме нирвана означает совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей. Абсолютная отрешённость от всего внешнего, несомненная эгоцентрическая настроенность приводят многих последователей нирваны к устранению от участия в жизни общества.

Нирвана является средством разрыва круговорота перерождений – самсары и победу над кармой. Карма (на санскрите — деяние, действие, плод действия), одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перевоплощении. Появляется уже в ведах и в дальнейшем входит почти во все религиозно-философские системы, является существенной частью индуизма, буддизма и джайнизма. В широком смысле карма — это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования. В узком смысле - вообще влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. Карма определяет благоприятные или неблагоприятные условия существования: здоровье — болезнь, богатство — бедность, счастье — несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и так далее. В отличие от понятия судьбы или рока, существенным для понятия кармы является его этическая окрашенность, поскольку обусловленность настоящего и будущего существования имеет характер возмездия или воздаяния за совершенные поступки.

Как видим, древнеиндийская философия, так же как и древнекитайская, была недостаточно выделены из обыденного нравственного сознания и религиозно-мифологического мировоззрения. Вместе с тем основные философские проблемы в философии Древнего Востока так или иначе поставлены и рассматриваются.

 

Вопросы для повторения:

Расскажите о поисках субстанции натурфилософами. Какие преимущества давала каждая из субстанций.

В чем смысл апорий Зенона

Почему в Древней Греции появились софисты?

Объясните смысл Сократовского поворота в философии

Как согласовал Сократ свое знание о том, что он ничего не знает с мнением богов о том, что он самый мудрый?

Что означает выражение Платона: «Если ради чего-то и стоит жить, то это ради созерцания красоты»?

Каким должно быть государство по Платону? Кто должен править государством?

Какие причины существуют по Аристотелю?

Какая форма правления по Аристотелю является наилучшей?

Почему даосизм можно считать диалектикой?

Что означают понятия «человеколюбие», «золотая середина», «взаимность» в конфуцианстве?

Главная цель праведной жизни в философии Древней индии?

 

Глава 2. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.