Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозный характер философии Средневековья




 

Средневековьем называют эпоху, начавшуюся с утверждения христианства. Это период с первых веков нашей эры и приблизительно до 13 века. В 313 г. христиане получили право свободно исповедовать свою религию. В 324 г. Константин в «Эдикте о веротерпимости» уже разрешал существовать язычеству. Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиниана только в 529 г. Для Западной Европы характерны феодальные отношения. Большинство населения неграмотны. Натуральное хозяйство приводит к тому, что люди перестали путешествовать, обмениваться идеями. Монополия мыслить осталась только у монастырей. Духовенство играло значительную роль в обществе. Монастыри были крепостями, центрами земледелия и одновременно очагами просвещения и культуры. Благодаря монастырям научные и философские знания были в значительной части сохранены и продолжали свое развитие.

Христианство предложило новую шкалу ценностей. Была осуждена жестокость и насилие (убивать человека, даже раба, было нельзя). Религия возвеличила «страждущих и обреченных» (они стали считаться «убогими», то есть они были уже у Бога, другим же, напротив, необходимо было пройти испытание). Утверждались идеи равенства всех (пока что перед Богом, но это был шаг к идее общественного равенства), идею нравственной вменяемости личности, идею совести (в античности человек был неволен, им правили боги, от судьбы нельзя было уйти, а в христианстве все сами отвечают за свои поступки). Религия, вера стала душой средневековья.

Основным типом средневековой философии стала схоластика (от латинского schole - школа, школьный. ученый). Это философия, преподававшееся в школах, а с середины XII века и в университетах. Это тип философствования, который опирается не на наблюдение и опыт, а на толкование текстов по правилам логики. Главная истина содержится в Библии. С уважением схоласты переписывали и античные труды, что сохраняло их столетиями. Развивалась и античная система логики в схоластических спорах.

Появилась философская литература защитников христианства — апологетика, затем сочинения «отцов церкви» — патристика. Одной из самых ярких звезд средневековой философии стал Августин Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Северная Африка, Нумидия, — 28.8.430, Гиппон, Северная Африка), христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. После бурной молодости, о которой он расскажет в своей «Исповеди» Августин стал защитником веры и епископом. Августин пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а. Задолго до Декарта, из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления. Бытие бога, по Августину, можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей — нет. Августин размышляет и о времени как аспекте мыслей человека. Время - аспект помнящей, созерцающей и ожидающей души. Впервые Августин создает «Исповедь» — лирическую автобиографию, рисующую внутреннее развитие от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. Потрясающий даже современного человека психологический самоанализ Августина показывает противоречивость становления личности. Если у язычников история есть круговорот, то у Августина история подобна летящей стреле. Смысл истории — в победе христианства во всемирном масштабе. В основе периодизации истории Августина — Библия.

Влияние Августина было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья он был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции. Даже философы ХХ века - экзистенциалисты видят в Августине одного из своих предшественников. Церковь причислила Августина к лику святых.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.