Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судьба местных святынь. Соборы 1547 и 1549 годов. Новые праздники и обряды




Новые храмы.

Устройство типографии в Москве, первые печатные книги и судьба печатников.

В 1552 г., по просьбе Иоанна Грозного, из Дании был прислан типограф Ганс Мессин-гейм или Бокбиндер. Нашлись и свои люди, знавшие типографское дело — дьякон Иоанн Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец; в Новгороде отыскался резчик букв Васюк Никифо­ров; кроме того, из Польши (вероятно, из какой-нибудь русской типографии в польских вла­дениях) выписаны были новые буквы и печатный станок, и печатание началось. Ганса Бок-биндера, кажется, скоро отпустили, потому что в печатании участвовали только русские пер­вопечатники. В 1564 году вышла первая печатная книга Апостол, а через 2 года выпущен Ча­сослов — оба, впрочем, малоисправные. После этого типографское дело остановилось. Про­тив типографщиков восстали из зависти переписчики книг, у которых они отбивали работу, и обвинили их в ереси; "презельнаго ради озлобления от многих начальник и священноначаль-ник и учителей," главные первопечатники удалились из Москвы в Вильну работать в тамош­ней типографии; самый двор печатный был подожжен ночью и сгорел со всеми своими при­надлежностями. Книгопечатание было снова возобновлено уже в 1568 г. по воле самого царя сначала в Москве, потом в Александровской слободе. Ученик изгнанных первопечатников Андроник Невежа напечатал в новой типографии два издания Псалтири (1568 и 1578 года), тоже весьма неисправные. Все неисправности в рукописях указанных книг были перенесены и в печатные их экземпляры.

Вследствие скудности образования Москва таким образом не только не могла справить­ся с предпринятыми исправлениями одними собственными средствами, но не в состоянии была понять даже чужих работ как, например, работ Максима Грека; но она стала теперь бо­гата и сделалась в состоянии заявлять свое усердие к благолепию церковной обрядности по


Holy Trinity Orthodox Mission

крайней мере материальными средствами. Со времени Иоанна III начали вызывать в Россию разных иностранных мастеров для построек и более всего, разумеется, для устроения храмов. Итальянский мастер Аристотель Фиоравенти в 1475-1479 годах выстроил в Москве новый Успенский собор, вместо разрушившегося старого собора. Другие мастера построили бога­тые соборы в Сергиевской лавре и в некоторых других монастырях и перестроили (1505-1508 гг.) соборы Благовещенский на великокняженском дворе и Архангельский. При Василии Ио-анновиче в память взятия Смоленска построен Новодевичий монастырь; построено было до 11 каменных церквей мастером Фрязиным; мастером Николаем Немцем слит громадный ко­локол в 1000 пудов. В память взятия Казани при Грозном в 1555 году построен в Москве По­кровский собор (Василий Блаженный) весьма оригинального зодчества. Другие города тоже украшались новыми храмами. По древнему обычаю во времена бедствий целыми десятками появлялись церкви обьщенные. Замечательно, что только во второй половине XVI века стал распространяться у нас обычай строить церкви теплые, начало которому положил новгород­ский владыка Евфимий еще в XV веке.

Развитие московской централизации имело большое влияние на судьбу местных свя­тынь. В начале описываемого времени мы еще встречаем некоторые остатки старинных по­нятий о них; так, первый владыка-москвич в Новгороде Сергий не хотел почтить мощей вла­дыки Моисея; сам Иоанн III, посетив Хутынский монастырь, унизил мощи преподобного Варлаама пред московскими мощами и был вразумлен грозным появлением подземного огня. Новый порядок вещей обнаружился собиранием местных святынь в Москву, как общий по­литический и церковный центр. Ее Успенский собор сделался средоточением этих святынь. В его иконостасе помещены: из покоренного Новгорода икона Спаса, из Устюга икона Бла­говещения, перед которой молился Прокопий Устюжский об избавлении города от каменной тучи, из Владимира икона Одигитрии, из Пскова икона Псковопечерская; в ризницу собора взяты из Новгорода сосуды Антония Римлянина. В Москву же перенесены были местные мощи черниговского князя Михаила и боярина его Феодора (при Грозном). Наконец, по оп­ределению московских соборов 1547 и 1549 годов, многие святые разных краев, прежде чтившиеся только местно, получили общее чествование по всей России. Тогда же были соб­раны местные службы, жития и чудеса новых чудотворцев, а для некоторых составлены вновь и тоже обнародованы повсюду. Это собирание сведений ο святых, их житий и служб продолжалось и после означенных соборов. Следствием его было то, что церковное бого­служение в России обогащалось новыми празднествами и службами в честь новых чудотвор­цев. То же самое делалось в отношении к вновь явленным чудотворным иконам, например, с 1579 года новоявленной иконе Казанской Богородицы. С XVI века у нас делаются известны­ми некоторые новые обряды: обряд хождения на осляти в неделю Ваий, совершавшийся в Москве митрополитом, а в епархиях, хотя и не во всех, архиереями, причем осла под святи­телем в Москве вел за повод вместе с боярами сам государь, и обряд пещного действия, со­вершавшийся по кафедральным соборам перед Рождеством в неделю праотец.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.