Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Итак, в сфере человеческих отношений существуют не­зримые барьеры, мешающие взаимопониманию




Ход работы

ТЕМА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ

Подведение итогов

Обсуждение

Итак, в сфере человеческих отношений существуют не­зримые барьеры, мешающие взаимопониманию.

Попытайтесь прокомментировать высказывание Гордо­на Оллпорта: «Ярлыки действуют как поющие сирены, заставляющие нас забывать обо всех более тонких разли­чиях, которые мы в другом случае должны были бы заме­тить».

ЦЕЛЬ. Дать учащимся представление о механизмах психологи­ческих защит, изучить наиболее распространенные виды защит; раз­вить навыки распознавания и анализа особенностей проявлений психологических защитных механизмов, их функций и роли в по­ведении человека.

Тема нашего урока — «Психологические защиты». Про­явления психологических защит многообразны, обычно мы даже не замечаем, что «защищаемся». Пользуясь зна­ниями о механизмах психологических защит, вам легче будет понимать поведение окружающих и самих себя.

1. Что такое «психологические защиты»?Каждый день на нас устремлен поток разнообразной информации. Пока поступающая извне информация поддерживает сложившееся у человека представ­ление о мире, он живет в согласии с самим собой. Но стоит наме­титься расхождению, как возникает внутреннее напряжение, побуж­дающее человека либо к изменению идеального представления о себе, либо к попыткам пресечь поток информации, вызывающей дисбаланс представлений. В последнем случае начинает действовать система защитных механизмов.

Механизмы, стабилизирующие образ «Я», называются психоло­гическими защитными механизмами. Понятие «психологическая защита» было введено 3.Фрейдом, основоположником психоанали­за. Фрейд полагал, что защита провоцируется тревогой, возникаю­щей при конфликте сознательного и бессознательного. Защитные механизмы обеспечивают устойчивость психики при слиш­ком сильном воздействии извне. Но часто их действие мешает личному рост'' — ведь в результате искажается картина мира, человек приспосаб­ливает ее к своему «Я», вместо того чтобы самому стать более гибким,спо­собным адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям.

Все защитные механизмы обладают общими характеристиками:

1. Они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются
средствами самообмана.

2. Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающейдля индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты. Выделяется несколько основных защитных стратегий; вытеснение, перенос, замещение, отрицание и др. Рассмотрим коротко наиболее распространенные из них.

2. Вытеснение.Мы говорим о вытеснении (или подавлении), когда человек как бы не замечает, забывает ту часть информации, которая связана с неприятными для него событиями, возникнове­нием внутренней тревожности. Описываемое как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вы­теснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяже­лом опыте. Однако события, вытесненные в бессознательное, сохра­няют эмоциональный энергетический заряд и поэтому постоянно ищут выхода наружу. В результате возникает особая, аффективная логика, логика крайностей в оценке действительности.



Например, человека кто-то сильно оскорбил, но открыто он враж­дебности не проявляет. Вероятно, здесь имеет место подавление чувства обиды. Если оскорбление исходило от близкого человека, то, чтобы сохранить нормальные отношения, эта обида вытесняет­ся — о ней как бы забывают.

Как вы думаете, какие ситуации могут заставить «сра­ботать» этот защитный механизм?

3. Проекция(или перенос) — бессознательное отвержение соб­ственных негативных чувств, желаний и стремлений и перенос их на другое лицо. Это своего рода перекладывание ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Обычно для проекции выбирается подходящий объект — люди, обладающие оп­ределенными чертами, которые помогают «нагружать» их отрица­тельными качествами самого проецирующего. Как бы ни был чело­век не прав, он будет скорее обвинять всех, кроме самого себя. Клас­сический пример проекции: начальника, не обладающего способно­стью к систематизации, организованности, будут раздражать в под­чиненных именно неорганизованность и хаотичность. Мать — не очень аккуратная хозяйка — будет упрекать дочь в том, что та вечно разбрасывает вещи и не убирает в доме.

Это явление отражено во множестве пословиц и поговорок: « Клятвопреступник не верит клятвам», «Вор каждого подозревает», « Вор свою дверь запирает» и т. д.

Приведите примеры проявления проекции.

4. Замещение— психологическая защита, осуществляющая пе­ренос действия, изначально направленного на недоступный объект, на объект доступный. Тем самым разряжается напряжение, создан­ное неудовлетворенной потребностью.

Распространенный пример — ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее лю­бимую собачку или ломает ее игрушки. Замещение может вылить­ся в раздражительность и гнев. Например, чересчур требователь­ный начальник критикует сотрудницу, и дома она реагирует вспыш­ками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и де­тей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров ис­тинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожаю­щим для человека объектом. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызыва­ет ощущение подавленности или осуждение самого себя. разочаровывает нас, угрожает нам, мы уходим в страну фан­тазий, где можно без труда достичь всего. В фантазии любая мечта — свершившийся факт. Однако мечты и фантазии не безобидны. Внедряя в сознание определенные образы, мы делаем первый шаг к осу­ществлению их в реальности. Человек тратит на свои фантазии так много энергии, что начинает ощущать их как полноценную реаль­ность, а затем и ведет себя так, будто это действительно реальность.

В каких еще случаях может проявляться замещение?

5.Отрицание— стремление избежать новой информации, несов­местимой со сложившимися представлениями. Оно проявляется в игнорировании потенциально тревожных сигналов, уклонении от них.

Отрицание приводит к тому, что человек старается о чем-то не думать, не хочет принять очевидные факты и поверить им. Отрица­ние реальности имеет место, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», «Так не может быть», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, ког­да врач сообщает пациенту, что он смертельно болен).

Механизм отрицания напоминает переключатель, который пере­ориентирует внимание так, что кого-то или что-то мы «в упор» не видим и не слышим. Столкнувшись с трудностями, человек акти­визирует фильтр отрицания, пытаясь сохранить свой внутренний мир от деформации и разрушения.

6. Рационализацияимеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется та­ким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправ­данным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суж­дения и промахи могут найти оправдание при помощи магии ра­ционализации.

Главная особенность рационализации состоит в попытке создать гармонию между желаемым и реальным положением «постфактум» и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Решение как поступить принимается подсознательно, и человек не осознает сто­ящих за ним подлинных причин. Но когда поступок уже совершен, субъект закрывает глаза на расхождение между причиной и след­ствием и старается найти для него (поступка) благовидное оправ­дание. При этом и себя и окружающих надо убедить в том, что дру­гого выхода не было или что другие люди и обстоятельства застав­ляют поступать именно таким образом. Так, ученик, как следует не подготовившийся к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно провиденному тестированию, тому, что ему не помогли одноклассники, или возлагает вину на учителя за то, что тот не объяс­нил эту тему на уроке.


Если бы защита не включалась своевременно, возникший дисбаланс переживался бы человеком как тревога, сожаление, обида. Один из вариантов рационализации имеет название «зелен виноград». В этом случае горечь неудачи смягчается самоутешением: «не очень-то и хотелось» (обесценивание недоступных благ). Другой вариант рационализации — «сладкий лимон» — направлен на преувеличе­ние значимости достигнутого.

Приведите свои примеры рационализации.

7. Регрессия— еще один известный механизм, используемый для защиты от тревоги. Для нее характерен возврат к ребячливым, дет­ским формам поведения. Это способ смягчения тревоги путем воз­врата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности, как «надуться и не разговаривать» с другими; детский лепет, противодей­ствие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой ско­ростью. Иногда это неуместный бурный смех в ситуации волнения.

Приведите ваши примеры.

 

 

8. Сублимация — это защита, осуществляющая переориентацию сексуального или агрессивного потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с личными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые обществом формы творческой ак­тивности. Это наиболее адаптивная из форм защит, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одоб­ряемому результату. Например, юноша может сублимировать свои сексуальные импульсы в социально одобряемую деятельность, та­кую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послу­жила главным толчком для великих достижений в науке и культуре.

 

Обсуждение влияния психологических защитных ме­ханизмов на поведение человека, эффективность общения и его здоровье.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 22; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.19.123
Генерация страницы за: 0.085 сек.