Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам 2 страница




• на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены

• на возмещение ущерба, причинённого повреждением здоровья в связи с работой

• на равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда

• на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных выходных дней, памятных и праздничных дней, а также оплачиваемых отпусков

• на объединение в профессиональные союзы

• на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных, установленных законом, случаях

• на судебную защиту своих трудовых прав

50. Статьей 1 Закона Туркменистана "О занятости населения" гражданам гарантировано право на свободный выбор вида занятости, не запрещённого законодательством. Им принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Административное принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Туркменистана. Добровольная занятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной, уголовной или иной ответственности.

51. Согласно Закону основными принципами государственной политики в области занятости населения являются:

• обеспечение равных возможностей всем гражданам в Туркменистане независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности, социального положения в реализации права на труд и свободный выбор занятости

• добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан

• содействие обеспечению эффективной и свободно избранной занятости населения и предотвращение безработицы

• обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы

• координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики

• участие профессиональных союзов, ассоциаций (союзов предпринимателей) в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления

• международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая трудовую деятельность граждан Туркменистана за рубежом и иностранных граждан в Туркменистане

52. С момента приобретения независимости государством были предприняты конкретные шаги по обеспечению занятости населения. За эти годы были построены и введены в строй многие важные для государства объекты в разных направлениях и отраслях, которые обеспечили работой тысячи граждан Туркменистана. В качестве примера можно привести основные отрасли Туркменистана − нефтегазовую и текстильную. В частности, в текстильной отрасли за годы независимости были введены в строй более 20 современных фабрик и текстильных комплексов с законченным циклом, обеспечивших занятость многих тысяч граждан Туркменистана, в особенности женщин.

53. В соответствии с конституционным принципом равенства прав, свобод и возможностей граждан в сфере трудовой деятельности женщинам наравне с мужчинами гарантируется право на труд. Женщины равноправны в свободном выборе профессии, рода занятий и места работы. Запрещается установление каких-либо ограничений по признаку пола в сфере трудовой деятельности. Проявляя заботу о несовершеннолетних гражданах и женщинах, законодательство Туркменистана предоставляет им определенные льготы в вопросах занятости, трудоустройства, условий труда и охраны труда. Кроме Закона Туркменистана "О занятости населения" основными нормативными правовыми актами, предусматривающими льготы, являются Кодекс законов о труде в Туркменистане, Законы Туркменистана "Об охране труда", "О гарантиях прав молодежи на труд". Например, главы XI и XII Кодекса законов о труде Туркменистана регулируют труд женщин и молодежи.

54. Статьей 165 Кодекса законов о труде установлен перечень работ, на которых запрещается применение труда женщин. Список тяжёлых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, а также предельные нормы переноски и передвижения тяжестей определены Правительством Туркменистана.

55. Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей экономики, где это вызывается особой необходимостью, и разрешается в качестве временной меры. Статьями 167 и 168 КЗоТ Туркменистана запрещено использовать труд беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет на ночных и сверхурочных работах, женщин, имеющих детей в возрасте от трёх до четырнадцати лет (детей-инвалидов – до 16 лет) без их согласия нельзя привлекать к сверхурочным работам и направлять в служебные командировки.

56. Установлена сокращенная продолжительность рабочего дня до шести часов беременным женщинам, работающим на сельскохозяйственных работах в полевых условиях, с сохранением им средней заработной платы. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую, более легкую, работу с сохранением среднего заработка по прежней работе.

57. На основании статьи 175 Кодекса законов о труде Туркменистана женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляется помимо общего перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребёнка, которые включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку.

58. В соответствии со статьей 176 Кодекса законов о труде определены гарантии при приёме на работу и запрещение увольнения беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет (ребёнка инвалида – до 6 лет), а одиноких матерей – с наличием ребёнка в возрасте до 14 лет.

59. По просьбе беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида − до шестнадцати лет), в том числе находящегося на ее попечении, или лица, осуществляющего уход за больным членом семьи, в соответствии с медицинским заключением, работодатель обязан устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. При этом работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работника каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

60. Трудовым законодательством предусмотрено обслуживание женщин на предприятиях с широким применением женского труда. На таких предприятиях организуются детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей, а также комнаты личной гигиены женщин при полной продолжительности ежедневной работы.

61. На отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних, распространяются гарантии и льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством.

62. В соответствии с Указом Президента Туркменистана "О расширении прав граждан, достигших шестнадцати лет" 2000 года несовершеннолетним гражданам разрешается вступать в трудовые правоотношения с предприятиями, организациями и учреждениями различных форм собственности.

63. Имплементируя нормы международных конвенций, Меджлисом (Парламентом) в 2005 году принят Закон Туркменистана "О гарантиях права молодежи на труд". Закон регламентирует защиту ребенка от экономической эксплуатации путем применения насилия, недопущение ситуаций, которые могут представлять опасность для его здоровья или служить препятствием для получения им образования, либо наносить ущерб состоянию его здоровья, физическому, умственному и духовному развитию, препятствовать осуществлению принципа свободы совести.

64. Согласно этому Закону, не допускается заключение трудовых договоров с детьми, не достигшими 16 лет, лица, достигшие 15 лет (вместо ранее установленного возраста – 14 лет), могут быть приняты на работу лишь с письменного согласия одного из родителей, при условии, что трудовая деятельность не будет препятствовать обучению в школах. Работодателям, независимо от форм собственности, запрещается использовать работников, не достигших 18 лет, на работах с особыми условиями труда. Несовершеннолетним гражданам в соответствии с главой XII Кодекса законов о труде Туркменистана предоставляются следующие льготы: работники моложе восемнадцати лет в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других вопросах труда пользуются льготами, установленными Кодексом законов о труде Туркменистана и другими законодательными актами о труде.

65. Все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру, которые проводятся в рабочее время с сохранением среднего заработка.

66. Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные, праздничные и памятные дни.

67. Для рабочих моложе восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых рабочих пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени для лиц, не достигших восемнадцати лет. При этом заработная плата выплачивается им в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

68. Увольнение работников моложе восемнадцати лет по инициативе администрации допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних. В отдельных случаях их увольнение не допускается без трудоустройства. Трудовой договор с работниками моложе восемнадцати лет может быть расторгнут по требованию их родителей, усыновителей и попечителей, а также органов опеки и попечительства и других органов, на которых возложен надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, если продолжение договора угрожает здоровью несовершеннолетних или нарушает их законные интересы.

69. Законом Туркменистана "Об охране труда" (статья 14) предусмотрены особенности регулирования отношений в области охраны труда для отдельных категорий работников (женщин, молодежи, инвалидов), а также работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

70. Благоприятная демографическая ситуация в Туркменистане, характеризующаяся высокой рождаемостью, обусловливает абсолютный рост экономически активного населения. Экономически активное население, обеспечивающее предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, в 2007 году составляло 2,6 млн. человек, что в 1,5 раза больше, чем в 1997 году.

71. Уровень экономической активности населения предопределяет рост экономически неактивного населения, который в Туркменистане обусловлен увеличением удельного веса в этой категории населения женщин, занятых ведением домашнего хозяйства. На структуру занятости женщин большое влияние оказывают сложившиеся тысячелетиями семейные обычаи и традиции. Для туркменской женщины наивысшей ценностью была и остается семья, дети. Практически в каждой третьей семье число детей превышает 5 человек и в силу значимости социальной функции по воспитанию детей определенная часть женщин занята домашним хозяйством. Переход женщин к статусу домохозяек, занятых ведением домашнего хозяйства, помимо традиционных причин, таких как воспитание детей и другие, связан с дополнительными причинами. Одна из них – возрастающие доходы членов семьи, что дает возможность поддерживать высокий уровень благосостояния семьи.

72. Экономические реформы, осуществляемые в Туркменистане, направлены на увеличение спроса на рабочую силу предприятиями и организациями, прежде всего негосударственного сектора экономики. Благодаря этому, за годы независимости в Туркменистане успешно формируется рыночная инфраструктура, заработали многие рыночные методы хозяйствования, произошли определенные перемены в экономическом сознании и поведении людей. Эти изменения, основанные на использовании акционерного, совместного и иностранного капитала, обусловили позитивные тенденции в сфере занятости населения, проявившиеся в ликвидации монополии занятости в государственном секторе экономики, развитии альтернативной занятости в других секторах предпринимательской деятельности.

73. Основной сферой приложения труда в Туркменистане является сельское хозяйство. Эта специфика экономики страны, связана с наличием благоприятных климатических условий для сельскохозяйственного производства, земельного фонда, демографическими особенностями, когда более половины населения Туркменистана проживает в сельской местности, и задачей обеспечения продовольственной независимости страны. Этому во многом способствовало проведение земельной реформы на селе и увеличение площадей приусадебных земель, передаваемых семьям для ведения сельскохозяйственного производства. Развитию фермерства способствовало выделение земли в частное пользование, а повышение трудовой активности населения – позитивно сказалось на занятии населением предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

74. В результате этого численность занятого населения по секторам экономики в 2007 году возросла в 1,25 раза по сравнению с 1997 годом. При этом численность работающих граждан в негосударственном секторе увеличилась в 1,5 раза.

75. Значительную группу среди занятого населения составляют лица, занятые предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Их доля выросла с 7% в 1997 году до 20% в 2007 году. Развиваются индивидуальные, совместные и иностранные предприятия, на которых занято 2,5% численности трудовых ресурсов. Процесс идет динамично и охватывает все большую часть трудовых ресурсов. Рост занятости на этих предприятиях не очень высок, но эта сфера деятельности еще не исчерпала своих резервов.

76. Распределение занятого населения по отраслям экономики характеризуется преобладанием доли работников, занятых в отраслях, производящих товары. В 2007 году в этих отраслях работало 69,3% общей численности занятого населения в экономике страны, из них 48,7% приходилось на работников сельского, лесного и рыбного хозяйства, 14,7% − промышленности, 5,9% − строительства.

77. В отраслях, оказывающих платные услуги населению, было занято
30,7% работников. Наибольший удельный вес работников, занятых оказанием платных услуг населению, был сосредоточен в сфере образования, на предприятиях торговли и общественного питания, в организациях транспорта и связи.

78. Положительным является и то, что существенно увеличилась занятость населения в ряде отраслей, определяющих прогресс в развитии экономики страны. Значительный рост числа занятого населения наблюдается в промышленности (в 2 раза). Существенные изменения произошли и в структуре занятости населения в промышленности в пользу обрабатывающих отраслей промышленности, что свидетельствует о снижении уровня сырьевой ориентации.

79. С начала 90-х годов в экономике Туркменистана сложился неформальный рынок труда. Он стал практически самостоятельным сегментом рынка труда со значительной численностью лиц, занятых определенными видами деятельности. При определении масштабов занятости в неформальном секторе индивидуального предпринимательства в Туркменистане используются материалы обследования рабочей силы. Определение численности занятых неформальной (незарегистрированной) деятельностью обусловлено стремлением наиболее полного отражения численности занятых производством продукции для продажи и оказанием платных услуг населению. Это соответствует международной практике учета и статистики.

80. В Туркменистане остается низким уровень населения, ищущего работу
(с помощью бирж труда и самостоятельно), составившим в 2007 году 5% от численности экономически активного населения, против 6,3% в 1997 году.

81. В Туркменистане обеспечиваются дополнительные гарантии занятости трудоспособным гражданам в трудоспособном возрасте, нуждающимся в социальной защите и неспособным на равных условиях конкурировать на рынке труда, предусмотренные статьей 12 Закона Туркменистана "О занятости населения". В их числе: молодёжь; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста (женщины по достижении пятидесяти трёх лет, мужчины - пятидесяти восьми лет); воины-интернационалисты; инвалиды; лица, продолжительное время не имеющие работы; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда. Обеспечение этих гарантий осуществляется путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, включая предприятия для труда инвалидов, социально-реабилитационных центров, путем организации специальных программ обучения и другими мерами.

82. Указанным Законом предусмотрено, что органы местной исполнительной власти ежегодно устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям квоту для приёма на работу в размере до пяти процентов от общего количества рабочих мест, в том числе для создания специальных рабочих мест для инвалидов.

83. Гарантии реализации права на труд граждан, постоянно проживающих на территории Туркменистана, установлены статьёй 431 Кодекса законов о труде Туркменистана. Ими являются:

• свобода выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда

• бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны государственной службы занятости

• предоставление предприятиями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений

• бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии

• компенсация в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости

• возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан

• правовая защита от необоснованного увольнения

Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются законодательством. Не ущемляются права иностранных граждан, проживающих в Туркменистане. Законодательство Туркменистана обеспечивает им доступ к труду, регулируя условия и механизм их участия. Это закреплено в статье 3 Закона Туркменистана "О правовом положении иностранных граждан в Туркменистане". Иностранные граждане в Туркменистане пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане Туркменистана, если иное не вытекает из Конституции Туркменистана, указанного Закона и других актов законодательства Туркменистана. Иностранные граждане в Туркменистане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

84. В статье 7 указанного Закона отражены права иностранных граждан на труд. В ней предусматривается, что иностранные граждане, постоянно проживающие в Туркменистане, могут работать в качестве рабочих или служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Туркменистана. Могут заниматься трудовой деятельностью в Туркменистане и временно пребывающие в Туркменистане иностранные граждане, если это совместимо с целями их пребывания в Туркменистане и вид их трудовой деятельности не противоречит законодательству Туркменистана. Вместе с тем иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством Туркменистана назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданству Туркменистана. В трудовых отношениях иностранные граждане также пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Туркменистана.

85. В статье 1 Закона Туркменистана "О занятости населения" указано, что административное принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Туркменистана. Добровольная незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной, уголовной и иной ответственности.

В статье 4 Закона изложены основные принципы государственной политики в области занятости населения. Ими являются: обеспечение равных возможностей всем гражданам в Туркменистане, независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности, социального положения в реализации права на труд и свободный выбор занятости, а также добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан.

86. Придерживаясь указанного принципа равенства граждан, Закон в статье 7 предусматривает право граждан на бесплатную профессиональную консультацию, подготовку и переподготовку с целью выбора вида занятости, профессии и места работы.

87. В соответствии со статьёй 11 Закона Туркменистана "О занятости населения" гражданам, проживающим на территории Туркменистана, гарантируется:

• свобода выбора вида занятости и правовая защита от необоснованного увольнения

• бесплатная помощь в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии со способностями, профессиональной подготовкой и образованием

• защита от любых форм дискриминации и обеспечение всем гражданам равенства возможностей в получении профессии и работы, выбора условий занятости и труда

• предоставление подходящей работы на период не менее трех лет молодым специалистам - выпускникам государственных высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ, ранее заявленных работодателями

• предоставление работы лицам, переподготовленным по направлениям службы занятости в соответствии с договорами с предприятиями и организациями

• бесплатная профессиональная ориентация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации лицам, зарегистрированным как ищущие работу в службе занятости и по её направлению - в иных учебных заведениях с выплатой стипендии

• компенсация материальных затрат, в связи с направлением на работу в другую местность, в соответствии с действующим законодательством

• возможность заключения срочных трудовых договоров и участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учётом возрастных и иных особенностей граждан

88. Для своевременного решения вопросов трудоустройства граждан, организации их профессиональной ориентации в условиях рыночных отношений постановление Президента Туркменистана № 3171 в мае 1997 года при хякимликах велаятов и г. Ашхабада созданы хозрасчетные биржи труда. Они осуществляют регулирование спроса и предложения на рабочую силу в регионах, ведут учет неработающего населения, оказывают им содействие в трудоустройстве. Биржи труда велаятов и Ашхабада обеспечивают население полной достоверной информацией о свободных рабочих местах и вакансиях и публикацию статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, профессиональной ориентации и социально-трудовой реабилитации. Биржи труда велаятов (областей) осуществляют ежедневную регистрацию и учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, и оказывают им помощь в подборе подходящей работы и трудоустройстве, через средства массовой информации обеспечивают население сведениями о наличии свободных рабочих мест, а также оказывают работодателям помощь в подборе необходимых им работников, консультируют хозяйственных руководителей и обеспечивают их информацией о состоянии рынка труда. Периодически, совместно с хякимликами (органами местной исполнительной власти и местного самоуправления), предприятиями и организациями проводятся "Ярмарки вакансий".

89. В 2007 году на биржах труда было зарегистрировано 92 тыс. человек, что в 19% больше, чем в 1998 году. Удельный вес граждан, трудоустроенных с помощью бирж труда, имеет тенденцию к росту – от 30,5% в 1998 году до 62% в 2007 году. Данные бирж труда показывают, что мужчины более активно обращаются на биржи труда в поисках работы, чем женщины (42,3% в 1998 году и 35,7% – в 2007). Кроме того, и трудоустройство мужчин осуществляется на более высоком уровне. Так, в 2007 году удельный вес трудоустроенных женщин составил 48,8% от общего числа зарегистрированных женщин против 25% в 1998 году, мужчин - 69,3% и 34,4% от общего числа зарегистрированных мужчин. Это обусловлено ориентированностью рынка труда Туркменистана на рабочие профессии, что повышает возможность трудоустройства мужчин, поскольку их профессиональный уровень больше соответствует спросу на рынке труда.

90. Для улучшения ситуации с занятостью населения и повышения уровня его трудоустройства в Туркменистане создаются новые рабочие места, и сохраняется занятость на перспективно действующих предприятиях, улучшается система профессиональной подготовки и переподготовки работников, как вновь вовлекаемых в производство, так и работников, высвобождаемых с производства. В качестве действенного инструмента государственного управления сферой занятости и процессов на рынке труда выступает Национальная программа "Стратегия экономического, политического и культурного развития Туркменистана на период до 2020 года". В ней определены перспективные направления развития рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезах с учетом наличия в них природных ресурсов и трудоспособного населения. За годы независимости в стране создана многоотраслевая индустрия, оснащённая новейшим оборудованием и работающая с применением передовых технологий. Быстрыми темпами развивались базовые отрасли экономики: нефтегазовая, электроэнергетическая, химическая, текстильная промышленность. Динамично развиваются транспорт и коммуникации, промышленное и гражданское строительство. Коренным образом изменилась структура сельскохозяйственного производства, предприятия агропромышленного комплекса обеспечивают потребности страны в основных видах продукции сельского хозяйства, а также её переработку.

91. Техническое переоснащение заводов и фабрик, ввод новых комплексов и предприятий, оснащенных современным оборудованием, способствует созданию более благоприятных условий труда в различных отраслях экономики Туркменистана и обеспечивает сокращение численности работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда. Благодаря этому на крупных и средних предприятиях Туркменистана условия труда заметно улучшились, отмечается тенденция снижения численности работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, и занятых тяжелым физическим трудом. В соответствии с законодательством Туркменистана гражданам, работающим в таких условиях, предоставляются различные льготы и компенсации. Наиболее распространенной льготой является дополнительный отпуск, доплаты за условия и интенсивность труда, а также обеспечение бесплатным молоком или другими равноценными пищевыми продуктами.

92. Общая сумма затрат крупных и средних предприятий страны на предоставление льгот и компенсаций работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда, в 2007 году по сравнению с 1997 годом возросла более, чем в 10 раз.

93. Туркменистан является участником Конвенции МОТ о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года. Туркменистан с принятием Закона "О государственных гарантиях равноправия женщин" определил государственные гарантии для обеспечения женщинам равные с мужчинами права на:

• защиту трудовых прав и законных интересов

• работу по найму

• осуществление предпринимательской деятельности

• доступ к вакантным рабочим местам в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой

• равную оплату труда за равноценный труд, получение всех связанных с работой льгот, а также создание равных условий в отношении труда равной ценности и равный подход к оценке качества работы

• здоровые и безопасные условия труда, в том числе для беременных женщин и женщин, имеющих детей

• продвижение по службе, повышение квалификации, осуществление переподготовки

• совмещение трудовой деятельности с обязанностями родителей

и закрепил эти права в настоящем Законе. Государство создаёт женщинам равные с мужчинами условия доступа к управлению предприятиями. Принцип равенства в трудовой деятельности распространяется и на домашний труд, который не должен служить способом дискриминации женщин и может осуществляться на равных основаниях как женщинами, так и мужчинами. Обеспечению занятости и гарантиям реализации права граждан на труд посвящена глава III–А Кодекса Законов о труде Туркменистана. Так, в статье 43 отмечается, что гражданам, постоянно проживающим на территории Туркменистана, гарантируется свобода выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда.

94. В целях соблюдения прав и гарантий граждан в области трудовых отношений статьи 145 и 152 Уголовного Кодекса Туркменистана, предусматривают уголовную ответственность за нарушение равноправия граждан и необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины. Например, за прямое или косвенное нарушение или ограничение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, могут применяться меры наказания в виде штрафа, исправительных работ или лишения свободы (статья 145 Уголовного кодекса Туркменистана – УК). За необоснованный отказ в приеме женщины на работу по мотивам ее беременности, а равно необоснованное увольнение женщины с работы по тем же мотивам наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или штрафом (статья 152 УК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.