Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.1. Введение в общую психологию




Учебно-Методические материалы

 

курс лекций по дисциплине «психология»

 

Раздел 1. Общая психология

Говоря о психологии, можно выделять житейскую и научную психологию. Житейская психология – это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни. В этом смысле каждый из нас житейский психолог. Научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Каждое из этих знаний имеет свои отличительные характеристики:

Житейская психология Научная психология
Конкретность, т.е. привязанность к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности. Обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности.
Интуитивность, свидетельствует о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей их функционирования. Осознанность, свидетельствует о том что знания максимально исследованы и осознаны.
Ограниченность знаний слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов. Неограниченность знаний, т.е. могут использоваться множеством людей.
Основаны на наблюдениях и размышлениях, а значит, не подвергнуты научному осмыслению. Основаны на эксперименте, т.е. исследованы в различных условиях.
Ограниченность в материалах из-за ограниченности собственного опыта и кратковременности жизни. Слабая ограниченность в материалах, научные психологические знания изучены на основе многочисленных опытов и часто в уникальных условиях.

В системе наук психология занимает особое положение, так как:

1. Это наука о самом сложном, что известно человеку (психика – свойство высоко организованной материи);

2. В ней сливаются объект и субъект познания;

3. Имеет уникальные практические следствия. Познать нечто – значит овладеть этим нечто, т.е. научиться им управлять. Человек, познавая себя, изменяет себя.

Изначально психология существовала в рамках философии, в самостоятельную науку она оформилась в середине XIX века. Официальным годом рождения считается 1879, когда в городе Лейпциге Вильгельмом Вундтом была открыта экспериментальная психологическая лаборатория. С этого времени психология превратилась в экспериментальную, опытную науку, ориентированную на точный анализ психических явлений, подобный анализу в естествознании.

Психология как наука имеет свой объект, предмет, отличающийся от предмета изучения других наук, свою методологию, категориальный и понятийный аппарат и базируется на общенаучных принципах: детерминизма, единства сознания и деятельности и принципе развития.

Объектом изучения психологии, как и многих других наук (биология, медицина, педагогика, история и т.д.) является человек. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложноорганизованное. Предмет изучения изменялся во всей истории становления психологии как науки.


Предметом изучения психологии и является внутренний, субъективный мир человека и другие формы проявления психики – поведение, неосознаваемые действия, психомоторика. Объективная сложность и многогранность внутреннего мира человека и его взаимосвязей с окружающим миром, приводит к возникновению различных направлений, течений, научных школ, использующих разный набор категорий, описывающих предмет изучения психологии. В этом смысле единой психологии не существует. Направления и научные школы в психологии получают свою специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики. Центральными категориями советской психологии являются психика, деятельность, сознание, образ, мотив, личность и т.д.

 

Основной задачей отечественной психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Кроме этого, психология становится областью особой практической деятельности в системе образования, в промышленности, гос.управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Каждая отрасль ставит перед психологией свои определенные задачи.

Отдельные отрасли психологии (общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, психология труда, социальная психология, политическая психология, медицинская психология, патопсихология, зоопсихология и др.), выделяются на основе сфер и видов человеческой деятельности, а также объекта и специфики развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.