Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы психологии




Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Метод в единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности.

Многообразие методов отражается в следующей классификации (Ананьев, Слободчиков) (см. схему).

Организация исследования с помощью сравнительного метода (метода поперечных срезов) позволяет сопоставить различные группы испытуемых по возрастам, скорости реакций, степени выраженности того или иного явления и т.д., что дает возможность получения критерия, нормы, относительно которого происходит оценивание индивидуальных показателей.

Лонгитюдный метод (метод продольных срезов) позволяет проследить развитие психологических свойств на одной и той же выборке на протяжении более или менее длительного периода онтогенеза.



Метод наблюдения – это преднамеренное систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его анализа и объяснения. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Оно должно быть:

- избирательным, исходить из четко поставленной цели,

- плановым, строиться на основе плана,

- систематическим (проводиться на протяжении определенного периода времени),

- полнота наблюдений, подробное фиксирование изучаемого явления.

Объективность наблюдения повышается при позиции наблюдателя «извне». Этого можно достичь при использовании специальной аппаратуры, например, видеокамеры, зеркало Геззела, иначе говоря, ставится специальная задача добиться эффекта отсутствия исследователя, сделать так, чтобы испытуемые не знали, что за ними наблюдают и вели себя естественно, как в обычных условиях.

В педагогической практике метод наблюдения в чистом виде используется редко, т.к. позиция «извне» исключается педагогической деятельностью. Вместе с тем в процессе деятельности педагог подмечает какие-то особенности поведения школьников, по внешним проявлениям судит о психологических причинах, об эмоциональном состоянии, об особенностях восприятия и понимания материала, затруднениях и т.д. Стремление фиксировать в ходе деятельности психологические особенности учащихся, пытаться их осмыслить, использовать в своей работе приводит к формированию у педагога важного профессионального качества – наблюдательности.

Метод эксперимента – основной метод объяснительной психологии. Основная задача психологического эксперимента – сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Особенности эксперимента:

исследователь сам вызывает изучаемое им явление,

- может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса,

- попеременное исключение отдельных условий, с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс,

- позволяет варьировать количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследованиях данных.

Лабораторный эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Использование лабораторного эксперимента в реальной педагогической деятельности в силу его искусственности, трудоемкости фактически не практикуется.

Естественный эксперимент снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента. Естественный эксперимент вырос из педагогической практики; здесь же он получил признание и широкое применение. Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Воздействие исследователя на испытуемых, основанное на предварительном предположении (гипотезе) о его характере, осуществляется в привычных условиях деятельности или поведения. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых. Эксперимент в естественных условиях педагогического процесса сочетается с наблюдением за ходом и результатами его протекания. Сочетание эксперимента с наблюдением в условиях обучения дает хорошие результаты для психологического изучения школьников.

Формирующий эксперимент – это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Выделяют следующие его виды: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, психолого-педагогический, метод активного формирования психики и т.д.

На основе предварительного теоретического анализа исследуемого объекта строится гипотетическая модель становления изучаемых свойств в специально проектируемых условиях, как правило, в экспериментальных классах или школах. Реализация разработанной модели тщательно контролируется и оценивается. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо опровергнуть предварительно разработанную модель становления изучаемых свойств. В центре внимания формирующего эксперимента находится не столько изучение того, что есть, что сложилось и существует, сколько построение, создание возможного, будущего, перспективного. Непременным условием развертывания формирующего психолого-педагогического эксперимента является предвидение возможных последствий, ответственности исследователей за ход и результат эксперимента, за участвующих в нем субъектов.

Тестирование используется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т.д. Тест представляет собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Тест создается на основе эксперимента. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы – шкалы значений: возрастные, социальные и другие. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Одной из основных задач психодиагностики в сфере образования является оценка соответствия уровня психического развития школьника возрастным нормам и стандартам. Следующая задача состоит в оценке развивающего эффекта определенной педагогической практики, конкретных образовательных программ. Еще одна задача психодиагностики в школе – дифференциация учащихся по интересам, склонностям, способностям, оценка уровня овладения учебными знаниями и навыками, профориентационная работа, самопознания и саморазвитие.

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировке в отдельные блоки и т.д. Опрос в письменной форме называется анкетированием. Его преимущество состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные данные могут быть статистически обработаны. Метод анкетирования в целом представляет собой средство первичной ориентировки. Полученные при анкетировании данные намечают направление дальнейшего изучения личности или группы.

Беседа – получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с участником беседы, в создании доверительной атмосферы общения.

Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта. Одним из видов данного метода является контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Другой вид – графология. Установлено, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора. В педагогической деятельности используются менее строгие формы этого метода, основанные на качественном анализе продуктов ученической деятельности: сочинений, поделок, рисунков и т.д.

­ Методы математической статистики применяются для обработки полученных в исследовании данных. Данный метод необходим, когда в эксперименте исследователь работает одновременно с несколькими переменными, набором гипотез, предполагающих вовлечение в исследование большого массива эмпирических данных.

Психологическая практика включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или проблемы, с педагогически запущенными школьниками; она ориентирована на работу с представителями разных профессий, людьми разных возрастов. Невозможно описать все техники, использующиеся в психологической практике, их арсенал непрерывно пополняется.

Психотерапия ставит задачу содействия пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности, применяется при психических, нервных, психосоматических, наркологических и т.д. заболеваниях. Психологический тренинг направлен на приобретение умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения и поведения. Психологическое консультирование исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем отличие житейской и научной психологии?

2. Выделите предмет изучения современной психологии

3. В чем отличие методов описательной психологии и методов объяснительной психологии?

4. Выделите этапы психологического исследования.

5. Каковы основные задачи психологии как науки?

6. В чем уникальность психологии как науки?

&

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2001

2. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995

4. Рогов Е.И. Психология человека. – М., 2001

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию: М., 1999

7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998.

8. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М., 1995

9. Слободчиков В. П., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

10. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1997.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.