Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.2. Психика и сознание




Для того, чтобы понять специфику психики человека, необходимо дать ответы на вопросы: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Как развивалась и усложнялась психика?

В истории естествознания существовали различные попытки объяснить возникновение психики в природе. Среди них можно назвать теорию "панпсихизма", согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни). Теория "биопсихизма" приписывала психику всему живому, включая растения. Напротив, сильно сужала круг обладателей психики теория "антропопсихизма". Согласно ей психика существует. только у человека, а животные, как и растения, "только живые автоматы". Теория "нейропсихизма" относила психику только к существам, обладающим нервной системой. Все перечисленные точки зрения относятся скорее к дискуссионным гипотезам, чем к хорошо разработанным теориям.

Однако среди множества гипотез существует такая, которая получила наибольшее развитие и признание. Это гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении психики. Согласно ей критерием появления психики у живых организмов является наличие чувствительности — способности реагировать на жизненно незначимые раздражители окружающей среды (звук, запах и т.п.), которые сигнализируют о жизненно важных раздражителях (пище, опасности и т.п.). Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. На основании того, что такая способность наблюдается практически у всех животных и отсутствует у растений, А. Н. Леонтьев говорит о наличии психики именно в животном мире [10].

В ходе экспериментальной проверки своей гипотезы А. Н. Леонтьев пришел к выводу о том, что развитие психики у животных проходит ряд этапов.

Первая стадия развития психики в животном мире называется сенсорной или стадией элементарной чувствительности. На этом этапе животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и их поведение определяется врожденными инстинктами (питания, размножения, самосохранения и т.п.). К таким животным относятся многие простейшие (например, инфузория-туфелька, эвглена зеленая, кольчатые черви и т.п.).

Вторая стадия развития психики у животных получила название стадии перцептивной психики или предметного восприятия. Представители этой стадии отражают внешнюю действительность уже не в виде отдельных ощущений, а в виде целостных образов предметов, обладают способностью к обучению, демонстрируют индивидуально приобретенные навыки поведения. На этой стадии находятся такие животные, как позвоночные, членистоногие.

Третья стадия была обозначена А. Н. Леонтьевым как стадия интеллекта. Этот этап характеризуется наличием у животных способности к отражению межпредметных связей, ситуации в целом. В результате такие животные умеют, например, обходить препятствия, находить способы решения задач, требующих предварительных подготовительных действий. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности — человекообразных обезьян и дельфинов. И все-таки интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Таким образом, по мнению А. Н. Леонтьева, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека отличается от психики животного новой формой отражения действительности. Главное отличие заключается в законе, которому подчиняется развитие психики: у животных – закону биологической эволюции, у человека – законам общественно-исторического развития.

Отечественный физиолог И. М. Сеченов объяснял функционирование психики рефлекторной деятельностью мозга, делая вывод о рефлекторном характере психики в целом. Он считал, что в основе работы мозга (т.е. психики) лежит рефлекс (лат. "отражение"), который представляет собой закономерно возникающий ответ организма на раздражения, идущие из внешней среды и внутренних органов. "Все факты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы" (И. М. Сеченов). Таким образом, психическая деятельность — это результат преобразования сигналов из внешней и внутренней среды, совершающихся в головном мозге.

Отечественный психолог А. Р. Лурия на основе своих исследований предложил теорию вертикальной регуляции мозга, объясняющей особенности функционирования психики. Он выделил три блока мозга. Первый из них называется энергетическим блоком, или блоком тонуса. Он расположен в глубине мозга, в пределах верхних отделов мозгового ствола, а также охватывает такие отделы, как средний, задний мозг, гипоталамус, таламус и ретикулярную формацию. Процессы, происходящие в нервных клетках этого блока, обеспечивают потоки возбуждения, что приводит к состоянию бодрствования организма. Если приток импульсов возбуждения исчезает, человек впадает в полусонное состояние, а затем в сон. Итак, первый блок обеспечивает энергетическое питание мозга и организма в целом.

Второй блок человеческого мозга расположен в задних отделах больших полушарий (затылочная область, теменные и височные отделы). Это блок приема, переработки и хранения информации, доходящей до человека из внешнего мира. Разные отделы головного мозга выполняют здесь определенные функции. Затылочная область отвечает за зрительную работу, теменная — за осязательно-двигательную, а височная — за слуховестибулярную деятельность.

Третий блок мозга расположен в его передних отделах, включает в себя лобные доли. Это блок программирования, регуляции и контроля человеческой деятельности. Работа этого блока дает возможность человеку формировать и сохранять свои намерения, создавать программы действий, отслеживать и регулировать их протекание, а также контролировать их выполнение.

Функциональная организация мозга человека отличается некоторыми особенностями. Речь идет о том, что правые и левые полушария человека выполняют различные функции. Это было выявлено в 1960 г. в лаборатории Роджера Сперри, в которой была проведена операция, получившая название "расщепление мозга" и заключающаяся в разъединении волокон мозолистого тела, связывающего два полушария. В результате была обнаружена так называемая функциональная асимметрия мозга, позволяющая выяснить, какие функции выполняют левые и правые полушария в отдельности.

Левое полушарие головного мозга является базой логического мышления, а правое полушарие — база образного, интуитивного мышления. У большинства людей проявляется полушарное доминирование, когда деятельность одного из полушарий оказывается ведущей и определяет мышление и поведение человека. Уровень проявления полушарного доминирования может быть различным — от скрытого до явного. В функциональной организации мозга человека и животных наблюдаются существенные различия. В то время как у человека одно из полушарий является доминирующим, у животных оба полушария равноценны.

Психика человека — это более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Особенности психики человека возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный (общественный) путь развития. Главным событием в ходе этого процесса явилось возникновение сознания. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Это положение получило наибольшую конкретно-психологическую разработку в работах таких отечественных психологов, как Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.

А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно определению сознание-это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее "объективные устойчивые свойства, вне зависимости от отношений к ней субъекта". В этом определении подчеркивается мысль о том, что у человека, в отличие от животных, с появлением сознания мир начинает отражаться независимо от биологических моти­вов. Как это стало возможным? По мнению А. Н. Леонтьева, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — коллективного труда. В ходе выполнения совместных трудовых действий появились первые элементы человеческой речи. Возможно, первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы, это были также "приказы", адресованные партнеру по совместным действиям. В словах стали фиксироваться результаты познания. Уникальная особенность человеческого языка — его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к "совместному знанию" и благодаря этому формируется его собственное сознание.

Таким образом, по мнению А. Н. Леонтьева, овладение человеком смысловых значений языка, наряду с коллективным трудом, сыграло основную роль в формировании человеческого сознания.

Л. С. Выготский, исследуя механизмы формирования высших психических функций (мышления, сознания, самосознания), отмечал, что развитие сознания в человеческом обществе осуществлялось в ходе социального взаимодействия между людьми. Научное решение проблемы развития психики человека Л. С. Выготский изложил в концепции, которую назвал культурно-исторической теорией психики человека. В этой теории он анализирует причины принципиального отличия психики человека от животных. По его мнению, оно состоит в том, что человек научился овладевать природой с помощью орудий труда. Это наложило существенный отпечаток на развитие психики человека: он научился овладевать собственными психическими функциями, управлять собой. Для этого он также использовал орудия, но особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки или знаковые средства, которые имеют культурное происхождение. Наиболее типичной системой знаков является человеческая речь. Таким образом, рассматривая проблему формирования сознания в человеческом обществе, Л. С. Выготский отмечает, что решающая роль принадлежит слову.

Сознание как феномен является предметом изучения многих наук, каждая из которых рассматривает его исходя из собственной парадигмы. Психология находится на стыке двух ветвей наук: философские и естественные науки. Поэтому категория сознания используется в психологии в двух смыслах. Человек в своей жизни адаптируется к окружающему миру, познавая его, воспринимая, осознавая, совершая какие-либо действия. Тогда сознание можно понимать как высший уровень развития психики и свойство высокоорганизованной материи. Сознание констатирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинный способ человеческого бытия, делает человека Человеком. Но нельзя сводить сознание только к свойству высокоорганизованной материи – мозга. Сознание выше, оно существует в мире независимо от нас, оно между людьми. Формирование сознания ребенком происходит через вхождение его в социум, через овладение речью и предметными действиями. Сознание в широком смысле слова – это не знание о бытие

Неотъемлемым атрибутом человеческого способа жизни является сознание. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое Я от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом своего осмысления, понимания, а главное, предметом практического преобразования. Это то, что отличает человеческий способ существования от животного. Сознание собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в целостный способ бытия, делает человека человеком. Сознание является объектом исследования многих наук, каждая из которых определяет свой предмет. Психология, изучая проблему сознания, выделяет его формы, структуру, состояние, механизмы.

Нельзя сводить сознание к свойству высокоорганизованной материи. Сознание выше, оно существует в мире независимо от нас, оно – между людьми. Формирование сознания у ребенка происходит через вхождение в социум, через овладение языком, предметными действиями. Сознание можно рассматривать как функцию, как атрибут социальных систем. Человеческое сознание есть осознание человеком жизненной реальности, социальных реально-практических отношений.

Человек существует как часть бытия, но как часть, которая преобразовывает это бытие. Сознание тогда – это не знание о бытии и не отношение к нему, а само осознанное бытие. Практически действуя, субъект «втягивает» в себя объективную реальность и наделяет ее смыслами и ценностями своей жизнедеятельности, превращая ее тем самым в содержание своей субъективности.

Каждый человек не является исходной причиной и конечной инстанцией своей жизни, своего сознания, своей смерти. Но возможно практическое преобразование их в конкретный способ индивидуальной жизни. Практика сознания, работа с ним означает, что благодаря стремлению человека, его действиям сознание перестает быть чем-то спонтанным, относящимся к природе непосредственным автоматическим функционированием. Сознание начинает быть рефлексией.

Сознание – это совокупность знаний об окружающем нас мире; в структуру сознания, следовательно, входят познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение одного из психических познавательных процессов ведет к расстройству сознания. В сознании представлено различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит к «я» человека и его «не-я». Человек – единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание (самосознание). Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека, т.е. выполняет функцию целеполагания, оценки мотивов, принятия волевого решения, регуляции действия и т.д. Сознание также обеспечивает эмоциональные оценки в межличностных отношениях.

С.Л.Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания: построение отношений, познание, переживание. Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из них весьма различна, поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как интеграцию когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов.

Характеристики сознания:

- активность;

- интенциональность (направленность на предмет);

- способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания);

- мотивационно-ценностный характер;

- различная степень (уровень) ясности.

Владимир Петрович Зинченко, развивая идеи Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева, выделяет в структуре сознания два слоя. Каждый из низ выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.

Сознание
Бытийно-деятельностный слой Рефлексивно-созерцательный слой
Биодинамическая ткань действия Чувственная ткань образа Значение Смысл
Обобщенное наименование различных характеристик живого движения и предметного действия; наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения Обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, цвет, форма, движение и т.д.), из которых строится образ. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его, как объективный, возникает чувство реальности. Содержание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Индивиду необходимо не только усвоить кристаллизованный в культуре опыт деятельности, общения, мировосприятия, но и построить на его основе собственный опыт. В значениях слов представлена идеальная форма существования мира. Индивидуальное сознание не сводимо к безличному знанию. В силу его принадлежности к живому субъекту и реальной включенности в его жизнедеятельность, сознание всегда пристрастно. Сознание есть не только знание, но и отношение.

Сознание выполняет следующие функции:

- отражательная;

- рефлексивная;

- духовная;

- регулятивно-оценочная;

- порождающая (творческая или креативная).

Высшим уровнем сознания является самосознание. Самосознание как осознание себя может принимать различные формы: самопознание, самооценка, самоконтроль, самопринятие, саморегуляция.

Самопознание – нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание совершается: 1) в анализе результатов собственной деятельность, поведения, общения, взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами; 2) при осознании отношения других (оценок, результатов собственной деятельность, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств личности и т.д.); 3) самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.

Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности и общения с другими, так и после, при восстановлении в памяти прошедшего.

Саморегуляция – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических состояний; регуляция их протекания на основе норм и требований деятельности. Саморегуляция основывается на самопознании.

Самооценка - тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется оценка.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей и задач, которые ставит перед собой человек. Следовательно, его можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

 

 

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образа Я». У.Джемс выделял «физическое Я», «духовное Я», «материальное Я», «социальное Я».

Интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности. Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности. Благополучное развитие человеческой личности и индивидуальности опосредовано принятием человеком самого себя, положительной оценкой своих личных качеств.

Развитие самосознания по Л.С.Выготскому:

накопление представлений о самом себе, узнавание себя;

интериоризация (поглощение) знаний о себе и дальнейшая интеграция этих знаний;

осознание себя в единстве своих проявлений, представление себя;

способность суждений в отношении себя и своей личности.

На основе самопознания, самосознания, самооценки, самопринятия, самоуважения формируется «Я-концепция». Р.Бернс выделяет три основных составных части Я-концепции:

Я-концепция = Образ Я + самооценка + поведенческий компонент

Я-концепция является предпосылкой и следствием социального взаимодействия, определяется социальным опытом, формируется под воздействием воспитания и самовоспитания.

Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило неосознаваемую, функцию самосознания. Чтобы избежать разрушения единства образа Я и потерю самоуважения, самосознание использует защитные механизмы. Все защитные механизмы обладают общими характеристиками: 1) действуют на неосознанном уровне и 2) они искажают, отрицают восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей (З.Фрейд).

Вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание. В результате действия вытеснения человек не осознает своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнит травматических прошлых событий.

Проекция – приписывание собственных неприемлемых мыслей, чувств и поведения другим людям. Т.о. проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки.

Замещение – перенос действия, направленного на недоступный объект, на объект доступный; тем самым разряжается напряжение, созданное неудовлетворенной потребностью.

Рационализация – аргументация, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих.

Отрицание – отказ признать, что произошло неприятное событие; стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися представлениями о себе.

Регрессия возврат к детским моделям поведения; способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.

Противодействие – защита от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Реализуется двухступенчато: а) неприемлемый импульс подавляется, б) на уровне сознания проявляется противоположный.

Сублимация – переориентация сексуальных или агрессивных импульсов, реализация которых социально неприемлема, в приемлемые и даже поощряемые обществом формы творческой деятельности.

отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему происходило развитие психического отражения? Перечислите этапы развития психики в животном мире.

2. Назовите блоки мозга, являющиеся условием его нормального функционирования.

3. Раскройте структуру сознания.

4. Назовите функции психики, функции сознания.

5. Опишите формы и содержание самосознания.

6. Перечислите механизмы психологической защиты.

&

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2001

2. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995

5. Рогов Е.И. Психология человека. – М., 2001

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.

7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: М., 1999

8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998.

9. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М., 1995

10. Слободчиков В. П., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

11. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1997.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.