Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к организации бюджетирования




 

Можно выделить три базовые подхода к организации бюджетирования:

1-ый подход — «Сверху вниз»: данный подход требует от руководства предприятия четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистический прогноз на рассматриваемый период. Бюджетирование «сверху-вниз» обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и поселяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы отдельных структурных подразделений. Однако использование данного подхода сопряжено с риском так называемого «организационного сопротивления», когда персонал предприятия в явной или скрытой форме предпринимает попытки дискредитировать внедряемый инструмент управления, считая его навязанным сверху.

2-ой подход — «Снизу вверх»: данный вариант предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе нередко возникает разрыв между ожиданиями собственников и данными, представленными от нижнего уровня управления, что в конечном счете может привести к несогласованности генеральных целей и текущего управления.

3-ий подход — «Смешанный вариант»: сущность подхода заключается в том, что первоначально базовые параметры бюджетов формируются на нижнем уровне управления, затем они передаются вышестоящим уровням для согласования и утверждения, а утвержденные показатели по нисходящей доводятся опять до нижнего уровня. Большинство авторов склоняются именно к данному подходу, считая его единственно правильным, поскольку он, с одной стороны, снимает риски организационного сопротивления, а с другой — в отличие от подхода «снизу - вверх», обеспечивает согласование генеральных целей и текущего управления.

Однако, на наш взгляд, при таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных.

В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном занижении цифр в первоначальных версиях бюджета.

В отечественной и зарубежной литературе высказываются различные мнения об эффективности того или иного подхода. На выбор подхода к организации системы бюджетирования оказывают влияние следующие группы факторов:

1.Факторы, определяющие позицию субъекта управления

- Точность понимания субъектом управления границ бизнеса. Выделение данного фактора обусловлено тем, что одной из ключевых проблем управления является несовпадение в реальной жизни границ предприятия, бизнеса и бизнес-процесса. Т.о., появляется необходимость описания данных границ через границы бизнес-объекта;

- Степень готовности собственников объявить свои цели и (или) принять жесткие решения в случае их достижения

2. Факторы, определяющие масштабы бизнеса

- Сложность организационно-функциональной структуры бизнеса, определяемая количеством бизнес-объектов, бизнес-процессов и юридических лиц, входящих в бизнес;

- Значения базовых экономических показателей, характеризующих масштабы бизнеса (выручка, себестоимость, стоимость активов и т.д.). При этом выбор показателя должен осуществляться исходя из специфики деятельности организации.

3. Факторы, определяющие степень управляемости бизнесом

- Степень несовпадений между правами и ответственностью центров ответственности;

- Уровень квалификации персонала;

- Уровень заинтересованности персонала в достижении генеральных целей.

Выбор подхода к организации системы бюджетирования будет напрямую зависеть от того, какая группа факторов будет оказывать решающее воздействие на данный выбор.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.