Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанры публицистической речи. 1 страница




Практические занятия 11-22.

Жанры официально-деловой речи.

Практическое занятие 10.

Жанры научной речи.

Практическое занятие 9.

1. Аннотация.

2.Тезисы.

3.Конспект.

4.Реферат.

 

Задания.

1.Изучите литературу:

 

1.Вейзе А.А. Чтение, реферирование и аннотирование текста.- М., 1985.

2.Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы.- М., 1991.

3.Равенский Ю.И, Тезисы и конспект // РЯШ.- 1975. - №5.

4.Русский язык и культура речи. / Под ред. В.Д. Черняк.- СПб., 2002.- Гл.9.

5.Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений.- М., 1984.

 

2.Составьте аннотацию на статью С.А. Котельниковой. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе. // РЯШ. – 1998. - №1.

3.Напишите тезисы и конспект (любого вида) статьи О.М. Корчажкиной. Что скрывается за модным оборотом как бы. // РЯШ. – 1999. - №3.

4.Напишите реферативный обзор статей:

Карнаух Н.А. Учимся писать эссе. // РЯШ. -2001. - №2;

Котельникова С.А. Аннотация – рецензия – отзыв – эссе. //РЯШ. – 1998. - №1.

Никитина Е.И. Эссе-воспоминание. //РЯШ – 1999. - №3.

 

1.Заявление.

2.Расписка.

3.Объявление.

4.Доверенность.

5.Автобиография.

6.Резюме.

 

Задания.

1.Изучите литературу:

 

1.Веселов П.В. Как составить служебный документ. – М., 1982.

2.Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., 1973.

 

2.Самостоятельно составьте тексты служебных документов:

 

- заявление о приёме на работу;

- расписка о получении костюмов для хореографического ансамбля института;

- объявление о пропаже студенческого билета;

- доверенность в получении стипендии;

- автобиографию;

- резюме.

 

1.Информационная заметка.

2.Интервью.

3.Репортаж.

4.Публицистическая статья.

5.Отзыв. Рецензия.

6.Эссе.

7.Путевой очерк.

8.Портретный очерк.

 

Задания.

 

1.Проанализируйте заметки по плану:

 

1.Цель.

2.Тип информации.

3.Структура.

4.Функционально-смысловой тип речи.

5.Проявление авторского «я».

6.Языковые особенности.

 

1. Похоже, чужим горьким опытом никого не научить: москвичи и гости столицы продолжают относиться к личным и общественным материальным ценностям весьма легкомысленно.

В воскресенье днём в милицию обратилась сорокалетняя гостья столицы, менеджер по профессии, приехавшая в Москву из Нальчика. Женщина поведала милиционерам печальную историю: двадцать минут назад на 13- ой Парковой улице к ней подбежал неизвестный мужчина, вырвал из рук пакет и убежал. Всё бы нечего, но в пакете лежали триста тысяч рублей. Пока грабителя не нашли.

(«Моск. правда»).

2.Техасец не выдержал соседства с Бушем.

Сосед президента Америки по техасскому ранчо под Кроуфордом Лари Меттлеэдж принялся палить в воздух, озверев от акций протеста против войны в Ираке, проходящих неподалеку от владений Джорджа Буша. На выстрелы слетелась президентская охрана. «Каждый день я просыпаюсь с этой толпой, и каждый вечер я засыпаю вместе с этим палаточным лагерем», - объяснил Меттлэндж своё раздражение сначала бдительным спецслужбам, а потом и прибывшим журналистам.

(«Аргументы и факты»).

 

2.Составьте информационную заметку, используя приведённые факты.

 

Событие: республиканская олимпиада по русскому языку.

Место проведения: г. Сыктывкар, филологический факультет КГПИ.

Время проведения: 25 марта (весенние каникулы).

Участники: учащиеся 10-11 классов городов и районов РК.

Жюри: преподаватели филологического факультета КГПИ, лучшие учителя русского языка г. Сыктывкара

 

3.Проанализируйте интервью по плану:

 

1.Цель.

2.Вид.

3.Структура.

4.Соответствие вопросов интервью предъявляемым им требованиям.

5.Проявление авторского «я».

6.Языковые особенности.

 

1. Певица О.Орлова даёт интервью Т.Ртищевой // Отдохни. – 2003. – 30 марта.

Рост певицы всего один метр 55 см, она чрезвычайно женственна и любит комфорт. Тем не менее, Орловой удалось продержаться на острове значительно дольше чем мужчинам с накачанными мускулами и званиями мастеров спорта. Что же было самым главным для неё в джунглях, и как потом Ольга привыкала к цивилизованной жизни? Об этом мы и решили поговорить с певицей в уютном баре за чашечкой ароматного кофе.

Корр. - Ольга, зачем вам был нужен этот остров?

О.О. – Мне хотелось проверить себя. Я понимала, что там не будет поблажек и лёгких дней. Сейчас самый обидный для меня вопрос: «Признайтесь, ведь вас там подкармливали?» Я говорю: «Ребята, да ведь организаторам было так же интересно над нами поиздеваться, как вам сейчас на всё это смотреть!»

Корр. – Честно говоря, судя по съёмкам, не скажешь, что вы так сильно страдали.

О.О. – К сожалению, все наши мучения остались незаметными. Телезрители видят пальмы, солнце, песок. Весёлые конкурсы. За кадром осталась песня животов, которая начиналась от голода у всех участников с наступлением вечера. Мы ходили израненные, поцарапанные, в страшных волдырях от укусов москитов. Во время тропических ливней не спасал даже навес, и мы фактически лежали в луже. Вставали очень рано, с рассветом. Разводили костёр, пытались что-нибудь приготовить. Потом нас уводили на конкурс. Приезжали уставшие, сушили спальники. Затем попьём горячей воды и спать.

Корр. – А чай?

О.О. - Ничего. Ни расчёсок, ни зубных щёток. У меня была зубная паста одна на всех, но зубы чистили пальцем. Немного чая привезла Перова, но он быстро кончился. Потом варили корки от грейпфрутов, которые добывали на конкурсах.

Корр. – То-то я смотрю, Пресняков осунулся.

О.О. – Да он похудел на 18 кг. Я тоже похудела. Но, разумеется, не могла сбросить 20 кг, потому что и так вешу 45. А после приезда, кстати, сразу поправилась – накинулась на еду со страшной силой.

Корр. – Вы не жалеете о своём путешествии?

О.О. – То, что происходило с нами на острове, не имеет никакого отношения к путешествиям. На отдыхе всё делается на благо человека, а там всё было против нас. Поэтому я собираюсь на днях в Милан – отдохнуть цивилизованно. А как вернусь – начнётся череда гастрольных поездок.

Корр. – Хорошего вам отдыха и успешных гастролей.

 

4.Оцените вопросы к интервью с точки зрения предъявляемых к ним требованиям. (Вопросы к интервью с Дмитрием Крыловым, ведущим телепрограммы «Непутёвые заметки»).

 

- Вы постоянно в разъездах. Какое количество времени у вас это отнимает?

- Как вы познакомились со своей женой? Наверное, во время путешествия?

- Как человек, имеющий отношение к моде, какой стиль одежды вы предпочитаете?

- А как вы относитесь к спорту?

- У вас есть хобби?

- Какую кухню вы предпочитаете?

- Вы довольны, как сложилась ваша журналистская карьера?

В. Картавцев

 

5.Проанализируйте репортаж по плану:

 

1.Цель.

2.Вид.

3.Композиция.

4.Функционально-смысловой тип речи.

5.Проявление авторского «я».

6.Стилистические особенности.

7.Языковые особенности

 

Диггеры на дне Москвы.

Шестнадцатый год Вадим Михайлов спускается в мос­ковские подземелья. Он встречался с бомжами и полумет­ровыми крысами, видел уникальные памятники и двери в секретные объекты. Оттуда, снизу, он не устает повторять: «Проснитесь, люди. Под вами — экологическая мина».

Здесь нет времени. День? Ночь? Время определяется по яркости фонарика: садятся батарейки - бегом наверх. Без света тут делать нечего. Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами мутный поток. "Стоп. Что-то там объяс­няет наш гид.

Вот эта керамическая труба - скорее всего «неучтен­ный» сток. В прошлом веке за канализацию надо было пла­тить приличные деньги. Поэтому многие московские домо­владельцы прокладывали такие вот пиратские трубы и сбра­сывали нечистоты тайком. Да это еще что. Свои подземные ходы были и у содержателей притонов. Явится туда купчик - напоят, гирькой по голове, обберут до нитки, а труп в Неглинку...

Вадим Михайлов - фанатик. Шестнадцатый год он пол­зает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков. Странное хобби: тем­нота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно. «Мне когда худо наверху - быстрее в колодец». Зачем? Этот воп­рос заводит Вадика с пол-оборота.

Ну, разве не ясно? Подземная Москва превращается в клоаку. Вы не замечали легкое движение воздуха летними вечерами?

Это поднимаются с глубины миазмы. А вода? Ребята Вадима однажды выловили рыбу-мутанта с рогами на голо­ве. У себя под ногами мы закладываем страшную экологи­ческую мину. А уникальные памятники? Подземелья Крем­ля? Библиотека Ивана Грозного, которая, по преданиям, покоится где-то здесь? Старинные ходы петровских времен? Все это может быть утрачено, если подземный город станет одной большой помойкой. Но есть еще и другое: в подземе­лья столицы беспрепятственно проникают бомжи - любой фанатик может учинить диверсию.

Наша цель, - горячится Михайлов, - сколотить уни­версальную бригаду, куда бы вошли экологи, археологи, спасатели, чтоб она могла заниматься и исследованиями, и ликвидацией подземных аварий, и тушением пожаров на коммуникациях.

А в первую очередь надо составить экологическую карту подземного города.

Пока это красивая мечта, никем практически не под­держанная. Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством. «Водоканал» - со своим. А между тем подземный мир Москвы - единый организм, и деление его на сферы влияния весьма условно.

— Рыбы-мутанты: это так, мелочь, - делятся впечат­лениями диггеры. - Мы видели жуткие подземные комар­ники. Во время одного из спусков на Диму Силантьева на­пала огромная крыса - около полуметра, не считая хвоста. Трудно даже представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность...

...Хлюпанье наших бахил эхом разносится над сводами Неглинки. Крепко строили предки, почти два века отслу­жило подземное жерло - до сих пор ни трещинки в под­земной кладке.

Лишь кое-где сквозь боковые трубы дотянулись сюда мощные корни деревьев. Еще остановка - лопата - «дуршлаг» у стены, ломики, топчан. Ага: хозяйство кладоискате­лей. В историческом слое, по которому мы бредем, совре­менные старатели добывают монеты и украшения. Кто та­кие, часто ли здесь бывают? Во всяком случае, после этой остановки невольно начинаешь озираться - встречаться тут с незнакомцами неохота...

Подземная Москва хранит немало тайн - от древней­ших времен до сегодняшних бомжатников. Не однажды диг­геры Вадима наталкивались на замурованные штольни - по их предположениям, там покоятся несчастные дети 37-го года. Где-то под нашими ногами сокрыт во тьме секрет­ный бункер Берии. Бог весть, что таят в себе доселе охраня­емые сретенские каменоломни. Наверное, кое-какие из тайн, связанные с современными спецобъектами, нам и не сле­дует знать. Но уж во всяком случае, представлять, насколько опасен в экологическом смысле подземный город, москви­чи имеют право. Это право команда Михайлова готова от­стаивать. Мы видели, как она умеет работать в экстремаль­ных ситуациях, какова здесь дисциплина и выучка.

Пока, однако, этот опыт остается невостребованным.

В. Каркавцев

 

6.Проанализируйте публицистическую статью по плану:

 

1.Цель.

2.Вид.

3.Композиция.

4.Виды аргументов.

5.Проявление авторского «я».

6.Стилистические особенности.

7.Языковые особенности.

 

Двенадцатилетку собираются утвердить окончательно.

 

На январь будущего года намечен большой учительский «хурал» в Москве.

Мне уже показалось - наша взяла. Министр образования о перспективах введения в школах 12-летки теперь говорит очень осторожно. В том смысле, что дело это, в общем-то, неплохое, но без учета мнений людей, без тщательной проработки последствий, связанных с нововведением, кардинальных решений принимать не стоит (А каково мнение общественности, по-моему, уж очень хорошо известно. Только «Комсомолка» в течение этого года получила с полсотни родительских писем, и все ругают грядущую реформу...)

...Но нет, начальство Российской Академии Образования (РАО), инициировавшей нововведение, с упорством ледокола «Ленин» во льдах Арктики продолжает пробивать дорогу 12-летке. На днях на совещании региональных руководителей органов образования в Минобре было роздано новоиспеченное шестнадцатистраничное произведение под велеречивым заглав­­ием «Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)», созданной в РАО. Представлял документ не кто-нибудь, а лично президент академии Николай Дмитриевич Никандров.

По агентурным данным, поступившим в «КП», интрига задумана такая - обкатать «научный труд» на региональных начальниках, многие из которых поддерживают 12-летку, а потом вынести ее на Всероссийский съезд работников образования. Его запланировали провести в Государственном Кремлевском дворце в середине января. Понятно: там-то уж точно мало кто решится сопротивляться. Пятитысячный зал для дискуссий не предназначен, это известно со времен первых съездов народных депутатов. Так что голосование будет прогнозируемым «одобрямсом». А уж поддержка такого представительного собрания - это покруче любой индульгенции будет. И покатится по России 12-летка, словно снежок с ледяной горки.

Признаюсь честно, я постарался фундаментальный труд РАО осилить, за что хотел бы получить от редакционного начальства доплату на молоко. Никаких принципиальных проблем, о которых уже столько написано, концепция не решает. То есть ответа на главный вопрос - откуда взять деньги на столь широкомасштабную и глобальную реформу - нет...

...Не изучена как следует ситуация призыва мальчишек-выпускников в армию. Между тем сегодня, если мальчик пошел в школу в восемь лет, шансов поступить в вуз у него практически нет. Недавно мы в «Комсомолке» разбирали такую ситуацию: мальчишке исполняется 18 лет в апреле. Его уже вызвали в военкомат и выдали призывную повестку на апрель. Но потом офицер милостиво разрешил доучиться, заставив мальчика подписать заявление о том, что уже 26 июня, сразу же после выпускного бала, он явится с вещичкам на сборный пункт...

...Ну и самое главное - никакой принципиальной разгрузки ребятки, и так не разгибающиеся над учебниками, на самом деле не получат. Двенадцать основных исконных предметов как были, так и остаются. И программы по ним никто ужимать не собирается. (А между прочим, недавним исследованием выяснено: в нашем курсе физики детишки познают и заучивают 1300 основных понятий, тогда как англичане - 600, а американцы - 300). Мало того, академик предполагает увеличить число изучаемых предметов, например, ввести «Обществознание», «Экологию»...

...Собственно, почему РАО с упорством наперсточника на базаре бьется за 12-летку, мне вполне понятно. Интерес тут такой же, как у региональных образовательных боссов - академическое хозяйство нужно кормить.

Справка «КП»:В РАО 110 академиков и 139 членов-корреспондентов. В ее структуру входят 21 НИИ, библиотека, 17 образовательных учреждений, в том числе музей игрушки, гостиница и социально-педагогический центр «Маяк».

Вот и трудятся не покладая рук доценты с академиками над залихватскими фразами, смысл которых все труднее понимать тем, кто занимается практической педагогикой. Но в принципе это их дело. Хотят писать себе докторские и кандидатские - ладно. А наши дети-то здесь причем?

А. Минкус.

 

 

7.Проанализируйте рецензии по плану:

 

1.Библиографические сведения о рецензируемой книге.

2.Краткая характеристика творчества писателя.

3.Краткое содержание книги.

4.Смысл названия.

5.Личные впечатления от прочитанного.

6.Элементы художественного произведения, которые могут быть подвергнуты анализу:

а) тема, идея, актуальность проблематики;

б) конфликт;

в) сюжет, композиция;

г) система образов;

д) стиль, язык;

е) жанр;

ж) авторская позиция и способы её выявления.

7.Основная мысль рецензии.

 

Петр Балакшин

Относительно плодовитости В. Сирина, сравнительно за короткое вре­мя выпустившего 5 - 6 книг, не может быть двух мнений, но в других взглядах на него критики расходятся самым коренным образом. У чита­ющей публики он, несомненно, пользуется успехом, которому мог бы позавидовать и Краснов, и Брешко-Брешковский, и даже сам «великий» Эдгар Уоллес.

Есть разные писатели; есть, как М. Цетлин сказал о Бунине, писа­тели для писателей; есть на хороший вкус, на дурной, есть писатели, чте­ние которых напоминает упорный процесс сверления какой-нибудь гра­нитной глыбы. Есть бездумные писатели для бездумного чтения. Таков В. Сирин.

Секрет успеха Сирина у публики (да и у некоторых критиков) за­ключается в том, что он не в пример многим вводит в свои произведе­ния фабулу. Какую - не суть важно, но фабулу. Читатель следит за ней, радуется, что она завязывается, развязывается и, проделав все нужные автору пертурбации, приводит к концу.

Широкая читающая масса предпочитает внешнее действие внутрен­нему: семь из десяти первым долгом пробегают в газетах отдел происше­ствий, хронику, «местную жизнь» и т. д.

Сирин в достаточной мере дает эту пищу, в этой «бездумной» сфере он увлекателен и занимателен так же, как, например, занимателен ри­совальщик на страницах юмористического отдела газет, изо дня в день изобретающий случайные инциденты и неправдоподобные положения для своих героев.

В основу романа «Камера обскура» Сирин положил человеческие композиции, он на них не скупится: и чувство долга перед женой, и непоборимое влечение к другим женщинам («а по ночам ему снились какие-то молоденькие полуголые Венеры и

пустынный пляж, и ужасная боязнь быть застигнутым! женой»); зов к умирающей

дочери и требование Магды остаться с ней; боязнь Кречмара жены и боязнь Магды; боязнь Магды Горна; издева­тельства Горна над Кречмаром и вместе с тем боязнь его; борьба Магды между своеобразным чувством долга (а вдруг он не женится!) и влечени­ем к Горну, боязнь... - можно дойти до изнеможения, перечисляя все эти душевные, ментальные, физические столкновения героев Сирина.

Нельзя не отметить два устоя, на которых главным образом и дер­жатся все эти «переживания», два кардинальных чувства, довлеющих над остальными: похоть и боязнь. Не страсть и страх, а именно — похоть и боязнь, чувства низшего порядка.

Другая характерная черта романа, это — «параллелизм». Его легко можно проследить и в переживаниях героев, и в их действиях.

В этом «параллелизме» и сказывается бездумность, равно как и в це­лом ряде неувязок, доходящих иногда до полной абсурдности. Так, напри­мер, переживания писателя Зегелькранца: то он боится встретить Креч­мара, то нет, то хочет его разыскать, то нет, — все это без каких бы то ни было оснований, оправдывавших эту нерешительность. Так же неубеди­тельно место, где уже ослепший Кречмар, Магда, Горн живут вместе. «Он старался научиться жить слухом, угадывать движения по звукам, и вскоре Горну стало затруднительно незаметно входить и выходить». На той же странице, пять строчек ниже: «Проходили дни, и чем острее он напрягал слух, тем неосторожней становились Горн и Магда, привыкая к невиди­мости своей любви. Вместо того чтобы, как прежде, обедать на кухне под обожающим взглядом старой Эмилии, Горн преспокойно садился с Магдой и Кречмаром за стол и ел с виртуозной беззвучностью».

Эта сцена вообще замечательна. Ничего равного ей по нелепости, не­правдоподобности и авторскому издевательству не было еще никогда в литературе, конечно, если оставить в стороне Уоллеса и ему равных, - но ведь у Сирина заслуги: «разрыв» с традицией прошлого! Слепой Кречмар, тут же в комнате Магда на коленях голого Горна, путешествие Кречмара по карнизу в спальню Магды, пустую - «если постель была бы открытая, теплая, то тогда, понятно - животик заболел» (о Боже!), голая фигура Гор­на, играющего стеблем травы по лицу слепого, - пожалуй, правы те, кто считают Сирина необыкновенно изобретательным. Действительно, такого издевательства (изобретательного ли?) над человеком нигде ещё не было.

Всем героям автор придал самые неожиданные черты, он загрузил их характеристиками, они все в этикетках, наклейках, как чемоданы ту­ристов, много путешествующих, но все они так же напоминают живых людей, как Чипи в рисунках Горна напоминает настоящую морскую свинку.

Характер Магды очерчен достаточно в первых главах романа. Неволь­но создается удивление, когда узнаешь, что «забавы ради» Магда целыми днями висит на телефоне, приводя весь Берлин в исступление; хотя Сирин и утверждает, что её научил этому Горн, не веришь этому, не всегда авторский подсказ принимаешь на веру; читатель в своем восприятии сам хочет разбираться в подобных вещах. Через несколько строк находишь отгадку столь неожиданного поведения Магды. «В виду этих Магдиных утех, неудивительно, что Максу не удавалось добиться телефонного соеди­нения», известить Кречмара о тяжело больной и умирающей дочери.

Таких примеров какой-то «футбольной» изобретательности можно привести несколько, но этот один иллюстрирует в достаточной мере другие.

Роман изобилует такими выражениями, как: «стучать и ухать всем телом», «расставили ноги хером», «она так первые дни плакала, что пря­мо удивлялась, как это слезные железы не сякнут», «выйти пройтись», «шоссейная дорога гладко подливала», «нежно ёжиться», «промышля­ли швейцарским делом» (занимались уборкой), «со сквозняком в живо­те», «похахатывать», «хлебать из его стакана», «почихивать», «проныр­ливо ее ласкал», «все заурчали».

На втором месте после любимого слова «забава» стоит «уют»: «уютно спросила», «уютно трясся бюст», «Зегелькранцу стало неуютно», «не­уютное прикосновение белья к коже».

Кроме такой глухоты в романе встречаются и чисто стилистические погрешности: Макс «писал, несмотря на свою толщину, стихи, которых (!) никому не показывал, и состоял в обществе покровительства животных».

Есть и такие замечательные фразы - об уборке, «производимой пы­лесосом, который остроумно совокуплялся с лифтом» - акт, несмотря на всю свою противоестественность, действительно остроумный! Есть выражения, словно целиком взятые у Эдгара Уоллеса: «Скажи, как ты вынюхала, что у меня нет денег?», но, в общем язык Сирина с большой примесью одесского арго, на который так и хочется ответить: «Алеша-ша, возьми полтоном ниже!»

Все вместе взятое портит роман, глушит те хорошие, к сожалению, редкие места, по которым можно говорить хотя бы отдаленно о каком-то авторском мастерстве. Роман до странности похож на комнату Маг­ды, о которой пишет сам автор: «Он оглядывал гостиную, и его поража­ло, что он, не терпевший безвкусия в вещах, полюбил это нагромождение ужасов, эти модные мелочи обстановки».

 

8.Выделите в представленных эссе особенности, характерные для произведений данного жанра:

- личностный характер восприятия проблемы;

- «этюдность» решения темы;

- стремление автора к самовыражению;

- непринуждённость потока речи – свободная композиция;

- структурная основа – ассоциативно-эмоциональная;

- свободная жанрово-стилистическая форма;

- афоистичность и метафористичность языка.

 

Виктор Ерофеев

Don't complain значит «Не жалуйся»

Я никогда не любил Север, тем более Крайний, мне и в Москве хватает холо­дов, но уломал приятель, энтузиаст полярных сияний, и мы поехали - на край Земли, самую северную точку Европы, Норд Кап. И там, в Норвегии, у черта на рогах, я неожиданно для себя влюбился, причем, казалось бы, в полную ерунду - в дерево. Причем, даже не в конкретное дерево, а в породу этого дерева. Так, наверное, в начале века студенты - недоучки влюблялись в пролетариат.

Стыдно признаться, но я влюбился в национальный символ, причем не Нор­вегии, а России. Я от этого символа всегда держался в стороне, просто потому что меня от неговоротило, он был везде и во всем, от букваря до Сандуновской бани. Угадайте с трех раз. Ну, понятно, береза.

Как меня угораздило? Мы выехали из Хельсинки на мини-автобусе и поехали прямо по меридиану наверх, за Полярный круг, через Лапландию, на берег Ледо­витого океана. В Хельсинки было жарко, финны дули пиво, природа распари­лась: цвели рододендроны, как будто на юге. Но чем выше мы поднимались по карте, тем строже становились растения. Началась игра на выносливость. Сна­чала сошли с дистанции, как сходят уставшие бегуны, легкомысленные листвен­ные породы, вроде лип и тополей. Дуб, несмотря на всю свою кряжистость, тоже долго не выдержал — выбежал из поля зрения. Олени сменили лосей, как на дорожных знаках, так и в жизни. За Полярным кругом все оставшиеся деревья резко уменьшились в росте. В полях цвел король московских помоек - лило­вый иван-чай. Из лиственных пород остались малорослые осины и березы.

Затем, как по команде, все деревья покрылись мхом. Мы ехали через топи, мелкие золотые прииски, в деревенских ресторанах кормили медвежатиной. Солнце перестало заходить. Начался сплошной бурелом. В полосе бурелома пропали осины, ближе к тундре исчезли сосны. Исчезли также и сауны — мы переехали финско-норвежскую границу, а норвежцы саун не любят. Два инва­лида, сидя на стульях возле флага, изображали из себя пограничников. После границы из деревьев остались только елки да березы.

Елки стояли худые, ощипанные, а березы переродились: превратились в березовый кустарник, стволы искривились, стали коричневыми, с жилистыми кулачками. Они росли вдоль безупречной шоссейной дороги, идущей по вечной мерзлоте,- и вокруг темно-красных домов норвежских крестьян, на окнах кото­рых висели лампы на случай будущей полярной ночи.

Наконец мы выехали к фиордам океана, к светлым пляжам с плоскими камнями, к воде цвета рассеянных близоруких зеленых глаз. Косо светило солн­це - бьло заполночь. Июльский арктический ветер дул такой, что сносило с ног. Наутро ветер поутих; я пошел вдоль скал к океану. И в расселинах я увидел карликовые березы. Они победили — никаких прочих елок больше не было и в помине. Они, казалось, не росли на одном месте, а ползли по-пластун­ски, минуя нерастаявшие островки летнего снега, к земному пределу.

При этом они пахли. Но как! Они пахли так, как будто пели во весь голос, на все побережье, на всю Арктику. Березовый воздух был сильнее празднично­го церковного елея. Тут я понял, что — все: я влюбляюсь. Я влюбляюсь в карликовые деревья, которые живут и не жалуются.

Ну, это особая тема. Я не знаю ни одной страны, где бы так много жалова­лись на жизнь, как в России. Начиная с вопроса «как дела?» и кончая расспро­сами более тонкого свойства, в ответ получаешь целые грозди жалоб — на власти, здоровье, погоду, отцов и детей, друзей, войну и мир, самих себя. В России жалуются скорей всего потому, что люди у нас слабее обстоятельств. Так почему бы нашим мужчинам не позаимствовать зарубежный опыт нор­вежских карликовых уродок? Их не заела арктическая среда. Не знакомые с англо-американским кодексом чести, они существуют согласно его положе­нию: don't explain, don't complain (не оправдывайся, не жалуйся). В общем, живите, как эти березы.

 

Стефан Цвейг

Благодарность книгам

(Перевод Н. Бунина)

 

Они здесь - ожидающие, молчаливые. Они не толпятся, не требуют, не напо­минают. Будто погруженные в сон, безмолвно стоят они вдоль стены, но имя каждой смотрит на тебя подобно отверстому оку. Когда ты пробегаешь по ним взглядом, касаешься руками, они не кричат тебе умоляюще вслед, не рвутся впе­ред. Они не просят. Они ждут, когда ты откроешься им сам, и лишь тогда они открываются тебе. Сначала тишина: вокруг нас, внутри нас. И, наконец, ты готов принять их — вечером, отринув заботы, днем, устав от людей, утром, очнувшись от сновидений. Под их музыку хочется помечтать. Предвкушая блаженство, под­ходишь к шкафу, и сто глаз, сто имен молча и терпеливо встречают твой ищу­щий взгляд, как рабыни в серале взор своего повелителя — покорно, но втайне надеясь, что выбор падет на нее, что наслаждаться будут только ею. И когда твои пальцы, как бы подбирая на клавиатуре звуки трепещущей в тебе мелодии, оста­навливаются на одной из книг, она ласково приникает к тебе — это немое, белое создание, волшебная скрипка, таящая в себе все голоса неба. И вот ты раскрыл ее, читаешь строчку, стих... и разочарованно кладешь обратно: она не созвучна настроению. Движешься дальше, пока не приблизишься к нужной, желанной, и внезапно замираешь: твое дыхание сливается с чужим, будто рядом с тобой лю­бимая женщина. И когда ты подносишь к лампе эту счастливую избранницу, она словно озаряется внутренним светом. Колдовство свершилось, из нежного обла­ка грез возникает фантасмагория, и твои чувства поглощает беспредельная даль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.