КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этические принципы и правила работы психолога.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК. Развитие культуры общения. Источник: Г.А.Урунтаева,Ю.А.Афонькина Практикум по дошкольной психологииМ.»Академия».,2000. 2-3- года. Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста). Называют по имени и отчеству воспитателей. Проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают), отзываются на просьбу другого ребёнка, помогают ему. 3-4 года. Благодарят взрослого и сверстников за оказанную помощь и внимание. Выражают просьбу словами, излагают её понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ. Разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно. Не кричат, не мешают окружающим. 4-5 лет. Закрепляется умение вести себя в соответствии с правилами поведения: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу или вопрос. Налаживают общение с незнакомыми ровесниками, младшими или старшими детьми. 5-6 лет. Говорят спокойно, с уважением; заботливо относятся к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко. 6-7лет. Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми.
Современный уровень психологической науки и практики в нашей стране настоятельно требуют специальной регламентации действий психологов, как в процессе исследовательской работы, так и в ходе практической реализации их рекомендаций. Неправильные действия психологов могут не улучшить, а ухудшить психологический климат в коллективе, усугубить состояние и положение консультируемого человека, скомпрометировать, в конечном счете, психологическую науку.
Содержание принципов и правила работы психолога. 1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому какого-либо вреда: его здоровью, состоянию или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения. 1.1. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией. Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации. 1.2. Правило безопасности для испытуемого примняемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном, свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования. 1.3. Правило предупреждения неправильных действий заказчика относительно испытуемого. Психолог, таким образом, формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые не должны ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.
2. Принцип компетентности психолога требует от психолога приниматься за решение только тех вопросов, в которых он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования: 2.1. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера. 2.2. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой — поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии. 2.3. Правило обоснованности результатов исследования психолога. Психолог формулирует результатыисследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
3. Принцип беспристрастности психолога не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика: 3.1. Правило адекватности методик, применяемых психологом. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых. 3.2. Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию данных, которые предъявляет психолог. 3.3. Правило взвешенности сведений психологического характера, передаваемых заказчику психологом. Психолог передает заказчику результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают.
4. Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым: 4.1. Правило кодирования сведений психологического характера. Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена и отчества испытуемых, а присвоенные им коды, состоящие из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя и отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы. 4.2. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком спи- сок лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения. 4.3. Правило корректного использования сведений психологического характера. Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом. 5. Принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие. Практические задания: Практическое задание № 1 Беседа с ребенком. Цель задания: составить и провести беседу с ребенком. Проведение задания: задание проводится с двумя детьми в индивидуальной форме. Необходимо установить контакт с ребенком и предложить ему ответить на вопросы. Если ребенок не проявляет желания беседовать, задание проводится с другим ребенком. В дневнике отмечается фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения беседы; приводится составленный опросник. Записываются ответы и яркие реакции ребенка на вопросы. В результате формируется общий вывод,построенный в соответствии с поставленной целью (относительно результативности беседы с каждым ребенком). Практическое задание №2. Исследование общения. Методика «Два домика». Цель: выявление особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы. Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них, большего размера, красного цвета, другой — поменьше, черного цвета. Как правило, эти рисунки не заготавливают заранее, а рисуют на глазах у ребенка карандашами красного и чёрного цвета. Проведение: задание выполняется с 2-мя детьми 3-7 лет поочередно. Ребенку предлагается поиграть. Взрослый изображает домики, в процессе их рисования рассказывают, что в одном — красном домике — много разных игрушек, книжек, а в другом практически нет. Затем дается следующая инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе» (в процессе рассказа ребенка те, кого он называет, записываются в красный домик). А кого ты поселишь во второй домик (имена и фамилии детей также записываются)? В том случае, если ребенок желает поместить в домиках взрослых, они также записываются. После окончания беседы можно спросить, не хочет ли ребенок кого-нибудь поменять, местами, не забыл ли он кого-нибудь.
Анализ результатов: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые большинство своих сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве, или окружая себя взрослыми (это или необщительные или конфликтные дети, имеющие проблемы в общении). В практических тетрадях отмечается фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается. На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).
Практическое задание №3. Определение особенностей развития мелкой моторики ведущей руки. Методика «Дорожки» и методика «Птенчики». Цель задания: определить особенности развития мелкой моторики. Также решается задача выявления ведущей руки. Стимульный материал: для проведения первой методики — простой карандаш, опросный лист (см. на рисунке ниже, расстояния между краями дорожек 1 см). Для проведения второй методики — коробочка из 2-х частей с мелкими предметами (например, можно использовать коробочку для скрепок и мелкие скрепки, или бусинки; лучше, чтобы они были цветными) для детей до 4-х лет — 10 предметов, для более старших детей — 15 предметов. Проведение задания: методики проводятся с 2-мя детьми в индивидуальной форме, до 4-х лет — методика «Птенчики», начиная с 4-х лет — обе методики. В практических тетрадях фиксируются фамилия. Имя, возраст ребенка, дата. Фамилия, имя ребенка______________________________________________ Возраст ________________________ Дата____________
В игровой форме ребенку предлагается «проехать» по каждой из дорожек к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки — иначе случится авария». В практических тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняет ли руку. В анализе также отмечается, насколько плавной является проведенная линия, ее сила. По результатам проведения задания формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики, и фиксируется результат о выявлении ведущей руки. Стимульный материал к методике «Дорожки»
Практическое задание № 4 Изобразительная деятельность. Задание рассчитано на проведение с детьми раннего возраста (с 2-х лет) и дошкольного возраста, с двумя детьми. Цель задания: определить этап и стадию развития изобразительной деятельности, некоторые особенности личности ребенка. Материал: альбомный лист бумаги, цветные карандаши, простой карандаш, ластик. В практических тетрадях следует отметить фамилию, имя, возраст ребенка, дату выполнения задания. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, на этом листе человека так, как ты умеешь». В том случае, если ребенок отказывается рисовать человека, ему разрешается нарисовать то, что он хочет. В этом случае у ребенка следует спросить, что он хочет нарисовать, а потом узнать, что у него получилось, (это отмечается в практических тетрадях). Затем задание повторяется. Важно подчеркнуть, что взрослому интересно посмотреть, что у ребенка получится, сказать ему о том, что сейчас он художник и может рисовать так, как ему хочется, как он умеет. Если и после повторной инструкции, ребенок отказывается выполнить задание, его просят попробовать нарисовать человека, а затем, если он не согласится, заканчивают работу (это так же отмечается в практических тетрадях). В том случае, если ребенок нарисовал человека, его просят рассказать о том, кто у него получился (мужчина, женщина, девочка, мальчик), что он делает. Рисунок и все ответы, а также яркие реакции ребенка вносятся в практическую тетрадь. Рисунки детей анализируются (отдельно каждый рисунок с обоснованием описываемых особенностей) на основании следующих параметров: 1) этап и стадия изобразительной деятельности. 2) особенности личности: самооценка — определяется в соответствии с размером рисунка: • высокая — большой размер рисунка; • средняя — средний размер; • заниженная — мелкий рисунок; уровень притязаний — определяется в зависимости от расположения рисунка на листе: • высокий — в верхней части листа; • средний — в середине листа; • низкий — в нижней части листа; стеничность (энергетический тонус) определяется по нажиму карандаша в соответствии с положением книги «Теория психодинамических качеств личности B.C. Мерлина»: · слабый нажим — астеник; · нормальный—нормостеник; · сильный — гиперстеник. Активность психической деятельности определяется в соответствии с расположением рисунка на листе: • высокий уровень активности — рисунок расположен • средний уровень — в центре листа; • низкий уровень (пассивность) — в правой части листа; • показателем пассивности является отсутствие рук у Основные качества личности: • тревожность - после получения задания ребенок, как • агрессивность — в изображении доминируют оттенки • демонстративность - стремление находиться в центре • потребность в эмоциональном контакте с родителями По результатам проведения задания формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности изобразительной деятельности и личности детей.
Практическое задание № 5 Креативность (творческое мышление). Цель: определить особенности развития креативности у ребенка дошкольного возраста. Материал: опросные листы (2 экземпляра), простой карандаш. Опросные листы — половина листа формата А-4, в центре — изображение фигуры (изготавливается студентами самостоятельно):
Проведение: задание проводится с двумя детьми одновременно. · - Подготовить рабочие места для детей таким образом, чтобы они были удалены друг от друга (дети должны быть лишены возможности подглядывать). · - Предложить детям поиграть, показать им опросный лист и дать задание. Инструкция: «Эти фигурки тебе нужно дорисовать. Посмотри на них внимательно, подумай, какую картинку ты можешь из них сделать и дорисуй так. Как не смог бы никто. Постарайся, чтобы твои рисунки были необычными». После того, как ребенок дорисовал, необходимо попросить его придумать необычное название картинок (название записывается на обратной стороне листа). Произвести оценку выполнения задания (по 3-х балльной шкале, каждый рисунок): • 0 баллов — отказ, к фигуре ничего не дорисовано; • 1 балл — создан образ, который является основой рисунка, образ плохо разработан, схематичен; • 2 балла — образ разработанный, содержит в себе много • 3 балла — создан сюжет, фигура является мелкой частью. Затем производится общий подсчет баллов по всем 10-ти заданиям, определяется уровень креативности детей: До 5 баллов — низкий уровень 6—10 баллов — средний уровень более 11 баллов — высокий уровень Полученные данные оформляются в практической тетради, производится общая оценка уровней креативности детей, формулируется вывод. Практическое задание № 6. Игровая деятельность ребенка-дошкольника. Цель: изучение проявляемых детьми особенностей сюжетно-ролевой игры. Материал: специального материала нет. Ход работы: провести наблюдение за особенностями прохождения свободной сюжетно-ролевой игры. Задания: 1. Оформить выявленные особенности в схеме (прилагается ниже). 2. Дать анализ соответствия наблюдаемой игры особенностям возрастного развития. Схема наблюдения: 1. Количество играющих, фамилия, имя, возраст детей. 2. Организация игры (кто организатор). 3. Примерное время игры. 4.Роли, принимаемые детьми в игре. 5. Сюжет игры (вид). 6. Содержание игры. 7. Использование атрибутов в ходе игры. 8. Конфликты (их наличие, причины, выводы из конфликтов). Заполнить схему наблюдения, сделать вывод относительно выявленных в ходе задания особенностей свободной игры детей и соответствия этих особенностей необходимым для наблюдаемого возраста нормам. Схема анализа игры. 1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач 2. Содержание игры. 3. Сюжет игры. 4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре. 5. Игровые действия и игровые предметы. 6. Игровые правила. 7. Достижение результата игры. 8. Особенности конфликтов в игре. 9. Игровая среда. 10. Роль взрослого в руководстве игрой.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |