Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические принципы и правила работы психолога.




ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Развитие культуры общения.

Источник: Г.А.Урунтаева,Ю.А.Афонькина Практикум по дошкольной психологииМ.»Академия».,2000.

2-3- года. Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста). Называют по имени и отчеству воспитателей. Проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают), отзываются на просьбу другого ребёнка, помогают ему.

3-4 года. Благодарят взрослого и сверстников за оказанную помощь и внимание. Выражают просьбу словами, излагают её понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ. Разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно. Не кричат, не мешают окружающим.

4-5 лет. Закрепляется умение вести себя в соответствии с правилами поведения: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу или вопрос. Налаживают общение с незнакомыми ровесниками, младшими или старшими детьми.

5-6 лет. Говорят спокойно, с уважением; заботливо относятся к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко.

6-7лет. Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми.

 

Современный уровень психологической науки и практики в нашей стране настоятельно требуют специальной регламентации действий психологов, как в процессе исследовательской работы, так и в ходе практической реализации их рекомендаций. Неправильные действия психологов могут не улучшить, а ухудшить психологический климат в коллективе, усугубить состояние и положение консультируе­мого человека, скомпрометировать, в конечном счете, психологическую науку.

Содержание принципов и правила работы психолога.

1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому какого-либо вреда: его здоровью, состоянию или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.

1.1. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией. Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации.

1.2. Правило безопасности для испытуемого примняемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах ис­следования в ложном, искаженном, свете, не дают сведений о тех его психологических свой­ствах и особенностях, которые не имеют отно­шения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

1.3. Правило предупреждения неправильных дей­ствий заказчика относительно испытуемого. Психолог, таким образом, формулирует свои ре­комендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые не должны ухудшить положение испытуемого. Психолог информиру­ет испытуемого о характере передаваемой за­казчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

2. Принцип компетентности психолога требует от психолога приниматься за решение только тех воп­росов, в которых он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими ме­тодами работы и наделен соответствующими пра­вами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламенти­рующими отношения психолога с заказчиком, ис­пытуемым, результатами исследования:

2.1. Психолог обязан уведомить заказчика о реаль­ных возможностях современной психологичес­кой науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах пси­хологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при исполь­зовании методов и материалов психологическо­го характера.

2.2. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть ме­тодами психодиагностической беседы, наблюде­ния, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой — поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых ме­тодов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия дру­гих лиц, представляющих интересы испытуемо­го. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализа­ции по медицинской психологии.

2.3. Правило обоснованности результатов исследо­вания психолога. Психолог формулирует результатыисследования в терминах и понятиях, при­нятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных мате­риалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключе­нием компетентных коллег. При решении лю­бых психологических задач проводится иссле­дование, всегда опирающееся на предваритель­ный анализ литературных данных по поставлен­ному вопросу.

3. Принцип беспристрастности психолога не допус­кает предвзятого отношения к испытуемому, фор­мулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих на­учным данным, какое бы субъективное впечатле­ние испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регла­ментирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика:

3.1. Правило адекватности методик, применяемых психологом. Психолог может применять мето­дики, которые адекватны целям проводимого ис­следования, возрасту, полу, образованию, состо­янию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизированными, нормализованны­ми, надежными и валидными, адаптированны­ми к контингенту испытуемых.

3.2. Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его науч­ных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенно­го типа, социального положения, профессио­нальной деятельности. В результатах исследо­вания должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию данных, которые предъявляет психолог.

3.3. Правило взвешенности сведений психологическо­го характера, передаваемых заказчику психоло­гом. Психолог передает заказчику результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставле­ны перед психологом. Психолог руководствует­ся только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить по­ложение испытуемого, заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают.

4. Принцип конфиденциальности деятельности пси­холога означает, что материал, полученный пси­хологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представ­лен таким образом, чтобы он не мог скомпроме­тировать ни испытуемого, ни заказчика, ни пси­холога, ни психологическую науку. Принцип вы­полняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена ин­формацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и ис­пытуемым:

4.1. Правило кодирования сведений психологическо­го характера. Психолог обязан на всех материа­лах психологического характера, начиная от про­токолов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена и отчества испытуемых, а присвоенные им коды, состоящие из некоторо­го числа цифр и букв. Документ, в котором ука­зываются фамилия, имя и отчество испытуемо­го и соответствующий ему код, известный толь­ко психологу, оформляется в единственном эк­земпляре, хранится отдельно от эксперименталь­ных материалов в недоступном для посторон­них месте и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

4.2. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком спи-

сок лиц, получающих доступ к материалам, ха­рактеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

4.3. Правило корректного использования сведений психологического характера. Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключе­нии случайного или преднамеренного сообще­ния испытуемому результатов его исследова­ния, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглашения. Све­дения психологического характера об испытуе­мом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообще­нию кому-либо вне форм и целей, рекомендо­ванных психологом.

5. Принцип осведомленного согласия требует, что­бы психолог, заказчик и испытуемый были изве­щены об этических принципах и правилах психо­логической деятельности, целях, средствах и пред­полагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.

Практические задания:

Практическое задание № 1 Беседа с ребенком.

Цель задания: составить и провести беседу с ребенком.

Проведение задания: задание проводится с двумя детьми в индивидуальной форме. Необходимо установить контакт с ребенком и предложить ему ответить на вопросы. Если ребенок не проявляет желания беседовать, за­дание проводится с другим ребенком.

В дневнике отмечается фамилия, имя, воз­раст ребенка, дата проведения беседы; приводится состав­ленный опросник. Записываются ответы и яркие реакции ребенка на вопросы. В результате формируется общий вывод,построенный в соответствии с поставленной целью (от­носительно результативности беседы с каждым ребенком).

Практическое задание №2. Исследование общения. Методика «Два домика».

Цель: выявление особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисо­ваны 2 стандартных домика. Один из них, большего размера, крас­ного цвета, другой — поменьше, черного цвета. Как прави­ло, эти рисунки не заготавливают заранее, а рисуют на гла­зах у ребенка карандашами красного и чёрного цвета.

Проведение: задание выполняется с 2-мя детьми 3-7 лет поочередно.

Ребенку предлагается поиграть. Взрослый изображает до­мики, в процессе их рисования рассказывают, что в од­ном — красном домике — много разных игрушек, книжек, а в другом практически нет. Затем дается следующая инст­рукция: «Посмотри на эти домики. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе» (в процессе рассказа ребенка те, кого он называет, записываются в красный домик). А кого ты поселишь во второй домик (имена и фамилии детей так­же записываются)? В том случае, если ребенок желает по­местить в домиках взрослых, они также записываются.

После окончания беседы можно спросить, не хочет ли ребенок кого-нибудь поменять, местами, не забыл ли он кого-нибудь.

 

Анализ результатов: симпатии и антипатии ребенка пря­мо связаны с размещением сверстников в красном и чер­ном домиках. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые большинство своих сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве, или окружая себя взрослыми (это или необщительные или конфликтные дети, имеющие проблемы в общении).

В практических тетрадях отмечается фамилия, имя, воз­раст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.

На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).

 

Практическое задание №3. Определение особенностей развития мелкой моторики ведущей руки. Методика «До­рожки» и методика «Птенчики».

Цель задания: определить особенности развития мелкой моторики. Также решается задача вы­явления ведущей руки.

Стимульный материал: для проведения первой методи­ки — простой карандаш, опросный лист (см. на рисунке ниже, рас­стояния между краями дорожек 1 см). Для проведения вто­рой методики — коробочка из 2-х частей с мелкими пред­метами (например, можно использовать коробочку для скрепок и мелкие скрепки, или бусинки; лучше, чтобы они были цветными) для детей до 4-х лет — 10 предметов, для более старших детей — 15 предметов.

Проведение задания:

методики проводятся с 2-мя детьми в индивидуальной форме, до 4-х лет — методика «Птенчи­ки», начиная с 4-х лет — обе методики. В практических тетрадях фиксируются фамилия. Имя, возраст ребенка, дата.

Фамилия, имя ребенка______________________________________________

Возраст ________________________ Дата____________

 

В игровой форме ребенку предлагается «проехать» по каж­дой из дорожек к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по дорожке к домику на машинке. Как по­едет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки — ина­че случится авария». В практических тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняет ли руку. В анализе также отмеча­ется, насколько плавной является проведенная линия, ее сила.

По результатам проведения задания формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мел­кой моторики, и фиксируется результат о выявлении веду­щей руки.

Стимульный материал к методике «Дорожки»

 

 

 

Практическое задание № 4 Изобразительная деятельность.

Задание рассчитано на проведение с детьми раннего возраста (с 2-х лет) и дошкольного возраста, с двумя деть­ми.

Цель задания: определить этап и стадию развития изоб­разительной деятельности, некоторые особенности лично­сти ребенка.

Материал: альбомный лист бумаги, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.

В практических тетрадях следует отметить фамилию, имя, возраст ребенка, дату выполнения задания.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, на этом листе чело­века так, как ты умеешь». В том случае, если ребенок от­казывается рисовать человека, ему разрешается нарисовать то, что он хочет. В этом случае у ребенка следует спросить, что он хочет нарисовать, а потом узнать, что у него полу­чилось, (это отмечается в практических тетрадях). Затем за­дание повторяется. Важно подчеркнуть, что взрослому ин­тересно посмотреть, что у ребенка получится, сказать ему о том, что сейчас он художник и может рисовать так, как ему хочется, как он умеет. Если и после повторной инст­рукции, ребенок отказывается выполнить задание, его про­сят попробовать нарисовать человека, а затем, если он не согласится, заканчивают работу (это так же отмечается в практических тетрадях).

В том случае, если ребенок нарисовал человека, его про­сят рассказать о том, кто у него получился (мужчина, жен­щина, девочка, мальчик), что он делает. Рисунок и все ответы, а также яркие реакции ребенка вносятся в практи­ческую тетрадь.

Рисунки детей анализируются (отдельно каждый рисунок с обоснованием описываемых особенностей) на основании следующих параметров:

1) этап и стадия изобразительной деятельности.

2) особенности личности:

самооценка — определяется в соответствии с размером ри­сунка:

• высокая — большой размер рисунка;

• средняя — средний размер;

• заниженная — мелкий рисунок;

уровень притязаний — определяется в зависимости от рас­положения рисунка на листе:

• высокий — в верхней части листа;

• средний — в середине листа;

• низкий — в нижней части листа;

стеничность (энергетический тонус) определяется по нажиму карандаша в соответствии с положением книги «Те­ория психодинамических качеств личности B.C. Мерлина»:

· слабый нажим — астеник;

· нормальный—нормостеник;

· сильный — гиперстеник.

Активность психической деятельности определяется в со­ответствии с расположением рисунка на листе:

• высокий уровень активности — рисунок расположен
в левой части листа;

• средний уровень — в центре листа;

• низкий уровень (пассивность) — в правой части листа;

• показателем пассивности является отсутствие рук у
изображенной фигуры человека.

Основные качества личности:

тревожность - после получения задания ребенок, как
правило, заявляет «я не умею рисовать человека» (исключение составляют дети до 4 лет), в процессе рисования может прикрываться, часто использовать ластик; у нари­сованного человека имеется увеличенный размер глаз, часто без зрачков; после рисования ребенок может высказать желание забрать рисунок с собой;

агрессивность — в изображении доминируют оттенки
красного цвета, фигура человека часто изображается с
поднятыми руками, предметами в руках или увеличенными кулаками;

демонстративность - стремление находиться в центре
внимания, получать поощрение поступков, проявлять
способности. Признаки — украшенная фигура человека: четко прорисованные глаза (ресницы, зрачки и т.д.), красивое платье, корона, пышные волосы и т.п.;

потребность в эмоциональном контакте с родителями
— помимо фигуры человека имеется большое количество
дополнительных деталей: цветы, деревья, строения, зве­ри, птицы, другие люди.

По результатам проведения задания формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности изобразительной деятельности и личности детей.

 

Практическое задание № 5 Креативность (творческое мышление).

Цель: определить особенности развития креативности у ребенка дошкольного возраста.

Материал: опросные листы (2 экземпляра), простой ка­рандаш.

Опросные листы — половина листа формата А-4, в центре — изобра­жение фигуры (изготавливается студентами самостоятельно):

 

Проведение: задание проводится с двумя детьми одновре­менно.

· - Подготовить рабочие места для детей таким образом, что­бы они были удалены друг от друга (дети должны быть лишены возможности подглядывать).

· - Предложить детям поиграть, показать им опросный лист и дать задание.

Инструкция:

«Эти фигурки тебе нужно дорисовать. Посмотри на них внимательно, подумай, какую картинку ты можешь из них сделать и дорисуй так. Как не смог бы никто. Постарайся, чтобы твои рисунки были необычными». Пос­ле того, как ребенок дорисовал, необходимо попросить его придумать необычное название картинок (название записывается на обратной стороне листа). Произвести оценку выполнения задания (по 3-х балльной шкале, каждый рисунок):

• 0 баллов — отказ, к фигуре ничего не дорисовано;

• 1 балл — создан образ, который является основой рисунка, образ плохо разработан, схематичен;

• 2 балла — образ разработанный, содержит в себе много
деталей, является второстепенной частью фигуры;

• 3 балла — создан сюжет, фигура является мелкой частью.

Затем производится общий подсчет баллов по всем 10-ти заданиям, определяется уровень креативности детей:

До 5 баллов — низкий уровень

6—10 баллов — средний уровень

более 11 баллов — высокий уровень

Полученные данные оформляются в практической тет­ради, производится общая оценка уровней креативности детей, формулируется вывод.

Практическое задание № 6. Игровая деятельность ребенка-дошкольника.

Цель: изучение проявляемых детьми особенностей сюжетно-ролевой игры.

Материал: специального материала нет.

Ход работы: провести наблюдение за особенностями про­хождения свободной сюжетно-ролевой игры.

Задания: 1. Оформить вы­явленные особенности в схеме (прилагается ниже).

2. Дать ана­лиз соответствия наблюдаемой игры особенностям возрас­тного развития.

Схема наблюдения:

1. Количество играющих, фамилия, имя, возраст детей.

2. Организация игры (кто организатор).

3. Примерное время игры.

4.Роли, принимаемые детьми в игре.

5. Сюжет игры (вид).

6. Содержание игры.

7. Использование атрибутов в ходе игры.

8. Конфликты (их наличие, причины, выводы из конфликтов).

Заполнить схему наблюдения, сделать вывод относитель­но выявленных в ходе задания особенностей свободной игры детей и соответствия этих особенностей необходимым для наблюдаемого возраста нормам.

Схема анализа игры.

1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач

2. Содержание игры.

3. Сюжет игры.

4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

5. Игровые действия и игровые предметы.

6. Игровые правила.

7. Достижение результата игры.

8. Особенности конфликтов в игре.

9. Игровая среда.

10. Роль взрослого в руководстве игрой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.