Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет речи в журналистике




В начало

Семестр

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Пути и перспективы развития риторики массовых коммуникаций.

Риторические основы журналистики. Устные коммуникации в системе СМК. Современная практика публичных дебатов.

Классическая риторика и ее применение в сфере массовой коммуникации. Специфика проявления в разных средствах массовой информации (в теле-, радио- и печатной журналистике).

38. «Открытая аудитория»; ее специфические особенности и коммуникативные возможности. Построение социально ориентированного диалога посредством СМК.


 

«Риторика»

Антитезис − суждение, противоположное тезису, установившее пункт разногласия.

Базовые элементы переговоров − основные составляющие процесса переговоров, которые необходимо учитывать для эффективного завершения встречи: люди, интересы, варианты, критерии.

Борьба за истину − высшая форма спора, самая благородная и прекрасная. Кроме несомненной пользы, такой спор доставляет настоящее наслаждение его участникам. Это и понятно: расширяются знания о предмете спора, укрепляется вера в собственные интеллектуальные возможности.

Виды манипуляции − разновидности скрытого психологического воздействия на адресата (манипуляция образами, конвенциональная, операционально-предметная, эксплуатация личности адресата, манипуляция духовностью, манипуляция при помощи аудиометрического канала).

Дебаты − публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее.

Деловая беседа − это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.

Деловая встреча − 1) совместное пребывание где-либо, связанное со служебной деятельностью, работой; 2) подготовленный прием кого-либо.

 

Деловое общение − это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Спецификой этого процесса является момент регламента, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, принятыми на данной территории, профессиональными этическими принципами, принятыми в данном профессиональном круге лиц. В целом, деловое общение отличается от неформального тем, что в его процессе ставятся конкретные задачи и конкретные цели, которые требуют определенного разрешения, что не позволяет нам прекратить процесс переговоров с партнером или партнерами по переговорам в любой момент (по крайней мере, без определенных потерь в получении информации для обеих сторон). В обычном дружеском же чаще всего не поднимаются такие вопросы, как конкретные задачи и цели, поэтому такое общение можно прекратить (по желанию обеих сторон) в любой момент без опасения потерять возможность восстановить процесс общения заново.

 

Деловой разговор − кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

Диалог − в узком смысле – двусторонний обмен информацией между людьми как публично, так и посредством масс-медиа. В более широком понимании − горизонтальная передача информацию, в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие.

− разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами (при зрительном и слуховом восприятии собеседника).

Дискуссия − публичный научный или политический спор, преследующий цель путем сопоставления разных точек зрения найти правильное решение проблемы; это публичный спор на установление истины.

Диспут − форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему (о прочитанной книге, просмотренном фильме или спектакле, на морально-этическую и другие темы), в процессе которой высказываются (сталкиваются) разнообразные (не только противоположные) точки зрения.

Задачи спора − четкие установки собеседников на исполнение чего-либо (убедить, заинтересовать и т.д.).

Интервью − беседа в форме вопросов журналиста и ответов общественного деятеля, писателя, ученого (диалог); предназначается для печати, радио, телевидения.

Манипулирование − сложное, запутанное действие; ловкая проделка, подтасовка; система приемов и способов воздействия на сознание с целью навязывания каких-либо идей или введения в заблуждение.

Манипулятор − 1) артист, исполняющий фокусы с картами, монетами, цветами, платочками и другими небольшими предметами за счет виртуозной техники пальцев и отличной координации движений тренированных рук; 2) человек, который управляет (манипулирует) другими людьми в своих целях, вынуждает совершать поступки выгодные ему.

Манипуляция − один из способов психологического воздействия на личность или группу, направленный на достижение манипулятором своих целей (вне зависимости от последствий для объекта манипуляции) путем незаметного для объекта манипуляции его подталкивания к осуществлению желаемых манипулятором проявлений активности, как правило, несовпадающих с изначальными намерениями объекта манипуляции.

Метод − способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Неорганизованный спор − это споры, возникшие стихийно. Такое нередко случается в учебном процессе, на собраниях и заседаниях, в бытовом общении. Неорганизованные, стихийные споры, как правило, менее продуктивны, чем организованные. В подобных спорах выступления участников бывают недостаточно аргументированными, порой приводятся случайные доводы, звучат не совсем зрелые высказывания.

Общение − межличностное взаимодействие людей, опосредуемое системой общественных отношений. Отношения либо обусловливаются потребностью в общении, либо включаются в деятельность (труд, обучение, игра), либо опосредуются различными системами коммуникации.

Общение опосредованное − деловое общение условно делится на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное; когда во время общения существует некая пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.). Прямое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, косвенное же не обладает таким сильным результатом, в нем непосредственно действует некие социально-психологические механизмы.

Оппонент − противник в споре; лицо, которому поручена публичная оценка диссертации, доклада.

Опровержение − речь, статья, сообщение, в которых доказывается ложность, неверность чего-либо.

Организация деловой беседы (переговоров) − процесс реализации ряда обязательных этапов: подготовительного, начала, обсуждения проблемы, принятия решения, завершения.

Организованный спор − такие споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать ответы на возможные возражения оппонентов.

Отражение атаки − прекращение нападок личного характера (агрессии, злости, осуждения, презрения и т.п.).

Переговоры − процесс, посредством которого две или более сторон пытаются договориться о том, что каждая должна отдать и взять, или исполнить и получить, в результате заключаемой между ними сделки.

Перцепция − восприятие, представление, отражение.

Письменная форма спора − предполагает опосредованное общение конкретных лиц друг с другом. Письменные (печатные) формы более продолжительны во времени, чем устные, так как связь между полемизирующими сторонами опосредованная. Письменный спор бывает более пригоден для выявления истины, чем устный, для робкого человека. Однако у него есть свои недостатки. Он иногда тянется слишком долго, в течение нескольких лет. Читатели, да и сами участники спора, успевают забыть отдельные положения и выводы, не имеют возможности восстановить их в памяти. Иногда спор ведется на страницах нескольких различных изданий, отчего трудно следить за его ходом.

Побуждение − склонение к какому-либо осознанному действию; стремление вызвать желание действовать каким-либо образом.

Полемика − публичный спор, в котором участники преследуют цель доказать свою правоту и опровергнуть мнение собеседника; это публичный спор на победу.

Полемические приемы − средства, которые используют участники спора, чтобы защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента (применение юмора, иронии и сарказма; «доведение до нелепости»; прием бумеранга; «подхват реплики»; атака вопросами; «довод к человеку»; «апелляция к публике»).

Полемическое мастерство − понятие, основанное на знании предмета спора и его разновидностей, соблюдении основных требований культуры спора, умении доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использовании полемических приемов, умении противостоять уловкам противника.

Предмет спора − то, что находится в рамках обсуждаемого вопроса при обязательном наличии разных точек зрения.

Прения − публичное обсуждение сделанного кем-либо научного, политического или отчетного доклада, сообщения.

 

Пресс-конференция − собрание представителей органов печати, радио, телевидения, проводимое официальными лицами с целью информирования журналистов по актуальным общественно-политическим вопросам. Пресс-конференцией называется также встреча государственных общественных деятелей, учёных и др. с журналистами для беседы и ответов на их вопросы.

Приемы речевого манипулирования − речевые средства, используемые для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата на данный момент.

Результат деловой беседы (переговоров) − общие и частные итоги, подведенные по окончании обсуждения какого-либо вопроса (действия, сроки, распределение обязанностей сторон и т.п.); конкретизация вопросов для последующего решения, а также выделение нерешенных проблем.

Речевое манипулирование − разновидность манипулятивного воздействия, осуществляемого путем искусного использования определенных ресурсов языка с целью скрытого влияния на когнитивную и поведенческую деятельность адресата.

 

Собеседование − беседа между кандидатом и лицом (или группой лиц), которое принимает решение об отборе или оказывает на него влияние. Это метод отбора кандидатов со способностями и целеустановками, необходимыми для занятия той или иной должности.

Собрание − совместное присутствие граждан в специально отведённом или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Спор-диалог − полемизируют два лица.

Спор-монолог − человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор.

Спор-полилог − ведется несколькими или многими лицами.В свою очередь спор-полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым (спорный вопрос решает выделенная группа лиц в присутствии всех участников).

Срывание спора − стремление закончить спор путем постоянного перебивания оппонента, демонстрации нежелания слушать, пренебрежительного или презрительного тона, хохота, глумления над доводами и т.п.

Стиль ведения переговоров − черты поведения, присущего тому или иному участнику переговоров в соответствующей ситуации общения.

Стратегия − общий, всесторонний план достижения целей.

Тактика − кратковременное поведение, линия действий, рассчитанная на относительно кратковременный период, исходя из текущей ситуации.

 

Технология речевого манипулятивного воздействия − последовательность действий манипулятора, реализуемых в его речевом поведении с целью побуждения адресата к определенному действию.

Уловки в споре − приемы, содержащие элементы хитрости и прямого обмана. В них проявляется грубое, неуважительное отношение к оппоненту.

Устная форма спора − предполагает непосредственное общение конкретных лиц друг с другом. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве: они ведутся на занятиях, конференциях, заседаниях, различного рода мероприятиях и т.д. В устном споре, особенно если он ведется при слушателях, важную роль играют внешние и психологические моменты. Большое значение имеет манера уверенно держаться, быстрота реакции, живость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником.

Формы завершения спора − варианты окончания полемического диалога. Каждый спор кончается; но не каждый спор вместе с этим получает завершение. Спор может кончиться просто потому, что перестают спорить. Завершается же спор тогда, когда одна из сторон отказывается от своей точки зрения на тезис, убеждена противниками. Причем завершение тоже может быть мнимым, так как в дальнейшем оппонент может снова вернуться к своим убеждениям.

 

Глава 1

 

Очевидно, что для определения содержания или предмета речи в журналистике ключевым будет понятие «информация», а для определения процесса общения журналист-читатель – «коммуникация» (направленная связь). Смыслообъединяющим воспринимается определение к этим словам – «массовая», которое в обоих сочетаниях подчеркивает категорию адресата и фактор обращенности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 93; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.