Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная компетентность журналиста




Насколько важна коммуникативная компетентность для работы в сфере средств массовой коммуникации? Какие способности и личностные качества могут определить профессиональный успех жур-1алиста как «человека общающегося»?

Начнем с общих параметров «идеального» партнера. Одну из глав своей книги психолог Вл. Леви демонстративно назвал «Гений общения», обозначив черты такого идеального «портрета» как «плюсы» характера «человека общающегося», которые стоит формировать и совершенствовать, и «минусы» (их «оборотную сторону»). Вот эти качества:

«Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям. Отсюда повышенное внимание, тонкая наблюдательность и превосходная память на все, касающееся Другого... Гений коммуникабельности не есть самый общительный человек, но самый превосходный в общении.

Минус тревожность. При всей живости и подвижности этот человек на редкость спокоен... Сопутствующие качества: открытость восприятия, легкость переключения внимания, доверчивость в поведении, некоторый авантюризм...

Плюс обратная связь. Вы еще только взглядываете, Он взглянул уже трижды и принимает ваш взгляд как старого знакомого... В контакте, в саморегуляции – высокая чувствительность к изменениям. Реакции быстрые, точные, а напряженности нет. В беседе улавливает малейшие изменения интонации, мельчайшие неосознанные движения и реагирует так, что собеседник замечает только одно: беседа идет гладко, приятно... Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость, остроумие, артистизм.

Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций, превосходный рассказчик, имитатор и мим. Вкус к подробности, к сочной детали... Поэтому так легко даются всевозможные перевоплощения в жизненных ролях, поэтому такой разный с разными людьми...

...Плюс–минус агрессивность. При общем фоне добродушия и благорасположения гений общения не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко... Эта резервная способность образует необходимый в людских отношениях подтекст силы и не менее привлекательна, чем сладкое обаяние.

...Плюс оптимизм...Минус предвзятость. Все та же открытость восприятия, незаслоненность. Отсутствие предрассудков»[16][16].

Согласимся, что от наличия или отсутствия этих качеств зависит успешность межличностного взаимодействия человека и общий уровень культуры общения, что, в свою очередь, является важнейшим составляющим понятия коммуникативная компетентность. Само понятие можно определить как способность носителя языка, обладающего необходимой суммой языковых знаний и речевых умений, использовать их в соответствии с целями и условиями общения. Принято выделять три составляющих коммуникативной компетентности:

ü высокий уровень знания языка, его выразительных возможностей, средств убеждения;

ü владение культурой общения;

ü осознанное использование опыта речевой деятельности в конкретной сфере общения, в данном случае – в журналистике.

 

Можно уточнить, что в плане профессиональном – это, прежде всего, умение свободно оперировать смысловой информацией: с учетом жанрово-стилистических особенностей будущего текста и с ориентацией на активное восприятие информации массовым адресатом.

Характеристике лингвистических критериев коммуникативной компетенции будет посвящен следующий раздел пособия. Пока же поговорим о личностно-профессиональных способностях, обеспечивающих успешность речевой деятельности журналиста. Их суммарное определение – коммуникабельность (синоним – общительность): умение находить контакт с собеседником, открытость, раскованность и пр. Примеров можно привести много.

Можно назвать имена многих известных журналистов разных поколений. Внимание к собеседнику, умение расположить к себе, вызвать доверие, обаяние и искренность отличали стиль общения (по-разному!) Я. Галана и М. Кольцова, В. Овечкина и Е. Дороша, Я. Голованова и В. Пескова. Качества эти заразительны: они обладают способностью передаваться собеседнику.

Примером может быть рассказ педагога и журналиста (тогда, в 60-х годах, еще молодого) Эльвиры Горюхиной о манере общения Анатолия Аграновского (чей «авторитет в журналистских кругах был непререкаемым»). История такова: молодой педагог Горюхина, у которой за год «30 оголтелых математиков (учащихся математического класса) стали заядлыми литераторами» (очерк Аграновского «Под лежачий камень»), сочла, что суждение журналиста наносит вред ее педагогическому эксперименту и «отправилась в Москву писать опровержение». Аграновский предложил ей встретиться...

«Встретились у библиотеки им. Ленина. Я завелась с ходу, но вскоре поймала себя на том, что как-то странно начала стихать. Дело в том, что Анатолий Абрамович был не просто внимателен к собеседнику, мягок, добр, как пишут многие. Он обладал редчайшим в наше время даром вести с собеседником диалоги. Противоположная позиция была ему по-настоящему интересна. Какой бы чуждой ни была логика другого, Анатолий Абрамович стремился постичь ее такой, какая она есть на самом деле, без малейшего уподобления своей позиции. Он не играл в игры с собеседником. Он не играл в смены позиции, а давал возможность другому, выговорившись, дойти своим путем до логического конца. Не сбивал собеседника, не ловил на осечках. Хотел понять до конца суть дела во всей его сложности, не спрямляя углов. Я и не заметила, как сошла с тропы пустопорожнего негодования на обсуждение проблем соотношения гуманитарного и естественно-научного образования»[17][17].

Внимание и интерес к собеседнику были у А. Аграновского очень искренними (это отмечают многие, знавшие его) – этим и определялась его манера общения, он умел не только контролировать свои эмоции, но и создавать атмосферу «комфортности» взаимодействия, повышать эмоциональный настрой собеседника. Эта спокойная доброжелательность отличала и тон его разговора с читателем: «Так вот давайте сразу условимся о тоне разговора. Тон должен быть ровный. Никаких сенсаций, никаких возмущенных возгласов, будем обстоятельны и учтивы. Восклицательные знаки прибережем для других случаев. А сейчас спокойствие, спокойствие и еще раз спокойствие». Так начиналась его статья «Наука на веру ничего не принимает» (1965) – статья, критическая и резкая по содержанию.

А чем же закончилась история, рассказанная Э. Горюхиной? «Аграновский был первым, кто поднял вопрос о специализированных классах. Первым предупредил, что нельзя произвольно менять содержание образования, не заботясь о гармонии средств воздействия на молодого человека». Очерк же, упомянутый в воспоминаниях, положил начало знаменитой дискуссии «о физиках и лириках»[18][18].

Так напрямую связываются в единый творческий процесс и определяют общественную значимость деятельности журналиста его «чувство времени» и коммуникативные способности, соответствие мысли и слова, его умение думать нестандартно и будить мысль и собеседника – «соавтора», и собеседника-читателя.

Для начинающего журналиста очень важно уметь оценить свои личностные качества, чтобы совершенствовать «плюсы» и нивелировать «минусы».

Выводы сформулируем в форме постулата личностно-профессиональных качеств журналиста:

Ø информированность и компетентность – свободное владение предметом речи;

Ø объективность и оперативность в оценке информации и способов ее сообщения;

Ø «чувство времени» и умение видеть перспективу развивающихся событий;

Ø неравнодушие – заинтересованность и увлеченность предметом речи и собеседником;

Ø коммуникативная компетентность;

Ø искренность, дружелюбие, умение владеть своими эмоциями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.