Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умение думать и обобщать




Умение думать, анализировать и обобщать, сопрягать факты, оценивать их в контексте рассматриваемого явления – качества, характерные для труда ученого, в журналистике проявляются, естественно, с меньшей обстоятельностью, но, главное, по-другому: важна живая, яркая мысль, оперативное решение, система доказательств должна отличаться наглядностью и доступностью для адресата.

И специфику этого профессионального качества журналиста – умения думать – стоит, на наш взгляд, показать на конкретном примере. Обратимся к материалам книги В.А. Аграновского «Ради единого слова» (М., 1978): «Журналист о журналистике» – таков подзаголовок этого по-своему уникального пособия для молодых журналистов. Опытный журналист показывает особенности профессии «изнутри», раскрывая не просто возможные действия на том или ином этапе работы над темой, но как бы «прочерчивая» возможное движение мысли.

Важно не просто зафиксировать факт, но увидеть через факт социальные причины и связи жизненного явления или процесса. Функции факта при этом универсальны: он может быть аргументом и деталью текста, обобщением и символом, может представлять читателю конфликт или проблему публицистического произведения.

«Сам по себе факт новостью не является. Он получает значение формы взаимоотношения людей... лишь в связи с характером этих отношений. Факт вне отношения к читателю – просто событие»[14][14].

Итак, пойдем вслед за журналистом: проследим, как развитие мысли выявляет авторскую концепцию, если полагать, что «концепция – сумма мыслей, произведенных в систему, – модель будущего произведения» (определение В.А. Аграновского).

«Откуда, спрашивается, берутся у журналиста мысли, что складываются в концепцию?» – отвечая на вопрос, журналист в данном случае называет письмо в редакцию десятиклассника. Письмо-вопрос, письмо-протест, письмо-требование: «Разрешите любить!». Вот его смысл: «Редакция, разрешите любить!..»

Кто может запретить мне любить? Кто? Зачем они это делают, зачем врываются в душу, пытаются вырвать самое дорогое?!

...Они (родители) не принимают тех изменений, которые произошли во мне».

«Какие же мысли навевает прочитанное нами письмо? Во-первых, мы сталкиваемся с вечной темой – темой любви, которой, как известно, все возрасты покорны, с одной стороны, а с другой – далеко не все возрасты одинаково относятся к тезису о покорности... во-вторых, с течением времени меняется не только читатель, но и содержание проблемы... Иное содержание любви – с чем оно связано? Полагаю, кроме прочего, с архисовременным явлением, называемым акселерацией... происходит обгон интеллектуального роста физическим. Современные юноши и девушки, сохраняя «прежний» интеллект, по крайней мере по глубине его, физически так развиваются, что даже страшно становится. Из-за резко увеличенного потока информации и ее доступности им известно сегодня то, что в прошлом веке не снилось даже старцам.

Но более всего беспокоит в подростках продиктованное акселерацией стремление считать себя взрослыми: брать взрослую ответственность (а на каком основании?); по-взрослому решать (но чем решать?); по-взрослому любить, но так и не преодолев инфантильности и «детскости» чувств, не говоря уже о «детскости» забот, связанных, положим, с учебой. Физически и физиологически они, возможно, к этому готовы, а интеллект, психика отстают, и вот тут-то и может поломаться человек – как важно это понимать нам, взрослым!..

Если все так и это неизбежно, то, как воздух, необходима повышенная чуткость взрослых к детям... Если все так, вдвойне необходимо умное, тонкое, грамотное воспитание детей. Мы постоянно твердим подросткам, что они уже взрослые, что несут ответственность перед обществом. Мы делаем все, чтобы укоротить их детство, но, может быть, усугубляем тем самым действие издержек акселерации? Не лучше ли блокировать акселерацию вовсе не стремлением как можно раньше закрепить детей за профессиями, а созданием реальных условий для истинно детских забав, желаний, мыслей и чувств» [15][15].

Насколько необычно такое развитие мысли? Какой аспект «вечной темы» выступает на первый план? Насколько он современен? И не стал ли еще более актуальным сегодня, на рубеже нового века – компьютеризации и высоких технологий, когда резко увеличилось число «профилированных» школ, а нагрузка школьника, даже в младших классах, не оставляет времени для детских игр?

Обратимся к выводу, сделанному автором. Он хорошо вписывается в наш разговор о «чувстве времени», реальных знаниях и «умении думать» (думать нестандартно!) как профессиональных качествах журналиста: «Вот примерно мысли, с которыми можно ехать в командировку по письму Сергея Т. Они полемичны? Способны вызвать читательские возражения? Вполне возможно. Не поленюсь в таком случае еще раз напомнить: мне важно продемонстрировать в данный момент не столько суть проблемы, сколько механизм формирования концепции, необходимость современного и относительно свежего подхода к любой теме, даже такой “вечной” как тема любви».

Нестандартность мышления предполагает и активную работу ассоциативной памяти (умение находить аналоги события, сопрягать факты) и богатое воображение, когда фантазия подключается к осмыслению «фрагментов реальности», развивая мысль, придавая тексту композиционную завершенность, выразительность.

Нестандартность мышления особым образом соотносится (иногда расходится) с наиболее специфическим качеством журналиста – оперативностью. Оперативность – умение быть в гуще событий (фиксировать и осмысливать их – одновременно), это умение оперативно работать в любом жанре – неукоснительно укладываясь в срок. Самая сложная грань оперативности – информация о завтрашнем дне, предполагающая предвосхищение событий, предвидение реакции общественности на происходящее сегодня. Это ответ на вопрос, который может возникнуть. Ответ, который поможет нейтрализовать неизбежно возникающие слухи. Оперативность – это ответственность за сегодняшний день газеты, коллегиальная ответственность за престиж газеты. «Даже если в редакции останется один вахтер, газета должна выйти в срок» – гласит «неписаная заповедь» журналиста.

Коллегиальность – еще одно обязательное качество журналиста. Правомерно назвать и другие качества, профессионально значимые, но, несомненно, личностные и, пожалуй, не менее необходимые в любом другом деле: обязательность и настойчивость, терпимость и выдержка... Все они проявляются и по отношению к делу, и особенно, по отношению к другому человеку – в процессе общения. Оговорив условность разграничения, мы и перейдем к характеристике собственно коммуникативных качеств и способностей журналиста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 58; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.