Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные советы




Для примера обратимся вновь к книге журналиста и педагога В.А. Аграновского, сформулировавшего «пять принципиальных положений», которые, с его точки зрения, определяют «искусство беседы» или профессиональное отношение журналиста к собеседнику. Представим эти положения тезисно.

«Встречаясь с собеседником, журналист должен знать, что спросить, потому что собеседнику есть что ответить. Истинный газетчик обязан идти к собеседнику, во-первых, с мыслью и, во-вторых, за мыслью.

Таково, мне кажется, наше первое принципиальное положение. Провозгласив его, мы тут же должны признать, что для обеспечения нормального сбора материала нам необходимо четко представлять себе, каким образом, с помощью какой системы вопросов мы надеемся получить в блокнот мысли собеседника... Скажу главное: только та, полагаю, беседа плодотворна, которая основана как минимум на интересе к ней собеседника.

И это второе принципиальное положение....Пробудить интерес к беседе – наша профессиональная задача. И для того чтобы успешно ее решить, сами журналисты как личности должны быть, прежде всего, интересны своим собеседникам.

Таково, по-моему, третье принципиальное положение. Как и актеры, журналисты за одну свою жизнь проживают множество чужих жизней, потому что о чем только им не приходится писать...

Как же не использовать в работе «природный интерес» к журналистике, который только и остается подтвердить нашим действительным, а не мнимым содержанием, нашей реальной, а не мифической способностью быть нужными, полезными людьми, Мы еще блокнота не вынули, еще рта не раскрыли, вопроса не задали, а к нам уже есть неподдельный интерес собеседника! Не погасить его, поддержать – вот, собственно, и вся «задача».

Это четвертое принципиальное положение.

Кто не заметил, что людям свойственно исповедоваться – откровенно говорить о жизни?...Многие журналисты могут припомнить «исповеди», ими услышанные. Припомнив, они непременно скажут, что откровенные разговоры получались только в тех случаях, когда люди им верили, ни секунды не сомневаясь в их высокой человеческой порядочности, в доброте их намерений, в их способности доверять и доверяться. Стало быть, чтобы помочь людям реализовать потребность в откровенном разговоре, журналист должен быть человеком в высоком смысле этого слова.

И это, я полагаю, последнее, пятое принципиальное положение»[21][21].

Интересно сопоставить «положения» В.А. Аграновского с «Правилами общения», сформулированными другим журналистом педагогом, автором современного учебника по основам журналистики В.М. Гороховым. Перекличка здесь самая непосредственна Правда, ответственность журналиста за результативность общения обозначена более категорично и аргументированно: ему принадлежит лидерство «в разговоре двоих» («нить диалога должен держать в руках газетчик»), он же обеспечивает «создание психологически комфортных условий для собеседника, учитывающих особенности его характера, его душевное состояние».

Основа эффективности профессионального общения – «интерес к личности собеседника, интерес не только к его официальному статусу, общественному положению, социальной роли, но и его индивидуальности». Только такое отношение способствует «выявлению сущности человека», помогает верно понять и оценить сказанное им, вовремя подхватить оригинальную мысль собеседника[22][22].

В.М. Горохов подчеркивает плодотворность постановки спорных проблем, естественность появления в беседе элемента дискуссионности и особую значимость продуманной постановки вопросов («в самом вопросе должен заключаться элемент знания по обсуждаемой проблеме»). Это раскрепощает собеседника, помогает ему почувствовать себя в роли «соавтора» журналиста.

Чем основательнее подготовится журналист к встрече, чем конкретнее будет его представление о теме разговора, тем плодотворнее будет контакт с собеседником. Вот еще один профессиональный совет другого журналиста – Л. Плешакова, продиктованный опытом: «Владея темой, ты позволяешь собеседнику говорить с тобой если не на равных, то уж во всяком случае и не на уровне первой ступени. Ты можешь не знать всех тонкостей, всех деталей проблемы – он специалист, тебе все объяснит, но ты обязан знать, что таковые существуют, и твоя подготовленность поможет вырулить в нужное русло»[23][23].

Мы изложили практические рекомендации разных авторов. Очевидно, что в процитированных правилах и советах нашли непосредственное отражение риторические правила отношения к адресату в контексте формулы «говорящий – речь – слушатель», хотя оперируют авторы, естественно, профессиональными терминами. Попутно заметим, что тем самым подтверждается исходный тезис нашего пособия: практическая значимость характеристики риторических оснований журналистики. В частности, так соотносится установка на понимание собеседника и дружелюбное отношение к нему с постулатами классической риторики: «этот вывод отражен и в древней риторической «максиме такта», содержание которой достаточно сложно, но в целом сводится к тому, что оратор сначала должен расположить аудиторию к себе, а затем, продолжая вызывать положительные эмоции, воздействовать на нее в соответствии со своими целями», – свидетельствует А.К. Михальская[24][24].

Выводы по параграфу также могут быть представлены модификацией риторического постулата отношения к собеседнику:

Ø будь дружелюбен и внимателен к собеседнику, вызывай и поддерживай в нем положительные эмоции;

Ø стремись к активному взаимодействию, к сотрудничеству;

Ø ориентируй адресата в своих намерениях, вызови его интерес к обсуждаемой проблеме;

Ø умей выслушать собеседника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 75; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.