Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация общения




Что стоит за знакомыми фразеологизмами: «понять ситуацию», «учесть ситуацию», «владеть ситуацией»? Насколько важно действовать именно в такой последовательности?

Уточним, что речь идет о ситуации общения, содержанием которой является речевое событие. Помимо трех компонентов речевого события, уже охарактеризованных нами (адресант – речь – адресат), ситуация общения определяется условиями или обстоятельствами общения.

Рассмотрим такую схему ситуации общения: коммуниканты – условия общения. В речеведческих работах (Я.И. Формановская) схема обозначается вопросами:

 

КТО КОМУ ГДЕ КОГДА ПОЧЕМУ ЗАЧЕМ
адресант адресату место действия время общения мотив цель
собеседники – коммуниканты внешние обстоятельства внутренние обстоятельства

 

Вопросы, как мы видим, объединяются попарно. Отношения между участниками коммуникации уже были рассмотрены. Характеристику внешних обстоятельств общения целесообразно представить в соотношении с принятым обозначением видов общения.

Место действия предопределяется официальностью/неофициальностью общения. Официальным будет общение в стенах государственного учреждения любого ранга. Главным определяющим здесь следует полагать социальные роли коммуникантов.

Общение, например, с автором письма в газету в одном из кабинетов редакции будет официальным. По сути оно останется таковым если корреспондент встречается с автором в его доме как официальный представитель газеты, но форма, наверное, будет другой. И, главное, в любом случае, это не официальность речевого поведения чиновника. Чем менее формализованы манера держаться, речевое поведение журналиста – тем успешнее, результативнее будет его профессиональное общение. И, тем не менее, корректность и этикетные формы общения определяются правилами общения официального.

От внешних обстоятельств зависит контактность или дистантность общения, предопределяемая положением коммуникантов по отношению друг к другу в пространстве и времени.

Контактное общение – прямое, непосредственное: я – ты, здесь сейчас. Дистантное – это общение на расстоянии. Разговор по телефону – дистанция пространственная, обмен письмами – временная и пространственная. Дистантное общение – опосредованное. Выводы-рекомендации здесь просты: дистантное общение, при котором говорящий не видит непосредственной реакции адресата (разговор по телефону), требует более строгого отбора речевых средств, более выразительного интонирования: партнер воспринимает всю информацию только через один канал – слуховой, установка на адекватное понимание смысловой информации требует более строгого самоконтроля. Если же речь идет о пространствено-временно́й дистанции и об опосредованном общении (публикация в газете – основная форма общения с читателем), то условием правильного понимания информации будет представление журналиста о массовом адресате и его жанровых ожиданиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 98; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.