Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Если бы Высоцкий дожил до сегодняшних дней, как, на ваш взгляд, он воспринимал бы новые времена?




Мотивы и цели

Четкое представление о внутренних обстоятельствах – мотивах общения и цели общения – является исходным, изначальным условием эффективности, профессиональной состоятельности общения журналиста. Здесь, на наш взгляд, следует разграничивать мотивы общения, побуждение к действию и реализацию коммуникативного намерения – его стратегию и тактику.

Мотивы общения. Естественно, что в ситуации межличностного общения в поведении журналиста на первый план выступают мотивы профессиональные: необходимость вступить в контакт с человеком – «источником информации» (очевидцем события, будущим героем очерка и т.п.). Здесь возможны два аспекта характеристики мотива действия. Во-первых, осознанное представление о том, почему именно этот человек интересен как собеседник-информатор? Тем более если это предполагаемый герой очерка или фельетона. Пока мы только обозначим этот вопрос. Он станет предметом детального рассмотрения в соответствующих разделах пособия («Жанры журналистики»).

Второй аспект – представление о собеседнике: что он ждет от журналиста? Как можно усилить положительную мотивацию предстоящего общения? Предположительный ответ на эти вопросы, несомненно, поможет журналисту выстраивать межличностное общение в нужном направлении.

Например, поводом для приезда журналиста послужило письмо в редакцию. Мотивами действий автора письма могли быть: потребность в официальном признании факта или в одобрении инициативы, необходимость защиты гражданских прав или чувства собственного достоинства и т.п. Возможно сочетание мотивов. В любом случае профессиональный результат непосредственного общения (газетная публикация) будет настолько общественно значима, насколько журналист сумеет разговорить адресата, углубляя (в первую очередь – для себя) понимание его потребностей и мотива контакта с газетой.

В другой ситуации, когда безусловным инициатором общения выступает журналист, мотивы, предопределяющие его поступки, вопросы, должны быть понятны собеседнику – в этом случае возможен плодотворный контакт и атмосфера сотворчества. Попробуйте самостоятельно прокомментировать фрагмент из интервью журналиста с известной французской актрисой Мариной Влади (КП, 24 января 1998 года).

Как определяется коммуникативное намерение журналиста? Естественно, что возникновение темы не нуждается в объяснении (день рождения Владимира Высоцкого). Выбор Марины Влади в качестве интервьюируемой тоже понятен. Как же определить конкретное намерение журналиста? Как оно реализовалось в жанре интервью? Чем обеспечивается новизна информации?

Познакомьтесь с двумя вопросами интервьюера и ответами на них.

– Осталась ли у вас ностальгия по прежним временам и нравам? Один русский эмигрант сказал мне однажды: почему из Высоцкого сделали мученика? Никто его не преследовал, он выступал, пользовался славой, да еще ему позволили жениться на такой женщине...

 

– Ностальгия есть по молодости, а не по той системе. Когда-то, в 1968 году, на волне студенческой революции во Франции, у меня даже был «флирт» с Компартией. Удивительным образом мое короткое и скорее символическое членство в партии помогло в одном – я получила возможность приезжать в СССР, а значит, видеть Володю. Думаю, что это способствовало и получению им выездной визы, которую мы долго даже и не просили, настолько были уверены, что «невыездного», как у вас говорят, Высоцкого никто из страны не выпустит. А то, что мы поженились (кстати, с большим трудом, нам здорово мешали), спасло его, я в этом убеждена.

 

 

– Мне часто задают этот вопрос. Ответить на него очень трудно. Конечно, твердо могу сказать, что он не принадлежал бы к числу национал-патриотов. Уверена в том, что Володя никогда не согласился бы с несправедливой войной. Но радовался бы свободе – личной, творческой.

 

] ] ]

 

Итак, «внутренние обстоятельства» ситуации – это мотивы и цели общения, обусловливающие речевое поведение коммуникантов. Реализация коммуникативного намерения – достижение цели. В этом процессе принято разграничивать коммуникативную стратегию (общую типовую коммуникативную задачу) и тактику, определяющую изменение приемов воздействия на партнера.

Коммуникативное намерение инициатора общения, как правило, формируется до начала контакта, может определиться и в «аде обмена первыми репликами. Общепринятой считается такая типология коммуникативного намерения:

ü проинформировать (описать, рассказать, отчитаться) – дать представление о предмете речи конкретно и объективно;

ü убедить – склонить адресата (индивидуального или массового) к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя, в первую очередь, к разуму собеседника, к его жизненному опыту;

ü внушить – обратиться не только к разуму, но и к чувствам адресата, использовав наряду с логическими эмоциональные средства воздействия;

ü побудить к действию – призвать, убедить партнера в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было бы непосредственное действие.

 

Так определяется стратегия речевого действия. Однако проявление мотива и цели действия не может быть статичным и одноплановым. Можно говорить и о коммуникативной тактике говорящего (пишущего), учитывающего и ситуацию общения, и характер обратной связи с адресатом, воспринимающим его речь как волеизъявление. Правильный выбор речевых средств может значительно усилить эмоционально-побудительный характер волеизъявления – вот почему необходимо обеспечить нужную тональность речи, наиболее адекватную данной ситуации общения.

В журналистике коммуникативное намерение автора во многом зависит от функции авторского «Я» в конкретном жанре и от жанровых ожиданий читателя. Так, в репортаже коммуникативное намерение автора-свидетеля, участника событий – информировать читателя, возможно, кратко прокомментировать событие. В очерке автор предстает участником событий и исследователем, порою – и лирическим героем. Этим и предопределяется коммуникативное намерение: сообщить информацию таким образом, чтобы убедить читателя (тактика: изучить, прокомментировать, дать оценку событию или явлению). Если автор очерка – лирический герой, то выбрать эмоциональные средства повествования, чтобы воздействовать и на чувства читателя.

Тактика – это способ выражения смыслового и структурного содержания текста через выбор языковых средств и типа речи. Если цель – изучить, проанализировать событие или явление, то предпочтительно рассуждение, если рассказать – повествование, сделать вывод – обобщение, умозаключение и т.д.

Гибкость и целенаправленность речевого действия, его результативность зависят от четкости коммуникативного намерения и общего понимания ситуации общения. Вот почему это так важно – владеть ситуацией! Для журналиста такое умение имеет общественно-социальную значимость. Речь идет об ориентации в текущих событиях, о понимании актуальности идей и фактов, об умении предвидеть развитие событий. И о понимании сущностного качества журналистики – ее способности воздействовать на массового адресата: убеждать в актуальности идеи, формировать гуманистическое мировосприятие, социальное самосознание, влиять на общественное поведение человека – выражать общественное мнение и формировать его.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.