Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качества профессионально-личностные




КАКИХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ТРЕБУЕТ ПРОФЕССИЯ ЖУРНАЛИСТА?

В начало

 

Глава 2

 

Журналистика как массово-информационная деятельность может рассматриваться через взаимоотношения: субъект и предмет деятельности, субъект и процесс деятельности.

В рамках данного пособия мы оговорили эквивалентность определения активного субъекта речевой деятельности обозначением его профессии – журналист. Специфика личностных качеств, обеспечивающих эффективность речи как основной формы профессиональной деятельности журналиста, и станет предметом рассмотрения в этой главе.

 

Ответ на этот вопрос будет убедительным, если воспользоваться, с одной стороны, данными социологических исследований профессионально-творческой «модели» журналиста (Свитич Л.Г., Ширяева А.А., 1989, 1997), с другой – характеристиками, созданными самими журналистами.

Оговаривая «органичность взаимосвязи двух подструктур: собственно профессиональной и более широкой структуры личности», исследователи на первый план выдвигают качества гармонично развитой личности: «По отношению к личности, деятельности и подготовке журналистов это представляется особенно важным, так как их общественно-политические, личностные характеристики являются по сути профессиональными качествами или неразрывно связаны с ними. Естественно, что человек, который ратует за высокие моральные качества, честность, принципиальность, поднимает в своих материалах эти проблемы, сам должен быть безупречен в этом отношении»[8][8].

Выводы ученых базируются на данных многоаспектного социологического исследования, подтверждающих, что особенно важными личностными качествами журналисты считают: «эрудицию, компетентность, хорошее знание жизни, оперативность, принципиальность, высокие моральные качества, умение мыслить глубоко, литературные способности, знание человеческой психологии, умение общаться с людьми»[9][9].

Интересно, что данные опроса студентов дают иную градацию личностных качеств: на первый план выдвигаются «честность, любознательность, правдивость, чувство долга, гражданственность, оптимизм, принципиальность». Вероятно, это проявление возрастного фактора, тем более что показатели меняются в пределах I–V курса. Так, «эрудицию», качество, открывающее первый перечень, назвали 23% поступивших на факультет журналистики МГУ абитуриентов и 59 % выпускников.

В плане рассматриваемой проблемы нас, прежде всего, интересуют две позиции: понимание значимости коммуникативных качеств и литературных способностей. В основном перечне они заключают список, в студенческих перечнях они занимают более высокую строку, прослеживается положительная динамика:

а) «умение общаться с людьми, коммуникативность» отметили 58% абитуриентов и 66% выпускников;

б) «литературные способности, свободное владение языком, речью» – 32% абитуриентов и 42% выпускников вуза[10][10].

 

Журналистика – профессия творческая. По существу, успешная профессиональная реализация человека возможна в том случае, если помимо личностных качеств, востребованных профессиями типа «человек-человек», он обладает и качествами, характерными для профессии типа «человек-художественный образ». Для журналиста это конкретизируется понятием «литературные способности».

Но если образность – основная отличительная черта литературы художественной – сближает профессиональные особенности мировосприятия человека пишущего, то в конкретных произведениях журналист, в отличие от писателя, не создает новой художественной реальности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 65; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.