Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы для докладов и сообщений 1 страница




1. Малая группа. Роль и место малой группы в системе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Динамические процессы в малых группах.

3. Формирование личности ребенка с ограниченными возможностя­ми в системе межличностных отношений.

Литература

1. Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1988.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Донцов AM. Проблемы групповой сплоченности. М-, 1979.

4. Донцов AM. Психология коллектива. М., 1984.

5. Журбин ВМ. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда, К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4.

6. Коломинский ЯЛ. Детские коллективы // Коллектив и личность / Под ред. К.К. Платонова и др. М., 1975.

7. Немое Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1995.

8. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. Яро­славль, 1998.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

10. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

11. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопси­хология. Воронеж, 1996.

12. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

13. Столяренко ЛД. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996.

14. Робер МА., Тилъман Ф. Понятие и классификация групп в соци­альной психологии // Хрестоматия по социальной психологии. М., 1994.

15. Рудестам К. История психологии групп. Преимущества группо­вой формы. Понятие психокоррекционной группы // Хрестоматия по социальной психологии. М., 1994.

16. Уманский ЛМ. Психология организаторской деятельности школь­ников. М., 1980.

17. Чернышев А.С. Исследование группы как субъекта деятельности и субъекта общения в работах Л.И. Уманского и его учеников // Соци­ально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности мо­лодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях: Сб. науч. трудов. Курск, 2000.

Глава 8

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Семья — первичная ячейка общества

Семьяячейка общества, основанная на браке и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощи и моральной ответственности. Семья — категория историческая. Возникнув на ранних ступенях общественного развития как большая материнская семья, она на протяже­нии истории претерпела существенные изменения, превратив­шись в малую отцовскую семью, основанную на единобрачии.

Огромное влияние на функционирование семьи оказывает культура и социально-психологическое устройство общества. Каждое общество благодаря культурным традициям имеет свое представление о сущности семьи. В исследовательской практике изучения семейных отношений типы семей в одних случаях располагают по шкале «нормальность — аномаль­ность*, в других — по шкале «идеальная — реальная семья». Основанием для классификации служат различия культур разных эпох, народов, стран. Данная классификация пред­ставлена следующей схемой.

Идеальная семья — это нормальная семья, отвечающая всем требованиям современного культурного общества. В мо­дели идеальной семьи общество, исходя из своих моральных ценностей, хотело бы видеть эталон семьи, к которому долж­на стремиться каждая реальная семья. В обыденной жизни возникают, существуют и распадаются не идеальные, а реаль­ные семьи. Типы реальной семьи могут быть разнообразны­ми и отличаться от идеальной.

Реальная семья — конкретная семья как социальная груп­па, как объект исследования.

Нормальная се/лья считается таковой, если она обес­печивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членов и создает достаточные усло­вия для социализации детей до достижения ими психоло­гической и физиологической зрелости. Нормальная семья не всегда может считаться идеальной, т. е. соответствовать тем социокультурным нормам, которые приняты в обществе. С точки зрения общечеловеческого различия типов семей нор­мальной является такая семья, где ответственность за нее как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не соблюдается, считаются аномальными. Если же в семье никого нет, кто несет за нее ответственность, — это псевдо­семья.

Важнейшей функцией семьи как социального института является воспроизводство и воспитание молодого поколения. Главными факторами, скрепляющими семью и противодей­ствующими ее распаду, выступают разнообразные формы взаимодействия и взаимоотношений в различных сферах совместной жизни: хозяйственно-бытовой, интимной, нравст­венно-воспитательной. При отсутствии совместной деятель­ности или при ее ослаблении семейные отношения деформи­руются.

Специфика современной семьи состоит в том, что большин­ство браков заключается по личному выбору будущих супру­гов, а семейные отношения характеризуются с правовой точки зрения как равноправные. Однако, как замечает В.Н. Дружи­нин, подкрепляя свои взгляды высказываниями Н.Я. Бер­дяева, нет другого такого института общества более не свобод­ного, в смысле навязывания определенных правил жизни человека, более жесткого, чем семья.

Семья — это структура, состоящая из отношений «домини­рования — подчинения» (власти), ответственности и эмоцио­нальной близости. Причем, знак психической эмоциональной

близости не обязательно может быть положительный. Равно­душие, отчуждение, ненависть окрашивают существование семьи в свои цвета не в меньшей мере, чем любовь, понима­ние и сочувствие. Все вышеприведенные факторы говорят о том, что семья — чрезвычайно сложное социально-психо­логическое образование, требующее комплексного рассмотре­ния в изучении всех ее сторон.

Для более глубокого понимания сущности социальной реа­билитации детей с ограниченными возможностями нас инте­ресует реальная нормальная или аномальная семья, имеющая детей и занимающаяся их воспитанием.

Основными первоначальными мотивами создания семьи в большинстве своем выступает стремление молодых людей к обеспечению личного счастья, к удовлетворению потреб­ности в психологической и физической близости к человеку другого пола. В то же время цели создания семьи выходят да­леко за рамки личных взаимоотношений и выступают как со­циально заданные и социально ценные.

Развитие семейных отношений во многом подчиняется об­щим закономерностям возникновения семьи. В начале супру­жеской жизни на первое место выступают чувственные влечения, а моральные и психологические несоответствия зачастую недооценивается. Но проходит время, и на первый план выдвигаются более долговременные цели, встает вопрос о ценностях и средствах их достижения. Если супруги нахо­дятся на разных стадиях морального развития и эстетического восприятия действительности, то они начинают раздражать друг друга, создавая конфликтные ситуации. В таких семьях неудовлетворенность в браке, психическая и физическая не­совместимость приводят к дисгармонии супружеских отноше­ний, разводам, неврозам и т. д.

Выбирая тот или иной вариант поведения, каждый из суп­ругов руководствуется сформировавшимися у него моральны­ми принципами и установками. Их возникновение во многом обусловлено спецификой той семьи, в которой они воспиты­вались. В ходе изучения проблем семьи обнаружена важней­шая закономерность: существует неосознанная тенденция повторять модель отношений своих собственных родителей в собственной семье. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом и наблюдения за его поведением по от­ношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. Если, например, муж грубо обращался с женой, оскорблял ее, унижая личное

достоинство, то не исключено, что сын в своей семье будет по­ступать аналогичным образом. По такой же схеме будет вес­ти себя по отношению к мужу и дочь.

Что касается родителя противоположного пола, то его об­раз очень важен при выборе будущего партнера, который осу­ществляется или по сходству, или по противоположности, Вероятность гармоничного союза между мужчиной и жен­щиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги. В противоположном случае может возникать борьба за власть, непонимание, разводы, бро­шенные дети и т..д.

Существенные изменения во взаимоотношения супругов вносит появление ребенка. Жена становится матерью, муж — отцом. С этого времени возникает новая и главнейшая функ­ция семьи — забота о детях, их воспитании и подготовке к самостоятельной жизни. Чтобы успешно реализовать ее, нужны, как минимум, два условия: создание нормальных ма­териальных условий для жизни семьи и ребенка и обеспечение духовной, морально-психологической атмосферы, необхо­димой для развития психики и формирования личности ре­бенка.

В нашей российской действительности большинство моло­дых людей, планируя создание своей семьи, хотели бы жить отдельно от родителей. Однако по разным причинам это сде­лать удается не всем. Многие из них после установления брачных отношений продолжают жить с родителями мужа или жены. Кроме того, немало встречается случаев, когда на свет появляются так называемые внебрачные дети, многие бездетные семьи усыновляют или удочеряют детей, лишив­шихся попечительства родителей.

Все это порождает многообразие форм существования се­мей, складывающихся в них внутрисемейных отношений, подходов и стилей воспитания детей. С точки зрения состава семьи социологи, например, различают следующие ее формы:

1. Нуклеарная семья — состоит из взрослых и детей, ко­торые от них зависят.

2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и род­ственников: бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т. д.

Кроме названных понятий для определения типов семьи ис­пользуются также:

типичная семья — наиболее распространенный в дан­ном обществе вариант модели семьи;

элементарная семья — семья, состоящая из трех чле­нов: муж, жена и ребенок. В настоящее время в российском обществе данный тип семьи является преобладающим.

Е.А. Личко в описание семьи включает следующие харак­теристики и варианты:

1) Структурный состав:

полная семья (есть мать и отец);

— неполная семья (есть только мать или отец);

деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2) Функциональные особенности:

гармоничная семья;

дисгармоничная семья.

Основными причинами дисгармонии в семье, по его мне­нию, являются:

а) отсутствие партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);

б) деструктурированная семья (нет взаимопонимания меж­ду членами семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

в) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);

г) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одно­го члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоцио­нальной теплоты, ведет к автономизации духовного мира чле­нов семьи от вторжения властного лидера.

Кроме названных классификаций типов семьи сущест­вуют и другие. В их числе представляет интерес класси­фикация, предложенная Э. Арутюнянц, изучавшей психо­логические типы семьи. По ее мнению, существует три ее варианта: традиционная, детоцентрическая, супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторите­ту старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом со­циализации ребенка в такой семье является способность легко вписываться в «вертикально-организационную» структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственной семьи. Они

не инициативны, робки в общении, действуют исходя из пред­ставления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Воздействие осуще­ствляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате у него формируется высокая самооценка, ощу­щение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.

В супружеской (демократической) семье учитываются вза­имные интересы, принятие и автономность ее членов. Итогом воспитания в таких семьях является усвоение ребенком де­мократических ценностей, гармонизация его представле­ний о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Как недостаток на­зывается возможность отсутствия у него навыков подчинения социальным требованиям, построенным по «вертикальному принципу».

В зависимости от сложившихся типов семьи в них устанав­ливаются соответствующие формы межличностных отноше­ний, распределение обязанностей между ее членами, положе­ние детей в семье и отношение к ним.

Семья не просто социальная группа — это, прежде всего, общественный институт, в котором каждый ее член вы­полняет социальную роль (отца, матери, ребенка, старшего товарища и т. д.) и занимает в ней соответствующее поло­жение — статус, с вытекающими из него правами и обязан­ностями. Семья, подчеркивает В.Н. Дружинин, как и любой другой институт, скрепляется системой власти, взаимоответ­ственности и психологической близости. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принад­лежит мужу; матриархальная семья — власть принадлежит жене; эголитарная семья — власть равномерно распределя­ется между мужем и женой.

Члены семьи могут любить друг друга или ненавидеть, иметь собственных детей или приемных, но пока семья скре­пляется системой — доминирование—«подчинение» и пока она выполняет задачу воспитания детей, — она существует. Ответственность за социализацию и жизнеобеспечение семьи могут выполнять не только отец или мать, но и другие члены семьи — бабушки, дедушки, старшие братья и сестры и др.

В современной российской семье в большинстве своем от­ветственность за семью несет мать. По данным исследований, мать в 1,5—4 раза чаще контролирует учебу детей, посещает родительские собрания, водит ребенка в детский сад, ей дети отдают предпочтение в обсуждении учебных дел, взаимоот­ношений с товарищами, личных проблем и др.

Снижение роли отца в воспитании детей приводит зачас­тую к плачевным результатам. По данным клинических ис­следований, отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с самого его рождения. Он выступает в качестве пер­вой модели при ранней идентификации ребенка с ним, отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации.

Особенно велика роль отца в воспитании сына. Лишь отец способен сформировать у него способность к инициативе и противостоять групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери, тем он менее активно может противодей­ствовать агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привя­зан к отцу, тем ниже его самооценка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными и индивидуалистическими. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей зачастую приводит к развитию у ребенка психопатологии.

Существенно изменяет всю систему отношений и оказыва­ет серьезное влияние на процесс воспитания детей наличие в семье бабушек и дедушек. Нередки случаи несовпадения точек зрения на воспитание ребенка членов семьи старшего и среднего поколений. Бабушки и дедушки часто снисходи­тельно относятся к поступкам детей, недооценивают их по­следствий, принимают во внимание лишь их сиюминутные интересы. Вместе с тем немало семей, где их позиции в вос­питании детей совпадают с требованиями родителей. Несо­мненно, дедушки и бабушки, как и родители, имеют мораль­ное право высказать свое несогласие с тактикой воспитания детей, но делать это надо в корректной форме, способствую­щей не разъединению взглядов, а выработке единого подхода в их воспитании.

Семье, как и любому другому общественному формирова­нию, присущ весь спектр отношений, но ведущее место в нем занимают деловые и личностные отношения. Деловые отно­шения связываются с управлением семьи, с организацией семейного быта, воспитанием детей, культурного досуга, с обеспечением материального благополучия и др. Духовные,

личностные отношения неотделимы от первых,,так как они проявляются в совместной деятельности членов семьи, но именно они играют решающую роль в формировании всей психологической атмосферы в семье. Они жизненно значи­мы для всех ее членов и затрагивают благополучие каждого из них.

Межличностные отношения в семье во многом зависят, во-первых, от характера сложившихся эмоционально-оце­ночных связей. Они строятся, как правило, по принципу «нра­вится — не нравится» и включают в себя представления суп­ругов о свойствах характера и поведенческих поступках друг друга. Оценочные суждения не всегда бывают постоянными и зачастую очень сильно отличаются от первоначальных. Так, испытывая чувство влюбленности, многие действия супруги или супруга могут казаться милыми и безобидными. Через некоторое время эти субъективные оценки могут подверг­нуться коррекции и те же самые свойства характера, мане­ры поведения и привычки уже вызывают противоположные чувства.

Во-вторых, от личностно-смысловых отношений, предпо­лагающих ориентировку в мотивах и личностных смыслах другого человека. Признаками наличия благоприятных смы­словых отношений является полное взаимопонимание супру­гов, возникающее в результате психологической близости между ними. Такая близость, к сожалению, с годами меняет­ся, причем неравномерно у мужчин и женщин. Установлено, что одной из главнейших причин семейных конфликтов яв­ляется неверное истолкование супругами мотивов поведения друг друга и приписывание несуществующих намерений.

В-третьих, от их соответствия принципу гуманности. Что­бы в семье царил мир, единство, понимание, и уважение, нуж­но относиться к своим близким как к самому себе, учитывать потребности и свойства каждого^ уметь договариваться, убеж­дать и уступать, изменяя других и изменяться самому.

В основе поведенческой направленности семьи лежит груп­повое семейное сознание. Особенность его состоит в том, что оно отражает весь комплекс забот семьи, поскольку семейный быт затрагивает все стороны ее жизни. В структуру семейного группового сознания входят мировоззренческие установки, различного рода потребности и способы их реализации, моти­вы, переживания, настроения, привычки, традиции. При­чем, это не простая сумма социально-психологических осо­бенностей, а качественно особое образование, сложившееся

в результате совместной бытовой деятельности и взаимоотно­шений.

На семейном групповом сознании отражается весь неповто­римый для каждой семьи уклад жизни, опыт, усвоенные тра­диции, характер ее членов, связь с внешним миром и многое другое. Поэтому групповое семейное сознание имеет свои спе­цифические особенности для каждой семьи. Оно может быть негативным и позитивным, передовым и отсталым, консер­вативным и изменчивым. Но если оно сложилось, то оно ста­новится важным опосредующим фактором, через который преломляются внесемейные влияния и от которого зависит уровень развития личности ребенка.

Семья не изолированная общность, где все определяется лишь половыми отношениями. Она является одним из звень­ев социальной структуры общества, где в миниатюре отра­жаются все процессы, происходящие в нем. Поэтому, несо­мненно, образовательная, профессиональная и общественная позиция родителей и других членов семьи скажется на ее на­правленности в воспитании детей.

На жизнь семьи большое влияние оказывают чисто мест­ные, локальные факторы. Большинство населенных пунктов, городов, рабочих поселков, сел имеют свои традиции, свой комплекс предприятий, очагов культуры, природных усло­вий. На направленность семьи влияет связь с местом работы, так как она является одним из источников благосостояния семьи, связь с учебными и другими учреждениями, где учат­ся дети. Имеются и другие типичные внесемейные влияния.

Итак, семья как первичная ячейка общества представляет собой сложное социально-психологическое образование. Цели ее создания и функционирования выходят далеко за рамки личностных отношений и выступают как социально заданные и социально ценные. Важнейшей функцией семьи является воспроизводство и воспитание подрастающих поколений, ко­торой подчинены все другие функции. В зависимости от усло­вий существования и функционирования каждая семья имеет свой неповторимый облик, проявляющийся в ее структуре, функциональных особенностях, распределении социальных ролей, специфики доминирования — подчинения, ответствен­ной зависимости, психологической близости, стилей воспита­ния детей. Конечной целью в развитии семейных отношений является создание нормальной семьи, способной обеспечивать полноценное физическое, психическое и личностное развитие детей.

Проблемы организации жизнедеятельности

и воспитания ребенка с ограниченными

возможностями здоровья в семье

Семья — ближайшее и первое социальное окружение, с ко­торым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограни­ченными возможностями действует на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувств радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом, расценивается как жизненная катастрофа. На этой почве часто возникают между супруга­ми конфликты. Немало случаев, когда родители отказыва­ются от таких детей, оставляют их в родильных домах или передают на воспитание в специализированные учреждения.

Рождение ребенка с дефектом развития действует на раз­ных родителей неодинаково, но в большинстве своем прояв­ляется как сильнейший психологический стресс, последст­вием которого может быть возникновение так называемого травматического невроза, т. е. нарушение функционирования психики в результате пережитого шока. Большинство роди­телей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыден­ной жизни и заняться воспитанием ребенка. Однако сильный шок, пережитый ими ранее, способен возвращаться к ним в виде «ретроспективных» тревог, бессонницы, нервных сры­вов, периодических депрессий. Выделяют несколько схем по­ведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект. Это:

1. Принятие ребенка и его дефекта — родители прини­мают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отно­шению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребен­ку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев ве­ра в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.

2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страда­ет дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ре­бенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и на­стаивают на высокой успешности его деятельности.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, ох-

ранителъства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и за­щищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Ано­мальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на ин­фантильном уровне.

4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботли­вым, предупредительным воспитанием. Родители «переги­бают палку* в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, вра­чей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и ано­мальному ребенку.

Ребенок с дефектом является для родителей не только ис­точником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Часто семьи тратят немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью. Нередки случаи, когда родители, ожидая насме­шек и сочувствия, стесняются выходить на прогулку с ма­лышом и делают это «крадучись», «тайком», в темное время суток, вдали от людей.

Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожале­нию, не подготовлено к восприятию таких детей. Существует своеобразная «психологическая стена* между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности. От этого страдают не только больные дети, но и все общество, по­скольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом.

Многие родители не могут смириться с тем, что ребенок у них родился с дефектом и, нередко зная, что изменить си­туацию невозможно, прилагают неимоверные усилия, не счи­таясь ни со временем, ни со средствами, странствуют по врачам и экстрасенсам, надеясь на «чудо».

Немало вопросов возникает у родителей в связи с органи­зацией жизни и воспитания ребенка с учетом дефекта. Боль­шинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказы­ваются и психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с физическими или с пси­хическими ограничениями. Пройдет время, они отойдут от первоначального шока и начнут осваивать науку воспита­ния такого ребенка, перенимать опыт других семей, накап­ливать свой опыт, причем, в большей степени на основе проб и ошибок.

Появление ребенка с ограниченными возможностями в се­мье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания не­обходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность полезна в двух от­ношениях. Во-первых, она позволит родителям легче пере­жить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития, во-вторых, разумная активность может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития.

Прежде всего родителям следует побеспокоиться о прове­дении своевременной диагностики состояния здоровья и раз­вития ребенка. Те дети, у которых дефект развития очевиден и не вызывает сомнения, попадают в поле зрения специали­стов сразу после их рождения. Однако нарушения в развитии ребенка могут быть многоплановыми и затрагивать различные сферы жизнедеятельности: умственную, двигательную, сен­сорную, речевую или же несколько сфер одновременно. При­чем они могут иметь разные формы и разную степень вы­раженности, появляться и после рождения, что предполагает необходимость их углубленного обследования. Поэтому диаг­ностика отклонений в развитии ребенка должна всегда носить комплексный характер. Структура дефекта может быть пра­вильно определена только при участии в обследовании ребен­ка врача, психолога, коррекционного педагога, а при необхо­димости и других специалистов.

Не меньшее значение имеет помощь специалистов в орга­низации ухода за ребенком, в его лечении и воспитании. Круг этих специалистов, в зависимости от структуры дефекта, мо­жет быть достаточно широк. К ним относятся специалисты

узкого профиля из соответствующих центров и лечебных уч­реждений, в которых дети состоят на диспансерном учете, а также детский врач, психолог, специалист по социальной реабилитации, логопед, коррекционный педагог, которые яв­ляются главными консультантами по многим вопросам, свя­занным с течением заболевания и развитием ребенка. В случае необходимости родители могут обратиться за помощью в пси­холого-медико-педагогическую консультацию (комиссию) (ПМПК), где работают специалисты разных профилей.

У родителей больного ребенка нередко возникает необ­ходимость в помощи социального работника, чтобы получить информацию о нужных для его лечения и реабилитации спе­циалистах, подобрать информацию о возможных пособиях, льготах, дотациях, выбрать соответствующее образовательное учреждение для ребенка. Он также может представлять ин­тересы семьи в различных государственных и общественных фондах, учреждениях, организациях, подыскать няню или учителя для ребенка, познакомить с семьями, которые успеш­но решают те же задачи, собрать документы для решения во­просов, актуальных для семьи и ребенка, делать необходимые закупки продуктов и лекарств и др.

Кроме названных учреждений и лиц, к которым при не­обходимости можно обратиться, нужно иметь информацию и о тех организациях, где родители также могли бы получить требуемую помощь. К ним можно отнести:

— территориальные или районные центры социального об­служивания или социальной защиты населения. В названном центре можно зарегистрировать семью и ребенка, стать посто­янным его клиентом и пользоваться услугами, перечень ко­торых достаточно широк;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 50; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.