Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы для докладов и сообщений 2 страница




реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в задачу которых входит оказание медицинской, социальной и психолого-педа­гогической помощи детям;

— городские или районные комитеты по защите прав ма­теринства и детства. В них можно получить консультацию о льготах, фондах помощи и другим вопросам;

специальные образовательные учреждения — детские сады, школы, интернаты;

ассоциации и другие объединения родителей, имеющих де­тей с ограниченными возможностями, которые предназначены для оказания семьям необходимой эмоциональной поддержки, передачи опыта воспитания детей, защиты прав семей и др.

Значительные трудности могут возникнуть у родителей при устройстве ребенка на обучение в школу. В законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что «право граждан на получение образования является одним из основных и неотъ­емлемых конституционных прав граждан Российской Феде­рации». В нем есть статьи, в которых особо отмечены зако­нодательные положения в отношении детей с отклонениями в развитии, предусматривающие создание условий для по­лучения образования, коррекции нарушений развития и со­циальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, организации специальных образовательных учреж­дений, обеспечивающих лечение, содержание, воспита­ние и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в об­щество.

Родители часто стоят перед выбором, куда направить ре­бенка на обучение — в обычную общеобразовательную школу или же в специальное учреждение. Их волнения не напрасны. Дело в том, что в деятельности многих специальных обра­зовательных учреждений роль родителей в восстановлении жизненного потенциала ребенка, к сожалению, во внимание практически не принимается. Вызвано это тем, что специаль­ные учреждения часто территориально отдалены от семьи. Не­редко, из-за незнания или отсутствия реальной возможности выбора типа и вида образовательного учреждения родители вынуждены использовать единственный путь — сдавать ре­бенка в государственные специализированные учреждения.

Вместе с тем, даже в этих случаях, родители должны поза­ботиться о том, чтобы ребенка подготовить к школе. Подго­товка к обучению в школе практически начинается с самого его рождения. Если у родителей возникают сомнения в том, на чем делать акцент — на лечении ребенка или на его обра­зовании, то надо иметь в виду, что дети, которые испытыва­ли дефицит в воспитании и образовании, бывают менее при­способленными к жизни, беспомощными даже в обычных жизненных ситуациях. Поэтому, какими бы тяжелыми ни были нарушения в развитии ребенка, надо решать вопрос в пользу образования, не исключая, безусловно, и лечения.

Если же ребенок, имеющий дефект в развитии, определяет­ся в общеобразовательную школу, родителям следует наладить самый тесный контакт с учителями и классным руководите­лем. Важно рассказать им об индивидуальных особенностях своего ребенка, вырабатывать с ними индивидуальную про­грамму развития с учетом специфики дефекта, регулярно

отслеживать изменения в психике и личности, происходящие под воздействием обучения и воспитания, посещать классные родительские собрания.

Полезным является также участие родителей в различных внешкольных объединениях, оказывающих влияние на обра­зовательный процесс, таких, как родительский комитет, со­вет отцов и другие. Участие в них дает родителям возможность ставить и решать вопросы, не только относящиеся к обще­школьным проблемам, но и концентрировать внимание на оказании помощи и создании условий для обучения и воспи­тания детей, имеющих ограниченные возможности, которые требуют к себе повышенного внимания и специфического ин­дивидуального подхода.

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, имеют сходные проблемы и затруднения. Нередко им недос­тает физических и моральных сил. Все они нуждаются в пси­хологической поддержке, потребности поделиться с другими людьми своими сомнениями и трудностями. Характер обще­ния родителей во многом определяется их индивидуальными особенностями. Члены гармоничных семей, в большинстве своем, не замыкаются рамками отношений только между со­бой, а имеют друзей, у них есть свои интересы, любимые заня­тия. Эти связи с внешним миром являются устойчивым источ­ником психологической поддержки при возникновении тех или иных семейных проблем. Родители всегда могут поде­литься с друзьями по поводу тревожных переживаний и труд­ностей, возникших в семье, особенно если они уже сталкива­лись с аналогичными ситуациями. У детей, как и у взрослых, также появляются друзья вне семьи. В таких семьях дети с ранних лет приобщаются к любимым занятиям, растут уве­ренными в себя, у них более рельефно проявляется чувство собственного достоинства, возникает более широкий и ус­тойчивый диапазон интересов.

К сожалению, у многих родителей, отягощенных теми или иными проблемами, существует тенденция сужения круга знакомств. Они часто замыкаются в себе, не хотят встречаться со своими приятелями, у них может возникнуть подозри­тельность, недоверие к другим людям. По этой причине они затрудняются «уйти» от своих проблем, постоянно испыты­вают внутреннее психическое напряжение, проявляющееся нередко в возникновении чувства безысходности. Поэтому ро­дителям, которых часто преследуют такие состояния, необ­ходима своеобразная «психологическая разрядка». Для этого

рекомендуется, хотя бы на короткое время, отвлечься от семейных проблем, провести некоторое время вне семьи со своими знакомыми, «излить» им свою душу, после чего мо­жет наступить определенное облегчение, вернуться уверен­ность в своих силах, и мир предстанет в другом, более при­влекательном свете.

Развитие аномального ребенка ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заин­тересованно решаться. Одной из таких наиболее сложных про­блем является реализация потребности ребенка в общении со сверстниками. Родители не должны допускать, чтобы эти от­ношения складывались стихийно, и окружающие сверстни­ки смеялись над его психическими и физическими недостат­ками. Однако рано или поздно ребенку придется общаться с окружающим миром, и, если у него не будут выработаны необходимые навыки взаимодействия с другими людьми, для него обособленность от сверстников может обернуться еще большей трагедией.

Более эффективно контакты с другими детьми налажива­ются в раннем возрасте. Ребенок, находясь среди детей, мо­жет ощущать, что он не такой как другие, но его пережива­ния в связи с возрастными особенностями еще недостаточно глубокие, адаптация происходит менее болезненно и быстрее. Однако ему надо помочь установить контакт с теми детьми, в компании которых он стал бы своим человеком. Наиболее приемлемой для решения этой задачи является игровая дея­тельность. Используя этот прием, родитель может органи­зовать такие игры, в которых ребенок не будет чувствовать себя беспомощным. Участие в таких играх вместе со здоро­выми сверстниками поможет больному ребенку обрести уве­ренность в себе и завоевать определенный авторитет в детском сообществе.

Лучше всего, если подключить к участию в игровой дея­тельности ребенка его братьев и сестер, чтобы они стали соучастниками его вхождения в социальный мир. Если же воз­никает конфликтная ситуация и дети не принимают ребенка с дефектом в свое сообщество, то «навязывать» его им не ре­комендуется. Данная среда пока не созрела для того, чтобы его принять, поэтому надо искать другие варианты и подхо­ды организации общения ребенка со сверстниками.

Жизнь преподносит немало примеров, когда люди, бла­годаря упорному труду и несгибаемой воле, частично или полностью побеждали свои недуги, изначально считавшиеся

безнадежными. Обреченные, казалось бы, на жалкое существо­вание, они делали свою жизнь полной и счастливой. В 1994 году А.В. Суворов, потерявший зрение и слух, защитил кандидат­скую диссертацию по проблеме саморазвития личности в экстре­мальных условиях слепоглухоты. А через два года он представил и успешно защитил докторскую диссертацию по теме: «Чело­вечность как фактор саморазвития личности». В ней разра­ботана оригинальная методика личностной самореабилитации детей-инвалидов.

В 1961 году успешно защитила диссертацию на тему: «Как я воспринимаю окружающий мир» слепоглухонемая О.И. Ско-роходова. При полном отсутствии зрения и слуха она вырабо­тала у себя способность к научному творчеству. После защиты диссертации она работала в нучно-исследовательском институ­те дефектологии Академии педагогических наук, вела работу по обучению и воспитанию слепоглухонемых детей.

Отдавая должное этим людям, не следует забывать, что ос­новы названных качеств заложили их родители, именно они во многом создали условия для их развития.

Семья для человека — наиболее значимый фактор социа­лизации и превосходит по влиянию все другие общественные образования. В ней человек усваивает систему норм, правил, ценностей и знаний в соответствии с культурой и традиция­ми общества и апробирует их на практике. Что же касается роли семьи для ребенка с ограниченными возможностями, то она неизмеримо возрастает. В связи с его особым образом жиз­ни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и об­разования таких детей, что неизбежно сопровождается по­вышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.

Результаты исследования, проведенного в Москве в 1994 го­ду институтом социологии РАН по программе Е.Ф. Ачельдие-вой и Л.В. Ясной, с целью оценки условий функционирова­ния семьи, воспитывающей ребенка с особыми проблемами, показало, что с возникновением новой ситуации большая часть (80 процентов) всех опрошенных матерей находятся в основном дома, ухаживая за своим ребенком. По этой при­чине материальное положение семей, имеющих детей с осо­быми проблемами, оценивается ниже, чем репрезентативная выборка по Москве. 34,6 процента респондентов оценили свое материальное положение как плохое и 11,7 процента как очень плохое. В целом околсГ21 процента детей с ограничен­ными возможностями воспитываются мамами без отцов.

В числе наиболее важных и трудных проблем родителями были названы такие, как: невозможность обучения детей в обычной школе (34,5%); трудности в организации летнего отдыха (41%); трудности в организации общения со сверст­никами (40%). Наибольшее беспокойство вызывало будущее больного ребенка: трудности с получением профессии (43,3%), с трудоустройством (40%).

В ходе исследования выяснилось, что 35 процентов детей с особыми проблемами посещают обычную школу, 25 процен­тов — школу специализированную по профилю болезни, 7 процентов детей-посещают школы с углубленным изучени­ем различных предметов, около 23 процентов детей обучаются на дому. К тем детям, которые занимаются на дому, в 73 про­центах случаев приходят на дом учителя, в 39 процентах се­мей мать или другие члены семьи занимаются с ребенком по программе школы, 8,5 процента нанимают педагогов частным образом.

Многие из родителей не удовлетворены организацией обучения детей. По их мнению, наиболее благоприятный вариант обучения — в классе с небольшим числом учени­ков (45%); обязательное условие — индивидуальный подход (28%), 27% опрошенных высказались за обучение ребенка в обычной школе.

Чтобы больше узнать об особенностях развития психики ре­бенка и его недуге, несомненно, нужны консультации у спе­циалистов, однако этого недостаточно. Если родители хотят по-настоящему счастья своему ребенку, они должны со всей ответственностью заняться своим образованием и самообра-зованием, овладеть основными технологиями по воспитанию, В настоящее время издается немало литературы по пробле-мам воспитания и развития детей, но в этом огромном потоке информации несведущему человеку бывает трудно найти то, что ему действительно необходимо. Оказать квалифи­цированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессио-нально подготовленные люди: психолог, специалист по соци-альной реабилитации, врач, социальный работник, педагог и другие.

Как видим, социальные связи семьи в связи с появлением ребенка с ограниченными возможностями значительно расши­ряются. Вез их установления и поддержания нормальных деловых отношений решать многие проблемы воспитания и развития ребенка крайне затруднительно. Однако, чтобы от

таких взаимоотношений была польза для семьи и ребенка, нужна воля и активность самих родителей. Только при их желании и целеустремленности можно овладеть нелегкой наукой воспитания ребенка с отклонениями в развитии и соз­дать условия для его более эффективного психического и лич­ностного развития.

Все выше перечисленные трудности, а также мнения и по­желания необходимо учитывать при организации социально-реабилитационного процесса ребенка с ограниченными воз­можностями жизнедеятельности.

Социально-психологическая реабилитация

родителей как решающее условие

их подготовки к воспитанию ребенка

с ограниченными возможностями здоровья

Пережитый шок, вызванный известием о появлении в семье ребенка с дефектом, серьезно травмирует психику родителей и существенно влияет на установившиеся между ними отно­шения.

В гармоничных семьях супруги, как правило, находят пу­ти взаимно поддержать, успокоить друг друга, пережить свое горе вместе. Но таких семей, к сожалению, немного. В боль­шинстве своем отношения между супругами после появления ребенка с дефектом охлаждаются. Нередко возникает недове­рие, обида, супруги начинают искать причины несчастья ре­бенка, что ведет к внутрисемейным конфликтам.

Еще более сложные переживания выпадают на долю оди­ноких матерей. К негативной реакции общественного мнения на рождение внебрачного ребенка добавляются страдания, связанные с его болезнью, с трудностями содержания и вос­питания.

Родители, имеющие таких детей, часто страдают от того, что чувствуют себя виновными в случившейся беде с ребен­ком. Они не могут самостоятельно преодолеть навалившиеся на них тяжелые личностные и социальные проблемы.

Можно ли помочь -такими родителям избавиться от мучительных переживаний безысходности и обрести должные уверенность и покой?

Психологическая практика дает в этой связи положи­тельный ответ. Эмоциональные переживания, мышление и поведение человека чрезвычайно сложны, но они вполне по­знаваемы и управляемы. Приложив достаточно усилий, мож­но, например, изменить привычный образ мыслей и чувств. Человек сам создает себе настроение. Под влиянием внешних и внутренних факторов он продуцирует вещества, влияющие на его психические переживания — от ярко выраженных про­явлений эйфории, восторга, радости до глубочайшей депрес­сии и самобичевания.

Самый разумный и эффективный путь при решении любой жизненной проблемы — начать действовать. Психологиче­ские исследования, проводимые в условиях реальной опасно­сти, показали, что наилучшим образом преодолевали свой страх и тревожные переживания те, кто был занят выполнени­ем конкретной задачи. У кого же отсутствовало «поле деятель­ности», начинали паниковать или испытывали полнейшую скованность в поведении.

Разгадка этого феномена состоит в том, что объем внима­ния, которое человек уделяет реальности, ограничен. И если внимание заполнено конструктивной деятельностью, то не ос­тается свободного места для устрашающих фантазий и тре­вожных переживаний. Следовательно, одним из важнейших условий преодоления негативных переживаний у родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями, — включение их в активную деятельность, связанную, прежде всего, с воспитанием ребенка. Как показывает практика, начать следует с изучения специальной литературы и опыта воспитания таких детей в других семьях, а также постараться создать благоприятные условия для жизни и развития ре­бенка, а главное организовать общение с ним. Если родители принимают вызов судьбы и активно начинают заниматься с ребенком, у них значительно больше появляется шансов на то, чтобы преодолеть свои страхи.

Известно, что негативные переживания имеют тенденцию очень быстро становиться привычкой и в дальнейшем воздей­ствовать на психику человека автоматически. Чтобы этого из­бежать, существует немало приемов, снимающих отрицатель­ное воздействие негативного мышления путем перевода его в позитивное русло.

Так, в психотерапевтической практике широко известен прием, когда пациенту рекомендуют следить за появлением негативных мыслей и регулярно, не реже чем через два часа,

фиксировать их в тетради или с помощью диктофона на ау­диокассете, а затем, при анализе сделанных записей, подби­рать к ним позитивные варианты ответов.

Чтобы негативные мысли лучше осознать, а затем их из­менить или смягчить, можно применительно к специфике рассматриваемой проблемы использовать следующие вспомо­гательные вопросы:

— Какие чувства вызывает мысль о том, что у меня имеет­ся ребенок с дефектом развития?

— Способствуют ли они тому, что я остаюсь угнетенным, напуганным, недовольным, огорченным?

— Ощущаю ли я чувство вины? И другие.

Ориентация на позитивные мысли приводит в итоге к из­менению привычного стиля мышления, что значительно сни­жает психическую напряженность, смягчает эмоциональные переживания, вызванные неприятными для человека эмо­циями.

Например, человека постоянно преследует мысль о том, что он повинен в рождении ребенка с дефектом и что его по этой причине осуждают окружающие люди. Но если те же пробле­мы попытаться представить в другом, более позитивном ключе, то та же ситуация будет выглядеть несколько иной. В этой связи можно сказать себе, что ты в своей беде не один, есть и другие семьи, где воспитываются дети с дефектами раз­вития. Для их обучения существуют в государстве специаль­ные школы, которые призваны помочь. Мой долг — заняться по-настоящему воспитанием ребенка, чтобы подготовить его ко всем трудностям, которые встретятся на его жизненном пути.

Вместе с тем в решении личностных проблем только одно­разовых упражнений недостаточно. Добиться изменения не­гативного мышления и негативных установок можно только практикой. Как научиться контролировать свои мысли и чув­ства? Всякий раз, когда негативные мысли и чувства возни­кают, стараться останавливать их и придавать им позитивный характер.

Немалую роль в снятии психического напряжения и выво­да из состояния депрессии родителей, испытавших шок от ро­ждения ребенка с дефектом, играет общение. Существуют два крайних варианта в поведении тех, у кого появился такой ре­бенок: одни — замыкаются в себе, боясь, что об этом узнают окружающие люди и их.осудят, другие испытывают желание поделиться с кем-нибудь своим горем, найти поддержку и со­чувствие.

Однако не все люди могут осознать несчастье таких роди­телей. Лучше всех их поймут те, кто испытал аналогичный удар судьбы. Встретив «родственную душу», можно и попла­кать, «излив свое горе», и перенять опыт воспитания ребенка. После таких встреч и бесед, как правило, наступает облег­чение, человек расслабляется, появляются проблески на­дежды на то, что ребенка с тем или иным дефектом можно достойно воспитать и сделать его полноценным членом об­щества.

Очень полезно для снятия психического и физического на­пряжения здоровое чувство юмора. С помощью юмора можно без особого драматизма признавать свои ошибки, слабости, конфликты, находить смешное в своем поведении, в отноше­ниях между людьми, в воспитании ребенка, превращать не­гативные эмоции в положительные. Если человек, несмотря на возникшие трудности, находит силы посмеяться над собой, у него появляется больше шансов преодолеть внутренний дис­комфорт и внешние испытания, обрушившиеся на него.

Юмор — качество не врожденное. Его можно у себя раз­вить. Источником юмора может стать все, что мы делаем и с чем сталкиваемся. Жизнь полна абсурда, бесполезной ак­тивности, суеты, пустого шума и все это богатейший матери­ал для тренировки чувства юмора. Чтобы овладеть чувством юмора, надо находить время для размышления над события­ми каждого прошедшего дня и пытаться найти в них смеш­ные стороны, преувеличивать или приуменьшать значимость прошедшего факта или ситуации, придумывать необычные ситуации и т. д.

Таким образом, несмотря на многие трудности, возникаю­щие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их мож­но преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют на­выками управления своими чувствами и мышлением, научат­ся использовать свои воспитательные возможности и опыт вос­питания таких детей, накопленный в других семьях.

Однако надо иметь в виду, что не все семьи могут справить­ся с навалившимися на них проблемами самостоятельно. Им нужна своевременная психологическая поддержка и психо­терапевтическая помощь и в этом могут оказаться полезными специалисты по социальной реабилитации.

Учитывая исключительную актуальность названной про­блемы, многие реабилитационные центры, созданные в по­следние годы, работу с родителями определили как одно из

приоритетных направлений. Эта работа включает обследова­ние психологического состояния матерей и оказание им кон­сультативной и, при необходимости, психотерапевтической помощи, обучение приемам воспитания и реабилитации де­тей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях, оказание помощи в деятельности общественных объединений родителей детей-инвалидов и многое другое.

Показателен в этом отношении опыт областного реабили­тационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОРЦ) Новосибирской области.

Коллектив центра главной своей задачей считает проведе­ние адаптации детей с ограниченными возможностями здо­ровья в процессе социализации, обеспечение комфортного со­стояния их родителей, формирование у населения адекватного отношения к детям-инвалидам и интеграции этих детей в со­временное общество.

Основными направлениями деятельности ОРЦ являются:

• реабилитационная работа с семьей;

• внедрение новых реабилитационных технологий;

• методическая работа, в том числе с территориальными центрами;

• организация повышения квалификации социальных ра­ботников Сибирского региона.

В центре сложилась модель работы с семьей, направленная на привлечение ее членов к проведению коррекционно-оз-доровительных мероприятий и на стабилизацию семейных отношений. Эта работа проводится в тесном содружестве с комплексными территориальными центрами социального обслуживания населения. В их функции входят выявление семей, имеющих детей-инвалидов, проведение постоянного со­циального патронажа, организация реабилитационных услуг. Данная модель работы с семьей призвана решать следующие задачи:

• повышение уровня психического здоровья родителей;

• оптимизация внутрисемейных отношений;

• расширение информированности родителей о потенциаль­ных возможностях ребенка, о его перспективах в различных аспектах реабилитации;

• обучение родителей приемам организации игровой и учеб­ной деятельности детей^

• ознакомление родителёй"с психокоррекционными и пси­хотерапевтическими приемами (см. рис. 8.1.)

Коллектив ОРЦ ведет поиск новых форм работы, способст­вующих оказанию помощи как можно большему количеству детей и дающих возможность максимально приблизиться к каждой семье, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья. К таким формам можно отнести, на­пример, открытие в каникулярное время санаторной и пан-сионатной групп для детей. Их работа планируется таким образом, чтобы получить медицинскую, психологическую, пе­дагогическую помощь в них могли и мамы.

Находясь в центре вместе с ребенком, они не только при­нимают участие в реабилитационном процессе, но и интенсив­но обучаются приемам реабилитации с целью их дальнейшего применения в домашних условиях. Специалисты областного реабилитационного центра используют не только широко из­вестные, хорошо зарекомендовавшие себя технологии, но и внедряют новые, еще не вошедшие в повсеместную практи­ку, например, использование сенсорной комнаты, метод кон-дуктивной терапии Пето и др.

Использование новых реабилитационных технологий при активном участии в реабилитационном процессе родителей позволяет добиваться поставленных задач, коррегировать на­рушения двигательных, речевых функций ребенка, оздорав-ливать его соматическую сферу, что в конечном итоге способ­ствует максимально возможной его адаптации.

Социально-психологические особенности

воспитания детей с ограниченными

возможностями здоровья в семье

Ребенок с ограниченными возможностями как субъект вос­питательного воздействия, независимо от вида дефекта, пред­ставляет собой развивающуюся личность и индивидуальность. В процессе воспитания у такого ребенка, хотя и при некото­ром возможном снижении темпов и изменении некоторых качественных характеристик развития, постепенно складыва­ются собственные мотивы и стимулы поведения, развиваются потребности, формируются личностные качества, интересы, появляется возможность ставить перед собой цели сознатель­ного самосовершенствования и осуществления самовоспи­тания. То есть ребенок с ограниченными возможностями, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием

воспитания успешно развиваться в психическом и личност­ном отношениях.

Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участ­никами воспитательного процесса выступают все ее члены: мать и отец, старшее поколение в лице бабушек и дедушек, братья и сестры и др. От их действий и отношения к ребенку во многом зависит успешность его развития. Если ребенок в семье не желанен, не удовлетворяются его потребности в лас­ке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка.

Важнейшей предпосылкой нормального психического раз­вития ребенка является любовь к нему родителей, спокойная атмосфера в семье, доброжелательное отношение. Нередко да­же небольшие усилия родителей могут оказать очень сильное влияние на развитие ребенка, повысить его активность, ин­терес к взрослому человеку.

В этом отношении показательны опыты М.И. Лисиной, изучавшей роль общения с младенцами 2—4 месяцев в их раз­витии. Занятия длились 7—8 минут в день и состояли в том, что экспериментатор ласкал ребенка, поглаживал и тормошил его, улыбаясь и приговаривая нежные слова, примерно так, как это делает любящая мать в минуты особой нежности. От­ветной реакцией была бурная радость детей. Они смеялись, тянули ручки к взрослым, в восторге вскрикивали, их глаза сияли и лучились.

После 2—3 занятий дети с нетерпением ждали эксперимен­татора, а завидев его, оживлялись и призывно гулили. При сравнении данной группы детей с контрольной обнаружилось, что у детей, с которыми интенсивно общались взрослые, раз­витие внимания и интереса происходило быстрее, их дви­жения были более разнообразными. Они чаще радовались и получали более глубокое удовольствие от действий с игруш­ками, полнее исследовали их: рассматривали, ощупывали, об­следовали губами, слушали, какой они издают звук, сжимали, растягивали и т. д. Если учесть, что взрослые не показывали малышам, как надо действовать с игрушками, то можно сде­лать вывод, что именно общение взрослого оказалось той силой, которая продвинула психическое развитие ребенка и сделала его более активным.

В практике семейного воспитания исторически сложилось два типа отношений между родителями и детьми: отношения соподчинения и отношения сотрудничества. Первый тип

отношений хорошо известен. Он вписывается в следующую формулу: «Я взрослый, ребенок— маленький, я знаю, как жить, он не знает. Я его веду за собой». Однако ребенок не всегда понимает эти благородные стремления взрослых, начинает сопротивляться, и тогда взрослый использует свою власть и силу. То есть в данном случае власть становится пер­вой необходимостью воспитания, непременным его условием, а процесс воспитания превращается в процесс подчинения ре­бенка.

Такой тип воспитания, по терминологии С. Соловейчика, называется сообщничеством. Дети, выросшие там, где царит сообщничество, где побеждает принцип: «Я тебе — ты мне», смотрят на все с позиций выгоды. Кто выгоден, с теми ведут дружбу. Не стало выгоды — наступает конец всяким отно­шениям. Там, где устанавливаются отношения сообщничест­ва, полноценного нравственного воспитания быть не может, потому что спор за власть между взрослыми и детьми — пер­вый признак бездуховности и несправедливости.

Другой тип отношений — сотрудничество. Сотрудничать с детьми, значит уважать их, ценить, уметь поступиться свои­ми желаниями, нуждаться в них и быть нужным. Воспитание как сотрудничество — это естественное воспитание, которое имеет место в каждой дружной семье

Одной из серьезных опасностей, которое подстерегает мно­гие семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностя­ми, это установление к нему особого отношения, видя в нем «особенного» ребенка. Родители стремятся оградить его от фи­зических усилий, выполняют за него многие действия, даже те, с которыми он мог бы успешно справиться сам, реагиру­ют на все его капризы, лишая его тем самым элементарной самостоятельности.

. Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцен­тирование внимания на его * особенностях» — реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремлен­ной личности, пассивно воспринимающей все жизненные об­стоятельства и не способной преодолевать трудности.

. Наилучшие возможности для воспитания ребенка предос­тавляет нормальная гармоничная полная семья. В такой семье легче усваивается опыт нравственного поведения и первично­го социального общения. Если в ней царит доброжелатель­ность, любовь и уважение, все члены семьи помогают друг




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.