Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы для докладов и сообщений 3 страница




ДРУгу, то без особых затруднений формируются многие цен­ные качества личности.

Что же касается других типов семей, то каждому из них присущи свои проблемы. В малодетной семье, например, труд­нее воспитывать полноценного человека в социальном отно­шении. Единственный ребенок получает больше внимания, им больше дорожат и не скрывают этого. Единственные дети чаще вырастают себялюбцами, эгоистами, черствыми людь­ми. Ребенок привыкает к тому, что все о нем заботятся, а ему заботиться не о ком. Единственные дети чаще остаются ин­фантильными, несамостоятельными, нуждающимися в опе­ке старших.

В неполной семье, где чаще всего отсутствует отец, мальчик труднее воспринимает роль мужчины. Не легче и девочке: ведь она лишается возможности наблюдать образцы отноше­ний жены к мужу. Положение детей из неполных семей об­легчается, если они дружат с детьми из гармоничных полных семей, и тогда эта семья, а не своя, принимается за образец, которому они и стараются следовать.

Принятие той или иной роли в семье по отношению к детям определяет стиль воспитания. В наиболее распространенной классификации выделяют следующие основные стили воспи­тания:

Авторитарный стиль. При данном стиле воспитания реализуется тактика диктата и опеки: с мнением детей не считаются, любая их инициатива рассматривается как акт своеволия, как посягательство на авторитет старшего, за их поведением устанавливается жесткий контроль. При таком стиле воспитания личность ребенка деформируется. Ребенок растет робким, неинициативным, в случае же непослушания может возникнуть конфликт между ребенком и взрослым. При разрешении конфликта взрослый пытается использовать тактику диктата.

Демократический стиль. В его основе лежит доверие и уважительное отношение к ребенку, вера в его возможно­сти и способности. Для демократического стиля воспитания в семье характерно стремление взрослого решать все вопросы совместно с ребенком на основе сотрудничества, адекватно оценивать все его успехи и неудачи, оказывать ему всемер­ную психологическую поддержку. Демократический стиль воспитания создает наиболее благоприятные условия для раз­вития личности ребенка, налаживания нормальных довери­тельных отношений в семье, воспитания активной самооценки,

чувства собственного достоинства и других положительных качеств.

Попустительский стиль. Для него характерно формаль­ное выполнение родителями своих обязанностей, когда все сводится лишь к заботе о том, чтобы дети были сыты и одеты. Что же касается их воспитания, то эта проблема их не волну­ет. Они не знают, как это делать, или же считают воспитание детей ненужным занятием, так как зачастую больше заняты собой. При данном стиле воспитания нарушается процесс со­циализации ребенка, психическое развитие замедляется, по­являются трудновоспитуемые и педагогически запущенные дети.

Исследования многих авторов (В.Н. Мясищев, 1939; Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепицкий, 1960; Е.Г. Сухарева, 1959; А. Адлер, 1930; К. Леонгард, 1965) указывают на то, что установившийся в семье тип преобладающего негативного вос­питательного воздействия оказывает существенное влияние не только на задержку психического развития ребенка, но и на возникновение различных аномалий в формировании личнос­ти. Причем установлено, что преобладающий тип взаимоот­ношений находится в тесной взаимосвязи с характером лично­стных отклонений у детей.

Ребенка воспитывает все, что его окружает. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодейст­вия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными, независимо от степени осознания их как взрослыми, так и детьми. Отсюда воспитание детей мо­жет быть стихийным и целенаправленным. Если стихийное воспитание протекает в неорганизованной среде, то целена­правленное воспитание предусматривает как создание спе­циальных условий и методов воздействия на ребенка, так и использования в воспитательных целях неорганизованной среды с целью противодействия ее возможному отрицатель­ному влиянию. Основным критерием результатов воспита­тельного воздействия является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

Особое место в развитии и воспитании ребенка занимают периоды младенчества и раннего детства. В это время ребе­нок полностью зависит от семьи, от ее воспитательных воз­можностей и условий жизни в ней.

Исследования физиологии мозга и детской психологии по­казали, что усвоение ребенком общественного опыта и закла­дывание основ умственных и других способностей происходит

наиболее эффективно в период до трех лет, когда поступаю­щая внешняя информация в мозг «ложится» на интенсивно развивающиеся нервные клетки. Игнорирование этих законо­мерностей приносит непоправимый ущерб развитию ребенка и задача родителей, имеющих детей с теми или иными дефек­тами, не упустить эти возможности.

Ребенок не пассивный объект воспитательного воздействия. Он активный его субъект. В воспитании всегда взаимодейст­вует воспитатель и воспитанник. Ребенок, изменяясь под влиянием воспитательного воздействия, сознательно или не­осознанно сам начинает влиять на взрослых, заставляя их вно­сить коррективы в содержание и средства воспитания.

Согласно взглядам С.Л. Рубинштейна, развитие ребенка предполагает постоянное развитие воспитателя, которое вы­ступает условием развития ребенка. Отсюда следует вывод, что воспитание ребенка в семье должно начинаться с воспи­тания, самовоспитания и самообразования родителей. Они должны знать, не только как ухаживать за ребенком, но и ори­ентироваться в том, каким образом развивать психику ребен­ка и формировать его как личность.

Большой интерес для родителей представляет опыт ранне­го развития детей в Японии. В 1969 году один из основателей фирмы «Сони» Массара Ибука создал организацию «Японская ассоциация раннего развития», которая дает возможность ты­сячам малышей в возрасте до трех лет учиться по программе, которую он разработал. В основе этой программы лежит вели­кая вера в силу воспитания и в потенциальные возможности ребенка. То, что ребенок способен усвоить до трех лет, впо­следствии ему дается с трудом или вообще не дается. То, что взрослым усвоить трудно, дети усваивают играючи: иностран­ные языки, игру на скрипке, верховую езду, плавание, рисо­вание и т. д. Они готовы учиться всегда, пока им интересно.

В предисловии к своей работе «После трех уже поздно» он говорит о том, что традиционный подход к обучению детей по­рочен. Считается, что о детях известно все, тогда как на самом деле мы очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет, но согласно современным исследованиям, к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завер­шено на 70—80 процентов. Мозг ребенка обладает фундамен­тальной способностью принимать сигналы извне, создавать их образ и запоминать. На этой способности держится все даль­нейшее интеллектуальное развитие.

Поэтому, как он считает, вводить информацию извне наи­более эффективно в период от одного до трех лет, так как ос­новные структуры мозга формируются к трем годам. В этой связи он предлагает изменить в работе с детьми не содержа­ние, а способ обучения ребенка. Главное, полагает он, это свое­временное введение в развивающиеся клетки мозга нового опыта. Раннее развитие полезно не только для здоровых де­тей, но и для тех, кто появился на свет с теми или иными от­клонениями от нормы. Как замечает Массара Ибука, раннее развитие не должно обходить их стороной, наоборот, именно в силу тяжелого положения детей необходимо определить их недостаток как можно раньше, чтобы с помощью техники ран­него развития компенсировать эти недостатки насколько это

возможно.

Так, глухого ребенка сначала учат узнавать на слух собст­венное имя, затем другие слова. Позже соединяют слова со значениями, развивая следы слуха. Через несколько недель младенец начинает узнавать голос своей матери, а через четы­ре месяца свое имя. Примерно к трем годам узнает многие слова, которыми пользуются взрослые в повседневной жиз­ни, поэтому эти ранние годы — самые подходящие, чтобы научить различным словам ребенка со слуховыми отклоне­ниями. Больше всего надо избегать изоляции ребенка от зву­ков, потому что он якобы ничего не слышит. Как утверждает Масара Ибука, если глухой ребенок будет постоянно слушать звуки, у него может развиться способность слышать, даже если он родился с серьезным нарушением слуха.

Логика воспитания ребенка с ограниченными возможно­стями требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия с ним и выработки наиболее оптимальной стратегии и тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни и других фак­торов. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на все случаи жизни никто не может дать. Родители должны са­ми познать закономерности развития ребенка и соотносить с ними свои действия.

Контрольные вопросы

1. Раскройте социально-психологические особенности семьи как ячейки общества. Охарактеризуйте основные типы семьи и объясните, почему они неодинаково влияют на развитие личности ребенка.

2. Назовите основные факторы, от которых зависят межличностные отношения в семье.

3. Раскройте основные схемы поведения родителей и их реакции на дефект ребенка.

4. Перечислите трудности, возникающие в семье в связи с появлени­ем ребенка с ограниченными возможностями.

5. Что понимается под социально-психологической реабилитацией родителей и какие существуют способы снятия у них тревожных эмо­циональных переживаний?

6. Какие существуют препятствия на пути преодоления тревожных переживаний и страхов у родителей и каким образом их можно преодо­леть?

7. Раскройте сущность понятия «воспитание» и значение этого про­цесса для ребенка с ограниченными возможностями в семье.

8. Что такое стиль семейного воспитания и какое влияние он оказы­вает на психическое развитие ребенка и возникновение различных ано­малий в формировании личности?

9. Обоснуйте важность социальных связей родителей, имеющих де­тей с ограниченными возможностями, и дайте характеристику некото­рым из них.

10. Почему ранние периоды жизни ребенка с ограниченными возмож­ностями здоровья наиболее эффективны для реабилитации нарушенных психических функций?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.