Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослы­ми / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1981. 1 страница




Темы для докладов и сообщений

1. Общение и его значение в социальной реабилитации детей и под­ростков с ограниченными возможностями здоровья.

2. Восприятие и познание людьми друг друга в общении.

3. Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здо­ровья.

Литература

1. Бодалев АА. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до трех лет. М., 1992.

4. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у до­школьников. М., 1990.

5. Лапшин В.А., Певзнер М.С. Основы дефектологии. М., 1990.

6. Леонтьев А.А, Психология общения. М., 1997.

7. Лисина ММ. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1990.

8. Логопедия / Под ред. Л.С Волковой: В 2 кн. М., 1995.

9. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.

11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

12. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Со-хина. 1979.

13. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидев­ского. М., 1969.

14. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.

Глава 10 СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ

РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛ

Личность специалиста по социальной

реабилитации детей с ограниченными

возможностями здоровья

Обучением, воспитанием и развитием личности ребенка с ограниченными возможностями занимаются многие специа­листы: врачи, коррекционные педагоги, учителя-предметни­ки, социальные педагоги, психологи и др. К этому перечню добавляются работники еще одного профиля: специалисты по социальной реабилитации.

Кто же такой специалист по социальной реабилитации? Какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать?

Социальная реабилитация — это разновидность социаль­ной работы. По определению американских ученых М. Саппса и К. Уэлса, социальная работа — это профессия подвижни­ков, занимающихся улучшением отношений между людьми с ограниченными возможностями здоровья и их окружением, влияющих на способность таких людей выполнять жизненные функции, реализовывать стремления и ценности, облегчать дистресс, снимать дискомфорт и стрессы. Но к общим обязан­ностям социального работника у специалиста по социальной реабилитации добавляются дополнительные функции, не­сопоставимые с выполнением традиционных обязанностей социального работника — возвращение детей-инвалидов из «плена» функциональной ограниченности в полноценную об­щественную жизнь.

Специалист по социальной реабилитацииэто профес­сионал, призванный обеспечить перестройку психики и раз­витие заданных свойств личности ребенка с ограниченными возможностями с помощью организационных, педагогических

и психотехнических средств, реализацию его потребности быть личностью, а также способствовать созданию опреде­ленного личного психологического комфорта и психологиче­ской защищенности. Работа с детьми и подростками с огра­ниченными возможностями требует от каждого, кто избрал данную профессию, полнейшей самоотдачи, безграничной любви, уважения и веры в возможности ребенка, кажущего­ся безнадежным, глубоких профессионально-теоретических и практических знаний.

Деятельность специалиста, занимающегося социальной реабилитацией, включает в себя две основные характеристи­ки: объективную и субъективную, являющиеся необходимы­ми предпосылками эффективности его труда. К объективным характеристикам относятся знания и умения, которыми он обладает, а также результаты социальной реабилитации, то есть те изменения в психическом и личностном развитии, которые возникают под влиянием реабилитационных воздей­ствий. К субъективным — его личностные особенности.

Чтобы успешно реализовать цели социальной реабилита­ции ребенка с ограниченными возможностями, специалист по социальной реабилитации должен обладать глубокими и раз­носторонними знаниями. В этой связи ему необходимы:

— знания об особенностях развития человека как личности;

— знания об основных тенденциях общественного разви­тия и требованиях, предъявляемых обществом к человеку. Знание особенностей общественного развития позволяет реально определять характер и содержание социально-реаби­литационной деятельности, ее цели и задачи по формирова­нию личности ребенка;

— знания возрастных и индивидуальных особенностей пси­хического и личностного развития ребенка как в норме, так ив патологии;

— знания особенностей межличностных отношений и их влияние на развитие личности;

— знания собственно социально-реабилитационных техно­логий, обладание практическим опытом, мастерством и ин­туицией.

Специалисту по социальной реабилитации надо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения.

Социально-реабилитационная работа нередко требует бы­строй оценки сложившейся ситуации и срочного вмешатель­ства специалиста. На помощь в этом случае может прийти

интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств.

Вместе с тем профессиональные знания, умения и навыки в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, не могут сами по себе решать цели и задачи социальной реаби­литации. Они выступают лишь необходимыми условиями. Ре­шающее же значение, как показывает практика, оказывают личностные качества в совокупности с глубокими знаниями и умениями в области социальной реабилитации.

Специалист по социальной реабилитации, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные возможности, выступа­ет в нескольких ролях: воспитателя, родителя, учителя. По­этому он должен обладать качествами, которые были бы при­сущи как заботливым родителям, так и специалистам разных профилей: педагогам, психологам, психотерапевтам и др.

Как заботливый родитель специалист по социальной реабилитации должен быть способным взять на себя роль от­ца или, матери, уметь создавать для ребенка специфический микроклимат, комфорт взаимоотношений, присущий семей­ному воспитанию. Он должен находить радость в общении с ребенком, жить его жизнью, радоваться вместе с ним его успехам. Он должен нести ребенку любовь и ласку, так не­достающую ему в отсутствие родителей. Его должно волновать будущее ребенка так же, как если бы это был бы его собствен­ный ребенок.

Как психолог он должен понимать и знать себя и других людей, знать психологию ребенка с учетом специфики пер­вичных и вторичных нарушений. Чтобы быть грамотным пси­хологом, он должен иметь необходимую психологическую подготовку, в результате которой должна сформироваться определенная психологическая культура, психологическая компетентность как в социально-реабилитационной работе, так и в деле пропаганды и просвещения общества о важности задач социальной работы. Овладеть психологической куль­турой — значит проявлять постоянную заботу о своем психи­ческом здоровье и психическом здоровье своих воспитан­ников, стремиться к познанию самого себя, других людей, оптимальных стереотипов поведения и общения.

Как педагог специалист по социальной реабилитации должен умело использовать формы и методы воспитательного воздей­ствия, различные социально-реабилитационные технологии, хо­рошо знать цели, функции учебно-воспитательного процесса, владеть педагогической этикой и педагогическим тактом.

Как психотерапевт он должен уметь снимать у детей и подростков стрессы и дисстресы, дискомфортные состояния, детские страхи, уметь организовывать психологическую под­держку ребенка.

К субъективным характеристикам личности специалиста по социальной реабилитации можно отнести: мотивационную направленность, характер, способности, психические состоя­ния, уровень развития основных психических функций (воли, интеллекта, речи и др.), а также интегральные характе­ристики, объединяющие многообразные ее свойства. В их числе: самооценка.и индивидуальный стиль деятельности и общения.

Важнейшим личностным качеством специалиста по соци­альной реабилитации является его мотивационная направ­ленность на профессию. Устойчивая профессиональная направленностьэто стремление стать, быть и оста­ваться специалистом в данной области. Она помогает ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе.

Большое значение для работы с ребенком с ограниченны­ми возможностями имеет наличие у специалиста по социаль­ной реабилитации соответствующих способностей. Способно­сти обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, влияющие на успешное выполнение той или иной деятельности. Способности бывают общие и специальные. Вы­деляют две группы специальных способностей, необходимых для работы с детьми: перцептивно-рефлексивные способности, определяющие возможность постижения индивидуального своеобразия личности ребенка и понимание самого себя, и про­ективные, конструктивные, управленческие способности, свя­занные с умением воздействовать на другого человека.

Перцептивно-рефлексивные способности включают спо­собность к изучению другого человека, пониманию, сопере­живанию, к оценке ситуации с его точки зрения.

В управленческие способности входит способность влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в це­лом, используя мотивацию поведения.

На отношения, складывающиеся у специалиста по социаль­ной реабилитации с ребенком, существенно влияют особенно­сти его характера.

Характер — это система устойчивых эмоциональных от­ношений к себе, другим людям, к труду, вещам, типичным ситуациям профессиональной деятельности и связанных с ни­ми профессиональных стереотипов поведения. Характер

формируется на протяжении всей жизни, может меняться и зависит от направленности активности личности. Внешне характер проявляется в речевых реакциях. Выделяют сле­дующие способы эмоционального реагирования на поведение детей:

а) по содержанию — оценочные (объективная или не­справедливая оценка); защитные (проникновение в мотивы поступков ребенка, прощение или его оправдание); регули­рующие (побуждение, запрещение, указание);

б) по эффективности и по отношению к цели — конструк­тивные (реально способствующие достижению цели), псевдо­конструктивные (создающие видимость участия в решении проблемы), деструктивные — являющиеся препятствием для выхода из определенной ситуации;

в) по характеру активности — наступательные (оценка ребенка и себя, выявление позиции другого), рационализи­рующие (выявление положительных качеств и затруднений у себя и другого);

г) по функции — мобилизующие (рекомендации ребенку, себе), успокаивающие (участие, примирение), провоцирую­щие (разоблачение другого, упрямство).

Специалисту по социальной реабилитации должны быть присущи альтруистические черты характера и эмпатия.

Альтруизм — это система ценностных ориентации лич­ности, при которой центральный мотив и критерий нравст­венной оценки — это интересы другого человека или соци­альной общности. Центральная идея альтруизма — идея бескорыстия, проявляющаяся в организации деятельности, осуществляемой в интересах других людей и не предполагаю­щей реального вознаграждения. В действиях специалиста по социальной реабилитации альтруизм может выступать как проявление гуманности в повседневном общении и деятель­ности с детьми.

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — спо­собность, позволяющая постигать эмоциональные состоя­ния других людей, сочувствовать им, разделять их пережи­вания.

Проявления эмпатии зависят от уровня развития нравст­венного сознания человека, поскольку эмпатия может иметь как эгоистическую, так и альтруистическую направленность, т. е. она может быть использована как во имя собственных интересов, так и во имя интересов другого человека. Кроме

того, для повышения эффективности социально-реабилита­ционного процесса мало только переживать и сочувствовать ребенку, важно развивать и у него альтруистические пережи­вания.

На специфику взаимоотношений специалиста по социаль­ной реабилитации с ребенком большое влияние оказывают психические состояния.

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Их возникновение и протекание зависит от индивидуальных свойств человека, возраста, жизненного опыта, конкретной ситуации и т. д. В работе специалиста по социальной реабилитации могут возникать временные пси­хические состояния в виде реакции на ситуацию (тревож­ность, уверенность или неуверенность, повышенная утомляе­мость, пониженная работоспособность и др.). Впоследствии они могут превращаться в устойчивые функциональные со­стояния и становиться качествами личности.

Рассмотрим некоторые интегральные свойства личности, оказывающие решающее влияние на профессиональную дея­тельность специалиста по социальной реабилитации.

Важнейшей интегральной характеристикой личности яв­ляется интеллект.

Интеллект — относительно устойчивая структура спо­собностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и ее осознанную оценку. С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Основными критериями, по которым оценивается развитие интеллекта, являются глубина суждений, обобщенность и подвижность знаний, способность выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. В структуре интеллекта осо­бое значение имеет речевая деятельность и особенно внут­ренняя речь. Важное место в ней занимают также уровень развития наблюдательности, умение использовать операции абстракции, обобщения и сравнения, с целью объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов. Обладая высоким уровнем развития интел­лекта, специалист по социальной реабилитации может гра­мотно ставить цели и задачи, возникающие в социально-реа­билитационных ситуациях, определять пути и средства их реализации, гибко реагировать на возникающие трудности.

Заметное влияние на понимание специалистом по социаль­ной реабилитации своих возможностей оказывает само­оценка. Степень адекватности самооценки реальным дос­тижениям во многом определяет направление и характер развития его профессионального мастерства. Чрезмерно низ­кая самооценка вызывает состояние неуверенности, что сказывается на мотивации отношения к труду. Завышенная самооценка выступает препятствием на пути самосовершен­ствования.

Следующей интегральной характеристикой его личности следует считать индивидуальный стиль деятельности и об­щения.

Индивидуальный стиль — устойчивое сочетание задач, средств и способов социально-реабилитационной деятельно­сти и общения, характерное для данного специалиста, а также более частные особенности, такие как ритм работы, эмоцио­нальные состояния. Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затра­тах времени и сил.

Психологи А.К. Маркова и А.Я. Никонова, изучавшие ин­дивидуальный стиль в деятельности учителя, выделили две крайних разновидности индивидуального стиля: рассуждаю­ще-методичный и эмоционально-импровизационный.

Особенностью первого стиля является четкое структуриро­вание и организация учебного процесса, повышенное внима­ние к повторению и закреплению учебного материала.

Для эмоционально-импровизационного стиля характерно стремление не придерживаться четкого плана, чаще исполь­зовать импровизацию, ориентироваться на поиск нового.

Индивидуальный стиль определяется соотношением задач is. способов деятельности, поэтому индивидуальный стиль непостоянен. В индивидуальном стиле деятельности прояв­ляется индивидуальность человека. Индивидуальность спе­циалиста по социальной реабилитации обеспечивает ему авторитет в глазах коллег, родителей и т. д., то есть особую профессиональную позицию, обозначающую специфическое влияние на детей и подростков, право принимать решения, выражать оценку, давать советы.

Однако сама по себе должность авторитета не дает. Подлин­ный авторитет опирается на характеристики специалиста, занимающегося социальной реабилитацией как субъекта дея­тельности и общения и на особенности его личности.

Профессиональная компетентность

специалиста по социальной реабилитации

детей с ограниченными возможностями

здоровья

Компетенция (от лат. competere — добиваться, соответст­вовать, подходить). Профессионально компетентным счита­ется такой труд, в котором на высоком уровне выполняют­ся функциональные обязанности,^используются специальные и общекультурные знания и умения, наиболее полно раскры­ваются профессиональные способности и личностные каче­ства, достигается высокий конечный результат.

Профессиональную компетентность иначе называют про­фессионализмом. Работа и качественная определенность профессионала не сводятся к тому, что иногда заметно сторон­нему наблюдателю. Зачастую не сведущему человеку трудно понять, почему профессионал в своей деятельности поступает так, а не иначе. Например, из каких побуждений врачи, де-фектологи и др. лучшее время отдают больным детям? Почему они стремятся к тому, чтобы эти дети были более счастливы? Отвечая на эти вопросы, воспользуемся репортажем кор­респондента «Литературной газеты» по Новосибирской облас­ти И.А. Самаховой, которая, пытаясь понять, в чем секрет работы директора дошкольного центра социальной реабили­тации А.И. Бороздина и его коллег в воспитании, казалось бы, безнадежных детей, пишет:

«Нужно быть ненормальной или безумно любящей мате­рью, чтобы в этом диагнозе-приговоре (речь идет о болезни Дауна) уловить проблеск надежды. Вдруг да вернется где-то странствующая душа в это искореженное тельце, не умеющее самостоятельно жевать и передвигаться, а все желания и эмо­ции выражающее в нечеловечески высоком крике.

Людям объясняют, что их ребенок неизлечим и не обучаем, а они вместо того, чтобы смириться, подумать о доме инва­лидов, год за годом странствуют по врачам, умоляя о «чуде». И явилось это чудо в образе добродушного невысокого крепыша с гривой седых волос, скромного учителя музыки. Я свиде­тель, как на улице Новосибирского Академгородка встречные малыши с ходу бросаются ему на плечи с воплем: «Алексей Иванович!». А больные ученики, глядя на его лицо, впервые в жизни пытаются улыбнуться.

То, что придумал и создал Алексей Иванович Бороздин, можно назвать школой искусств для самых тяжелых детей-инвалидов. Здесь учатся петь, танцевать и рисовать те, кто по началу не мог говорить, ходить, отличить мячик от зай­чика...

...Получается, что специалисты не добиваются подобных результатов потому, что находятся в плену профессиональных представлений о возможностях больного ребенка?

...Ну, а родители, самые любящие и заинтересованные лю­ди, — почему они не могут самостоятельно развивать своих детей?

— Семьи тратят основные усилия на то, чтобы как-то при­способиться к своему несчастью... В школу не матери приво­дят своих детей, а какие-то серые тени, на которых нельзя смотреть без содрогания. Здесь, среди своих, они постепенно отходят, снова превращаются в женщин, даже начинают улы­баться. Хотя бы ради этого стоит работать.

Бороздину и его коллегам задают вопрос: ради чего они не­сут свой добровольный крест, не сулящий им ни особых благ, ни почестей, ни удовлетворения? Ведь больные дети никогда не станут полноценными людьми...

— Говорят еще, что из нормальных детей мы могли бы вос­питывать гениев, — вздыхает Бороздин. Но у здоровых детей всегда есть возможности для развития. А наши ученики вот уж точно без нас не обойдутся. Если ребенок был практичес­ки растением, а после занятий достигнет уровня пятилетнего и навсегда останется на нем, это много или мало? Думаю, не только родители, но и общество в целом может почувствовать разницу. Больных детей миллионы, а по прогнозам, к сожа­лению, их будет рождаться все больше и больше. И нам с ни­ми жить».

Описанная ситуация свидетельствует о том, что профессио­нальная компетентность нечто большее, чем только знания. Благородные мотивы и побуждения заставляют человека ра­ботать самозабвенно. Иначе говоря, профессионал не только владеет специфическими тонкостями своей профессии, но он хочет, может и способен на большее.

Что же характерно для профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации?

Опираясь на исследования А.К. Марковой, изучавшей про­фессиональную компетентность учителя, и анализ спе­цифических особенностей труда специалиста по социальной реабилитации, можно выделить пять компонентов (блоков),

присущих профессиональной компетентности в социально-реабилитационной деятельности:

1) наличие опыта эффективной практической деятельности в области социальной реабилитации лиц с ограниченными воз­можностями здоровья;

2) профессиональные специальные и психологические зна­ния, навыки и умения в области социальной реабилитации де­тей с ограниченными возможностями;

3) профессиональные психологические позиции, установ­ки, психологическая компетентность;

4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями;

5) результаты труда, т. е. те изменения в психическом и личностном развитии детей, которые возникают под влия­нием деятельности специалиста по реабилитации.

Названные компоненты являются не только психологиче­скими предпосылками профессиональной компетентности, но и наработками, которые совершенствуются в ходе практиче­ской деятельности специалиста, занимающегося социальной реабилитацией.

Опыт профессиональной деятельности в области соци­альной реабилитации детей с ограниченными возможно­стями здоровья. Нравственные личностные свойства, кото­рыми должен обладать специалист по социальной реабилита­ции — основа для приобретения высоких профессиональных качеств. Но профессиональная зрелость и профессиональная компетентность, как показывает жизнь, возникают у специа­листа любого профиля только на практике. Чтобы стать про­фессионалом, ему необходимо определенное время для соци­ально-профессиональной адаптации, для «вхождения» в про­фессию и выработку соответствующего профессионального мировоззрения, осознания гражданских прав, обязанностей и социальной ответственности за свои действия в соответст­вующей должности. Период профессионального становления у каждого человека не одинаков, но он имеет место у каж­дого, кто начинает выполнять свои профессиональные обя­занности.

Профессиональные знания, профессиональная эрудиция

это совокупность сведений о специфике труда специалиста по социальной реабилитации и его взаимодействии с ребенком, отягощенным дефектом развития, о профессиональных особенностях личности самого специалиста, особенностях

психического и личностного развития ребенка в норме и в па­тологии, его возрастных особенностях и другие.

Профессиональные умения — это способы, технологии воздействия специалиста по социальной реабилитации на ребенка с учетом его первичных и вторичных нарушений в развитии, которые выполняются им на высоком уровне. Профессиональные умения образуют «техники» в его труде. Они составляют три большие группы, в число которых вхо­дят: умения, касающиеся постановки задач и организации ситуации; умения, относящиеся к применению специальных приемов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия.

Первая группа умений: умение увидеть в отношениях с ре­бенком проблему и оформить ее в виде социально-реаби­литационной задачи; умение при формулировании задачи ориентироваться на ребенка как активного развивающего соучастника социально-реабилитационного процесса, имею­щего собственные мотивы и цели; умение конкретизировать задачи в поэтапные и оперативные; принимать оптимальные решения в условиях неопределенности, гибко перестраивать цели и задачи с учетом изменяющихся условий и ситуаций; умение предвидеть близкие и далекие последствия принимае­мых социально-реабилитационных воздействий.

Вторая группа умений: в эту группу включают три под­группы умений.

Подгруппа «чему учить»: умение работать с содержанием учебного материала. Это осведомленность в новых концепци­ях социально-реабилитационной работы, умение выделять в них ключевые идеи и использовать на практике, осуществ­лять связи с другими специалистами.

Подгруппа «кого учить»: умение изучать с помощью пси­ходиагностических средств состояние отдельных психических функций (памяти, внимания, мышления, речи и др.), лично­стных качеств и личности в целом, изучать реальные возмож­ности развития для каждого конкретного ребенка, умение вы­являть не только наличный уровень, но и зону ближайшего развития ребенка, предвидеть возможные и типичные затруд­нения; умение проектировать и формировать у детей отсутст­вующие уровни деятельности и личностные качества; умение расширять поле для самоорганизации детей, разрабатывая для них индивидуальные программы.

Подгруппа «как учить»: умение отбирать и применять раз­личные методические приемы и технологии в работе с ребенком;

учитывать затраты сил детей и своих собственных при ре­шении конкретной задачи; применять дифференцированный и индивидуальный подходы; умение организовывать само­стоятельную работу детей.

Третья группа умений: умение использовать психологиче­ские и специальные знания и осведомленность в науке и пе­редовом опыте на практике; умение хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; умение соотносить возникающие трудности детей с не­дочетами в своей работе; умение видеть слабые и сильные сто­роны своего труда,' оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт; умение строить планы совершенствования своей деятельности.

Профессиональные психологические позиции — это ус­тойчивые системы отношений специалиста по социальной реа­билитации к ребенку, к себе, к коллегам, определяющие его поведение. Профессиональная позиция тесно связана с моти­вацией, с осознанием смысла своего труда.

Психологическая компетентность — это комплекс зна­ний и умений по психологии, необходимый для решения про­фессиональных задач в социально-реабилитационной деятель­ности. Знания по психологии призваны помочь специалисту по социальной реабилитации разобраться в сложных проб­лемах взаимоотношений с ребенком и найти необходимый вы­ход из сложившейся ситуации, привести к пониманию инте­грации знаний и методов из различных областей научного и практического знания с целью решения проблем подготовки ребенка к безболезненному вхождению в социальную среду. Психологическая компетентность специалиста по социальной реабилитации предполагает:

— знание закономерностей психического и личностного развития ребенка с учетом возрастных, индивидуальных раз­личий и патологических изменений, умение адекватно оце­нивать состояние детей, их настроение, поведение;

— знание психологии взаимоотношений и взаимодействий ребенка в группе;

— умение адекватно эмоционально откликаться на пси­хическое состояние ребенка и его поведение;

— умение выбирать по отношению к каждому ребенку та­кую форму социально-психологического и педагогического воздействия, которая бы отвечала его индивидуальным осо­бенностям и потенциальным возможностям;

— обладание педагогическим тактом и умением следовать требованиям педагогической этики по отношению к ребенку, имеющему ограниченные возможности.

Психологическая компетентность в деле пропаганды и про­свещения общества предполагает проявление способности формировать у населения положительное общественное мне­ние по отношению к детям, имеющим ограниченные возмож­ности.

Психологические качества личности. К ним относят осо­бенности познавательной (профессиональное мышление, на­блюдательность, рефлексия, самооценивание) и мотивацион-ной (целеполагание, мотивационная направленность личности и др.) сфер личности.

Рассмотрим некоторые из них.

Профессиональное целеполагание — потребность специа­листа по социальной реабилитации в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от обстоя­тельств и ситуации. Оно представляет собой целостную сис­тему определяющих профессиональную деятельность ориен­тиров. Профессиональное целеполагание включает в себя общечеловеческие идеалы и тактические задачи развития личности ребенка с ограниченными возможностями, задачи гражданского становления и формирования индивидуаль­ности.

Профессиональное мышление. В ходе практической со­циально-реабилитационной деятельности развертывается профессиональное мышление как процесс выявления внеш­не не заданных скрытых особенностей взаимодействия с ре­бенком.

Мышление человека — это продукт и способность его мозга с помощью мыслительных операций отражать и осмысливать реальную действительность, проникать в сущность законов развития природы, общества, самой интеллектуальной дея­тельности.

Профессиональное мышление специалиста по социальной реабилитации возникает в результате познания, осмысления объективно-субъективных воспитательных отношений, взаи­модействий детей и взрослых, непосредственно влияющих на коррекцию, развитие и становление личности. Профессио­нальное мышление формируется как мыслительная способ­ность, позволяющая осмысливать, анализировать, сравнивать социально-реабилитационные теории и концепции, совер­шать методические и технологические открытия, творчески




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.