КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1981. 3 страница
Апатия — психическое состояние, вызванное нервным истощением организма и проявляющееся в потере интереса, безразличии к окружающему, падении активности психики. Апраксия — нарушение целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием элементарных расстройств движений (параличей, парезов и др.), а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Арттерапия — один из методов реабилитации, использующий в качестве основных терапевтических средств различные формы искусства, творчества (музыку, танцы, изобразительную деятельность и др.). Астения — болезненное состояние человека, проявляющееся в повышенной утомляемости, неустойчивом настроении, резком падении дееспособности и работоспособности, вызванное истощением организма в результате умственного или физического переутомления, переживаний, конфликтов и т. д. Аутизм — болезненное состояние личности, проявляющееся в чрезмерной самоуглубленности, в уходе от контактов с окружающими, в погружении в мир собственных переживаний. Афазия — расстройство речи, выражающееся в полной или частичной утрате способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей и понимать высказывания окружающих в результате поражения определенных участков коры головного мозга.. Барьер общения — трудности психического порядка, возникающие в процессе общения. Барьеры психологические — интенсивные, чаще негативные эмоциональные переживания, мешающие эффективной деятельности, реализации личностного смысла. Взаимодействие педагогическое — преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Внушение — некритическое восприятие сообщаемой информации, под влиянием которой изменяется поведение человека в соответствии с внушаемыми установками. Возраст — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В психологии различают возраст хронологический и возраст психологический. Хронологический возраст связывают с процессом онтогенетического развития, психологический — с развитием психических функций на том или ином этапе онтогенетического развития в рамках отдельных психических процессов, что создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личностном развитии. Воспитание — процесс передачи общественно-исторического опыта подрастающему поколению, формирование личности человека; специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Вытеснение (подавление) — один из видов психологической защиты, процесс, в результате которого неприемлемые для человека мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида в виде состояния тревоги, страха и т. д. Учение о вытеснении — фундаментальная основа психоанализа, разработанного 3. Фрейдом. Галлюцинация — патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств. Генитальная стадия — термин психоанализа, обозначающий зрелую стадию психосексуального развития. Генотип — аппарат наследственности, совокупность генов данного организма, полученная им от родителей. Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности и импульсивности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания.
Гипертимия — чрезмерное эмоциональное возбуждение. Гомеостаз — подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим равновесие внешним и внутренним факторам. Поддержание постоянства различных физиологических параметров организма. Госпитализм — патология детского психического и лично1 стного развития, возникающая в младенческом возрасте по причине отсутствия необходимых социальных контактов со взрослыми. Группа — ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной принадлежности, структуре, уровню развития. Группа малая — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, развернутых во времени и характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, регресс, распад. Гуманизм (от лат. humanus — человечный) — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, разви^ тие и проявление своих способностей. Дебильность — легкая степень умственной отсталости. Деградация личности (лат. gradus — ступень, степень) — распад личности вследствие воздействия как внутренних (психические заболевания, наркомания, алкоголизм, склероз мозга), так и внешних факторов (социально обусловленные). Деменция — слабоумие как следствие недоразвития или атрофии высших психических функций. Деонтология — 1) раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного; 2) совокупность этических норм, моральных обязанностей и правил поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. Депрессия — аффективное состояние личности, заключающееся в подавленности, состоянии безысходности и общей пассивности поведения.
Депривация — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Дефект (лат. defectus — недостаток) — изъян, недостаток, отсутствие целостности ткани, органа, функции в организме и личности. Деятельность — специфическая активность субъекта, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя. Деятельность ведущая — деятельность, в процессе которой на том или ином этапе развития появляются важнейшие психические новообразования и в русле которой развиваются другие виды деятельности. Деятельность социально-реабилитационная — целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в целях подготовки и вовлечения последнего в продуктивную и полноценную социальную жизнь посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий. Деятельность педагогическая — профессиональная активность взрослых людей, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. Диагноз психологический — заключение психолога об индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях личности, как в норме, так и в патологии, выявленные в результате ее изучения. Диссоциация — нарушение связности, цельности психических процессов, неосознаваемость конкретных раздражителей, мотивов, действий, самих действий. Дистимия — подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни. Дисфория — расстройство настроения с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражительностью, агрессивностью, нередко страхами. Духовность — особое эмоционально-нравственное состояние личности, которое ориентировано на абсолютные ценности — ИСТИНУ, КРАСОТУ, ДОБРО и реализацию их в предметно-целесообразной деятельности и общении.
Душевные болезни — заболевания, связанные с серьезными нарушениями в психике и поведении человека (истерия, шизофрения и др.). Жизнедеятельность — внутренняя и внешняя активность личности в конкретных социальных, социально-психологических условиях. Жизненная позиция — понимание индивидом смысла жизни, социальных ценностей и норм, от которых зависит выбор линии поведения. Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, составляющие природную основу развития способностей. Запущенность педагогическая — устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания. Защита психологическая — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Защищенность психологическая — относительно устойчивое эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, а также при возникновении обстоятельств, способных блокировать или затруднить их реализацию. Здоровье психическое — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Зона ближайшего развития (по Л. С. Выготскому) — расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуального развития) и под руководством взрослых (зона ближайшего развития). Имбецильность — выраженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении. Инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.. Инвалид-ребенок — индивид в возрасте до 18 лет включительно с отклонениями в физическом или психическом развитии, имеющий ограничения жизнедеятельности, обусловленные врожденными, наследственными или приобретенными заболеваниями, последствиями травм, вызывающими необходимость его социальной защиты. Индивидуальность — интегральное свойство личности, совокупность индивидуально-психологических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая, индивидуально-специфическая система относительно однородных приемов, способов, методов, средств, навыков выполнения той или иной деятельности. Интеграция социальная инвалидов — активное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в различные сферы деятельности и жизни общества. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями — обучение и воспитание детей с различными дефектами психического и физического развития в учреждениях системы общего образования вместе с нормально развивающимися детьми при наличии индивидуальных средств коррекции дефекта. Интеллект — относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную ее оценку. Интериоризация — переход извне внутрь. Согласно Л.С. Выготскому, всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, а лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики отдельного индивида. Инфантилизм — сохранение у взрослых людей черт психики, особенностей поведёния?-свойственных детскому и юношескому возрасту. Интуиция — знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. Истерия — один из видов неврозов, характеризующийся многообразными нарушениями психики, двигательной сферы, чувствительности и функций внутренних органов. Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. Компенсаторный процесс — совокупность реакций организма на повреждение, выражающееся в возмещении нарушенной функции организма за счет деятельности неповрежденных еистем, отдельных органов или их составных частей. Компенсация — согласно А. Адлеру, повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый. Компенсация функций — (лат. compensate — уравновешивание, замещение) — полное или частичное возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Комплекс неполноценности — психическое образование, проявляющееся в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности, создает базу для невротических отклонений. Комплекс оживления — положительная эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения. Консультация психолого-медико-педагогическая — межведомственное коррекционно-педагогическое и консультационно-диагностическое учреждение, оказывающее помощь населению, учреждениям и органам образования, здравоохранения и социальной защиты в определении, разработке и реализации эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия, социально-педагогической реабилитации и аби-литации детей и подростков. Контроль социальный — система способов воздействия общества и групп на личность для регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в этой общности нормами. Конфликт психический — постоянный элемент душевной жизни, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности. Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении своего поведения и установок в соответствии с теми, которые раньше не разделял. Коррекция психологическая — деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Кризис возрастной — особые, относительно непродолжительные периоды онтогенеза, для которых характерны резкие психологические изменения. Личность — социальное качество индивида. Человек, наделенный сознанием, способный включаться в общественные отношения, преобразовывать окружающий мир и самого себя. v Личность самоактуализирующаяся — тип личности, по классификации А. Маслоу, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Личностный смысл — индивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система знаний, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природной и социальной среды, в которой развивается его деятельность. Маниакальность — патологическое состояние личности, заключающееся в чрезвычайно двигательной возбудимости, ускорении темпа и в то же время в упрощении мышления, его скачкообразности, в акутализации потребности в проявлении своего «Я» в системе межличностных отношений, в повышенном, иногда неистовом настроении, в стремлении к реализации какой-то цели. Маниакально-депрессивный психоз — психическое заболевание, протекающее в виде приступов (фаз) понижения (депрессия) или повышения (мания) настроения; при смягченном, не резко выраженном течении это циклотимия — спонтанное колебание настроений. Мания — психическое состояние, характеризующееся повышенным, веселым настроением, неустойчивостью внимания, речедвигательным возбуждением. Методика — конкретное воплощение метода — выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Механизм сдвига мотива на цель — цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу — сама становится мотивом. ■ Мотив — субъективная причина, непосредственно побуждающая человека к выбору того или иного способа действия и его осуществления. Мотивация — совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Навык — автоматизированное действие, сформированное путем повторений. Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Нарушение здоровья — физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры или функции организма человека. Невроз — группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по природе. Неврастения — заболевание из группы неврозов, при котором выраженное ослабление деятельности нервной системы проявляется в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению. Нонконформизм — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Образование (от слова «образ*) — единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, гармонично развитая личность и др.). Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Обучение — целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков в системе учитель—ученик; специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Ограничение жизнедеятельности — отклонение в личностном развитии индивида от нормы вследствие нарушения здоровья, характеризующееся ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, учение и трудовую деятельность. Опыт — результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающейся в единстве знаний, навыков, умений. Пессимизм — система представлений о мире, связанная с неверием в лучшее будущее. Поведение девиантное — поведение, отклоняющееся от требований социальных норм. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. Помощь психологическая — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей. Праксис (от греч. praxis — действие) — организованное, координированное сознательное действие. Праксис может нарушаться при различных поражениях головного мозга (см. Апраксин). Привычка — способ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности. Притязание — стремление личности достигнуть определенного статуса, определенной цели, определенного результата. Процесс педагогический — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Психодиагностика — процедура определения особенностей актуального психического состояния и потенциальных особенностей психического и личностного развития. Психопатия — патология-характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адаптации в социальной среде. Психопатология — психические явления, свойственные больной личности и изучаемые патопсихологией в аспекте их сущности и психиатрией — в аспекте их лечения. Психостения — болезненное расстройство психики, характерное крайней нерешительностью, боязливостью, мнительностью, склонностью к навязчивым идеям. Психотерапия — совокупность разнообразных вербальных и невербальных психологических воздействий, направленных на эмоции, суждения, самосознание человека при психических, нервных и психосоматических заболеваниях, с целью устранения болезненных отклонений и излечения. Развитие — направленное, закономерное, количественно-качественное конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры, результатом которого является совершенствование. Развитие дефицитариое — патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы. Реабилитация комплексная — процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитация социальная — целенаправленный процесс возвращения человека, получившего инвалидность.или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также с помощью комплекса психотехнических и педагогических средств, направленных на целостное развитие индивида как личности в пределах его психофизических возможностей. Реадаптация социальная — комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановление утраченной приспособленности человека к конкретным условиям его труда и быта. Регрессия поведения — форма психической защиты, вы-ражающаяоя в возвращении к более примитивному, нередко детскому типу поведения в условиях стрессовых ситуаций. Релаксация — процесс снятия стрессовых нагрузок, психического напряжения, достижение состояния покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических нагрузок. Рефлексия — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний. Роль социальная — осуществление совокупности действий, ожидаемых социальным окружением. Самоопределение личности — сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Саморегуляция психическая — система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Самосознание — высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы представлений индивида о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности. Сензитивность возрастная — способность человека в определенные возрастные периоды оптимально быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности. Система педагогическая — множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Ситуация социально-реабилитационная — совокупность условий, в которых специалистом по социальной реабилитации ставятся цели и задачи развития и коррекции ребенка с отклонениями в развитии. Смысл жизни человека — главная цель в жизни конкретного человека; то, ради чего он живет и к достижению чего стремится в своей жизни. Социализация личности — процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качествах личности. Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты. Социальная зрелость — уровень сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, самостоятельногб, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому человеку. Социально-средовая ориентация — определение потенциальных возможностей инвалида с целью последующего подбора на этой основе рационального вида общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности. Социальное обслуживание — деятельность по оказанию различных видов социальных услуг, социально-экономической поддержки, осуществлению социальной адаптации и реабилитации инвалидов, их семей и граждан пожилого возраста. Социальные услуги — совокупность элементов общей сферы услуг, направленных на социальную поддержку социально незащищенных слоев населения (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой и других видов помощи). Социальный опыт индивида — опыт его участия в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным направлениям, а также на содержание установок, знаний, навыков и умений. Социальный патронаж — медико-социальная, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, социально-трудовая и социально-правовая поддержка инвалидов и их семей на дому с целью создания оптимальных условий их реабилитации и жизнедеятельности. Социальный работник — специалист по социальной работе, оказывающий и организующий материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям и другим мало-защищенным гражданам. Способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену. Среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность. Среда специальная развивающая — такая организация жизнедеятельности детей, в которой проявляется гармоничное сочетание взаимоотношения ребенка и социальной среды и которая побуждает яетей быть активными и целеустремленными. В основе функционирования специальной развивающей среды лежит оптимальное сочетание учебной и игровой деятельности, содержательного и увлекательного отдыха детей с одновременным решением по разработанной программе специальных обучающих, развивающих, воспитательных и социально-реабилитационных задач. Стандарты реабилитационные — нормативные документы по оценке качества и эффективности реабилитации инвалидов. Статус личности — положение личности в группе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющее ее права, обязанности и привилегии.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |