Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строительные материалы




Характерные черты византийской архитектуры

1. Архитектура - ведущий вид искусства.

Архитектура организовывала все прочие виды искусства в единые ансамбли. В основе византийского типа православного храма лежит равносторонний греческий крест, который, прежде всего, подчеркивает точку центра. Отсюда доминирующая тенденция центризма, проявляющаяся в особом воздействии подкупольного пространства. Круговая зона этого пространства реализует концепцию созерцательной религии. Очевидная выделенность этой зоны, ее осененность куполом, знаменует собой позицию Всевышнего, давлеющего над верующими, владеющего ими всецело. Всех уравнивает греческий крест своим объединяющим началом, и есть только один, который стоит выше.

2. Тотальный символизм византийской культуры.

Символика культового здания вмещает в себя несколько основных аспектов. Во-первых, храм – символ града Небесного на земле. Во-вторых, отношение экстерьера и интерьера храма символизировало противоречие телесной оболочки и внутреннего мира души. Для византийских храмов характерен контраст между внешним и внутренним обликом. Внешне храм скуп и строг, внутри украшен фресковыми и мозаичными росписями на стенах.

Символизм храмового устройства прослеживается в многослойном символическом истолковании всего храмового пространства – как экстерьера, так и интерьера. Символическое осмысление церковного пространства: боковые стены – как символ Ветхого и Нового Завета, столбы и колонны как апостолы и пророки, несущие свод, порталы как преддверие рая. Росписи организовывали идеальную христианскую вселенную. Свет, проникающий в храмовое пространство, - это символ света христианского знания.

3. В основе принципов византийского изобразительного искусства лежит понятие «канон».

Византийским искусством была выработана строгая иконографическая система. Требование единства образа обусловлено представлением о единстве первообраза. В целом византийское искусство практически полностью сосредоточено на христианской тематике. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие каноны и жесткие традиции, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты.

Были выработаны постоянные иконографические схемы, отступать от которых строжайше запрещалось. Появилась система строгого расположения сюжетов по стенам храма, иллюстрирующая основные догматы христианства.

 

В Византийской империи излюбленным строительным материалом была плинфа, крупный и плоский обожженный кирпич размером ок. 35,5х35,5х5,1 см. При кладке использовался очень густой (с добавлением измельченной обожженной глины и толченого кирпича) раствор – цемянка, – что давало возможность делать швы равными кирпичу по толщине и при этом не опасаться за прочность кладки. Чтобы подкрепить конструкцию или усилить декоративный эффект, три-четыре ряда кирпичной кладки нередко перемежали рядом из тесаного камня или мрамора. Фасады не штукатурили.

Архитектурные детали – такие, как колонны, капители, вставные панели, решетки, облицовка стен, полы, – изготавливались из разных видов мрамора и из порфира. Все своды, а также верхнюю часть стен, как правило, покрывали роскошными цветными мозаиками из ценных стеклянных кубиков смальты, тщательно закрепленных в слое специально приготовленного раствора.

Своды и купола сооружали главным образом из кирпича, который укладывали рядами, причем так, чтобы каждый кирпич лежал своей плоской стороной на линии, исходящей из противолежащей точки основания свода, а не из его центра, в результате ряды становились не такими крутыми. Использование раствора повышенной вязкости делало необязательным возведение деревянных кружал, применявшихся римлянами. Этот раствор даже позволял, уложив ряд, не дожидаться окончательного схватывания и твердения, а начинать укладывать по нему следующий. В результате боковой распор значительно уменьшался и после завершения строительства купол приобретал характер монолита.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 67; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.