Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культовая архитектура




Архитектура раннего христианства была определена теологической программой. Церковь являла собой Небесный Иерусалим на земле, т.е. пространство-модель горнего мира. Внутренне пространство раннехристианской церкви символически представляло душевный мир верующего христианина. Это значение предопределило богатство оформления интерьера, символизировавшее наполненность духовным богатством, присутствие Бога в душе верующего. Экстерьер базилики соответствовал раскрытию визуальных понятий «тело - вместилище души», «плоть – оболочка и тюрьма души», что определило лаконизм конструктивных элементов внешнего облика, простоту декора. В соответствии с концепцией о двух градах – грешном Вавилоне и праведном Иерусалиме – стены церкви также несли миссию границы, преграды, охранявшей внутренний мир от влияния греховности окружающего пространства.

Основу храмообразования на первых этапах существования христианского мира составили традиции античной архитектуры. При выработке типа культовой постройки за основу были взяты традиции римских базилик, соединенные с некоторыми архитектурными формами античных, эллинистических и египетских сооружений.

 

Храмостроение IV-V вв. осуществлялось в пределах двух основных архитектурных типов – базиликальные и центрические сооружения.

Раннехристианская базилика представляла собой сооружение, прямоугольное в плане, вытянутое первоначально с востока на запад, а затем, с установлением архитектурного канона в V в. - с запада на восток (на Иерусалим). Здание было разделенно на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Здание возводилось над могилой святого мученика (криптой), выступавшего покровителем данной церкви, объектом притяжения верующих, эталоном христианина. Несколько функций сочетались в одном здании раннехристианской базиликальной церкви: поминовение, духовная ориентация рядового верующего на эталонного христианина, совместное моление, руководство процессом принятия верующими вести о нисходящей божественной благодати. Религиозную функцию базилики реализовывало последовательное прохождение следующих помещений: атрий, нартекс (в восточных базиликах), зал для собрания верующих, расчлененный рядами колонн (столбов) на три нефа, трансепт (поперечный неф), пресбитерий, апсида. Боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин). Перед апсидой, над криптой ставился алтарь. В раннехристианских базиликах трансепт непосредственно примыкал к апсидальному пространству, зачастую достаточно далеко выходил за пределы нефов. В результате план имел форму латинского креста.

Базиликальное культовое сооружение есть модель мироотношения, согласно которой божественное начало оказывает покровительство собранию верующих, поэтапно нисходя через окна, галереи и столпы нефов к общине молящихся, руководя их устремлением вперед – к алтарю, символизирующему собой точку жертвенного соприкосновения человека и Бога.

Центрический храм. Традиции центрических построек находятся в тесной связи с языческими образцами и в Риме, и на эллинистическом и Дальнем Востоке. Большую роль сыграли восточные архитектурные традиции возведения купольных сооружений. В центрической форме возводились мартирии, мавзолеи и баптистерии. Центрические постройки были небольших размеров, поскольку существовала зависимость между диаметром купола и общими размерами сооружения. Среди центрических сооружений этой эпохи выделяются круглые, четырех-, восьми-, десятиугольные и крестообразные постройки. Необходимую принадлежность центрической архитектуры составляют сводчатые потолки и купольные покрытия середины здания. В строительстве центрических сооружений существовали различия между западной и восточной традицией: в Древнем Риме актуальна была традиция возведения куполов на опорной системе круга и октогона, на Востоке – на квадратном основании.

Центрическое культовое сооружение есть модель мироотношения, согласно которой покровительство абсолютного начала, представленное куполом, определяет доминанту центростремительного, кругового, насыщенного созерцательностью движения, в котором человек мысленно останавливается в своем устремлении по земле и возносится душой своей к Духу. В мартириях и мавзолеях круговая система организации культовой постройки указывала на принадлежность усопших миру высшего Порядка и Гармонии. В баптистериях (крестильнях) купольная круговая организация являлась знаком вхождения тех, кто проходит обряд крещения, в божественный круг душевного бессмертия.

 

В начале VI в. появились синтезированный архитектурный тип, созданный на основе совмещения концепций купольного и базиликального сооружений – купольная базилика. Купольная базилика - продольная композиция, где в центре сооружения водружен купол, освещающий центральный неф базилики. При создании синтезированного типа было использовано восточное решение возведения купола на квадратном основании. Наличие четырех отдельно стоящих подкупольных опор устранило зависимость размеров здания от диаметров купола, что давало возможности создавать чрезвычайно обширные помещения, перекрытые куполом значительного диаметра. Увеличение ширины главного нефа и размещение конх на востоке и западе приближало все сооружение к центрическим композициям.

Купольная базилика в геометрическом плане представляла собой уравновешивание горизонтали базилики и вертикали купольной постройки: две оси встречались в центральной зоне главного нефа, потому обладавшей особой энергетикой. Здесь находилась кафедра – амвон, откуда слово Божие проповедником обращалось к верующим. Таким образом, в храме появился второй центр, помимо апсиды, и принципиальной стала гармония двух данных точек притяжения духовной энергетики храма. Выделенность амвона архитектурными средствами купольной системы стало визуальным проявлением осененности слова Божьего.

Купольные базилики имели купола преимущественно шлемовидной формы, что подчеркивало доминанту эманационного движения божественной энергии, растекающейся по системе полукуполов церкви-посредника на весь град земной. При синтезе базилики и центрического помещения произошло соединение обширного внутреннего пространства, собирающего верующих, и купольного эманационного потенциала. В результате реализовывался актуальный для ранневизантийского периода мировоззренческий принцип принятия неограниченно большого числа верующих в лоно христианства, собирания всего земного мира под божественный покров.

 

Храм Святой Софии в Константинополе, возведенный зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 532-537 гг., основан на традициях античного римского классицизма, актуализирует концепцию синтеза принципов архитектурных конструкций Пантеона и базилики Максенция и Константина. Система купола и полукуполов организует эманационную модель бытия, согласно которой божественная энергия покрывает своими истекающимися токами земное бытие – от высшей точки купола по стенам, по склону холма, к городу и ко всей византийской империи, становящейся землей обетованной.

Собор задуман как идеологический центр, который своим величием должен затмить римский Пантеон (до постройки собора Святого Петра в Риме он оставался самым большим храмом христианского мира). Длина 75 м, диаметр купола 31,5 м, ширина 72 м, высота – 57 м. Собор Святой Софии – «Премудрости Божией» выражал непостижимость восприятия Вселенной, воплощал идею могущества Византийской империи.

Собор Святой Софии – купольная базилика. Боковые нефы 2-хярусные. Центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом на парусах. Нагрузка от большого купола распределяется на четыре мощных пилона высотой 23 м. Огромное поперечное давление от купола гасится при помощи боковых сводов в два уровня и передается на стену. Восточные и западные арки поддерживаются полукуполами, каждый из полукуполов опирается на 3 арки полукруглые в плане.

Зодчие маскируют от зрителя четыре, несущих нагрузку от купола, массивных столба, добиваются зрительного эффекта нарастающих кверху и перетекающих друг в друга пространств. Купол кажется возносящимся при помощи полукуполов и парусов. В основании купола 40 окон, они создают впечатление, что чаша купола свободно парит над храмом, возникают мысли о господстве над миром «божественного начала».

В облицовке стен применялся цветной мрамор зеленых, розовых и фиолетовых оттенков. Капители колонн выполнены из белого мрамора. Стены и полы покрыты мозаиками. Внутреннюю поверхность купола византийские мастера покрыли золотой мозаикой, и потому все пространство храма освещено золотистым сиянием, созданным отраженным светом, попадающим через кольцо окон в основании купола.

Через 20 лет после торжественного освящения землетрясение повредило собор, в особенности купол; здание подпёрли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид, купол же сложили вновь, причём сделали его более возвышенным. В таком виде св. София просуществовала до завоевания Константинополя турками, которые обратили её в свою главную мечеть, закрыв мозаичные изображения на её стенах штукатуркой, уничтожив престол, алтарную преграду и прочие принадлежности христианского культа и обезобразив её наружность разными пристройками.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 91; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.