Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические воззрения и деятельность князя В.Ф. Одоевского




 

Актуальность исследования творчества выдающегося деятеля отечественной культуры, педагога, философа, поэта, писателя, историка и общественного деятеля В.Ф. Одоевского заключается в том, что в современной России проявляются кризисные явления в социальной, экономической, духовно-нравственной сферах и особенно в отечественном образовании. Рыночные отношения и процессы технологизации, негативное влияние массовой культуры разрушительно влияют на ценностные ориентации подрастающего поколения, которое все больше дистанцируется от фундаментальных ценностей российской духовности и культуры в целом.

Изучение вершин («акме») творчества В.Ф.Одоевского, осознание его вклада в решение социальных, культурных, педагогических, образовательных стратегий развития России может помочь решить проблемы интеграции и дифференциации, единства традиций и инновационных процессов в отечественной культуре, использования ее ценностей для социального воспитания и образования подрастающего поколения России.

Исследование процесса развития и становления педагогической и социально-акмеологической систем В.Ф. Одоевского позволяет определить закономерности, стратегии, принципы и методы воспитания подрастающего поколения России. Осмысление фундаментального наследия В.Ф. Одоевского невозможно без анализа его философских, социально-педагогических, музыковедческих, этнопедагогических трудов, использования акмеологического автобиографический метода, анализа документов того времени, герменевтического метода погружения и метода историзма. Особое значение имеет и факторный анализ, т.е. выявление объективных и субъективных факторов становления В.Ф. Одоевского как педагога, философа, поэта, писателя, историка и общественного деятеля.

Итак, Одоевский Владимир Федорович родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. Последний потомок старинного княжеского рода. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. Эта семья уже в себе отражает социальную дифференциацию России, где наряду с элитой (князьями и дворянами) существовали и крепостные крестьяне, что не могло не сказаться на воспитании В.Ф.Одоевского и его "индивидном" уровне развития.

В 1822 году В.Ф.Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион, где ранее обучались П.Вяземский и П.Чаадаев, Н. Муравьев и Н.Тургенев. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета философы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. Здесь мы можем отметить, что общение с этими выдающимися личностями оказало влияние на формирование ценностных ориентаций, идеалов и целостного мировоззрения В.Ф.Одоевского.

Важными вехами ("акме"- вершинами) в его жизненном пути (Воспитательном и Образовательном Маршруте (ВОМ) были: 1) служба цензурном в комитете министерства внутренних дел (с 1826 года); 2) составителе нового цензурного устава 1828 года; 3) службу в должностях библиотекаря, помощника директора Императорской публичной библиотеки (с 1846 года) и заведующий Румянцевским музеем, а так же сенатора (с 1861 года).

Эти вехи в жизнедеятельности В.Ф.Одоевского являются "вершинами" в становлении его как просветителя, первооткрывателя и хранителя национальных ценностей, просветителя нации, активного политического деятеля. Это характеризует его как истинного патриота Отечества и подлинного интеллигента.

Истинной политической и социальной зрелости, с точки зрения социальной акмеологии, невозможно достичь в одиночку, но лишь входя в социальные системы (СС), Образовательные Организации (ОО) обладающих высокими: 1) Творческим Потенциалом (ТП); 2) Творческой Готовностью (ТГ) к предстоящей образовательной деятельности; 3) Продуктивными Моделями Деятельности (ПМД). Хотя, по мнению Н.В.Кузьминой, системы деятельности СД), как и Образовательные Организации (ОО) делятся на: продуктивные, малопродуктивные и непродуктивные [1. С. 5].

После первых публикаций В.Ф.Одоевского в «Вестнике Европы» (1821) переводов с немецкого и "Письма к Лужницкому старцу" его лучшим другом до конца жизни стал А.С.Грибоедов. В начале 1820-х годов Одоевский участвовал в заседаниях «Вольного общества любителей российской словесности», где встречался с Ф.Глинкой, и входил в кружок переводчика и поэта С.Е.Раича, члена Союза благоденствия. Он сблизился с В.Кюхельбекером и Д.Веневитиновым, вместе с которым (и с будущим видным славянофилом И.Киреевским) в 1823 создал кружок «Общество любомудрия», оставшись его председателем более двух десятилетий.
В 1824–1825 В.Ф.Одоевский с В. Кюхельбекером издают альманах «Мнемозина» (опубликовано 4 книги), где печатаются, кроме самих издателей, А.С.Пушкин, Грибоедов, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков. Опубликованный в альманахе горестный этюд светских нравов «Елладий» В.Г.Белинский назвал «задумчивой повестью».

О высоком социально- деятельностном уровне развития В.Ф.Одоевского говорит тот факт, он осудил николаевскую расправу над декабристами и был готов безропотно разделить участь друзей-каторжников.

Важной вершиной в созидательной модели деятельности князя было то, что он создавал свой главный опыт в области художественной словесности – философский роман «Русские ночи», изданный в 1844 в составе трех томов. Роман представляет собой критическое осмысление немецкой философии. Он содержит основной вывод, актуальной для современной российской действительности, о том, что европейская мысль неспособна разрешить важнейшие вопросы российской жизни и всемирного бытия.

Решая дилемму и противопоставление традиции и инновации, отстаивая свои общественные и философские взгляды, Одоевский нередко вступал в полемику, как с западниками, так и со славянофилами. В письме лидеру славянофилов А.С.Хомякову (1845) он писал: «Странная моя судьба, для вас я западный прогрессист, для Петербурга – отъявленный старовер-мистик; это меня радует, ибо служит признаком, что я именно на том узком пути, который один ведет к истине».

Поддержкой традиционных ценностей русской культуры являются изданные в 1833 году«Пестрые сказки с красным словцом», собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою (это была словесная маска Одоевского до конца жизни), которые произвели чрезвычайное впечатление на Н.В.Гоголя и предвосхитили образность и тональность его Носа, Невского проспекта и Портрета. В 1834 отдельно опубликован «Городок в табакерке», одна из лучших во всей мировой словесности литературных сказок, ставшая непременным чтением русских детей.

Предвосхищением этнопедагогических исследований является издание в 1843 году «народного журнала», т.е. периодического сборника «Сельское чтение»: в 1843–1848 опубликованы 4 книги, переизданные (до 1864) 11 раз. По свидетельству В.Г.Белинского, В.Ф.Одоевский породил «целую литературу книг для простонародия». В статьях издания Одоевский под маской дяди (а позднее «дедушки») Иринея говорил о сложнейших вопросах простым народным языком, которым восхищался В.Даль. Из свершений Одоевского 1830-х годов надо отметить социально-педагогически направленную пьесу «Хорошее жалованье» (1838), где представлены сцены из чиновничьего быта, которые предвосхитили пьесы А.Н.Островского. В 1850–1860-х годах В.Ф.Одоевский занимается историей и теорией «исконной великоросской музыки»: впоследствии публикуются его работы «К вопросу о древнерусском песнопении» (1861) и «Русская, и так называемая общая музыка» (1867).Это еще раз показывает акмеологичность, фундаментальность социально-деятельностного и созидательно-творческого уровней его "акме". Именно фундаментальная наука дает толчек к развитию других наук, направлений и видов профессиональной деятельности.

Вызывает восхищение также то, В.Ф.Одоевский определил полиэтническую, а не мультикультурную стратегию развития российской и всей западноевропейской цивилизации. Хотя его считали поборником официозной «народности», он пишет: «Народность – одна из наследственных болезней, которою умирает народ, если не подновит своей крови духовным и физическим сближением с другими народами». в это самое время, значительный сановник и князь-Рюрикович был занят составлением исторического исследования о царствовании Александра II «О России во второй половине XIX века». Таким образом, органическим, в духе в немецкого философа Ф.В.Й. Шеллинга, он проповедовал необходимость приобщения российской культуры к европейской.

В.Ф.Одоевский умер в Москве 27 февраля (11 марта) 1869. Но, с точки зрения акмеологии, помимо физиологического, психологического, есть "акмеологический" возраст, когда открытия и достижения ушедшего из жизни остаются востребованными и служат развитию общества, государства, образовательных организаций и подрастающего поколения в целом.

Литература.

1. "Акме" Н.В.Кузьминой//Акмеология: методология, методы, т технология. Материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Нины Васильевны Кузьминой, - М.: 1998. - 232 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 79; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.