Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Партнерское взаимодействие с позиций транзактного анализа




Принцип партнерства в деловом общении

Общение как взаимодействие.

Партнерское взаимодействие

Взаимодействие собеседников – это важная составляющая общения; участники общения воздействуют друг на друга, вызывая ответную реакцию. что делает их поведение взаимозависимым.

Поведение каждой из взаимодействующих сторон выступает и как причина действий другой, и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Один из участников общения воздействует на другого, в ответ возникает реакция, которая часто описывается терминами действия («он на меня давит», «мне пришлось поддаться»).

В современной деловой культуре в качестве основы поведения провозглашен принцип партнерства, позволяющий сделать общение конструктивным и продуктивным.

 

Партнерское общениедоброжелательное общение в равной степени уважающих друг друга собеседников, признающих ценность личности другого человека, учитывающих его интересы и потребности, уверенных в состоятельности и способности собеседника к успешным действиям,.

 

Восприятие другого человека как партнера создает позитивный психологический климат и способствует более быстрому решению профессиональных задач.

Учет интересов и потребностей собеседника – это не абстрактный принцип, и не эпизодическое внимание к собеседнику, а правило, которым необходимо пользоваться постоянно, в каждый момент общения.


Согласно этой теории в структуре личности каждого человека можно выделить три основных состояния, условно названные «Родитель», «Взрослый» и «Дитя», которые связаны с выполнением определенных психологических функций. В специальной литературе их объединяют под названием «эго-состояния». Позиции участников общения и характер их взаимодействия зависят от тех эго-состояний, в которых они находятся в момент общения.

Сравнительная характеристика эго-состояний

Эго-состояние Психологическое содержание и функции
  РОДИТЕЛЬ   Накопление опыта, правил поведения Память, традиционное видение мира, забота о сохранении человеческого рода, культурных и семейных традиций Выполнение роли родителя, старшего Установки, эмоции и модели поведения, скопированные у родителей и других значимых старших лиц
  ВЗРОСЛЫЙ   Обращено к реальной действительности, направлено на объективную и рациональную оценку ситуации Человек реагирует на ситуацию «здесь и теперь» Позволяет использовать соответствующие возрасту интеллектуальные и эмоциональные ресурсы Способы решения проблемы, модели поведения и чувства адекватны реальной ситуации
  ДИТЯ   Установки, эмоции и поведение, усвоенные в детстве Мир эмоций и чувств: иррациональные страхи, тревога, грусть, гнев, страсти, подчинение, бунт, радость, нежность, любовь, чувство прекрасного Спонтанность, креативность, игра воображения, творческий порыв, интуиция

 


Примеры часто встречающихся транзакций

       
 
   
– Сколько можно просить тебя звонить, когда задерживаешься! – Что я – маленькая? Все приходят домой не раньше двенадцати.
 

 


а)

       
 
   
– Почему ты не подготовил свою часть презентации вовремя? Опять кто-то должен за тебя это делать! – Во-первых, смени тон, а во-вторых – ты мне не начальник, не командуй.
 

 

 


б)

       
 
   
– Я не могу утвердить отчет, у меня есть ряд замечаний. В тексте отмечены разделы, которые освещены неполно. – Хорошо, мы доработаем эти разделы и представим окончательный вариант через два дня.
 

 


в)

       
 
   
 

 


г)

 

Элементарный акт общения – «транзакция» – изображается стрелкой.


В качестве эталона делового стиля поведения выступает транзакция типа «Взрослый – Взрослый»

Использование состояния «Взрослый» предполагает рациональный подход к решению возникающих проблем, адекватное реагирование на ситуацию «здесь и теперь». Это состояние связано с обменом информацией и ведением переговоров. Транзакции типа «Взрослый-Взрослый» обеспечивают равноправные позиции собеседников и поддерживают процесс общения.

Эго-состояние «Родитель» связано с доминированием в разговоре, что противоречит представлением о партнерском взаимодействии и может вызвать защитную реакцию собеседника; человек в этом состоянии скорее обращен к прошлому опыту, чем к текущей ситуации, что снижает объективность восприятия и лишает гибкости.

В состоянии «Дитя» мы воспринимаем ситуацию скорее эмоционально и реагируем спонтанно, используя детские стереотипы поведения. При этом человек чувствует себя зависимым, и либо подчиняется собеседнику, либо протестует против навязываемых правил взаимодействия. Такой рисунок поведения не может быть моделью профессионального поведения успешного менеджера.

 

Задание 6.

1) Присти три примера поведения участников взаимодействия, не совместимого с понятием партнерского общения.

2) Привести по три примера взаимодействий, соответствующих каждой из четырех схем (см. пособие – использование модели транзактного анализа).

3) Пояснить преимущества модели взаимодействия «Взрослый» - «Взрослый» и трудности, возникающие при ее реализации.


Модель уверенного поведениякак основа корректного делового стиля

Деловое общение отличается своей целенаправленностью, т.е. собеседники имеют собственные цели и интересы и высоко мотивированы на их реализацию. Если их интересы и взгляды совпадают, проблем не возникает, а вот в случае их расхождения или противоречивости встает вопрос о выборе линии поведения.

Ниже приведена классификация видов поведения в зависимости от отношения к другому человеку.

 

 


Неуверенное поведение направлено на удовлетворение интересов другого человека, который в этом случае находится в выигрыше. Страдает само действующее лицо, поскольку его потребности, цели и интересы оказываются нереализованными.

Последствия использования неуверенного поведения:

· низкая результативность, невозможность решения собственных задач;

· недовольство собой, повышенное эмоциональное напряжение;

· скованность и излишняя закрытость в общении, мешающая установлению контакта;

· отрицательное влияние на имидж.

Агрессивное поведение – такое поведение, при котором наносится какой-либо ущерб другому человеку и это делается осознанно. Агрессивное поведение в данном случае не является самоцелью, а служит инструментом достижения своих целей, но это происходит за счет ущемления интересов другого человека.

Агрессивная модель взаимодействия имеет отрицательные последствия:

· снижение уровня доверия между взаимодействующими сторонами, риск разрушения деловых отношений и сотрудничества;

· возможность провоцирования ответной агрессии;

· постепенное утверждение агрессивного поведения как нормы.

Модель уверенного поведения предполагает взаимное уважение, уверенность в благожелательности собеседника и его способности действовать на равных, позволяет успешно отстаивать свои интересы, не нанося ущерба личности собеседника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 89; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.