Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность поведения.




Основные этапы коммуникации и проблемы, возникающие при передаче информации

На каждом из последовательных этапов обмена информацией происходит определенное ее преобразование, при этом смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.

1. Зарождение идеи. Возможен неправильный выбор идеи для передачи, если получатель не способен ее воспринять и использовать, или реакция на данную информацию не соответствует целям отправителя.

2. Кодирование сообщения и выбор канала – превращение идеи в сообщение происходит при кодировании с использованием символов - вербальных и невербальных средств общения. Возможно неполное или неточное преобразование идеи в сообщение, использование языка (системы символов), недоступного получателю, выбор канала передачи сообщения, несоответствующего языка кодирования, выбор канала, неудобного для восприятия получателем информации.

При передаче речевого сообщения используются два способа кодирования: письменный текст или устное сообщение. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Тип сообщения Преимущества Недостатки
Письменное сообщение Документированность Возможность многократного обращения к сообщению для его декодирования У отправителя нет возможности оперативно контролировать правильность приема сообщения
Устное сообщение У отправителя есть возможность оперативно контролировать правильность приема сообщения Сообщение не сохраняется (без дополнительных мер); должно быть декодировано оперативно

 

3. Передача сообщения. Именно эту физическую передачу сообщения многие и принимают за процесс коммуникации. Возможны физические помехи, затрудняющие передачу сообщения.

4. Декодирование сообщения – перевод символов отправителя в мысли получателя. Возможно неполное или неточное восприятие сообщения, неточная его интерпретация, приписывание сообщению иного смысла, чем тот, который вкладывал отправитель.


Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы для передачи информации использует речь, при такой передаче сообщение меньше всего теряет смысл. Речь приобретает значение только при включении в деятельность, а само это включение обязательно дополняется употреблением других – неречевых – знаковых систем.

Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы:

· Оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика)

· Пара- и экстралингвистическую (Качество голоса, его диапазон, тональность, интонации; темп речи, паузы, другие вкрапления в речи. Все эти приемы увеличивают семантически значимую информацию)

· Организацию пространства и времени коммуникативного процесса выступает также как особая знаковая система, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации

· Визуальный контакт

 

Невербальные средства общения играют большую вспомогательную, а иногда самостоятельную роль в коммуникативном процессе. Они могут не только усилить вербальное сообщение, но и придать ему особый смысл, выявить намерения участников и другую скрытую информацию.

Именно поэтому правила делового этикета уделяют особое внимание невербальной стороне коммуникации.

 

Конгруэнтность поведения – совпадение смысла речевых высказываний
и сопровождающих их невербальных проявлений (жестов, позы, мимики, движений глаз).

 

Конгруэнтность поведения – важнейшее условие эффективного общения, установления доверия и взаимопонимания. Неконгруэнтное поведение не только вызывает настороженность, но и создает дополнительные барьеры при обмене информацией.


 

Задание 4

1) Пояснить, в чем разница между тремя аспектами общения: восприятием, взаимодействием и коммуникацией

2) Объяснить, для чего нужно понимать структуру процесса коммуникации

3) Указать возможные причины ошибок при передаче и приеме информации (коммуникативных барьеров), привести по 3 примера возникновения ошибок восприятия, связанных с факторами статуса, привлекательности и «отношения ко мне»

4) Привести примеры коммуникативных барьеров, с которыми вы сталкивались при общении с другими людьми.

5) Указать, какие из невербальных сигналов для вас наиболее важны при общении.

6) Привести примеры конгруэнтного и неконгруэнтного поведения человека; сопоставить восприятие его партнером по общению

При выполнении задания использовать пособие

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.