Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие №1. Сенсорно-перцептивные процессы познания мира




МОДУЛЬ II. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПО МОДУЛЮ I

1. Опорные схемы и таблицы.

2. Тематические кроссворды, ребусы, буклеты.

3. Мультимедийные презентации по темам Модуля I, а также дополнительным темам:

- Выдающиеся отечественные психологи и физиологи: Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, Б.М. Ломов, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский, Г.И. Челпанов.

- Игра как вид деятельности человека.

- Учение как вид деятельности человека.

- Труд как вид деятельности человека.

- Индивидуальный стиль деятельности человека.

 

 

1. Чувственное познание мира. Понятие ощущения.

2. Психофизиологические исследования природы ощущений.

3. Количественные и качественные свойства ощущений.

4. Классификация ощущений.

5. Понятие восприятия. Сущностные особенности восприятия.

6. Классификация видов восприятия (по основной модальности и по форме существования материи).

Основные понятия:

1 вопрос: понятие познания, диалектическое понимание процесса познания в отечественной психологии; взаимосвязь чувственного абстрактного познания; чувственное познание как исходная форма познания мира; взаимосвязь ощущения и восприятия; понятие ощущения, основания разграничения ощущений и восприятия;

2 вопрос: понятие сенсорной системы; принципы организации сенсорной системы: многослойность, многоканальность, наличие «сенсорных воронок», дифференциация по горизонтали и вертикали; операции сенсорной системы с сенсорными сигналами: обнаружение и различение сигналов, передача и преобразование сигналов, кодирование и декодирование сигналов, опознание образов; рецептор, его особенности и виды; новизна как универсальный критерий существенной информации; рецептивное и проекционное поле, нервная сеть; полисенсорная «схема мира»; рецепторная и рефлекторная теории ощущений; взаимосвязь сенсорики и моторики;

3 вопрос: психофизика и методы измерения ощущений (прямой и косвенный); минимальный (абсолютный) порог ощущений и абсолютная чувствительность анализатора; верхний абсолютный порог ощущений; значение нижнего и верхнего порогов ощущений в жизнедеятельности человека; относительная (разностная) чувствительность; абсолютный и релятивный порог различения, основной психофизический закон М. Вебера; закон Вебера-Фехнера; основные формы изменения чувствительности органов чувств: адаптация и сенсибилизация; практическое применение психофизических исследований в различных областях знания; качественные свойства ощущений: модальность, качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация;

4 вопрос: классификации ощущений по систематическому и генетическому принципу; систематическая (модальностная) классификация: экстероцептивные ощущения, контактные ощущения (вкусовые, температурные, тактильные, осязательные) и дистантные ощущения (зрительные, вкусовые, обонятельные, вибрационная чувствительность); интероцептивные ощущения (органические, боли); проприоцептивные ощущения: равновесия, движения; взаимодействие ощущений, синестезия; структурно-генетическая классификация ощущений: протопатическая и эпикритическая чувствительность; проблема интермодальной родственности ощущений;

5 вопрос: проблема перехода от ощущений к восприятию; основные положения гештальтпсихологии на природу восприятия; гештальт, транспозиция гештальта; закон прегнантности; факторы гештальта: близости, сходства, общей судьбы, диспозиции, или принцип установки, внутренней принадлежности, замкнутости, расположения, опыта, или привычки; диалектико-материалистическое понимание восприятия и его сущностные особенности: развитие восприятия и развитие общественной практики; сложный и активный характер восприятия; перцептивная деятельность человека и основные действия восприятия предмета; предметность и осмысленность восприятия; предмет и содержание восприятия; роль пространственных характеристик предмета в процессе восприятия; восприятие и слово; константность и ортоскопичность восприятия; подвижность и управляемость восприятия; автономность восприятия по отношению к изменяющимся потребностям действия; условия развития воспринимающей деятельности человека;

6 вопрос: принципы классификации видов восприятия: по ведущей модальности и по форме существования материи; виды восприятия по ведущей модальности: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое; виды восприятия по форме существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

Литература для подготовки

Обязательная:

Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115

Дополнительная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 164-199; 200-233.

2. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 3. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 688 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15273. - ЭБС «IPRbooks».

3. Общая психология. Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 704 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15277. - ЭБС «IPRbooks».

4. Общая психология. Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 2. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 592 c. -Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15278. - ЭБС «IPRbooks».

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. – 464 с. – С. 83-94.

Литература для углубленного изучения:

1. Козлова А.В. и др. Индивидуальные различия в восприятии времени // Вопросы психологии. – 2009. – №6. – С. 91-96.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Академия, 2010. – 511 с. – С. 117-149; 150-228.

3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – 320 с. – С. 96-120; 121-164.

4. Психология ощущений и восприятия: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2009. – 692 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. –
С. 177-225; 225-255.

6. Сидоров-Дорсо А.В. Современные исследования синестезии естественного развития // Вопросы психологии. – 2013. – №4. – С. 147-157.

7. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, СПб: Питер, 2004. – 413 с. –
С. 172-197; 197-225.

Задания для самостоятельной работы к занятию №1

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1.1 Основным источником наших знаний о внешнем мире являются _______.

1.2 Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет _______ характер.

1.3 В ощущениях отражаются отдельные свойства вещей и предметов, а восприятие даёт их _____ _____.

1.4 Процесс восприятия требует _____ из комплекса воздействующих признаков ____ признаков с одновременным ______ от ______ признаков.

1.5 Полное восприятие предмета – результат сложной ____ – ____ деятельности мозга, выделяющей _____, тормозящей ____ признаки и комбинирующей воспринимаемые детали в единое осмысленное целое.

 

Задание 2. Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примерах:

2.1 При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого.

2.2 Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков.

2.3 Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины?

 

Задание 3. Выделите особенности, характерные для восприятия:

А. Этот психический процесс включает в себя моторный компонент.

Б. Это отражение отдельных свойств предмета.

В. Этот процесс представляет собой систему специальных психических действий, и овладение ими требует обучения и практики.

Г. Эта способность складывается в течение всей жизни.

Д. Эта способность дана с рождения.

Е. Этот процесс требует работы нескольких анализаторов.

Ж. Этот процесс связан с мышлением

 

Задание 4. Верны ли следующие утверждения? Почему? Ответ аргументируйте с точки зрения современного понимания сущности и свойств восприятия.

4.1 Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне.

4.2 Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам.

4.3 Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени видим то, во что верим.

4.4 Процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга.

4.5 У всех животных и человека способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.

4.6 Наше восприятие предметов всё время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим.

4.7 Если розу никто не нюхает, то она и не пахнет. А если в зеркало никто не смотрится, то в нем ничего и не отражается.

 

Задание для самопознания и саморазвития «Я познаю себя»

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева

Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр. Для определения ведущей сенсорной системы вам предлагается данная методика.

Инструкция: Внимательно п рочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если вы согласны с данным утверждением, и знак «-», если не согласны. Старайтесь отвечать быстро, не задумывайтесь долго над ответами. Помните, что правильных или не правильных ответов не существует – вы выражаете свое мнение.

Вопросы теста:

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Люблю ходить в сауну.

5. В автомашине цвет для меня имеет значение.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Внешнему виду придаю серьезное значение.

9. Мне нравится принимать массаж.

10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Люблю читать во время еды.

15. Люблю поговорить по телефону.

16. У меня есть склонность к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После плохого дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.

27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобную обувь.

31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.

32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Люблю слушать, когда говорят.

35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия – это интересно.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

 

Обработка данных. Произведите обработку данных совместно с преподавателем, заполнив представленную ниже таблицу. На основе принятой в данном опроснике интерпретации полученных результатов, сделайте для себя выводы и наметьте возможные перспективы усиления сильных сторон и нивелирования недостатков доминирующей у вас перцептивной модальности.

 

Тип доминирующей перцептивной модальности Баллы Уровень
Визуальный канал    
Аудиальный канал    
Кинестетический канал    
Смешанный тип    

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.