Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 2. Память и воображение как познавательные процессы




1. Память: понятие, физиологические основы и основные характеристики.

2. Виды памяти. Критерии классификации видов памяти.

3. Процессы памяти. Условия успешного запоминания и сохранения информации.

4. Воображение: понятие, физиологические основы и основные характеристики.

5. Виды (типы) воображения.

6. Механизмы создания образов воображения.

Основные понятия:

1 вопрос: понятие представления, его основные характеристики и функции; представление как переход от сенсорно-перцептивных процессов к понятиям; типы представлений: представления памяти и представления воображения; память и мнестическая деятельность; физиологические основы памяти; механизмы памяти, понятие ассоциации; виды ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрасту, по смыслу; характеристики памяти: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненного материала;

2 вопрос: проблема классификации видов памяти человека в психологической науке; виды памяти в соответствии с запоминаемым материалом: двигательная, эмоциональная, образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), вербальная (словесно-логическая или семантическая); виды памяти по продолжительности запоминаемого материала: сенсорная, кратковременная, промежуточная, долговременная (закрытая и с сознательным доступом), оперативная; виды памяти по характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная;

3 вопрос: процессы памяти; понятие запоминания; виды запоминания (произвольное-непроизвольное, механическое-осмысленное); факторы осмысленного и прочного запоминания: выделение в материале главных мыслей и группирование их в виде плана, выделение смысловых опорных пунктов, нахождение сходства и различия, конкретизация материала, особенности использования метода повторения (учет легкости и трудности материала, активность повторения, распределение повторения по времени), использование метода воспроизведения, комбинированный характер запоминания; узнавание и воспроизведение, общее и отличительное; припоминание как наиболее активная форма воспроизведения; приемы припоминания забытого материала: преодоление чувства неуверенности, сопоставление воспоминаний с другими «эффект края», актуализация внимания к материалу; понятие забывания; особенности процесса забывания: неравномерность протекания во времени, явление реминисценции, взаимосвязь забывания с интересом к деятельности, легкостью-трудностью деятельности, характером заучивания, «закон Рибо», «эффект Зейнгарник»; объективные (характер материала, количество материала, окружающая обстановка) и субъективные (тип запоминания, предшествующий опыт, установка личности, интерес, состояние организма) факторы продуктивности памяти;

4 вопрос: понятие воображения, его основные функции; физиологические основы воображения; характеристики воображения: неразрывная связь с памятью и мышлением, переработка отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности, взаимосвязь с эмоциональными переживаниями, реализацией волевых действий и регуляцией органических процессов и движений;

5 вопрос: проблема классификации видов (типов) воображения в психологической науке; виды (типы) воображения по степени волевых усилий: преднамеренное, непреднамеренное; виды (типы) воображения по степени активности: активное, пассивное; виды (типы) преднамеренного активного воображения: воссоздающее, творческое, мечта; значение мечты в жизнедеятельности человека; виды (типы) непреднамеренного пассивного воображения: грезы, сон, дремота; реалистическое и фантастическое воображение;

6 вопрос: приемы создания образов воображения: анализ, абстрагирование, синтез, типы синтезирования новых образов: агглютинация, гиперболизация, типизация, заострение, схематизация; приемы развития воображения: рассказы и сочинения по картинкам, рисование иллюстраций к текстам, мысленное путешествие по географической карте, путешествие в прошлое с описанием, чтение художественной литературы.

Литература для подготовки

Обязательная:

Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115

Дополнительная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 234-246; 247-282; 283-297.

2. Общая психология. Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 3. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 616 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15279. -ЭБС «IPRbooks».

3. Общая психология. Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 4. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 640 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15280. -ЭБС «IPRbooks».

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. – 464 с. – С. 99-111; 133-136.

Литература для углубленного изучения:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творчества в контексте теории деятельности // Вопросы психологии. – 2013. – №3. – С. 101-106.

2. Еременко В.И. Воспоминание и знание как функционально независимые мнемические явления // Вопросы психологии. – 2006. – №6. – С. 64-73.

3. Китаев-Смык Л.А. Факторы напряженности творческого процесса // Вопросы психологии. – 2007. – №3. – С. 69-82.

4. Кузнецова Д.А., Ковязина М.С. Непроизвольное запоминание и межполушарное взаимодействие // Вопросы психологии. – 2012.- №2. – С. 142-152.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Академия, 2010. – 511 с. – С. 276-324.

6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – 320 с. – С. 192-234.

7. Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2008. – 656 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. – С. 256-294; 295-308.

9. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, СПб: Питер, 2004. – 413 с. – С. 226-288; 368-403.

Задания для самостоятельной работы к занятию №2

Задание 1. Составьте кластер по теме «Память как психический познавательный процесс».

Примечания: Кластер – прием графической систематизации материала (автор американец Гудлат). Прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди («грозди винограда»).

 

Задание 2. Напишите аргументированное эссе на тему «Роль мечты в жизнедеятельности человека».

Примечания: Эссе – прозаичное сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, с ним связанные. Аргументированное эссе позволяет автору выбрать определенную позицию в отношении рассматриваемого вопроса и последовательно доказать свою правоту. Схема выполнения аргументированного эссе.

1. Введение: вводное утверждение (вопрос, цитаты, статистические данные, случай из личного опыта, пример реальный или гипотетический и т.п.), которое вводит в проблему, привлекает внимание.

2. Основная часть: а) главное утверждение – тезис, который отражает центральную идею, мнение, - то положение, которое вы планируете доказать; б) аргументация, поддерживающая авторскую позицию; в) контраргументация и её критический анализ, позволяющий убедительно доказать авторскую позицию.

3. Заключение: заключительное утверждение (повторное формулирование основного тезиса, синтез аргументации, а также вероятностное будущее вопроса).

 

Задание 3. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.

 

Задание 4. Определите вид памяти.

4.1 При печатании на пишущей машинке, как только буква напечатана, человек тут же забывает её, чтобы перейти к следующей.

4.2 Старушка всю жизнь помнит о своей первой любви.

4.3 Ожидая на остановке автобус № 665, человек помнит номер других, прошедших до «своего», автобусов, но, дождавшись, тут же выбрасывает их из памяти.

 

Задание 5. Проанализируйте следующие высказывания с точки зрения современной психологии памяти.

5.1 Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным (С. Джонсон).

5.2 Память – это то, с помощью чего мы забываем (А. Чейз).

5.3 То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти (Вольтер).

5.4 Без памяти человек перестаёт быть личностью.

 

Задание 6. Определите вид воображения.

6.1 Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы.

6.2 Создание образов желаемого будущего.

6.3 Создание образа происходит на основе словесного описания, восприятия изображения в виде картин, карт, схем.

6.4 Самостоятельное создание новых образов, реализующихся в оригинальных продуктах деятельности.

6.5 Фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.

 

Задание 7. Какие приёмы воображения использованы при создании названных образов?

7.1 В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры, сфинксы, драконы и др.

7.2 Беседуя о создании литературных образов, А.М. Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут какого-нибудь определённого человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т. д….» Он советовал молодым писателям: «Если вы описываете лавочника, то надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе – тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе – арзамасского попа».

7.3 «А то свищет соловей, да по-соловьиному, он кричит – злодей, разбойник – по-звериному, и от его ли то посвисту соловьего, и от его ли то от покрику звериного, то все травушки-муравушки уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей, то все мертвы лежат» («Илья Муромец и Соловей разбойник»).

 

Задание 8. Прокомментируйте следующие афоризмы с точки зрения современного понимания сущности и основных характеристик воображения.

8.1 Безумцы прокладывают пути, по которым следом пойдут рассудительные (Досси).

8.2 Поскольку воображение создало мир, оно правит им (Бодлер).

8.3 Воображение рисует, разум сравнивает, вкус отбирает, талант исполняет (Левис).

8.4 Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног (Жубер).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.