Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 5. Понятие и основные виды эмоциональных переживаний личности




1. Эмоциональное реагирование: понятие, основные характеристики, компоненты и уровни.

2. Понятие, функции и основные виды эмоций человека.

3. Аффект как вид эмоциональной реакции.

4. Настроение как эмоциональное состояние личности.

5. Чувства: понятие, основные характеристики и виды.

6. Стресс: понятие, механизмы возникновения и основные характеристики.

7. Практические аспекты регуляции эмоциональных состояний.

Основные понятия:

1 вопрос: эмоциональная сфера личности, эмоциональное реагирование; основные характеристики эмоционального реагирования: наличие знака, влияние на поведение и деятельность, интенсивность, длительность, предметность; уровни эмоционального реагирования: элементарные чувствования, разнообразные предметные чувства, обобщенные мировоззренческие чувства; компоненты эмоционального реагирования: импрессивный, физиологический и экспрессивный; филогенетические аспекты эмоционального реагирования, отличия эмоционального реагирования человека от животных; виды эмоционального реагирования;

2 вопрос: эмоциональный тон ощущений и впечатлений, механизмы их возникновения; понятие эмоции, эмоция как реакция на ситуацию и событие; отличия эмоций от эмоционального тона ощущений; основные характеристики эмоций: реакция на ситуацию, заблаговременная реакция на ситуацию, дифференцированная оценка разных ситуаций, механизм адекватной подготовки к ситуации, механизм закрепления опыта человека; функции эмоций: регуляторная, отражательная, сигнальная, стимулирующая, подкрепляющая, переключательная, приспособительская, коммуникативная; проблема классификации эмоций в психологической науке; первичные (базисные) и вторичные эмоции, характеристики базовых эмоций; виды эмоций по К. Изарду: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, вина, стыд, интерес; значение эмоций в жизнедеятельности человека;

3 вопрос: понятие аффекта; особенности аффекта; закон развития аффекта; характеристики аффекта: быстрота возникновения, высокая интенсивность, кратковременность, бурное выражение, безотчетность, диффузность; условия регуляции аффекта: особенности эмоциональной сферы личности, уровень развития волевых качеств личности, особенности организма, тип ВНД, особенности семейного воспитания (самовоспитания);

4 вопрос: понятие настроения, особенности настроения: длительность существования, слабая интенсивность и предметность, близость к неосознаваемым психическим явлениям, закрепление в качестве устойчивой черты личности, влияние на эффективность деятельности, взаимосвязь с самооценкой и уровнем притязаний человека; структура настроения: регулятивный, эмоциональный, когнитивный, мотивационный компоненты и физическое самочувствие;

5 вопрос: понятие чувств, соотношение эмоций и чувств; отличия эмоций от чувств; признаки чувств: предельная предметность и конкретность, связь с социальной сферой, максимальная представленность в сознании, наличие определенного внешнего проявления, длительность существования, культурно-исторический характер происхождения, индивидуальный характер; виды чувств: нравственные, интеллектуальные, эстетические; амбивалентность чувств; значение чувств;

6 вопрос: понятие стресса; физиологические механизмы стресса; особенности стресса: самостоятельное явление и как вид эмоционального состояния, крайняя неустойчивость, взаимосвязь с процессом адаптации человека к окружающей среде, определенные условия возникновения; виды стресса: системный (физиологический), психический (информационный, эмоциональный); фазы стресса: тревога, резистенция (стабилизация), истощение, эустресс; неконструктивные и конструктивные способы преодоления стресса;

7 вопрос: физиологический и социально-психологический уровни регуляции эмоциональных состояний; характеристики личности, определяющие успешность регуляции эмоциональных состояний: уровень нервно-психической устойчивости, самооценка личности, социальная референтность, уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственная ориентация, ориентация на требования социального окружения; практические аспекты регуляции эмоциональных состояний: осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей, правильный выбор момента для принятия решения и реализации плана, ослабление мотивации, правильная оценка значимости происходящего события, заранее подготовленные стратегии отступления, переоценка ситуации по принципу «не очень-то и хотелось», активизация чувства юмора, умение извлечь что-то положительное даже из неудачи, спокойная реакция на неудачу по принципу «могло быть и хуже».

Литература для подготовки

Обязательная:

Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115

Дополнительная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 392-415; 456-468.

2. Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 1. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. – Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013.-608 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15274. - ЭБС «IPRbooks».

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. – 464 с. – С. 316-332.

 

 

Литература для углубленного изучения:

1. Бардышевская М.К. Уровневая модель развития аффективно-поведенческих комплексов // Вопросы психологии. – 2012.- №3. – С. 68-77.

2. Березина Т.Н. Взаимосвязь базовых запахов и базовых эмоций // Вопросы психологии. – 2012. – №4. – С. 106-116.

3. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

5. Ковалевская О.Б. и др. Тоска как ядерный аффект: опыт структурно-психологического анализа // Вопросы психологии. – 2012.- №5. – С. 62-72.

6. Конопкин О.А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. – 2006.- №3. – С. 38-48.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Академия, 2010. – 511 с. – С. 461-478.

8. Линде Н.Д. Гнев, подавленный гнев и его коррекция в эмоционально-образной терапии // Вопросы психологии. – 2008.- №2. – С. 160-173.

9. Подпругина В.В., Блинникова И.В. Исследование представлений об эмоциях посредством рисуночных тестов // Вопросы психологии. – 2012. – №3. – С.134-142.

10. Психология мотивации и эмоций: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М.: АСТ, 2000. – 704 с.

11. Прихидько А.И. Проблема эмоций в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. – 2009.- №1. – С. 141-152.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. –
С. 551-586.

13. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, СПб: Питер, 2004. – 413 с. – С. 91-119.

Задания для самостоятельной работы к занятию №5

Задание 1. Определите эмоции на представленных ниже изображениях.

       
   

 


1._______________ _________________ 2. ______________ ______________

 

 
 

3. _______________ _________________ 4 _______________ ______________

5 _______________ ________________ 6 _______________ ______________

Задание 2. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце. Укажите принцип построения аналогии.

ОБРАЗЕЦ: НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС: ОБЪЕКТИВНОЕ

Чувство: ______ (духовное, субъективное, материальное, нервный процесс).

ОБРАЗЕЦ: ЛИЧНОСТЬ: САМОСОЗНАНИЕ

Чувство: ______ (субъект, отношение, настроение, желание, воля, мотивация).

 

Задание 3. Прокомментируйте следующие положения. С какими из них можно согласиться, а с какими нельзя и почему?

3.1 Эмоции – двухуровневый процесс, включающий субъективное переживание (чувственный тон образов восприятия) и внешнее выражение.

3.2 Чувства как эмоциональные отношения человека к окружающему миру в конечном итоге детерминируются этим миром.

3.3 Разум всегда способен взять верх над эмоциями.

3.4 Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.

3.5 Под воздействием эмоций нарастает продуктивность деятельности.

3.6 Эмоции нужны для приспособления к окружающей среде.

 

Задание 4. Определите эмоциональное переживание.

4.1 Устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее деятельность человека и выражающееся во всех его проявлениях.

4.2 Эмоциональное переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности.

4.3 Сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание, связанное с непреодолимой силой потребности.

4.4 Сильное и относительно кратковременное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта обстоятельств.

4.5 Слабо выраженное эмоциональное состояние, сопровождающее возникающие ощущения.

 

Задание 5. Соотнесите фазы мыслительного процесса и интеллектуальные эмоции.

Фазы мышления: постановка проблемы, формирование догадки, первичная проверка, принятие догадки.

Интеллектуальные эмоции: догадка; стремление проникнуть в суть проблемы; динамика сомнения – уверенности; удивление; радость открытия истины; удовлетворение от получения знаний, от умственной работы.

 

Задание для самопознания и саморазвития «Я познаю себя»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.