Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 6. Воля и волевые качества личности




1. Понятие и структура волевого действия человека.

2. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.

Основные понятия:

1 вопрос: произвольные и непроизвольные действия человека, воля; функции воли: активизирующая и тормозная; четыре варианта проявления воли: легкий мир, трудный мир, легкий внешний мир и сложный внутренний мир человека, трудный внешний мир и легкий внутренний мир человека, трудный внешний и сложный внутренний мир человека; признаки волевого поведения: сознательность, связь с преодолением внешних и внутренних препятствий, осознанность действий, связь с мыслительной деятельностью и чувствами; мотивы волевых действий; простые волевые действия, сложные волевые действия; структура волевого акта: осознание цели действия, принятие решения, исполнение решения; борьба мотивов; особенности этапа исполнения решения: связь с временем исполнения, с определенным сроком, планирование путей достижения поставленной цели, наличие сознательного волевого усилия; факторы, определяющие интенсивность волевых усилий: мировоззрение личности, моральная устойчивость, уровень самоуправления и самоорганизации;

2 вопрос: волевые качества личности: терпеливость, упорство, упрямство, самообладание, выдержка, целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, негативизм, решительность, смелость, импульсивность, последовательность; условия формирования воли и волевых качеств личности: отсутствие стремления всегда и во всем угождать ребёнку, отсутствие стремления делать за ребёнка то, чему он должен научиться, активизация самостоятельности ребёнка, разъяснение целесообразности действий и требований, требование к непреклонному осуществлению принятых решений, формирование сознательной дисциплины (соблюдение режима дня, составление четкого рабочего расписания, обязательное достижение поставленной цели, самоанализа поступков и совершенных действий, физическое воспитание и спорт), личность авторитетного взрослого, коллектив с атмосферой высокой требовательности друг к другу.

Литература для подготовки

Обязательная:

Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115

Дополнительная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 373-391.

2. Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 2. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 664 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15275. -ЭБС «IPRbooks».

 

Литература для углубленного изучения:

1. Иванников В.А. и др. Место понятия «воля» в современной психологии // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 15-23.

2. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Академия, 2010. – 511 с. – С. 479-489.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. –
С. 587-612.

5. Серова О.Е. Проблема воли в психолого-педагогическом наследии В.М. Экземплярского // Вопросы психологии. – 2011. – №3. – С. 145-153.

6. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, СПб: Питер, 2004. – 413 с. – С. 127-165.

7. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии. – 2006. – №1. – С. 169-178.

8. Шляпников В.Н. Понятие воли в рамках модели практической занятости человека // Вопросы психологии. – 2006. – №6. – С. 147-154.

Задания для самостоятельной работы к занятию №6

Задание 1. Ниже вам предлагаются «Правила для развития воли», сформулированные великим русским писателем Л.Н. Толстым. Представьте себе, что вы состоите с ним в личной переписке. Как человек, сведущий в психологии, вы, конечно же, вступили с ним в полемику по поводу предлагаемых им правил. Обозначьте ваши основные позиции по данному вопросу и напишите небольшое сочинение-размышление на тему: «Я согласен (-сна) с Л.Н. Толстым, но…..».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.